Конспект открытого урока математики в 3 классе на тему: «Таблица умножения в пределах 100»


Рудовский филиал МБОУ «Пичаевская СОШ»
Конспект открытого урока математики
в 3 классе на тему:
«Таблица умножения в пределах 100»
Автор: учитель начальных классов
Пономарёва Ж.Н.
2017
Тема: Таблица умножения в пределах 100.
Цель: научить обучающихся при решении примеров и задач пользоваться таблицей Пифагора и совершенствовать вычислительные навыки. Метапредметные результаты:
Личностные:
формировать положительное отношение к учению,
уважительное отношение к собеседнику,
развивать интерес к различным видам решения поставленной учебной задачи и к расширению математических знаний.
Регулятивные:
уметь определять и формулировать цель на уроке;
учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
планировать свои действия в связи с поставленной задачей.
понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самооценку учебных действий;
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний;
ориентироваться в предложенном материале, находить нужную информацию
отличать новое от уже известного; добывать новые знания.Коммуникативные:
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
слушать и понимать речь других;
уметь работать в паре, группе;
формулировать собственное мнение и позицию.
Планируемые предметные результаты.
Обучающиеся:
закрепят знания изученных таблиц, устных приёмов вычисления примеров разного вида;
усовершенствуют умения решать задачи;
усовершенствуют умения ориентироваться в геометрическом материале.
смогут проанализировать, найти закономерности при изучении таблицы Пифагора;
сумеют применить полученные знания на практике;
смогут сотрудничать при работе в парах, задавать вопросы, учитывать мнение одноклассников, отстаивать свою точку зрения.
будут адекватно себя оценивать на уроке
Тип урока- урок изучения и закрепления нового материала.
Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа с таблицей, работа с электронным приложением.
Межпредметные связи: русский язык , окружающий мир.
Методы: практический, проблемный, частично-поисковый, словесный.
Оборудование урока:
компьютер, мультимедиа-проектор;
учебник для третьего класса. Авторы: Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука.
карточки для индивидуальной работы, работы в парах;
рабочие тетради;
портрет Пифагора;
сигнальные карточки для рефлексии.

Ход урока:
I.Мотивация к учебной деятельности (оргмомент 2-3 мин).
Придумано кем-то  просто и мудро При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
- Сегодня урок математики у вас проведу я. Зовут меня Пономарёва Жанна Николаевна. Мне очень хочется пожелать доброго утра каждому из вас.
-Доброе утро всем девочкам!
-Доброе утро всем мальчикам!
-Доброе утро всем, кто любит математику!
II.Актуализация знаний и умений.
Устный счёт.(5 мин)
Аккуратно все мы сели
А теперь вперёд – за дело!
Математика нас ждёт-
Начинаем устный счёт!
-Сегодня перед уроком я получила 2 конверта . Нас просят о помощи мартышки и мышка. (показать конверты, рассмотреть их, заглянуть, вытащить задания и показать)
-Вот задания , которые они просят помочь выполнить. Поможем?(вызвать ученика, пусть прочитает, а потом сама прочитаю):
1. . Мышка зёрна собирала,По два зёрнышка таскала.Принесла девятый раз.Каков у мышки стал запас? (2 х 9 = 18)
2.Две весёлые мартышкиПокупать ходили книжки.И купили книг по пять,Чтобы было что читать.Только глупые мартышкиСосчитать не могут книжки.Ты мартышкам помоги,Сколько книг у них, скажи. (5 ∙ 2 = 10 к.)

