Разработка внеклассного занятия по экологии Спасем нашу Землю
1.Сегодня у нас с вами час общения. А общение начинается с рукопожатия. Давайте встанем, возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Мы вместе – одна команда. А сообща можно решить любые вопросы и проблемы. Вы со мной согласны? Садитесь.
Ребята, мы живем на удивительной планете. Как она называется? ( Земля).
Земля – наш дом, наша кормилица. Давайте посмотрим, как удивительна наша планета Земля. ( показ видео).
Какие чувства вызвал у вас просмотр этих кадров?
Как планета, Земля существует уже несколько миллиардов лет и всего около двух миллионов лет назад на ней появился человек.
Как вы думаете, как сейчас живется планете вместе с человеком? ( ответы детей).
Так сложилось, что мы привыкли ни в чем себе не отказывать – ни в воде, ни в электричестве, ни в газе. Человек создал замечательную технику, перед которой бессильна сама природа. И долгое время люди не задумывались о ее важности и уязвимости .На Земле живет много людей. Если встать друг за другом, то можно пять раз обогнуть земной шар. Конечно, все хотят играть на цветущих полянах, пить воду из прозрачных ключей, дышать чистым воздухом, но с каждым годом становится все сложнее и сложнее это делать.
Предлагаю вам совершить путешествие в будущее. Посмотрите, как может выглядеть наша Земля через десятки лет – пустая, серая, грязная. ( кадры пустой, грязной, разрушенной Земли ).
Закройте глаза и представьте, что вы оказались на такой планете – где нет солнца, ни воды, ни пения птиц, аромата цветов. Хотелось бы вам там жить?
Экологи бьют тревогу и всячески стараются спасти Землю. Ребята, а кто такие экологи?
2. Давайте представим, что вы юные экологи, и мы проведем не обычный час общения, а заседание экологов.
Наша тема: « Спасем нашу Землю».( слайд)
Как вы думаете, какую цель мы поставим для себя на занятии? (ответы )Наша цель – выявить, какие экологические проблемы окружают нас, каково ваше «я» в сфере этих проблем, и как вы можете помочь в их решении.
Девизом будут слова: «Кто, если не мы? Когда, если не сейчас?» (слайд).
3. Давайте вспомним, что же такое экология?
Экология – это наука о взаимоотношениях между человеком и природой. (слайд).
Послушайте стихотворение:
Вот экология – модное слово,
Раньше природа не знала такого
Банки, бутылки в кусты не бросали
В реку отходы и нефть не сливали
Крысы и мыши теперь процветают,
Ценные виды, увы, исчезают,
Кто сигаретой себя отравляет,
Кто – то наркотики употребляет
Новый Чернобыль нам Дума готовит,
Если общественность не остановит.
Те, кто на свалках сжигают отходы
Все отравляют – и воздух, и воду!
Наша планета пока что жива,
Но без защиты погибнет она!
О чем это стихотворение?
Человек так бездумно вмешивается в природу, что Земля стоит перед угрозой экологической катастрофы.
Что такое экологическая катастрофа? (ответы детей).
Экологическая катастрофа – это разрушительное воздействие на окружающую среду. ( слайд).
Назовите, какие разрушительные воздействия происходят в наше время на окружающую среду, экологию. (ответы)
- Загрязнение морей и океанов ( слайд)
- Выброс в воздух вредных веществ (слайд)
- Утечка горючих материалов ( слайд)
- Загрязнение почвы ( слайд)
- Истребление животных ( слайд)
- Вырубка лесов ( слайд)
Вот какие печальные картины мы можем видеть. С тех пор, как человек стал хозяином планеты, природа стала погибать.
Что же нужно делать, чтобы не случилось экологической катастрофы?
(больше заботиться об экологии планеты, больше сажать растений, следить за чистотой в городе, на природе и т.д.)
4.Земля не прощает человеку, если он жестоко уничтожает ее богатства. Все в природе взаимосвязано.
Когда мы осушаем русло реки, гибнет рыба, а в итоге сам человек не сможет использовать ее в пищу.
Если почва не будет отдыхать, не стоит ждать хорошего урожая.
Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Если вдруг».
Условия таковы: я буду давать начало ситуаций, а вы должны продолжить – что же может случиться.
Например: если люди уничтожат все цветы на Земле – погибнут многие насекомые, в том числе и пчелы – не станет меда, очень ценного продукта для здоровья человека.
Продолжите теперь вы.
- Если на пляжах перестанут убирать территорию… ( слайд)
- Если вырубят все леса на Земле… (слайд)
- Если заводы по переработке мусора закроются… (слайд)
- Если все будут выбрасывать мусор на улицу… (слайд)
Есть такая пословица: «Как аукнется, так и откликнется». Как вы ее понимаете?
Какой вывод можно сделать? ( все взаимосвязано)
Если мы нарушим одно – погибнет другое. Природа не зря бьет тревогу и просит о разумном к ней обращении.
5. Как мало на Земле остается прекрасного! Все чаще и чаще человек забывает о природе, о том, что это – живой организм, который хочет жить, дышать, иметь семью, потомство. Который чувствует страх, боль, умеет плакать по погибшим от рук человека собратьям: животным и растениям.
В связи с тяжелой экологической ситуацией, целые очереди животных, птиц, растений выстроились в Красную книгу.
А что это за книга, ребята?
Послушайте стихотворение:
Охраняется Красной книгой
Столько редких животных и птиц
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
Давайте перелистнем некоторые страницы Красной книги – релаксационная минута (видео).
В нашей области тоже есть своя Красная книга. Вы по ней работали, изучали.
