Доклад: «Система воспитательной работы кадетской школы-интерната по формированию гражданственности, патриотизма и национального самосознания кадет»


ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный
ДОКЛАД
«Система воспитательной работы кадетской школы-интерната по формированию гражданственности, патриотизма и национального самосознания кадет»
Выполнил: Третьяков Д.С.
г. Прохладный, 2015Сегодня российскому обществу необходимо восстановление духовных, нравственных и интеллектуальных ценностей, создание основы для патриотического воспитания молодого поколения. Возрождение кадетского образования - решение данного социального заказа, так как кадетские школы - это не только система образования, но и система воспитания.
Основная цель ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный» – интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие кадет, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.Для достижения цели и задач необходимы изменения в образовательной системе, интенсификация учебно-воспитательного процесса, широкое внедрение в образовательную практику инновационных педагогических технологий, информационно-коммуникационных технологий, интеграция общего и дополнительного образования, построение образовательного процесса.
Цель: развитие у кадет гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.
Задачи:
- Создать единую функциональную систему образовательных и воспитательных процессов, обеспечивающих сплочение педагогического и ученического коллективов. Благоприятные условия для подготовки кадет к осознанному выбору профессии, поступлению в высшие учебные заведения, для развития кадетов в соответствии с их склонностями, способностями и интересами.
- Обновить содержание образования и повысить его качество через использование кадетского воспитания.
- Разработать систему использования кадетского воспитания в образовательном процессе.
- Организовать работу педагогов по формированию кадетского воспитания.
- Совершенствовать организационно-педагогические условия.
- Развивать внешние связи ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный»
Кадетское образование - уникальная образовательная система, воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный». Для кадетского образования характерно создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, физического, духовного, эстетического развития личности кадета. Развития их способностей и творчества, формирования организаторских и лидерских качеств. Формирование у кадет адекватной современному уровню знаний и уровню степени обучения целостной картины мира, адаптация личности к жизни в обществе. Создание основы для осознанного выбора и освоения профессии; воспитание гражданственности, любви к Родине и семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию.
Кадетское образование – особый уклад жизни военизированного, но не военного образовательного учрежде¬ния, с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблю¬дением ритуалов, полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых Уставом с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии кадет; сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления кадет.
Кадетское образование – составляющая в образовательной программе, которая отличает кадетские образовательные учреждения от общеобразовательных. Кадетский компонент включал военно-спортивную подготовку, изучение иностранных языков, этику и эстетику, этикет общения, духовное воспитание. И сегодня приоритетами кадетского образования являются воспитание личности, создание среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, традициями.
ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный» - это не специализированное военное образовательное учреждение, а школа для подготовки высокообразованных граждан, которые могут выбрать как военное поприще, так и любую другую службу на благо государства и общества.
Кадетское воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность участников образовательного процесса по формированию у кадетов высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, краю, школе, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Кадетское воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Структура реализации кадетского воспитания.
Образованное в 2014 году ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный», наследует и бережно хранит историю и традиции системы Русских военно-учебных заведений и Русской Армии в целом. Имеет восстановленную форму одежды и символику кадетских корпусов, как носителей вековых традиций и славного боевого прошлого Русской Армии, а также активно использует это наследие в своей педагогической работе. Педагогическая деятельность в КШИ строится на основе ценностей духовной культуры кадетов, к которым относятся любовь к Отечеству, своему народу, преданность идеалам своей Родины, способность отдать свою жизнь за ее процветание.
Главной целью воспитания в ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный» является формирование личности настоящего Гражданина государства, живущего в своей стране и относящегося к ней, как к Отчизне.
Воспитание согласуется с нравственными началами, историческими традициями русского народа и его славной Армии.
Фундаментом воспитательного процесса в ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный» является идея подготовки юношей к будущей службе Отечеству. Посредством постепенной, с детского возраста, выработки тех верных понятий и стремлений, которые служат прочной основой искренней преданности Родине, сознательному повиновению закону и чувств чести и добра.
Офицеры-воспитатели ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный»определяют кадетское воспитание как строго согласованное с общими началами российского государственного устройства систему формирования личности кадета. С целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и в первую очередь военном поприще, посредством сообщения каждому кадету тех верных понятий и стремлений, которые служат прочной основой чувству долга, сознательного повиновения власти и закону, всех личных, семейных и общественных добродетелей, воспитуемых у кадет специально подготовленными педагогическими кадрами.Немаловажным в воспитании являются такие качества выпускника, которые позволят ему быть не только потребителем воспитательного воздействия, но по окончании обучения ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный» самому явиться воспитателем окружения, в которое попадает выпускник.
