Коррекционно-развивающее занятие на материале сказки Колобок для учащихся 2 класса
Профессиональный конкурс работников образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ ИТЕРНЕТ-КОНКУРС
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
(2013/14 учебный год)
____________________________________________________________________
ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа № 33 города Ставрополя»
Номинация конкурса: Коррекционная и специальная педагогикаКоррекционно-развивающее занятие
на материале сказки «Колобок»
для учащихся 2 класса
Автор: Чернобаева Ольга Владимировна педагог-психолог высшей категории ГКС(К)ОУ № 33 города Ставрополя.
Место выполнения работы: ГКС(К)ОУ № 33 города Ставрополя,
ул. Маяковского, 16.
Ставрополь, 2014
Цель: развитие познавательной активности, целенаправленности мыслительного процесса.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую моторику;
- развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание;
- развивать навыки обобщения и группировки;
- активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический строй и навыки связной речи.
Образовательные:
- развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
- закрепить понятия: вправо, влево, вверх, вниз.
Воспитательные:
- воспитывать способность подчинять свои действия инструкции;
- воспитывать взаимопонимание, доброжелательное отношение к окружающим;
- совершенствовать навыки общения.
Оборудование:
- светильник-костер;
- мягкие модуль-куб и шар с наклеенными глазами, ртом и носом;
- тактильные дорожки;
- пуфики-груши;
- раздаточный материал к д/и «Собери тарелочки»;
- раздаточный материал к упражнению «Нарисуй по точкам»;
- две корзины, карточки с названиями овощей и фруктов;
- дидактическое пособие «Лабиринт» с героями сказки «Колобок»;
- карточки к упражнению «Колобки».
Ход занятия:
1 этап: организационный
Психолог: Здравствуйте, ребята, а вы хотите попасть в сказку? (ответы детей) А как нам туда попасть?
«По дорожкам вы идите, костерок волшебный найдите, он вам и поможет» (дети ходят по сенсорным дорожкам, находят «волшебный костерок»)
Психолог: Когда к волшебному костру подходит добрый человек, он начинает светиться и передает ему часть волшебной силы. Если подойти к костру, протянуть над ним руки, но не дотрагиваться до него, закрыть глаза, то можно попасть в сказку. Давайте тихонечко подойдем к Волшебному костру, встанем так, чтобы не мешать друг другу, закроем глаза и попадем в сказку. Глубоко вздохните, выдохните, вот мы и в сказке, только в какой?
(Психолог выставляет перед детьми мягкий модуль желтого цвета с наклеенными глазами, ртом и носом).
Психолог: Ребята это кто? (ответы детей)
Колобок: Здравствуйте, я Колобок, румяный, круглый бок!
Психолог: Что-то не так? Почему вы смеетесь? (ответы детей) Все ясно, Колобок такой не бывает, он решил над нами подшутить. Мы точно знаем что Колобок…(ответы детей) круглый, катится.
(появляется настоящий Колобок)
2 этап: мотивационный
Психолог: Совершенно верно, ребята, вот это – Колобок! Ребята, Колобок у нас очень активный, веселый и любознательный, он приглашает нас в свою сказку, пойдем? Колобок любит шутки, игры и сказки. А еще ему нравится отгадывать загадки и решать задачки. Колобок попросил меня рассказать сказку, да не простую, а такую, в которой будут встречаться разные задания. Поможете Колобку их решить?
Психолог: Давайте вспомним, как появился Колобок? (ответы детей) Замесила бабка тесто… Давайте и мы с вами поучимся месить тесто, нам это пригодится в будущем.
(Дети «месят» тесто из пуфиков-груш).
Психолог: Я пузырюсь и пыхчу,
жить в квашне я не хочу,
надоела мне квашня,
посадите в печь меня!
Игра «Невидимка»
Дети соединяют ладошки. Ведущий говорит: «Представьте себе, что у вас в руках маленький шарик. Покатайте его между ладонями. Шарик растет, раздвигает ладони. Шарик стал еще больше, больше… Настоящий колобок!» Далее дети имитируют действия: посадили в печь, отряхнули руки.
3 этап: практический
Психолог: Давайте вспомним сказку: «Испекла старуха Колобок и положила на окно студиться. Надоело Колобку лежать: он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол, да к двери, прыг с крыльца и укатился за ворота». Вот так Колобок убежал от дедушки и бабушки, а когда скатился с окна, разбил у бабушки несколько тарелок, нам надо помочь, склеить эти тарелочки.
