Дидактические игры по УМК Говорим по — татарски
-864982-55872500 289623546164500Дидактик уен “Бу кем? – Это кто?”
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).
Цель: Закрепить названия членов семьи и прилагательные.
Тәрбияче: Бу кем?(Это кто?)
Бала: Әти.(Папа)
Тәрбияче: Бу кем?(Это кто?)
Бала: Әни, (бабай, әби, әти, кыз, малай).(Мама,( дедушка,бабушка,девочка, мальчик)).
Тәрбияче: Әни нинди?(Мама какая?)
Бала: Әни зур, матур, чиста, әйбәт.(Мама большая, красивая,чистая, хорошая)
-86487026225500
2630788569392800Дидактик уен
“Нәрсә юк? - Чего нет?”
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).
Цель: закрепить названия игрушек ,развивать память, умение правильно отвечать на вопросы.
Тәрбияче: Нәрсә юк?(Чего нет?)
Бала: Эт (песи, туп, курчак, куян, аю). (Собаки(кошки, мячика.куклы,зайца медведя)).
Тәрбияче: Нәрсә юк? ?(Чего нет?)
Бала: Эт юк.(Собаки нет)
-888224-56204700232219057691000Дидактик уен “Бу нәрсә? – Это что?”
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).
Цель: Закрепить названия продуктов питания, правильно подбирать прилагательные продолжать развивиат интерес к татарскому языку.
Тәрбияче: Бу нәрсә?(Это что?)
Бала:Чәй (сөт, ипи, алма).Чай(молоко, хлеб, яблоко).
Тәрбияче: Сөт нинди?(Молоко какое?)
Бала:Сөт тәмле.(Молоко вкусное).
Тәрбияче: Бу нәрсә?(Это что?)
Бала: Эт (песи, туп, курчак, куян, аю). Собака(кошка, мяч, заяц, медведь).
Тәрбияче: Эт нинди?(Собака какая?)
Бала: Эт зур,(кечкенә) матур, әйбәт,чиста, (пычрак).Собака большая, (маленькая, красивая. Хорошая, чистая(грязная).
-958215-54038500Дидактик уен “Әйе – Юк.”
244411551181000к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми, у детей “маски”).
Цель: Закрепить названия и смысловые понятия членов семьи.
Тәрбияче: Әни? (Мама?)
Бала: Әйе.(Да).
Тәрбияче: Әти? (Папа?)
Бала: Юк.(Нет).
Саша: Малай? (мальчик?)
Бала: Юк.(Нет).
Маша: Кыз? (Девочка?)
Бала: Әйе.(Да).
Коля: Песи? (Кошка?)
Бала: Әйе.(Да).
-96180131921800
2692400557022000Дидактик уен “Әйе – Юк.”
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми, т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают, у детей “маски”)
Цель: закрепить названия и смысловые понятия членов семьи.
Тәрбияче: Син Коля? (Ты Коля?)
Коля: Әйе. Мин Коля.(Да. Я Коля).
Тәрбияче: Коля, син кыз? (әби,бабай, әти, әни).(Коля, ты девочка(бабаушка, дедушка, папа, мама))?
Коля: Юк, мин малай. (Нет, я мальчик).
Тәрбияче: Оля, син кыз?(Оля, ты девочка?)
Оля: Әйе, мин кыз. (Да, я девочка)
Тәрбияче:Юля, син әби?(Юля, ты бабаушка?)
Юля: Әйе, мин әби.(Да, я бабушка).
-900026-45685400Дидактик уен “Уйна! – Играй!”
239795034750700к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми. Дети дарят свои “игрушки” персонажу).
Цель: закрепить названия игрушек, умение правильными словами передавать их друг другу.
Саша: Мә, туп уйна!(На, мячик, играй!)
Маша: Мә, курчак уйна!(На, кукулу, играй!)
Лена: Мә, зур песи уйна!(На, большую кошку,играй)
Коля: Мә, кечкенә аю уйна!(На, маленькую мишку, играй!)
Миша: Мә, куян уйна!(На, зайку, играй!)
Даша: Мә, эт уйна!(На, собаку, играй!)
Оля: Мә, машина уйна!(На, машину, играй!)
-89217531051500
Дидактик уен
2266950551624500“Бир әле – Дай пожалуйста.”
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми. Дети спрашивают “игрушки”, дарят персонажу).
Цель: Закрепит названия игрушек, правильно подобрать им прилагательные, продолжать развивиат интерес к татарскому языку.
Саша: Аю (куян, эт, песи, курчак, машина, туп) бир әле.(Мишку(зайку, собаку, куклу, машину, мяч) дай пожалуйста).