Педагогический коллектив корпуса полагает, что кадетское образование это четко регламентируемая система представления кадету необходимого объема знаний, воспитание у него умений и привития на этой основе навыков общественно-полезной деятельности, профессиональной ориентации с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Базой кадетского образования является начальное и среднее общее образование.
Среди отличительных особенностей кадетского образования и воспитания педагоги и офицеры-воспитатели ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный» выделяют следующие моменты:
- воспитание и образование в коллективе с регламентированной системой жизнедеятельности. В организации со строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований. Организации внутренней службы и внутреннего порядка, Уставом с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей должны быть основаны на традициях Русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных, старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей;
- с раннего возраста кадетам должно быть привито чувство ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям при развитии и возвышение чувства собственного достоинства. С раннего возраста кадеты привыкают к четкой организации своей деятельности. Склад их ума и характера должен становиться дисциплинированным и организованным;
- единые программы базового образования, в сочетании с четкой организационной системой самоподготовки и постоянного контроля уровня образования, способного немедленно реагировать на все недостатки и упущения, представляют все преимущества перехода от возраста к возрасту к более усложняющимся образовательным программам. В выпускных классах образование может выйти на уровень гимназических и лицейских образовательных программ. Это в свою очередь, определит профессиональную ориентацию кадета в старших классах на выбор своего дальнейшего жизненного пути;
- учет психологических особенностей и умственных склонностей каждого кадета позволяет в ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный» организовывать целенаправленную профессиональную ориентацию, а так же оказывать помощь кадету правильно выбрать свой жизненный путь.
Учебно-воспитательная работа строится в соответствии с достижениями современной науки, требованиями педагогической и военной практики на основе последовательного соединения теоретического обучения с практической подготовкой кадет в аудиториях, полевых учебных центрах и т.п. Весь учебно-воспитательный процесс в ГОУ ТО «ПКШ» проникнут принципами русских воинских традиций, что должно проявляться не только на соответствующих занятиях, но и во всей жизни ГОУ ТО «ПКШ».
Учебно-воспитательный процесс реализуется через:
- предметы учебного плана (основы военных знаний, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура);
- содержание образовательных областей «Филология» (русский язык, английский язык, литература), «Обществознание» (история, обществознание, география), «Искусство» (музыка, изобразительное искусство);- задания по математике, физике, химии, информатике и ИКТ, биологии, иностранному языку, трудовому обучению;
- научно-исследовательскую деятельность кадет;
- внеклассную воспитательную работу.
Образование в ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный» предполагает синтез двух направлений: обеспечение высококачественного общего образования и военно-патриотическое воспитание на основе освоения культурной традиции служения Отечеству на военном и гражданском поприще. В ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный» реализуются программы основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования, изучение предметов основы военных знаний, работают объединения по интересам, проводятся дополнительные занятия по строевой подготовке.
Подготовка кадет осуществляется по двум ступеням общего образования:
На втором уровне ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный» обеспечивает усвоение кадетами общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности кадет, их способности к социальному самоопределению. В учебном плане на этом уровне в полном объеме представлены основные предметные области, предусмотрено увеличение учебных часов по сравнению с региональным базисным учебным планом на изучение математики, информатики и ИКТ с целью подготовки выпускников к поступлению в высшие военные учебные заведения.
На третьем уровне ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный» обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки, освоение кадетами образовательных программ среднего общего образования и программ дополнительного образования, реализацию их интересов, способностей и воз¬можностей.На третьем уровне предусмотрено увеличение учебных часов на предметы, выбранные кадетами для подготовки к поступлению в высшие учебные заведения.

Начальная военная подготовака (НВП), основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура – предметы кадетского воспитания.
С 5 по 10 классы изучается предмет НВП, включающий в себя следующие разделы: военно-специальная подготовка, военно-медицинская подготовка, военно-прикладная физическая культура, военная топография, огневая подготовка, строевая подготовка, общевоинские уставы, радиационная, химическая, биологическая защита, история Российской Армии и Вооруженные силы РФ.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 10 классы как самостоятельный учебный предмет.
Физическая культура помимо уроков включает все режимные моменты: зарядку, прогулку с активными играми, массовые спортивные мероприя¬тия, занятия в спортивных секциях.