-Молодцы, вы справились! Ребята, сегодня мы с вами помогли зверушкам и ещё раз убедились , как важно и приятно помогать, оказавшимся в беде. -Продолжим заниматься.
-Уменьшаемое 29, вычитаемое 9. Найдите разность.(20)
-Первое слагаемое 15. Второе 13. Найдите сумму чисел.(28)
-Правильно. Молодцы!
(на доске слайд с геометрической фигурой)
-Обратите внимание на доску. Дан квадрат, он разделён на треугольники. Сколько треугольников вы увидели?(Ответы детей. Затем один выходит к доске показывает, а все хором считают)
-Правильно! 8 .Молодцы!
-У вас на партах лежат листы самооценки. Оцените себя .(у ребят на партах листы самооценки).Напротив графы устный счёт поставьте значок смайлика(весёлый, грустный, обычный).
Лист самооценки учени___ 3 класса______________________________
Этапы урока Оценка
Устный счёт Расшифровка слова Выполнение задания № 1 из учебника с. 26 Решение задачи Работа по карточке -Отложите листы в сторону.
III. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи .-Найдите на столах карточки розового цвета. Это задание поможет нам расшифровать слово. Выполните вычисления на карточках.
(слайд с примерами без ответов)
-Прочитайте примеры первого столбика разными способами( один пример на умножение, а другой на деление).
-Значения выражений необходимо расположить в порядке уменьшения.
9х5= 45(А) 9х7=63(П) 64:8=8(Р)
72:8=9(О) 6х9=54(И) 7х7=49(Ф)
7х2= 14(Г)
Ответы
63 54 49 45 14 9 8
Слово
П и ф а г о р
-Проверьте по образцу.(слайд с решением)
-Оцените себя в листах самооценки
-Прочитайте получившееся слово.
-Что оно обозначает ? ( ответы детей )
-Что вы знаете о нём? (Слайд о Пифагоре)
-Как вы думаете, для чего мы расшифровали это слово?( ответы детей)
-Сформулируйте тему нашего урока. (ответы детей)(Тема урока: Таблица умножения в пределах 100.)-Какие задачи мы решим на этом уроке? Чему будем учиться ? (ответы детей)
-Мы будем решать примеры ,задачи на умножение и деление, пользуясь таблицей, которую составил великий математик – Пифагор. Откроем учебник на с.25
IV. Открытие нового (знания, способа действия)
Работа с таблицей.
- Перед вами таблица Пифагора.
-Послушайте ,как правильно работать с ней.
Работа с электронным приложением.
- Внимание на экран.(Электронное приложение) 1мин 11 сек. (После объяснения вызвать к доске одного ученика, устно)
Объяснение: На пересечении вертикального столбца и горизонтальной строки находим результат.
V. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным .Работа у доски и в тетрадях
-Закрепим , решив несколько примеров, два ученика у доски, а все в тетрадях.
-произведение чисел 9 и 3
-увеличьте 6 в 7 раз
-делимое 28, делитель 4, чему равно частное?
-частное равно 56, делимое 7. Чему равен делитель?
Работа по учебнику ( в парах)
-Выполним первую строку задание № 1 в учебнике на с. 26 ,используя таблицу Пифагора.
-Оцените себя в листах самооценки
Вывод: Итак, таблицу Пифагора мы применяем при решении примеров.
VI.Физкультминутка( музыкальная)
-А сейчас все встаньте, немного отдохнём.
VII.Первичное закрепление изученного .-Где ещё мы можем применить таблицу умножения Пифагора?(ответы детей)
-А при решении задач мы можем применять?(ответы)
-Давайте попробуем решить задачу, используя таблицу умножения Пифагора.
с.20 №3(задачи на приведении к единице)
Работа в тетрадях на печатной основе.
-Решим первую задачу устно.
-Прочитайте задание № 1 и рассмотрите схематический  рисунок к задаче .- О чём говорится в задаче?
-Повторите условие
-Повторите вопрос
-Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?
-Почему?
-Что узнаем первым действием?
-Что узнаем вторым действием?
-Повторите вопрос к задаче?
-Ответили мы на него?
Самостоятельная работа
-Задачу под номером 2 решите самостоятельно.
-Проверьте себя по образцу. (образец на слайде)
-Кто решал задачу , используя таблицу Пифагора?
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: таблица Пифагора нужна не только для решения примеров, но и задач.
-Оцените себя в листах самооценки
VIII.Рефлексия учебной деятельности.
Работа по карточкам .
-Найдите у вас на столах карточки оранжевого цвета.
-Выполните вычисления .-Сделайте взаимопроверку используя образец на доске.(слайд с четырьмя примерами)
.(«!»-без ошибок, «+» - одна ошибка, «-» - две и более ошибок)
-Поднимите руку у кого «!».
- Поднимите руку у кого «+».
- Поднимите руку у кого «-».
- Оцените себя в листах самооценки
IX Подведение итогов
-С чем познакомились сегодня на уроке ?- Чему учились?
-Всё у нас получалось?
«Моё солнышко»
- А теперь посмотрите на листы самооценки, вспомните весь урок и поднимите соответствующий символ.
(дети выбирают одно из трёх изображений: -солнце – «у меня всё получилось»,
-солнце и тучка – «всё получилось, но были затруднения»,
-тучка – «сегодня у меня не получилось ничего»);Оценивание.Домашнее задание:
-Научить членов своей семьи пользоваться таблицей Пифагора.