Разработка открытого занятия по теме Природная палитра

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ОЗЁРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»











План-конспект учебного занятия
по теме «Природная палитра»











Щербакова Ольга Фоминична,
педагог дополнительного образования.


















Озерск
2015

Конспект учебного занятия
Тема занятия: Природная палитра
Год обучения: 1 год
Дата: март 2015 года
Возраст воспитанников:12-13 лет
Место проведения:
Продолжительность занятия: 35 минут

Цель: Познакомить обучающихся с растительными пигментами.
Задачи:
Образовательная: Познакомить обучающихся с веществами – растительными пигментами, благодаря которым растения имеют разнообразную окраску, с некоторыми их свойствами и значением в природе.
Развивающая: Пополнить словарный запас, новыми словами. Формировать умение совершать мыслительные операции; сравнение, обобщение, аналогии. Формировать положительное отношение к знаниям. Развивать навыки исследовательской работы.
Воспитательная: Воспитывать коммуникативные качества, умение видеть красоту природы.
Глоссарий: бетулин, хлорофилл, антоцианы, каротиноиды, пигменты
Тип учебного занятия: вводное учебное занятие.
Форма занятия: групповая.
Раздаточный материал: кора березы, цветы калл, морковь, , водная вытяжка антоциана из листьев бегонии, 1 % - раствор пищевой соды (щелочной), 3 % - раствор уксусной кислоты, пипетки, комплект цветных карандашей (красный, синий, желтый, зелёный) – на каждый стол.
Оборудование: аппаратура для демонстрации презентации (компьютер, проектор, экран класс-комплект лаборатория «Пчелка 2У» - 6 шт. (чашки Петри, пинцеты, стаканы химические, пипетки, штативы для пробирок, салфетки бумажные).
Наглядные средства обучения:
презентация «Природная палитра»

Методы обучения:
словесный – объяснение, беседа;
наглядный – демонстрация презентации, натуральных объектов;
практический – выполнение задания с помощью педагога.
объяснительно-иллюстрированный (педагог – рассказывает, показывает, обучающийся – слушает, смотрит),
репродуктивный (педагог – рассказывает, показывает, учащийся – выполняет по образцу).
Методы воспитания:
Метод организации деятельности и формирования опыта поведения (приучение к аккуратности, воспитывающие ситуации, работа в группе).
Метод стимулирования (мотивации: оценка, поощрение).
Учебное занятие состоит из пяти блоков

Этапы занятия
Время

Организационный этап:
2 минуты

приветствие
подготовка детей и рабочего места к занятию,


Подготовительный этап:
4 минут

сообщение темы и плана занятия
мотивирование обучающихся к занятию


Основной содержательный блок:
20 минут

практическое назначение изучаемого курса, его место и взаимосвязь с другими темами программы «Окно в зелёный мир»;
объяснение новых слов, терминов (глоссарий);
описание технологии выполнения практической работы «Пигменты»;
техника безопасности.
Практическая работа:
самостоятельное (групповое) выполнение обучающимися конкретного задания педагога;
работа с раздаточным материалом и лабораторным оборудованием


Контрольный этап:
5 минут

обсуждение качества усвоения обучающимися теоретических знаний и практических приёмов по теме занятия
оценка достигнутых результатов
обсуждение ошибок и способов их исправления


Итоговый этап:
4 минут

подведение итогов, результатов занятия
установление обратной связи (оценка занятия обучающимися, благодарность педагога за активную работу на занятии)



Ожидаемые результаты:
Должен знать:
морфологические признаки растений;
техника безопасности при проведении лабораторных работ в кабинете биологии ;
что такое растительные пигменты;

Должен уметь:
уметь работать с инструктивными карточками

Литература по теме:
1. Артамонов В.И [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Изд.: Агропромиздат 337с
2. Фиона Уотт Энциклопедия юного художника Изд: РОБИНС 128 с
3. Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Плотникова В.И., Живухина Е.А. и др. Практикум по физиологии растений Изд.: Агропромиздат 158 с



Ход занятия:
Орг. момент: Приветствие, знакомство.