Тәрбияче: Нинди аю!((Какую мишку?) зайку, собаку, куклу, машину, мяч)Саша: Зур, матур, чиста, әйбәт аю.(Большую, красивую, чистую, хорошую)
Тәрбияче:Мә зур, матур, чиста, әйбәт аю.(На, большую, красивую, чистую, хорошую мишку).
-682570-4417940024110952730500Дидактик уен
“Бир әле – Дай пожалуйста.”
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).
Цель: Продолжать учить отвечать на вопросы, правильно составляя предложения.
Саша: Алма бир әле.(Яблоко дай пожалуйста)
Тәрбияче:Нинди алма!(Какое яблоко?)
Саша: Тәмле алма.(Вкусное яблоко).
Тәрбияче: Мә тәмле алма.(На, вкусное яблоко).
Саша: Рәхмәт.(Спасибо).
-8572504762500
Дидактик уен
2292350534860500“ Ничә? – Сколько?”
к проекту «Минем өем»
(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).
Цель: Закрепит счет , продолжать учить правильно отвечать на вопросы.
Тәрбияче: Ничә алма?(Сколько яблок?)
Бала: Бер (ике, өч, дүрт, биш,) алма.( Один (две, три, четыре, пять) яблок).
Тәрбияче: Мә бер алма.(На одно яблоко)
Бала: Рәхмәт.(Спасибо).
Тәрбияче: Ничә куян?(Сколько зайцев)?
Бала: Биш куян.(Пять зайцев).
Тәрбияче: Мә биш куян.(На пять зайцев).
Бала: Рәхмәт.(Спасибо).
227266518034000-921109-40203800
Дидактик уен
“Ничә? – Сколько?"
к проекту «Минем өем»
(диалог по картинкам между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: продолжать развивиат интерес к татарскому языку, закрепить счет.
Тәрбияче: Бер?(Один?)
Бала: Әйе, бер.(Да, один)
Тәрбияче: Өч?(Три?)
Бала: Юк, дүрт.(Нет, четыре).
Бер–один, ике–два, өч–три, дүрт–четыре, биш–пять.
-84455017526000
Дидактик уен
“Кем юк? – Кого нет?”
к проекту «Минем өем» 2444750550100500
(диалог между воспитателем и детьми т.к. дети 4-5 лет друг-другу вопросы не задают).
Цель: Продолжать учить правильно отвечать на вопросы.
Тәрбияче: Кем юк?(Кого нет?)
Бала: Әти (әни, кыз, малай).(Папы(мамы, девочки, мальчика)).
Тәрбияче: Кем юк?(Кого нет?)
Бала: Әни юк.(Мамы нет)
-854357-62977900Дидактик уен
“Бу нәрсә? Нинди? Ничә? – Это что? Какой? Сколько?”
2661285119761000к проекту «Уйный – уйный үсәбез»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: закрепить слова, продолжать учить составлять диалог.
Маша: Бу нәрсә?(Это что?)
Саша: Бу кишер (суган, бәрәңге, кыяр, кәбестә,алма).(Это морковь(лук, капуста, яблоко))
Маша: Нинди кишер?(Какая морковь?)
Саша: Тәмле (баллы), зур (кечкенә), чиста (пычрак) кишер.(Вкусная (сладкая), большая (маленькая),чистая (грязная).
Маша: Ничә кишер?(Сколько моркови?)
Саша: Бер ( ике, өч, дүрт, биш, алты, җиде,сигез, тугыз, ун) кишер. (Один (два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять) моркови.
Дидактик уен
246253046228000-979805-63119000“Бу нәрсә? Нинди? – Это что? Какой?”
к проекту «Уйный – уйный үсәбез»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: закрепить слова, продолжать учить составлять диалог.
Акбай: Бу нәрсә? (Это что?)
Мияу: Бу туп (куян, курчак, машина, аю, эт, песи).(Это мяч(заяц, кукла, машина, медведь, собака, кошка)).
Акбай: Нинди туп?(Какой мяч?)
Мияу: Кечкенә (зур) туп (куян, курчак, машина, аю, эт, песи).((Маленький( большой) мяч(заяц, кукла, машина, медведь, собака, кошка)).
-9913062963400Дидактик уен
“Бу нәрсә? Нинди? – Это что? Какой?”
к проекту «Уйный – уйный үсәбез»
2616200615251500(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: закрепить слова, продолжать учить составлять диалог.
Акбай: Бу нәрсә?(Это что?)
Оля: Суган.(Лук).
Акбай: Суган нинди?(лук какой?)
Оля: Кечкенә.(Маленький).
б)Мияу: Бу нәрсә?(Это что?)
Коля: Бәрәңге.(Картофель)
Мияу: Бәрәңге нинди?(Картофель какая?)
Коля: Зур(Большая)
-888224-59591200Дидактик уен
237871043370500“Нәрсә кирәк? –Что надо?”(Магазин)
к проекту «Уйный – уйный үсәбез»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: Продолжать развивать интерес к татарскому языку, помогать выйти на общение , используя знакомые слова.