Основные задачи воспитательной работы – развитие патриотизма, основанного на любви к своему краю, учебному заведению; развитие товарищеских отношений, основанных на взаимном понимании, уважении, подчинении младших старшим; выявление и дальнейшее развитие творческих способностей кадет; создание условий для творческой самореализации кадет; приобщение к духовным ценностям; формирование здорового образа жизни.
Важным в реализации кадетского воспитания является создание системы воспитательной работы, главная цель которой – создание общего воспитательного пространства и воспитывающей жизнедеятельности кадет с использованием потенциала ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный». План воспитательной работы разрабатывается в соответствии с планами учебного процесса, методического объединениями учителей, воспитателей, классных руководителей, дополнительного образования, социально-психологического процесса, военно-патриотического воспитания.
Основными направлениями воспитательной работы ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный» являются:
военно-патриотическое;
культурно-нравственное;
эстетическое;
здоровый образ жизни.
Военно-патриотическое:
Военно-патриотическое воспитание кадет, преследующее цель формировать у них нравственные, духовные качества, готовность служения Отечеству, является одним из основных направлений деятельности.
Годовой цикл событий включает целый ряд традиционных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию, которые начинаются в сентябре и заканчиваются в мае, эти мероприятия включают в себя дни государственных праздников Российской Федерации, дни воинской славы, героико-патриотические мероприятия в выходные дни, тематические вечера и демонстрационных мероприятий (конкурса строя и песни и т.д) Эти мероприятия включают множество ситуаций, предъявляющих эмоционально окрашенные образцы военно-профессионального служения.Только впитав дух национальной культуры, освоив её лучшие образцы, кадет сможет сознательно полюбить Родину, расширяя культурные горизонты и мировоззрение. Частью общих нравов являются хорошие манеры, правила хорошего тона, нормы поведения в различных жизненных ситуациях.
Педагогический коллектив ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный» всегда помнит о том, какой нравственный урок получает кадет в процессе выполнения конкретного дела, как проявляются нравственные стороны его личности и формируются культурные ценности.Для кадет понятие долга и совести – важнейшие в шкале их ценностей. От обычных школьников они отличаются собранностью, дисциплинированностью, воспитанностью, начинают по-другому смотреть на мир, ценить общечеловеческие ценности. У них появляются такие качества как дисциплинированность, уважение к старшим, сильная воля, способность преодолевать трудности и выживать в сложных условиях, умение жить и действовать в условиях коллектива, товарищество.
В ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный» ребята получают не только всестороннее образование, но и настоящее мужское воспитание. Частью общих нравов являются хорошие манеры, правила хорошего тона, нормы поведения в различных жизненных ситуациях.
Смысловое значение, придаваемое символам и ритуалам, делает их эффективным средством становления духовной и физической силы, волевого характера, привычки к внутреннему порядку и внешней отчетливости.
Особое внимание в процессе жизнедеятельности и в ходе воспитательных мероприятий уделяется так же выработке у кадет знаний, умений и навыков, необходимых будущему офицеру и Российской армии.
Формирование здорового образа жизни
Формированию здорового образа жизни, в условиях круглосуточного пребывания кадет в стенах ГКОУ «КШИ г.о. Прохладный» со стороны администрации и педагогического коллектива уделялось особое внимание. Реализуя одну из первоочередных задач нашего кадетского корпуса, основные усилия были сосредоточены на формирование у кадет ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья, воспитание способности выпускника кадетского корпуса осознанно вести здоровый образ жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления психоактивных веществ.Ежедневные утренние физические зарядки, занятия в спортивных кружках и секциях, первенства и соревнования в рамках кадетского смотра-конкурса – обязательный компонент кадетского образования.
Художественно-эстетическое воспитание
Художественно-эстетическое воспитание включало в себя организацию деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и задатков на основе приобщения воспитанников к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности.
Важнейшей задачей этого направления явилась работа по формированию у каждого кадета языка вежливости, правил хорошего тона, изящных манер поведения, в основе которых заложено отношение между людьми, возрождение традиций воспитания образованных и дисциплинированных будущих офицеров.
Эстетическое воспитание осуществлялось под влиянием многочисленных факторов окружающей среды (природы, труда, общественной жизни), а также воздействия искусства (музыки, театра, танца, творчества), что способствовало воспитанию у кадет целеустремленности, культуры, вдохновения, воображения, активного отношения к жизни.Кадеты активно принимают участие в художественной самодеятельности, показывают свое мастерство и умение в концертах, посвященных дню знаний и дню учителя.
Педагогический коллектив прилагает все усилия, чтобы создать в КШИ благоприятные условия для воспитания всесторонне развитой личности.