Урок внеклассного чтения Они защищали Родину
«Они защищали Родину»
(70 - летию победы в Великой Отечественной войне посвящается)
урок внеклассного чтения для обучающихся 4 класса
Форма занятия: внеклассное чтение
Цель: расширить исторические знания детей о событиях XX века;
Задачи урока:
учить ребят работать творчески, развивать логическое мышление, образное воображение, речь, творческую активность;
учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личностное отношение к предмету;
воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа, к ветеранам Великой Отечественной войны, любви к Отечеству;
развивать самостоятельную аналитическую работу, нацеленную на решение поставленных вопросов, ассоциативное мышление, творческое воображение;
формировать умения анализировать и оценивать поступки героев.
Оборудование и материалы:
выставка книг о Великой Отечественной войне;
слайды;
фонограмма песни «Священная война»;
ордена и медали Великой Отечественной войны (из семейного архива);
рисунки детей;
фрагмент фильма «Юные партизаны»
Методы и формы работы:
индивидуальная и групповая форма работы;
инсценирование;
творческий пересказ;
проблемно-поисковый метод;
(Урок рассчитан на 45 минут)
Оргмомент
Сообщение темы урока. Определение целей урока.
Соберите пословицы
Воевать не хотим, но земли своей не отдадим.
Кто на войне не бывал, тот страху не видал.
Кто за своё дерется, тому и слава двойная дается
Смело иди в бой, Родина за тобой.
- Прочитайте пословицы. Что их объединяет?
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( о Родине и ее защитниках
Звучит фонограмма «Священная война»
К сегодняшнему уроку вы готовили задания в группах
- Из каких источников вы черпали знания о Великой Отечественной войне? (книги, картины, поэзия, проза)
- О чем мы должны будем узнать к концу урока благодаря вашему домашнему заданию?
- Кто ковал победу?
- Какими качествами обладал народ, победивший фашизм?
Нашей стране пришлось воевать с сильным и жестоким противником. С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории- партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.
Первая группа по какой теме вы готовились? (Строки, опаленные войной)
- Какие произведения вы прочитали?
В этих произведениях описываются события Великой Отечественной войны. Мы подготовили для вас фрагмент фильма по мотивам рассказа Льва Кассиля «Юные партизаны»
- Понаблюдайте как ведут себя герои?
Фрагмент фильма «Юные партизаны»
- Как каждый из героев ведет себя в данной ситуации?
Немцы (жестоко, грубо)
Дети (мужественно, смело)
Учительница (отважно, невозмутимо, спокойно)
Костя Рожков (мужественно и смело, взял весь удар на себя)
- А как бы вы повели себя в данной ситуации?
Говорят, что когда грохочут пушки, музы молчат. Но от первого дня войны и до последнего не умолкал голос поэтов. Поэзия немало сделала для того, чтобы в грозные, страшные годы пробудить у людей чувство ответственности за свою страну, чувство сопричастности к судьбе Родины.
Теперь мы переходим ко второй группе, по какой теме вы работали «Поэты и их творчество в годы Великой Отечественной войны»
Мы хотим прочитать стихи
Отрывок из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» «О награде»
- Как вы дамаете, за что награждали людей в годы Великой Отечественной войны?
Чтение стихотворения «Это было в мае на рассвете»
Физминутка
Встали. Закрыли глазки. Какие картины можно представить, слушая данную музыку?
Большой вклад в раскрытие темы Великой Отечественной войны внесли не только поэты и прозаики, но и военные художники студии имени М. В. Грекова. В начале войны многие из них ушли добровольцами на фронт. Вместе с солдатами прошли путь от подмосковных рубежей до Берлина, познали на себе все тяготы войны. Все взывало к душе художника: разрушенные города и деревни, мирные жители, оставшиеся без крова, бездорожье фронтовых дорог, нескончаемые марши, переправа под огнем врага, тяжелые бои и стремление все преодолеть и победить.
Переходим к третьей группе, которая работала по теме «Я кистью к памяти взываю»
П.Кривоногов «На Курской дуге»
Вид знаменитого ратного поля на Курской дуге создал художник Петр Кривоногов. В 1940 г он поступил в студию военных художников им. Грекова. В годы Великой Отечественной войны студийцы находились на фронтах, запасаясь впечатлениями боевых действий и фронтового быта.
