Рабочая программа учебного модуля Мастерская Деда Мороза. 1- 2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного модуля « Мастерская Деде Мороза» для первого и второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованияё Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской программы Лутцевой Е.А, «Технология. Ступеньки к мастерству»,- М.: «Вента –Граф», 2014 год.
Рабочая программа художественно- эстетического направления и рассчитана для детей первого и второго класса. При обучении используется режим групповых занятий. Объединяются учащиеся по интересам к конкретным видам практической трудовой деятельности.
Актуальность программы
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания. Проблема развития познавательной самостоятельности учащегося в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия познавательного потенциала учащихся.
В соответствии с требованиями ФГОС, с учетом пожелания родителей и интересов учащихся, разработана модель внеурочной деятельности по художественно – эстетическому направлению. Содержание программы является продолжением изучения смежных предметных областей – «Изобразительное искусство» и «Технологии» в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бумагопластика. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;
- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы.
Цель программы: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи программы:
овладеть начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
накопить опыт практической деятельности по созданию поделок;
владеть способами планирования и организации досуговой деятельности;
использовать навыки творческого сотрудничества;
изготовление ёлочных игрушек , гирлянд, поделок и аппликаций на тему «Зима»из бумаги, картона , пластилина и бросового материала;
воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд;
правильное использование цветовой гаммы;
уважительное отношение к результатам труда.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, то есть на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только «под диктовку» учителя по принципу «делай как я», выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя «работу ума с работой рук», а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
В программе интегрируется и содержание предмета «Изобразительное искусство». В целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, младшие школьники осваивают эстетику труда.
Место учебного модуля в учебном плане
На изучение учебного модуля «Мастерская деда Мороза» в первом и втором классах отводится 14 часов.
Сроки реализации программы
Срок реализации программы- 2 учебная четверть.
Планируемые результаты:
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий. Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса, актового зала.
Календарно- тематическое планирование
№п/п
Дата проведения
Количество часов
Тема
Вид контроля
1
Объёмная фигура «Звезда».
Самостоятельна работа
1
Ёлочная гирлянда. Новогоднее украшение для класса.
Групповая работа
1
Техника «Оригами»- «Дед Мороз».
Самостоятельна работа
1
Открытка «Ёлочка».
Самостоятельна работа
1
Техника «Оригами»- «Снеговик».
Самостоятельна работа
1
«Дед Мороз» из ладошек.
Групповая работа
1
Объёмная снежинка.
Самостоятельна работа
1
«Кот и заяц»- поделка из ватных дисков.
Самостоятельна работа
1
Аппликация «Овечки».
Самостоятельна работа
1
«Избушка»- поделка из ватных палочек.
Работа по подгруппам
1
«Овечка»- лепка из пластина.
Самостоятельна работа
1
«Снеговик».
Самостоятельна работа
1
Ёлочная игрушка «Ангелочек».
Самостоятельна работа
1
Открытка «С Новым годом!». Выставка детских работ.
Самостоятельна работа/ Выставка
Всего:
14 часов
Список используемой литературы
«Технология. Ступеньки к мастерству», Лутцева Е.А, 2014 год
Н.С.Ворончихин, «Сделай сам из бумаги», 2011 год
Т.М. Геронимус, «Работаем с удовольствием», 2013 год
С.И.Гудилина , «Чудеса своими руками», 2010 год
А.М.Гукасова , «Рукоделие в начальных классах», 2012 год
М.А.Гусакова , «Аппликация», 2013 год
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415
15