а) – Коля, нәрсә кирәк?(Коля,что надо)?
- Бәрәңге кирәк.(Картошка нужна).
- Мә, бәрәңге.(На, картошка).
- Рәхмәт.(Спасибо).
б) – Оля, нәрсә кирәк?(Оля, чего надо?)
- Алма кирәк.( Яблоко надо).
- Нинди алма?(Какое яблоко?)
- Яшел алма.(Зелёное яблоко).
- Мә, яшел алма.(На, зелёное яблоко).
- Рәхмәт.(Спасибо)
-888224-53946800Дидактик уен
“Нәрсә кирәк? –Что надо?”(Магазин игрушек)
208244899652800к проекту «Уйный – уйный үсәбез»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: Продолжать развивать интерес к татарскому языку.
Малай: Исәнме, Мияу.(Здравствуй, Мияу.)
Кыз: Исәнме, Акбай.(Здравствуй, Акбай)
Малай:Нәрсә кирәк?(Что надо?)
Кыз:Туп кирәк.(Мяч нужен).
Малай: Нинди туп?(Какой мяч?)
Кыз: Зур (кечкенә, матур, чиста, пычрак, әйбәт) туп.Большой( маленький, красивый, чистый, грязный, хороший) мяч.
Малай: Мә, зур , матур, чиста, әйбәт туп.(На, большой, красивый, чистый, хороший мяч).
Кыз: Рәхмәт. Сау бул, Саша.(Спасибо. Досвиданья,Саша.)
Малай: Сау бул, Оля.(До свиданья, Оля.)
-888224-58462200213984542700600Дидактик уен
“Бу нәрсә? Нинди? – Это что? Какой?”
к проекту «Уйный – уйный үсәбез»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: закрепить слова по теме посуда, повторить прилагательные по УМК.
Маша: Бу нәрсә?(Это что?)
Саша:Тәлинкә (чынаяк, кашык).(Тарелка(чашка, ложка)).
Маша: Тәлинкә (чынаяк, кашык) нинди?(Тарелка (чашка, ложка)) какая?
Саша:Тәлинкә (чынаяк, кашык) матур, чиста , кызыл (сары, яшел, зәңгәр).(Тарелка(чашка, ложка) красивая, чистая, красная(жёлтая, зелёная,синяя)).
-820491-56204500Дидактик уен
“Бир әле. – Дай пожалуйста.”
2293620127444500к проекту «Уйный – уйный үсәбез»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель:Продолжать учить составлять диалог, применяя знакомые прилагательные и глаголы.
а. -Оля, күлмәк (чалбар) бир.(Оля, дай пожалуйста платье(брюки).
-Нинди күлмәк (чалбар)?(Какое платье( брюки))?
-Сары (кызыл, яшел, зәңгәр) күлмәк (чалбар).(Жёлтое(красное, зелёное, синее) платье)).
-Ничә күлмәк (чалбар)?(Сколько платьев, брюк))?
-Бер (1-10) күлмәк (чалбар).Одно(1-10) платье(одни брюки)
-Курчак, чалбар (күлмәк) ки (сал).(Кукла, сними брюки(платье).
б.-Оля, чалбар (күлмәк) бир.(Оля, дай пожалуйста брюки( платье).
-Мә, чалбар (күлмәк).На, брюки(платье).
-Рәхмәт. Курчак, мә, чалбар (күлмәк) ки (сал).Спасибо. Кукла, на, одень(снимай) брюки( платье).
-Курчак, йокла. (Кукла, спи).
-899795-64135000258572016065500Дидактик уен
“Нәрсә бар? –Что есть?”
к проекту «Уйный – уйный үсәбез»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель:Закрепить слова изученные по данному проекту. Продолжать учить общаться друг с другом на татарском языке.
-Нәрсә бар?(Что есть?)
-Туп (курчак) бар.Мяч(кукла) есть.
-Нәрсә юк? (Чего нет?)
-Туп (курчак) юк.Мяча( куклы) нет.
( По образцу повторить темы “Семья”, “Овощи”,“Игрушки”,“Посуда”,”Мебель”, “Одежда”).
-92265524701500
2545926539954700Дидактик уен
“Нәрсә кирәк? –Что надо?”
к проекту «Уйный – уйный үсәбез»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: Закрепить слова по теме “Мебель”, правильно называть цвета, количество.
-Нәрсә кирәк?(Что нужно?)
-Карават (өстәл, урындык) кирәк.(Кровать(стол, стул) нужен.
-Нинди карават?(Какая кровать?)
-Зур (кечкенә, сары, яшел, зәңгәр) карават.(Большая(маленькая, жёлтая, зелёная, синяя) кровать)).
