Устный журнал «Семейный альбом». Раздел «Они защищали Родину».
Устный журнал «Семейный альбом».
Раздел «Они защищали Родину».
Подготовительная работа
1. Учащимся было предложено на досуге вместе с родителями, бабушками и дедушками полистать семейный альбом, найти в нем фотографии родственников, в том числе участников Великой Отечественной войны и написать исследовательские работы.
2. По возможности ученики приносят в школу вещи, письма, газетные заметки, фотографии, ордена, медали.
3. На вечер воспоминаний приглашается председатель областного совета семьи.
4. Предварительное изучение, анализ писем военных лет.
Цель:
воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, уважение к живущим рядом ветеранам войны и труда;
способствовать формированию у учащихся представлений об истории семьи как неотъемлемой части истории народа, гордость за ратные подвиги своих родственников, их достижения в труде и боях Великой Отечественной войны.
патриотическое воспитание, развитие творческих способностей учащихся.
Оформление:
1. Выставка детских исследовательских работ о судьбе родственника, воевавшего или трудившегося в годы Великой Отечественной войны.
2. Выставка фотографий, писем, орденов, газетных заметок.
Оборудование:
1. музыкальный центр и аудиокассеты;
2. ноутбук, проектор, презентации;
3. солдатская форма;
1 ведущий: Чем больше отдаляется от нас эпоха ВОВ, тем масштабнее, грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего Родину от фашизма. Те, кто родился в конце 20-го и начале 21 веков знают о войне лишь по рассказам, а большинство – по книгам и кинофильмам.
2 ведущий: Тем ценнее и дороже становятся дошедшие до нас памятники военных лет. Среди них, конечно, письма. Письма военных лет по праву можно назвать летописью Великой отечественной войны…
Учитель: поэтому праздничную страницу устного журнала мы назвали
Все вместе: «Мы письма, как летопись боя, как хронику чувств перечтем …»
1 ведущий: Письма с фронта... Они хранятся во многих семьях, в архивах, в музеях. Их берешь в руки так бережно, словно дорогой и хрупкий предмет. Пожелтевшие от времени листки, заполненные порой карандашом, неровным почерком. Строчки почти выцвели, а фронтовой конверт с пометкой “Воинское” по-прежнему призывает:
2 ведущий :.За честь жены,За жизнь детей,За счастье Родины моей,За наши нивы и луга -Убей захватчика-врага.
1 ведущий:
Письма - «треугольники»: посылались без конвертов — бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. С какой радостью встречали «треугольнички» от родных и близких в каждом доме, каждой семье!
2 ведущий Треугольником сложен потемневший листок,В нем и горькое лето, и сигналы тревог,В нем печаль отступленья в тот отчаянный год.Рвется ветер осенний и команда: вперёд!1 ведущий:
Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,Где солдатские письма шли дорогой своей.И с поклоном последние письма, полные сил,От погибших в сраженьях почтальон приносил.
2 ведущий.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,И бессонную правду фронтовых голосов.В письмах вера солдата в наши мирные дниХоть и были когда-то далёко они.
1 ведущий. Прошу Вас: храните солдатские письмаОни и просты и порою грустны,В них столько надежды и вечного смысла.Прошу Вас: храните солдатские письма,Тревожную память людской доброты
2 ведущий: Сегодня правду о войне мы узнаем из первых уст. Это письма воинов Яловегина Владимира Стефановича, Сивова Алексея Ивановича и Сморчкова Николая Федоровича. К сожалению, они погибли, но их письма, присланные родным, бережно хранятся в семейных архивах учащихся и преподавателей нашего лицея.
1 ведущий.
Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома - и в дыме войны!
2 ведущий.
Теплее на фронте от ласковых писем,
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И Родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…
1 ведущий.
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
2 ведущий.
И как-нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств перечтем.
Каменева В.И.: « Здравствуйте, папа, мама, Галя, Андрюша и Ваня! Посылаю Вам свой пламенный привет и желаю вам всего наилучшего в Вашей жизни. С оружием в руках защищаю свою социалистическую Родину. Сейчас нахожусь на фронте, на Украине. Мы не допустим, чтобы немцы хозяйничали в Донбассе. Итак, папа, прошло 20 с лишним лет, когда боролись с немцем и теперь приходится. И мы его победим!»
