Занятие по СБО во 2, 3, 6, 7, 8 классах детей с ОВЗ по теме: «Простуда и грипп».
Занятие по СБО во 2, 3, 6, 7, 8 классах детей с ОВЗ по теме: «Простуда и грипп».
Цель: учиться отличать простуду от гриппа, выделить признаки заболевания, причины заболевания и способы лечения.
Задачи:
Учить способу рассуждения от отдельных, частных фактов к общим выводам, обобщениям.
Обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений.
Формировать знания о многообразии лекарственных растений и способах их применения человеком.
Оборудование: ноутбук.
Форма занятия: занятие по СБО «Час здоровья».
Учебный материал: гербарий лекарственных растений, тексты для самостоятельной работы, листы «Помощник», муз. сопровождение, видеоролик.
Планируемые результаты
Дети учатся:
.использовать простейшие приёмы анализа научного текста, устанавливать причинно-следственные связи;
.отвечать на вопросы;
.оформлять свою мысль в устное монологическое высказывание с опорой на текст;
.работать со словом, обогощать активный словарный запас;
.составлять план работы. План-конспект занятия
Этап урока,цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Орг.момент (2 мин.)
Цель: организовать учащихся на УД.
– Сегодня мы вновь будем говорить о здоровье. Но вначале давайте поздороваемся друг с другом:Ты пришёл, и я пришёл,Вместе нам хорошо.Будем думать, отвечатьИ друг другу помогать.
Произносят хором.
II. Мотивационный этап(5 мин.) «Яркое пятно».
Цель: побудить интерес к новой теме.
– Ребята, в начале нашего занятия, я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Мусти и его друзья» и определить чему сегодня будет посвящён «Урок Здоровья»
Смотрят отрывок видеоролика – 1 мин.
III. Постановка темы и цели. (8 мин.)
Цель: стимулировать интерес к новой теме; способствовать бесконфликтному обмену мнениями.
– Кто из вас догадался, чему будет посвящён «Час Здоровья»?– Правильно, тема «Часа Здоровья»: «Простуда и грипп».(Открывается запись на доске)– Чтобы помочь себе избежать простуды и гриппа, мы должны с вами хорошо поработать. Сейчас мы поработаем методом мозгового штурма. Для этого я предлагаю поработать в командах. Вам следует внутри своей команды решить, что мы должны узнать в ходе занятия.
– Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось? Все ваши направления работы я буду выносить на доску.(Учитель записывает вокруг темы урока все высказывания детей).
Выясним, что из данных направлений мы уже знаем.
(Предполагаемый ответ детей)
– Простуде, гриппу.
Дети объединяются в 3 команды и сообща работают.
(Ответы команд)
Причину простудных заболеваний, признаки простудных заболеваний, как лечить простудные заболевания, что нужно делать для того, чтобы не болеть, как отличить грипп от простуды – знаем плохо, следовательно это мы должны узнать на уроке. Это цель нашего урока. О способах закаливания, режиме дня, о здоровом питании для укрепления иммунитета мы знаем.
IV. Изучение нового материала (15 мин.). Исследование.
Цель: формировать понимание нового материала; актуализировать имеющие знания.
Физминутка.
Обмен информацией.
Просмотр мультфильма.
Физминутка. Развитие внимания.
Исследование.
Гербарий с лекарственными травами.
Обмен информацией.
Практическая работа.
– Ребята, я предлагаю поработать с материалом, который лежит у вас на столах, сделать выводы, обобщить и рассказать всему классу о том, что вы узнали. При ответе вы можете использовать лист «Помощник».(Звучит музыка из телепередачи «Здоровье»).
Дети в группах самостоятельно работают, каждый со своим текстом.
– Ребята, вы сейчас много читали и ваши глазки устали. Давайте, встанем, выйдем в проход и выполним гимнастику для глаз. Зарядка называется «Овощи».
Ослик ходит, выбирает,Что сначала съесть не знает.Наверху созрела слива,А внизу растёт крапива,Слева – свёкла, справа – брюква,Слева – тыква, справа – клюква,Снизу – свежая трава,Сверху – сочная ботва.Выбрать ничего не смог,И без сил на землю слёг.
