Активизация познавательной деятельности младших школьников при формировании вычислительных навыков
Муниципальное общеобразовательное учреждение:
средняя общеобразовательная школа
п. Красноленинский
Активизация познавательной деятельности младших школьников при формировании вычислительных навыков
Учитель начальных классов
Иванова Анастасия Юрьевна
п. Красноленинский 2014
В 1-м классе в течение года на уроках математики проводится работа над формированием вычислительных навыков в пределах десяти. Перед учителями встаёт вопрос, как сделать привычную и, казалось бы, однообразную работу интересной и увлекательной. “Шестилетки”, обладая огромной энергией, стремлением к знаниям, не имеют того трудолюбия, усидчивости, внимания, которые так необходимы педагогу для организации учебного процесса. Именно это и заставляет учителей постоянно придумывать что-то новое, совершенствовать уже известное. Присутствие в вычислительных упражнениях элемента занимательности, игры, догадки, сообразительности, использование интересного наглядного материала – вот те основные приёмы активизации познавательной деятельности, реализация которых позволит решить в практике обучения и задачу формирования прочных вычислительных навыков, и задачу развития познавательных способностей учащихся.
Опираясь на свой опыт работы, хочу предложить некоторые приёмы, которые позволят учителю решить многие проблемы: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину.
На первых уроках, когда дети только начинают писать цифры, готовлю индивидуальные карточки с заданиями, в изготовлении которых помогают родители. Решая примеры, дети соединяют шарики, грибы, письма с цифрами на числовой прямой. Индивидуальной работе предшествует фронтальная работа у доски.
Интересно проходит игра “Помоги почтальону Печкину”, идея которой взята из работ А.Зака. Почтальону необходимо отнести письмо из дома А в дом И. Домики связывают дорожки, но почтальон может идти только по тем дорожкам, которые соединяют дома, где живут примеры с разными (одинаковыми) ответами. “География” расположения домов разнообразна.
После выполнения фронтальной работы на определённом этапе детям предлагаются индивидуальные карточки.
Задание типа “Тучка” дети готовят на перемене сами. На уроке вписываем в тучку примеры с определённым ответом.
Хорошим помощником в проведении устного счёта является игра “Молчанка”, использование которой на уроках традиционно. Предлагаю свои варианты подобных заданий.
Традиционные перфокарты связываю с известными детям литературными персонажами, героями мультфильмов, весёлыми человечками. Выполнение таких заданий сопровождается эмоциональным откликом детей. К изготовлению перфокарт я привлекала своих ребят-третьеклассников, которые эту работу выполняли с огромным интересом.
Задания “Ладошки” и “Морские животные” дети придумали сами. Необходимо найти сумму чисел, записанных на ладони, и чисел, предлагаемых медузой, раком, морской звездой. Числа подбираются таким образом, чтобы дети имели возможность найти удобный способ выполнения задания.
Задания вычислительного характера сопровождаю игровыми сюжетами и рисунками. Например:
Кеша в недоумении, он не знает, как выполнить задание. Помогите ему!
Пятачок собрался в гости к Пуху, но ему надо успеть решить примеры. Помогите ему!
Джерри с этим заданием уже справился, а вы справитесь?
Лесной человек впервые встретился с подобным заданием. Объясни ему ход его выполнения.
Решив примеры, ты узнаешь, сколько яиц снесёт курочка.
Для раскрашивания детям предлагаются герои известных мультфильмов, сказок, забавные сюжеты. Задания отличаются разнообразием формы и содержания, составлены в соответствии с программным материалом.
Интересное применение на уроках математики мы нашли настольным играм-ходилкам, в которых количество передвижений по карте игры определяется кубиком. Мы же используем ответ решённого примера, который ребёнок достаёт из конверта наугад. Главное в игре – дать ответ быстро, иначе ход пропускается. Как правило, подобные игры использую на этапе закрепления материала на итоговых уроках.
В первом классе учителем даётся установка на запоминание состава чисел в пределах 10. В дальнейшем от него зависит формирование навыка сложения и вычитания в пределах 20. Одним из этапов работы над составом чисел предлагаю использовать математические кроссворды. Они напоминают примеры с пропущенными числами, которые мы называем “примеры с “окошком”. Первоначально в процессе устного счёта использую простые кроссворды для осознания детьми принципа выполнения задания, затем более сложные выполняются детьми самостоятельно, так как вынесение их на доску представляет сложность. Разнообразие форм кроссвордов, разных уровней сложности позволяет длительное время поддерживать интерес к выполнению данного вида работы.
Элементы занимательности и новизны, игры, встречи с любимыми героями, несложные, но интересные наглядные пособия вызывают у детей чувство удивления, радости, интерес к работе. Ученики чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и вместе с учителем добиваются высоких результатов.
15