В 1949 г. Он создает картину на Курской дуге. Это панорама знаменитого танкового сражения 1943 г еще горит земля, не развеялся дым пожарищ. На багряном закате изображены подбитые, еще дымящиеся фашистские «тигры» «фердинанды»
– Бой шел у селения Крутой Лог. Это южнее Курска. 120 танков, в том числе 35 «тигров», обрушились на наши окопы, но сдержали бойцы удар фашистов. Отошли немцы. И снова идут в атаку. «Пропускай немцев!» – командует капитан Бельгин. Знают солдаты, зачем это нужно. Проползли танки над окопами, где укрылись солдаты. А они открыли огонь по фашистской пехоте. Досталось и неразворотливым машинам.
А.Дейнеки «Оборона Севастополя»
В 1942 г А. Дейнеки в самый тяжелый момент войны создает полотно как историческую эпопею о беспримерном героизме народа, вставшего на защиту Родины.
Рушатся здания. Черные клубы дыма уходят в небо, охваченный огнем пылает город. В смертельной ожесточенной схватке столкнулись советские моряки с фашистами. Идет жестокий рукопашный бой.
На первом плане в полный рост изображен черноморец, бросающий связку гранат. Лицо его напряжено, ноги широко расставлены. Его фигура воспринимается как символ беспредельного мужества и отваги.
– 1941-й год. Октябрь. Фашисты прорвались в Крым, подошли к Севастополю. Начались бои на оборонительных рубежах. «Черная туча», «Черная смерть», «Черные дьяволы» – так фашисты называли моряков. Боялись они советских матросов. Не зря они боялись!..
В.Панфилов «Подвиг героев-панфиловцев»
Чудеса героизма показали наши бойцы на войне. Советские солдаты дрались до последней капли крови и говорили: «Враг не пройдет, победа будет за нами». Я вам расскажу только об одном подвиге, совершенном бойцами. Это было в ноябре 1941 года. Фашисты рвались к столице нашей страны. Недалеко от Москвы, на разъезде Дубосеково герои из дивизиона генерала Ивана Васильевича Панфилова преградили путь фашистам. (Показывает репродукцию картины В. Яковлева «Портрет Героя Советского Союза генерал-майора И.В. Панфилова».) Их было 28. Врылись солдаты в землю. Прильнули к краям окопов. А на них наступают целых 20 танков. Но бойцы не дрогнули. Подбили 14 машин. Передохнули немного. А на них опять ринулась лавина танков. Политрук Клочков сказал: «Друзья! Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!» Стойко держались герои-панфиловцы. Все погибли, но не пропустили фашистов к Москве.
- Какая картина вас больше поразила и почему?
В нашей стране нет семьи, которая не понесла бы утраты в годы Великой Отечественной войны. Как поется в песне из одного хорошего фильма «нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой»
У каждой войны есть свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена тысяч героев, многие из которых не пожалели своих жизней ради нашего отечества. Ваши прабабушки и прадедушки тоже прошли через войну.
Четвертая группа «Мои родственники и война»
Рассказ о ветеране Минаев, Калуцкая, Провоторов
Чтение стихотворения А.Смирнова «Кто был на войне»
Дочь обратилась однажды ко мне:
- Папа, скажи мне, кто был на войне?
- Прадед Алеша холодной зимой
Бился с врагами под самой Москвой.
Дедушка Леня – военный пилот,
В небе водил боевой самолет.
Дедушка Женя десантником был,
Он вспоминать о войне не любил
И отвечал на вопросы мои
«Слишком тяжелые были бои»
Бабушка Соня трудилась врачом,
Жизни спасала бойцам под огнем.
Прадед Аркадий погиб на войне
Родине все послужили вполне.
Много с войны не вернулось людей,
Лучше ответить, кто не был на ней!
III. Итог урока. Рефлексия.
- Какими чертами характера обладали защитники Родины судя по рассказам ваших одноклассников?
- Какие чувства вы испытали?
-А теперь давайте вернемся к записям, сделанным в начале урока. Достигли ли мы с вами поставленных задач?
-Чтобы вам еще хотелось узнать о Великой Отечественной войне и ее участниках?
Я думаю, что нам стоит заняться созданием книги памяти нашего класса, в которую мы впишем ваших родственников, побывавших на войне
Прошло 70 лет после того, как закончилась война. Сейчас многое в нашей жизни изменилось, Россия стала сильной и процветающей страной. И каким бы противоречивым ни было время и как бы ни менялась наша жизнь. Мы должны помнить тех, кто отдал жизнь за нашу Родину.
Прошу всех встать. Почтим память погибших в войне минутой молчания
Урок закончен. Спасибо всем за работу