Вспомним некоторых животных, растений, занесенных в Красную книгу Кировской области. По описанию вы должны узнать, кто же это.
Выхухоль
Небольшой зверек с густым бархатистым мехом, нос хоботком, хвост покрыт роговыми чешуйками. Окраска темно – коричневая. Живет вблизи водоемов.
Колонок
Небольшой, рыжий зверь, гибкий и пушистый. На мордочке темная « маска». И хотя этот зверь меньше кошки, он очень кровожаден и охотится на относительно больших животных: зайцев, тетеревов, глухарей.
Венерин башмачок
Очень красивый цветок с нежным ароматом. Похож на изящную туфельку.
Кувшинка
Крупный цветок с множеством белых или розоватых лепестков. Можно встретить на поверхности озер, рек со слабым течением.
Скопа
Крупная хищная птица, которая питается исключительно рыбой. Внешним видом напоминает одновременно и сову, и коршуна. Тело коричнево – белое, а затылок украшает пучок перьев.
Черный аист
Крупная птица. Имеет длинную шею и ноги, длинный острый клюв. Оперение черное, с небольшим зеленоватым и фиолетовым отливом. Обитают у водоемов.
Для многих животных лес – это дом родной. А лесов на Земле становится все меньше и меньше, значит, животные обречены на гибель.
Что люди делают для того, чтобы не гибли животные, растения ( создают заповедники)
Назовите, какие вы знаете ( Баргузинский, Байкальский, Ильменский, Астраханский, Тунгусский, Нургужский, заказник Пижемский, охраняемые территории – Соколья гора недалеко от Котельнича, Корсачий бугор, хвойно – широколиственный лес у села Савали, Посадский лес, Пойменная осокоревая роща у села Гоньба)
А что вы можете сделать, чтобы численность растений, животных, птиц не исчезала? (подкармливать зимой, не рвать и не вытаптывать ценные растения и т.д.).
Сейчас поиграем в игру «Экологический светофор» и проверим, какие вы защитники природы. Перед вами кружки трех цветов: красного, оранжевого и синего.
Красный цвет – стой! Твои действия наносят вред природе.
Оранжевый – будь осторожен, не причини вреда своими действиями.
Синий – ты друг и защитник природы! Твои действия полезны для нее.
Я зачитываю ситуацию, и от того, если вы согласны с действиями, поднимаете тот или иной кружок.
- дети оставили костер в лесу
- ребята наблюдают за муравьями
- девочки не стали рвать ландыши в лесу
- ученики очищают парк от мусора
- ребята увидели гнездо в траве
- дети сильно шумят в лесу
- подростки моют мотоцикл в реке
- ученики высаживают возле школы деревья
Молодцы. Я надеюсь что и в дальнейшем вы будете настоящими защитниками природы. Ведь наш девиз: «Кто, если не мы. Когда, если не сейчас ! )
6.Планета наша весьма засорена, но люди еще до конца не осознали, сколько опасностей таит в себе жизнь на огромной свалке.
Вопрос «Что делать с мусором?» становится все актуальнее. Попробуем ответить на него. Для начала вспомним наиболее распространенные отходы. Поиграем в игру «Говорят малыши».
Внимательно слушайте описание и вы должны понять, какое слово было задумано.
-из нее сделаны многие мои игрушки
-она твердая, тяжело ломается, бывает разных цветов
-ее нельзя сжигать, потому что образуется черный дым с плохим запахом
(пластмасса)
– ее делают из дерева
- это очень легко загорается
- она нужна для того, чтобы рисовать, писать
3. – оно обычно бывает прозрачным
- если оно упадет, то разобьется
- если это бросить в лесу, то может случиться пожар
4. – этим люди пользуют я каждый день
- если это добавить в воду, то будет пена
- это помогает нам бороться с грязью
( моющие средства)
5. – оно очень легкое
- если это попадает в реку, то рыбы не могут дышать и погибают
- нельзя в реке мыть машину, потому что это загрязняет воду
( машинное масло)
Итак, какие самые распространенные отходы встречаются в природе?
Земля сегодня изрезана, истоптана. В нее закапывают отходы, сбрасывают бытовой мусор.
Посмотрите на эти кадры.
( слайды)
А теперь посмотрим кадры, которые сфотографировали вы сами.
( слайды)
Один датский физик много лет назад сказал: «Человечество погибнет не от атомной бомбы и бесконечных войн. Оно похоронит себя под горами собственных отходов».
А как вы можете бороться с этим? (ответы).
Чтобы сохранить наш город здоровым, а значит сохранить чистой планету, нужно совсем немного – начать с себя.
Будьте маленькими хозяевами и защитниками природы. Помните наш девиз: «Кто, если не мы. Когда, если не сейчас».
Как дети заботятся о своей больной матери, так и жители Земли должны заботиться о своей планете. Вернемся к теме занятия : «Спасем нашу Землю».
Итак, какие экологические проблемы мы сегодня выявили? ( свалки мусора, исчезновение животных, загрязнение воздуха, воды и т. д.)
Россия – это огромная страна, но у каждого есть родной уголок, где вы родились, живете. Ваша малая родина – это часть России, которую мы очень любим и хотим, чтобы она была всегда прекрасной и неповторимой. И очень многое зависит от нас.
В конце я хочу, чтобы вы закончили предложение:
(слайд) «Наша стана Россия должна быть экологически чистой. Для этого я….
И подытожим наш разговор стихотворением:
Зависит многое от нас
Какой планета будет
И в этот день
И в этот час
Спасите ее, люди!