-Мә, зур карават.(На, большую кровать).
-Рәхмәт.(Спасибо).
-910802-32497900Дидактик уен
“Нишли? –Что делает?”
к проекту «Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель: Повторить и закрепить глаголы.
2185035176720500Оля: Коля, куян нишли?(Коля, что делает заяц?)
Коля: Куян йоклый. Аня, песи нишли?(Заяц спит. Аня, кошка что делает?)
Аня: Песи сөт эчә. Петя, аю нишли?(Кошка пьёт молоко. Петя, медведь что делает?)
Петя: Аю чана шуа.(Медведь катается
Тәрбияче: Әни нишли?( Что делает мама?)
Бала: Әни кул юа (йоклый).(Мама моет руки(спит)).
Тәрбияче: Куян нишли?(Что делает заяц?)Оля: Куян сикерә. Тычкан нишли?(Заяц прыгает. Что делает мышь?)Саша: Тычкан сыр ашый.(Мышь ест сыр).
(Ашый- кушает, эчә- пьёт, утыра- сидит, басып тора- стоит, сикерә- прыгает, уйный- играет, йөгерә- бегает, юа- моет, йоклый- спит, кия- одевает, сала- снимает, чана- шуа катается на санках, җырлый- поёт, бии- танцует, китап укый- читает книгу, рәсем ясый-рисует).
-786765-51689000“Командир” уены
“Нишли? –Что делает?”
280733577470000к проекту «Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми).
Цель:Учить, понимая смысл, правильно, четко давать команды,выполнять их и прокомментировать свои движения на татарском языке.
- Аша!(Кушай!) Эч!(Пей!) Утыр!(Садись!) Бас!(Встань!) Сикер!(Прыгай!) Уйна!(Играй!) Йөгер!(Беги!) Ю!(Мой!) Йокла!(Спи!) Ки!(Одевай!) Сал!(Снимай!) Чана шу!(Катайся на санках!) Җырла!(Пой!) Бие!(Танцуй!) Китап укы!(Читай книгу!) Рәсем яса!(Рисуй!)
Речевой образец:
- Саша, утыр! (Саша утыра).-Саша, садись!(Саша садится).
Саша нишли?(Что делает Саша?)
- Саша утыра. (Саша сидит).
-8543571368800
Дидактик уен
“Син нишлисең? –Что ты делаешь?”
2471420163068000к проекту «Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми.
Коля: Оля, син нишлисең?(Оля, ты что делаешь?)
Оля: Сөт (чәй) эчәм. Коля, син нишлисең?(Пью (чай) молоко). Коля, что ты делаешь?
Коля: Алма (ипи) ашыйм.(Ем яблоко(хлеб)).
Саша, син нишлисең?(Саша, что ты делаешь?)
Саша: Утырам.(Сижу).
( Ашыйм-кушаю, эчәм-пью, утырам-сижу, басып торам-стою, сикерәм-прыгаю, уйныйм-играю, йөгерәм-бегу, юам-мою, киям-одеваю, салам-снимаю, йоклыйм-сплю, чана шуам-катаюсь на санках, җырлыйм-пою, биим-танцую, китап укыйм-читаю книгу, рәсем ясыйм-рисую).
-944668-18951200 “Телефоннан сөйләшәбез” –“Разговариваем по телефону”.
к проекту «Без инде хәзер зурлар – мәктәпкә илтә юллар»
(диалог между воспитателем и детьми, между детьми.
Саша: Алло. (Алло).
1970405230124000Оля: Алло. Син кем?(Алло. Ты кто?)
Саша: Мин Саша.(Я Саша).
Оля: Исәнме, Саша.(Здравствуй, Саша).
Саша: Хәерле көн, Оля. Хәлләр ничек?(Добрый день, Оля. Как дела?)
Оля: Әйбәт. Рәхмәт. Саша, хәлләр ничек?(Хорошо. Спасибо. Саша, как дела?)
Саша: Әйбәт. Рәхмәт. Оля,син нишлисең? (Хорошо. Спасибо.Оля, что ты делаешь?)
Оля: Мин алма ашыйм.(Я ем яблоко).
Саша: Нинди алма?(Какое яблоко?)
Оля: Тәмле алма. Ә син нишлисең?(Вкусное яблоко. А ты что делаешь?)
Саша:Мин уйныйм.(Я играю).
Оля:Нәрсә белән?(С чем?)
Саша: Туп белән.(С мячём).
Оля: Туп нинди?(Мяч какой?)
Саша: Туп матур, чиста, зур, кызыл. Оля, әни нишли?(Мяч красивый, чистый, большой, красный. Оля, что делает мама?)
Оля: Әни йоклый. Сау бул, Саша.(Мама спит.
До свидания, Саша).
Саша: Сау бул, Оля.(До свидания, Оля.)