Обводят глазами круг.Смотрят вверх.Смотрят вниз.Смотрят влево – вправо.Влево – вправо.Смотрят вниз.Смотрят вверх.Зажмуривают глаза.Моргают глазками.
Молодцы, садитесь на свои места. А теперь давайте поделимся друг с другом той информацией, которую вы получили, когда работали самостоятельно.
(Во время выступления детей одновременно ведётся работа с «Кластером», вносятся дополнения и исправления в него.)
Дети выступают по листу «Помощник» (тема, доказательство, вывод).
– Ребята, мы сейчас открыли для себя секреты здоровья, что следует делать для того, чтобы не заболеть, как быть, если мы всё-таки заболели. На всё это есть свои секреты.
Давайте посмотрим весь мультфильм, может ещё что-то узнаем.
-Что вы узнали из мультфильма?
- Я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить физминутку на внимание. Если я произношу слово «Пожалуйста», вы выполняете упражнение, если данное слово не произносится, то задание не выполняется.
Дети рассказывают о том, что настойку готовят из лекарственных трав.
Дети выполняют упражнение.
– Молодцы, садитесь на свои места. Ребята, давайте вернёмся к нашему герою Мусти. Скажите, чем его лечила мама?
-Можно ли пить таблетки без консультации врача?
– Лекарствами.
-Нет. Врач ставит диагноз. Мы можем неправильно пить лекарство и нанести вред своему здоровью.
– А чем можно лечиться ещё, кроме таблеток и микстур?
– Лекарственными растениями.
– А что такое лекарственные растения?– Да. Лекарственные растения – это целебные растения, с помощью которых можно вылечить различные заболевания. Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Для того, чтобы заниматься этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растения.
– А где можно взять лекарственные растения?
– В лесу.– На лугу.– В аптеке и т.д.
– Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях – значит, нужно собирать листья; у других – в корнях, у некоторых – в цветках и плодах. Это надо знать, это, целая наука. – Сейчас я предлагаю вам исследовать некоторые из них и выбрать те растения, которые помогут нашим героям.На стендах расположен гербарий с краткой аннотацией к нему. Вы должны исследовать этот материал и отобрать те виды растений, которые хорошо помогут при простуде.
(Дети свободно передвигаются по классу, исследуя гербарий.)
– Вы хорошо поработали, какие молодцы! Теперь вы можете назвать лекарственные растения и рассказать об их лечебных свойствах.
(Заслушиваются выступления детей)
– Хорошо, теперь можно сделать отвар из трав и использовать его для своего здоровья.
-У МЕНЯ НА СТОЛЕ СТОЯТ ПАКЕТЫ СО СБОРОМ ТРАВ ОТ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ГРИППА.
-Что нужно сделать прежде, чем приготовить отвар из трав? Давайте заварим лечебный чай по правилу, написанному на упаковке, а на перемене вы его выпьете.
Необходимо прочесть инструкцию. Не все отвары из трав можно давать детям, есть ограничения по возрасту.
Дети выбирают для приготовления отвара плоды шиповника.
V. Обобщение и подведение итогов (7-10 мин.)
Цель: обобщить и установить причинно-следственные связи между элементами материала
– Ребята, предлагаю вам обобщить проделанную работу. В этом нам поможет «Кластер», который вы составили в сотрудничестве друг с другом.
Дети обобщают изученный материал и рассказывают о том, что они узнали на занятии с помощью «Кластера».
Рассказывают о признаках простуды и гриппа, способах лечения, о профилактике данных заболеваний.
Самооценка.
VI. Домашнее задание (2 мин.)
Цель: создать ситуацию выбора; формировать творческое развитие учащихся.
– Ребята, предлагаю вам подумать и создать рекламу на полезный для здоровья чай. Или, по желанию, вы можете составить и красиво оформить памятку «Как победить простуду?». Ваши работы мы потом подарим другим учащимся нашей школы.
Учащиеся, по своим возможностям, выбирают домашнее задание.
Приложение:
15