Вика Зимина: мой прадедушка Сивов Алексей Иванович родился в 1907 в Симбирске на Нижней террасе, после окончания школы работал на заводе имени Володарского. В 1941 году ушёл на фронт, защищал Сталинград ,Смоленск, Орёл, Брянск… У нас бережно хранятся его письма с войны. В одном из них он пишет: «…сообщаю вам, что я ранен, нахожусь в госпитале, здоровье моё идёт на поправку и скоро опять пойдём добивать ненавистного врага окончательно, мы с каждым днём всё движемся вперёд, так что скоро вся свора гитлеровцев будет бита окончательно»
1 ведущий: Там, на фронте, у солдат болела душа за оставшиеся без кормильцев семьи и они как могли старались поддержать родных:
Вика Зимина: Давно я уже не получал от вас писем, полмесяца…. Посмотреть бы на тебя хоть на минутку, мне вас всех обнять.
Косинов Никита: из письма с фронта моего прадедушки Сморчкова Николая Федоровича моей прабабушке Любови Ивановне «…от тебя письма, наконец, дождался. Из твоего письма я узнал, что Вова тяжело болеет, это очень меня взволновало. По-видимому, учеба его пропала, надо его беречь. Жаль мне бедного мальчика, теперь ему поправляться очень долго придется…Я осознаю, что очень трудно тебе одной с ними, терпи, дорогая моя…» .Вика Зимина: «13.6.1944 вы пишете о дровах, я уже писал вам, чтобы лодку пустили на дрова, а то она у вас пропадёт или её поломают.»Косинов Никита «…Люба, старайся продавать мои вещи, какие есть, но свои береги, они тебе пригодятся…»
2 ведущий: письмо от родных для солдата - праздник, а если в письме есть фотография – праздник вдвойне:
Вика Зимина: «письмо получил, в котором прислали фотокарточку, я так моя милая рад, что вижу тебя, и моё сердце сжимается от того, что неужели мы не увидимся. Нет, не может быть этого, моя любимая. Мы встретимся вновь, мои дорогие, и опять заживём своим чередом.»Косинов Никита: «Здравствуй, дорогая Люба, шлю я тебе свой пламенный привет и несчетно раз целую еще, целую своих малышей Вовочку, Валечку и Ниночку. Еще передаю привет всем родным.
Я очень рад, что увидел свою семью,..» «…как у них выцвела Мать, как из гроба вылезла, ну что сделаешь видно…терпи…
Ну куда делись кудри у Валентины?..»
1 ведущий: Их письма с фронта были всегда бодрые, безжалобные. Они старались рассказать в них что-нибудь веселое, смешное из их фронтовой жизни. И сколько раз в этих письмах встречалась фраза:
Косинов Никита: «…ты очень далеко от меня, но мои мечты завсегда с тобою…»
Вика Зимина: «Скорее бы разделаться с этим гадом и поскорее бы вернуться к вам , мои дорогие, и крепко, крепко обнять вас. Скоро придёт тот день и засияет солнце и тогда вновь тепло забьётся в родных сердцах…»
Косинов Никита: «Люба, я знаю, что обижаешься на меня, что я тебе мало помогаю… Я бы тебе помог…
Жив буду, тебе за все расплачусь своими поцелуями…»
1 ведущий: О своих наградах они скромно сообщали в последнюю очередь, в конце письма:
Вика Зимина: «И ещё хочу Вам сообщить, что вы можете так же поздравить меня с высокой правительственной наградой Орденом Красной Звезды».
2 ведущий:
Когда я вижу, как убитый
Сосед мой падает в бою,
Я помню не его обиды,
Я помню про его семью.
Мне представляется невольно
Его обманчивый уют.
Он мертв уже. Ему не больно,
А их еще … письмом убьют
Каменева В.И.: в ноябре 1944 года мой дедушка получил письмо с фронта, написанное чужим почерком: «Добрый день, многоуважаемый Стефан Иванович. Сообщаю Вам, что Ваш сын капитан Яловегин Владимир Стефанович, награждён орденом Красного знамени и сегодня 25.10.44г. в 12 час. геройски погиб на фронте в борьбе с немецкими захватчиками. На территории Германии (Восточная Пруссия) 3- Белорусский фронт. Город Гростракенен. За его смерть нашего командира мы, артиллеристы проклятым немцам отомстим.
До свидания. Лейтенант Козак И. С.»
Вика Зимина: в то же время моя прабабушка Сивова Анна Михайловна получила извещение о том, что её муж , красноармеец Сивов Алексей Иванович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство, погиб 13 октября 1944, защищая Ригу. Похоронен с отданием воинских почестей в деревне Ледурга Латвийской ССР
Косинов Никита: а мой прадедушка Сморчков Николай Федорович дошёл до Берлина, погиб 5 мая 1945 года, накануне Великой Победы…
Уч-ся 9-а класса поднимаются на сцену
1 ведущий
Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это – другая,
Это значит… сырая земля.
2 ведущий
Это значит дубы-нелюдимы
Надо мною грустят в тишине,
А такую разлуку с любимой
Ты простишь вместе с Родиной мне.