Меня зовут Ольга Фоминична. Я педагог Детского эколого-биологического центра небольшого, но красивого города Озерска.
Как принято, сначала надо поприветствовать друг друга.
Я скажу слова: «Добрый день...» и назову кого-то из вас. Те, кого я назову, кивнут головой в знак приветствия всем участникам занятия и гостям. Попробуем?
Добрый день всем девочкам!..
Добрый день всем мальчикам!...
Добрый день тем, кто сегодня проснулся с хорошим настроением!...
Добрый день всем, кто хочет знать, чем же мы сегодня будем заниматься. Молодцы!»
Ребята, вы видите на своих столах много различных предметов, все они понадобятся нам по мере проведения занятия. Пожалуйста, будьте аккуратными и поддерживайте порядок на рабочем месте.
Я хотела бы задать вам вопрос.
Вы любите рисовать? ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!
Вы чуть позже поймете, почему я вас об этом спросила.
И так, мы начинаем, внимание на экран.
Подготовка к усвоению нового материала!
слайд № 2. Скажите, что вы видите на экране? =>
Картины художников

Что необходимо художнику, чтобы создать прекрасную, яркую картину?
Ответы: кисти, краски, палитра.
Слайд № 3
Слайд № 4 Вопрос: А что такое палитра?
Ответ: Приспособление для смешивания красок. =>
Слайд № 5 Тема нашего занятия «Природная палитра»
А разве бывает такая палитра, спросите вы?
Слайд № 6
«Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое, видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же черного цвета земли
Он - то красный, то синий, то сиреневый, то золотой».
В. Солоухин
ВОПРОС!!! И действительно, цветы растут на одной земле, а окраска у них разная, как такое может быть?
Ответы детей
Слайд № 7. Сегодня мы с вами узнаем, благодаря каким веществам растительный мир так богат красками.

Основной содержательный блок
I. Первый цвет природной палитры, о котором мы с вами узнаем – белый.
Слайд № 11.
=>В природе белый цвет распространен очень широко: белые цветки. Белые стебли, белые пятна на листьях, Венчики ромашек, белой сирени, черемухи
На своем столе вы видите небольшие чашки, в них находятся частички растений. Найдите объекты белого цвета.
Возьмите часть венчика белого цвета (каллы). Теперь поместите белый лепесток между большим и указательным пальцем и сожмите с силой. Посмотрите, какого цвета стал лепесток в месте сильного сжатия? Прозрачного. А куда же исчез белый цвет? Что случилось с лепестком?
Слайд № 12. Во время сильного сжатия из лепестка выходит ВОЗДУХ. Значит, причиной белой окраски является наличие воздуха внутри лепестка. Белые лепестки белы по той же причине, по какой снег белый.

Воздух - это не единственное вещество, придающее белую окраску различным частям растений.
В ваших прозрачных чашках есть еще один белый предмет, возьмите его в руки и рассмотрите .
Вопрос: Что это такое? (Кора березы) Березу называют белоствольной, белой.
Белая береза,
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром
С. Есенин
Попробуем так же, как в нашем предыдущем эксперименте сжать бересту, между пальцами.
Вопрос: Цвет бересты изменился?
Сколько бы мы не сжимали бересту, цвет не изменится и не исчезнет, как в случае с лепестками. Значит причина белого цвета бересты не воздух, а что-то другое.
Вещество окрашивающее бересту называется => бетулином (от лат. «бетула» - береза).
Слайд № 10. Накапливаясь в клетках коры молодых деревьев, бетулин окрашивает ствол березы в тот прекрасный белый цвет, который мы так любим.
Как вы думаете, природная краска БЕТУЛИН нужна дереву только лишь для красоты?
БЕТУЛИН защищает растение от воздействия палящего солнца, проникновения вредоносных организмов.
В народной медицине береста использовалась при различных заболеваниях (нарывы. фурункулы, расстройства ЖКТ, берестяным дымом стерилизовали выстиранные бинты в военно-полевых условиях, использовалась. как жвачка для укрепления зубов и десен). Размолотая береста входила в состав хлеба у многих народов береста – пищевой продукт. Берестяные грамоты древних славян так долго хранились в земле благодаря бетулину.
А сейчас мы поработаем со схемой. Находим на столе все необходимое и работаем.
Слайд №11
Работа со схемой «Природная палитра».
Как вы думаете, какой цвет самый распространенный в мире растений?
ЗЕЛЕНЫЙ
II. И следующая природная краска о которой мы узнаем - ЗЕЛЕНАЯ.
Слайд №12. Листья растений, их стебли, незрелые плоды окрашены в различные оттенки зеленого цвета. Своей окраской они обязаны веществу, которое называется хлорофилл (от греч. «хлорос» - зеленоватый, «филлон» - лист) Хлорофилл – единственная растительная краска зеленого цвета.
Если мы рассмотрим срез зеленого листа под микроскопом, то можем увидеть хлорофилловые зерна, в которых и содержится это красящее вещество.
Скажите, а какое значение в жизни растений играет хлорофилл?
Слайд № 13.
Заполнение схемы
III Группа природных красок
Чтобы перейти к знакомству со следующей природной краской, вам нужно отгадать загадку.
Рыженькая как лисица Но, сидит она в темнице, Хвост над грядкой держит ловко Называется
Слайд № 14. Морковь дала название большой группе природных красок под общим названием каротиноиды. Рассмотрите внимательно кусочек моркови, который есть у вас на лотке.
Беседа о пользе моркови и витамине А
Слайд № 15 Желтый цвет венчиков чаще всего обусловлен пигментами группы каротиноидов. Они придают желтый цвет венчикам цветков огурца посевного, тыквы обыкновенной, одуванчика лекарственного, лютиков, купальницы европейской, калужницы болотной, чистотела большого, подсолнечника однолетнего и других видов растений. Мякоть плодов облепихи крушиновидной, лимона, апельсина, корнеплодов моркови богата каротиноидами.
Не забываем работать со схемой.