Д\И «Собери тарелочку» (Приложение 1)
Дети собирают круги разного размера и цвета, разделенные на 3-6 частей. Психолог благодарит детей за помощь.
Психолог: Кто первый повстречался на пути у Колобка? (ответы детей)
Летом шубку серую, А зимой белую Носит попрыгайчик - Боязливый… (зайчик).
Зайчик в нашей сказке не стал есть Колобка, а приготовил вам задание.
Упражнение «Нарисуй по точкам» (Приложение 2).
Ребята! Нарисуйте картинку, соединяя точки по порядку. Скажите: Что получилось?
Психолог: Отправляемся дальше вместе с Колобком. Кого следующего повстречал Колобок? (ответы детей)
На собаку он похож.
Зубы острые, как нож.
На луну повыл и смолк-
На охоту вышел … (волк).
Психолог: Волк не стал есть нашего колобка, а решил проверить ваши знания, игру для вас придумал, которая называется «Четвертый лишний».
Катился Колобок по дорожке в лесу, а вокруг видимо-невидимо ягод...
Какие ягоды мог увидеть Колобок в лесу? (дети: землянику, малину, чернику) А какая ягода здесь лишняя?
Каких животных он мог встретить в лесу?
Каких птиц он мог встретить в лесу?
Какие деревья растут в лесу?
Назовите съедобные грибы?
Какие цветы увидел Колобок в лесу?
Психолог: Кого следующего повстречал Колобок? (ответы детей)
Большой, коричневый, лохматый,Неуклюжий, косолапый,Любит громко пореветь,А зовут его… (медведь).
Медведь тоже не стал есть нашего Колобка, а предлагает вам поиграть в игру «Собери урожай» (Приложение 3).
Динамическая пауза
Ребята! Соберите фрукты в одну корзину, а овощи в другую.
А сейчас, ребята, выполним упражнение для наших глаз:
Девочки и мальчики дружно отдыхают, глазками моргают,
Девочки и мальчики дружно отдыхают, глазки ладонями своими закрывают.
Девочки и мальчики тихо отдыхают, глазки свои зажмуривают,а потом их открывают.
Глазки отдыхают, веки закрывают, пальчики их гладят и ласкают.
Мы немного отдохнули, и снова отправляемся в путь вместе с Колобком.
Психолог: Кого далее повстречал Колобок? (ответы детей)
Вот так рыжая плутовка,След свой заметает ловко!Кур таскать большая мастерица,А зовут её… (лисица).
Психолог: Какая лиса в сказке, расскажите про нее (ответы детей). Покажите, какая она. Дети имитируют внешние признаки, повадки лисы.Психолог обращает внимание на плакат, где собрались все герои сказки, предлагает детям попрощаться с героями, пройти по лабиринту пальчиком.
Упражнение «Пространственная ориентировка» (Приложение 4)
Расскажите лисе, как колобок катился по дороге, используя слова: «направо», «налево», «вверх», «вниз».
4 этап: рефлексивный
Психолог раздает карточки к упражнению «Колобки» (Приложение 5).
Психолог: Вот портрет нашего веселого Колобка. (Привлечь внимание детей к верхнему рисунку).
Наш Колобок решил поиграть в прятки. Отыщите его среди других колобков и заключите нужный рисунок в рамочку. (Обратить внимание детей на отдельные детали рисунков).
Психолог: А теперь возьмите цветные карандаши и раскрасьте оба портрета одинаково (дети выполняют задание).Молодцы, ребята!
Вот вы и помогли колобку не попасть лисе на обед.Как вы думаете, колобку понравилось то, как вы ему помогали?А, что больше всего понравилось вам?
А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Молодцы. Спасибо вам, ребята.
Список литературы
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М.Р. - ПИТЕР, 2002
Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники». - Ростов-на-Дону «Феникс», 2008
Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе», 2005
Семенака С.И. «Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе», 2006
Тукачёва С. «Коррекционно-развивающие занятия 3-4 класс», 2004
Шарохина В.Л. «Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе», 2005
Интернет-ресурсы
Газета «Школьный психолог»
Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
«Мир Психологии» - http://psychology.net.ru
«Педагогическая библиотека» - http://www.pedlih.rti
«Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http:// festival. I september.ru
Приложение 1
Д\И «Собери тарелочку»
22345651428750002005965148590000453390285750000
Приложение 2
Упражнение «Нарисуй по точкам»
Рис.1 Заяц (задание для I подгруппы)
Рис.2 Заяц (задание для II подгруппы)
Приложение 3
Игра «Собери урожай»
Приложение 4
Упражнение «Пространственная ориентировка»
Приложение 5
Упражнение «Колобки»