1 ведущий
Только вам я всем сердцем и внемлю,
Только вами и счастлив я был:
Лишь тебя и родимую землю
Я всем сердцем, ты знаешь, любил.
2 Ведущий
И доколе дубы-нелюдимы
Надо мной не склонятся, дремля,
Только ты мне и будешь любимой,
Только ты да родная земля!
Песня «Алёша», исполняет 9А класс
1 ведущий: Время текло своим чередом. На дворе стоял 1969 год. В дверь семьи Сивовых вновь постучал почтальон и вручил письмо, написанное детским почерком:
2 ведущий: « Дорогие друзья, прошло уже 25 лет с того времени, когда советская армия освободила наше село от фашистов. Недалеко от нашей школы находится братское кладбище, где похоронено 66 воинов, от всего сердца просим откликнуться …и рассказать о человеке, который отдал жизнь за то, чтобы жили мы. Обещаем выслать фотокарточку братской могилы, где похоронен бизкий вам человек…Латвийская ССР, Лимбажский р-он, пос Ледурга , ученики 5 класса»
1 ведущий: С детьми завязалась переписка. «1970 г Недавно мы получили ваше письмо из далёкого Ульяновска-города Ленина, о котором мы так много читаем, говорим, ваше письмо прочли во всех пионерских отрядах…».
2 ведущий: По приглашению школьников сын Алексея Михайловича Юрий Алексеевич побывал на месте гибели отца, возложил цветы на его могилу.
1 ведущий: « Здравствуйте, дорогие близкие Алексея Ивановича Сивова. Вам пишут ученики 4 класса Ледургской восьмилетней школы. По традиции мы должны заслужить имя своего героя. К нам на собрание пришли комсомольцы 8 класса. они рассказали нам об освобождении нашего села и об Алексее Ивановиче. Они торжественно передали нашему отряду имя героя Сивова Алексея Ивановича . Наш отряд просит вашего разрешения называться его именем. Мы обещаем с уважением хранить его память. Расскажите нам пожалуйста как вам живётся в далёком Ульяновске.»
1 ведущий: К сожалению, в связи с перестройкой связь семьи Сивовых со школьниками из Ледурги прервалась…
2 ведущий. 80 –е годы 20 –го века… Это было сложное, но интересное время: у нас в Заволжье кипела стройка – строился авиакомплекс. Дети тех, кто работал « на небо» были первыми учениками лицея №20. Нынешние лицеисты– второе поколение авиастроителей, родившиеся уже в Ульяновске. Хочется верить, что придут ещё и третье и четвёртое …
1 ведущий. Поэтому позвольте напомнить обращение ко всем гражданам России Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в преддверии 3 – го тысячелетия: «Вглядываясь в наступившее тысячелетие от Рождества Христова, мы не можем не задавать себе вопрос: Какой будет Россия в 21 веке? Какой будет российская семья? Какими нашими ценностями будут жить поколения, которые придут на смену нам? И здесь бесценным сокровищем является опыт наших предков, живая нить преемственности поколений»
2 ведущий. Вспомним, какое значение придавалось на Руси семейным устоям. Какими благоговейными чувствами издревле была окружена семья: семейные реликвии передавались из рода в род. Атмосфера семьи, домашнего очага, взаимоотношения с родными, память о своих предках и воспитание потомков – всё это имеет огромное значение для нравственного укрепления личности, а значит, и государства. Не случайно у многих народов говорится, что любовь к Родине начинается с семьи.
1 ведущий. Божие благословение почивает на тех, кто создает семью, почитает и хранит память о своих предках, воспитывает детей. Божие благословение всем тем , кто начинает вести свою семейную летопись.
2 ведущий. Пусть она станет кладезем жизненного опыта для Вас и ваших потомков. Пусть поможет осознавать место каждого члена Вашей семьи в истории и вечности»
Учитель: «Народ, который не знает своего прошлого, не имеет будущего», подметил кто-из мудрецов. Человечество не раз убеждалось в правдивости этих слов. Как бы не складывалась жизнь, какие бы не происходили катаклизмы, люди постоянно обращаются к своему прошлому, к своей истории.
Любовь к родине всегда конкретна – это любовь к своим истокам, родительскому дому, семье. Нам, живущим в 21 веке, нельзя забывать о том, как важно сохранить для «большой» истории всё то, что сегодня кажется не таким значительным, - историю повседневности, которая быстро исчезает на наших глазах, особенно с уходом старшего поколения..Очень важно понять, что время безжалостно. Надо успеть узнать у старших, сохранить и передать родовую память по эстафете будущим поколениям. Только так можно сохранить культуру родовой памяти. Человек бессилен изменить прошлое, он не может выбирать себе предков. Вместе с тем каждый в силах выбирать своё будущее, чтобы быть достойным предков и не уронить честь рода.