Практическое использование каротиноидов основывается на их лекарственных свойствах: они находят применение как обезболивающее средство при ожогах и обморожениях, как источник витамина А, для лечения труднозаживающих ран. Каротиноиды прекрасные пищевые желтые красители. Выделенный из растений каротин используют для окраски конфет, масла, сыра, мороженого и других продуктов.
IV. Природное растительное вещество антоциан.
И, наконец, мы подошли к знакомству с самой загадочной и интересной природной краской.

Слайд № 16. Антоциан растительная краска способная изменять свой цвет этим она напоминает хамелеона
Сейчас мы проведем небольшую лабораторную работу и постараемся узнать, что влияет на изменение цвета антоциана и какие цвета подвластны этой природной краске.
Инструктаж по технике безопасности при проведении лабораторной работы
«Антоцианы»
Внимательно прочитайте инструкции по проведению работы и приступайте к выполнению.
Обсуждение результатов проведения работы.
Как мы с вами наблюдали, антоциан, может изменять свой цвет под воздействием уксусной кислоты и раствора соды пищевой.
Он может быть красным, розовым, малиновым, голубым, синим, фиолетовым, включая разнообразные оттенки этих цветов.
Слайд № 17. Ярко-красные розы, голубые васильки, фиолетовые анютины глазки содержат растворенные антоцианы. Яблоки, вишня, виноград, черника, голубика своим цветом обязаны антоцианам. Больше всего антоцианов накапливают растения в местностях с суровыми климатическими условиями
(Арктика, высокогорные луга), а также ранневесенняя флора, эта природная краска помогает растениям «согреться» Яркая окраска цветков и плодов играет большую роль в привлечении насекомых-опылителей и в распространении плодов.
Поступая в организм человека с фруктами и овощами, антоцианы проявляют действие, сходное с действием витамина Р: они поддерживают нормальное состояние кровяного давления и сосудов, предупреждая внутренние кровоизлияния. Антоцианы способствуют быстрому выведению из организма радиоактивных веществ. Кроме того, эти вещества способны улучшать зрение.
Заканчиваем работу с нашей схемой.
Контрольный этап
И так, мы сегодня познакомились с природными веществами, которыми «рисует» природа, Сейчас мы с вами поиграем:
Слайд 18 Вы видите на экране поле, где все буквы закрыты квадратами, разного цвета. И на столах у вас есть большие цветные квадраты. (правила)
Мы рассмотрели основные природные цвета, скажите, что же такое природная палитра?
Слайд № 19
. Заключение
Подведение итога занятия
Наше занятие подошло к концу, я хотела бы узнать ваши впечатления.
Давайте немного побеседуем. Продолжите, пожалуйста, фразу
Слайд № 20
А я и не знал, что?

Благодарю за внимание, мы сегодня хорошо потрудились, и я хочу вам вручить небольшие подарки.



















Приложение 1
СХЕМА «Природная палитра»

Цвет
Вещество
Примеры


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





































Приложение № 2.

Инструктивная карточка к лабораторной работе по теме «Антоцианы»
Оборудование:
Стакан 1. - 3 % раствор уксусной кислоты
Стакан 2. - 1 % раствор соды пищевой
Стакан 3. - 4. - антоциановая вытяжка
Пипетки (2 шт - одна для раствора соды, вторая для раствора уксусной кислоты). Растворы смешивать нельзя !!!

Ход работы:

Опыт № 1
Пипеткой из стакана № 1 набрать раствор уксусной кислоты (примерно половину пипетки).
По каплям добавлять раствор уксусной кислоты в стакан № 3 с антоциановой вытяжкой.
Вопрос: Что происходит с жидкостью в стакане?
Опыт № 2
1.Второй пипеткой набрать раствор пищевой соды из стакана
№ 2.
2.По каплям добавлять раствор пищевой соды в стакан №4 с антоциановой вытяжкой, наблюдать за изменением цвета жидкости.
Вопрос: Что происходит с жидкостью в стакане?

Сделайте выводы по результатам двух опытов









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615



Каротиноиды

Антоцианы

Хлорофилл



Воздух

Бетулин



Заголовок 1 Заголовок 215