Статья по математике на тему СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ФГОС
В начальной школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение математическим языком станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.
- освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики - вести поиск информации ( фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; Использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами, решение задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.
- воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
В пояснительной записке в примерной программе по математике, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования в требованиях к уровню подготовки учеников, оканчивающих начальную школу, в разделе, что должны знать, понимать и уметь ученики в результате изучения математики указано выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста.
Формирование навыков устного счёта занимает особое место в начальной школе и является одной из главных задач обучения математики на этом этапе. Именно в первые годы обучения закладываются основные приёмы устных вычислений, которые активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают у детей память, речь, культуру мысли, сообразительность, нахождение рациональных путей решения, ясное понимание связи теории с практикой, уверенность в своих силах, способность воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции. . Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устных упражнений – они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им
Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов устных вычислений остается необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов. Поэтому учителю начальных классов надо обращать внимание на устный счет с того момента, когда учащиеся приходят в первый класс. Умело поставленный и систематически проводимый устный счет развивает у учащихся способность быстро и безошибочно производить разнообразные устные вычисления.
Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Материал для этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого внимания, памяти. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.
При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь не нужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков, и особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по возможности, должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям, рисункам на доске, плакатам, к использованию ИКТ (презентации).
. Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:
1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия объяснения учителя.
2. Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3. Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала
4. Повышение познавательного интереса.
При проведении устного счета учителю надо придерживается следующих требований: Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
Задания должны быть разнообразными, предлагаемые задачи не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими». Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее. . К устному счету должны привлекаться все ученики.
При проведении устного счета должны быть продуманы критерии оценки (поощрение).
Из всего вышесказанного, следует актуальность задачи разработки стратегии применения разного вида упражнений устного счета, для лучшего усвоения нового материала и закреплении пройденного материала.
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Ниже приведем их основные виды:
Нахождение значений математических выражений
Сравнение математических выражений
Решение уравнений
Решение задач
.
Существуют различные формы восприятия информации:
беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память;
зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске или экране, при его наличии с использованием документ-камеры, счеты, ) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений;
комбинированный.
А также:
обратная связь (отображения ответов с помощью сигнальных карточек).
задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)
упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).
Разнообразие и комбинирование различных видов устных упражнений возбуждают интерес у детей, активизируют их мыслительную деятельность, что приводит к лучшему усвоению нового и закреплению пройденного раннее материала.
Слайд 1. Нахождение значений математических выражений.
Имеется много вариантов выполнения этих упражнений. Назначение таких упражнений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки.
Слайд 2.Сравнение математических выражений.
Могут быть заданы два выражения и надо установить: равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше. Назначение таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, неравенствах; выработке вычислительных навыков.
Слайд 3. Решение уравнений.
Могут предлагаться различные уравнения, как самые простейшие (Х+5=10), так и более сложные (Х-9=51-6) Уравнение можно предлагать в разных формах: из какого числа надо вычесть 26, чтобы получить 40? решение уравнения х · 7 = 63; найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25 Иван задумал число, умножил его на 5 и получил 125. Какое число задумал Иван? Задумайте число от 1 до 10, прибавьте к нему 1, еще 1, отнимите 1, еще 1, прибавьте 1. Теперь скажите результат, а я скажу сколько вы задумали. (Для отгадывания нужно из результата вычесть 2. Если остаётся время, то можно предложить учащимся разгадать фокус) Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.Слайд 4)Решение задач.
Для устной работы предлагаю и простые, и составные задачи. Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.
5) Дидактические игры.
- дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме.
Примеры дидактических игр:
Слайд 5 - «Составим поезд» (1 класс) Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из последующего. На основе использования этой игры полагается считать число вагонов слева направо и справа налево, и учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного вагона и не сосчитать его дважды.
Слайд 6 - «Забей мяч в корзину» (2-3 классы) На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду дается задание составить за определенное время как можно больше примеров с данным ответом на умножение (деление). Первый ряд с ответом 24, второй - с ответом 27 и третий - 36. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражений с разным ответом
Слайд 7- Математическое лото (4 класс)
Перед уроком ученикам раздаются карточки с ответами. В ходе урока учащимся задаются теоретические вопросы. Тот ученик, у кого находится карточка с ответом, поднимает руку и зачитывает его. Так в течении 3-5 минут учащиеся ежедневно повторяют теоретический материал по математике.
Слайд 8 - Задачи в стихах (1-4 классы)
Один из любимых видов работ учащихся на устном счете:
- Три песца в норе дремали, Пять пришли, их растолкали И предложили на обед По семь котлет. Я спрошу у умных деток: Сколько съедено котлеток? * * * С неба звездочка упала, В гости к детям забежала. Две кричат во след за ней: «Не за будь своих друзей!» Сколько ярких звезд пропало, С неба звездного упало? * * * Четыре спелых грушиНа веточке качалось Две груши снял Павлуша, А сколько груш осталось? * * * Зайцы по лесу бежали, Волчьи следы по дороге считали. Стая большая волков здесь прошла, Каждая лапа в снегу их видна. Оставили волки сто двадцать следов. Сколько, скажите, здесь было волков?
На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.
Сейчас уже никто не может себе представить современный процесс обучения без новых информационных технологий, которые делают его проще, интереснее, увлекательнее (ИКТ, презентации, электронные приложения к учебникам, использование интерактивных досок для создания разнообразных заданий, сама доска может являться средством подачи материала. На ней можно чертить, рисовать, строить, выделять, увеличивать и уменьшать фигуры, удалять и снова воспроизводить. Дети с интересом работают с доской. Их привлекают динамика, яркость, разнообразие сюжетов. Первоклассники и четвероклассники быстро осваивают клавиатуру интерактивной доски, что создает предпосылки для дальнейшей успешной работы. Интерактивная доска представляет собой большое подспорье учителю в наши дни, когда выпускаются учебники с электронными приложениями, которые можно эффективно использовать, как наглядный материал. Но проблема заключается в том, что умение использовать интерактивную доску приходит к учителю постепенно. А в целом, технологические навыки, с каждым годом будут всё больше помогать педагогам в реализации ФГОС.
Еще одна проблема возникает у учителей на уроке – нехватка времени. Для расширения и углубления математических представлений можно использовать внеурочную деятельность в соответствии с компонентом вариативной части базисного учебного плана.
Слайд 9. Игра «Следствие ведут колобки»
Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления и развития личностных качеств ребенка. На мой взгляд, вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это - важнейшее условие сознательного усвоения материала.