Игровая программа «Актуальные и действенные методы арт-терапии по снятию тревожности у пятиклассников»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35»
Г. Братска
Игровая программа «Актуальные и действенные методы
арт-терапии по снятию тревожности у пятиклассников»
Педагог-психолог МБОУ «СОШ № 35» Станчик В.И.
Братск, 2016
Программа «Актуальные и действенные методы арт-терапии по снятию тревожности у пятиклассников»
Цель программы:
Активизация личностных ресурсов ребенка, обеспечивающих развитие навыков самоконтроля;
Повышение самооценки;
Развитие коммуникативных навыков и способности адаптироваться к групповым нормам.
Эти занятия помогут оказать помощь пятиклассникам в период адаптации: снизить у них тревожность, научиться пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны, принимать себя и совершенствовать.
Задачи программы:
Создать условия для осознания подростком своих скрытых возможностей и ресурсов, развития лучшего понимания себя, чувства уверенности в своих силах.
Развить у пятиклассников способности к самовыражению через моделирование творческих действий, которые проявляются в таких качествах личности, как самостоятельность суждений, независимость, терпимость к окружающим и умение ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Развить способность к самоконтролю через творческую деятельность, раскрыть творческий потенциал в каждом ребенке.
3 пути через программу:
Путь к самопознанию.
Укрепление эмоционального ресурса.
Реализация себя через творчество.
Программа рассчитана на 6 занятий с тревожными детьми. Занятия проводятся один раз в неделю.
“Радуга целей”.
“Колпачок клоуна”.
“Лепка животного из теста”.
“Человечек из проволоки”.
“Маска - это я”.
“Человек во весь рост”.
1 Занятие “Радуга целей”
Цель: знакомство с правилами тренинга, обсуждение способов взаимодействия.
Мобилизация внутреннего ресурса, умение оказывать поддержку себе и другим.
Задачи: Развивать представления о новом социальном статусе пятиклассника, формировать позитивное отношение к своим возможностям.
Оборудование: лист бумаги, карандаши.
Каждый из нас представляет собой ценность. Мы отличаемся друг от друга своей индивидуальностью, личными достижениями, целями.
Нарисовать радугу своих целей, чего хотите достичь, начиная с 5 класса. Представьте, что вы преодолели самую трудную часть пути. Вспомните прошлые цели, достигли вы их, какие цели еще ставите (продолжить фразу: “В пятом классе мне хотелось бы…”). Когда закончу школу…
Что нового появилось в школьной жизни с переходом в 5-й класс. Обобщаем, что все новое, что появилось в 5-м классе,- это интересное и трудное, у каждого из учеников уже есть достаточный опыт для преодоления трудностей вверх по радуге. Уже опытные путешественники, преодолели 4 класса, почти половину пути.
Ирга “Комплименты”. Называют привлекательные черты участника у кого в руках мяч.
2 Занятие что такое 5 класс? Аппликация “Колпачок клоуна”
Обыгрывание школьных проблем от лица героя.
Цель: профилактика проблем адаптации: мобилизация внутреннего ресурса, умение оказывать поддержку себе и другим.
3 Занятие наше окружение. Лепка животного из теста, глины
Как тонко подмечено Н. Матвеевой, пластилин и глина не только средства творческой экспрессии, но и превосходные психотерапевтические средства. Преимущества пластилина очевидны: можно многократно исправлять создаваемый образ. Работа с пластичными материалами снимает чувство гнева, агрессии, тревожности, страха. Размазывание пластилина по поверхности используется в работе с детьми, пережившими травматические ситуации, с целью восстановления их психической чувствительности. Выражая таким образом свои чувства, ребенок постепенно освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму (Г.Лэндрет)
Эмоционально зажатым, тревожным детям необходимы материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев (В. Оклендер, А.А. Осипова). В данном случае эффективнее работа с глиной, соленым тестом, поскольку на нее затрачивается больше усилий по сравнению с пластилином.
Создание чего-то цельного, крепкого из теста, является метафорой укрепления “Я”, избавление от “лишнего”.
Слова, символы оживляют яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции. Чувство тревоги (эмоциональный компонент) непременно вызывает двигательное беспокойство (моторный компонент). Поэтому, рисуя положительный образ, фантазируя, можно испытать чувство удовольствия, что отразится в мимике, жестах, отношении к себе и другим.
После изготовления дети представляют свои работы, рассказывают о том, что это, что чувствовали, как назвали свою работу. Вылепить скульптуры своего настроения. Это не обязательно должна быть фигура человека, может быть любой объект, отражающий на взгляд подростков, содержание состояния. Как только лепка закончена, предлагаю представить свои работы. Каждый участник выступает в роли экскурсовода, рассказывает, какая скульптура какое состояние отражает. При желании дать название скульптуре.
“Ассоциации”: дети по кругу, передавая мяч, называют ассоциации: ученик, учитель, школа, грусть, радость, удивление.4 Занятие “Человечек – проволока”
Проволока жесткая, гнется, наматывается, пружинит, это один из любимых материалов агрессивных, тревожных подростков. Проволока отражает состояние: жесткости, сжатой пружины, опасности. Сгибая и разгибая проволоку, подростки управляют своим внутренним стержнем. Трансформируя проволоку и создавая из нее различные скульптуры, они изменяются сами. Скульптура перестает быть опасным куском проволоки или сжатой пружиной, ребенок любуется ей. Куклотерапия – метод, позволяющий ребенку, во многом эгоцентричному, вставать в позицию другого человека, смотреть на ситуацию со стороны и находить в ней ресурсы. К тому же кукла помогает снизить напряжение, остроту эмоционального восприятия проблемы и построить адекватную защиту, что это происходит с куклой.
5 занятие “Маска - я”
Нарисовать маску какое, настроение на данный момент, обращаем внимание, как изображены глаза, рот, есть ли тревожность, агрессия. После того, как маски готовы, примеряем на себя, рассматриваем себя в зеркало. Можно предложить побыть в роли персонажа, произнести звуки, посмеяться или попугать кого- либо. Какая маска какому настроению соответствует, показать с помощью мимики то настроение, с которым они делали маску. Когда маска готова, предлагаю придумать имя, рассказ, какая по характеру, что любит, чего боится, с кем живет.
6 занятие “Рисунок во весь рост”
В паре один ребенок ложится на кусок обоев, второй обводит по контуру. Затем раскрашиваем гуашью. “ Я - реальный, я - идеальный”. Рассказать свои положительные качества.
В процессе арт-терапевтических занятий каждый ученик мог оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе.