Программа дополнительного образования Туристы-экологи
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа
«Туристы-экологи»
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 13 – 14 лет.
Срок реализации программы: 2 года.
.
2010
Пояснительная записка
Туризм как форма активного отдыха и дополнительного образования полезен всем детям. Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к родине, к природе, к труду. Одновременно происходит пробуждение чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему миру. Для воспитания эстетического чувства нужны яркие впечатления, которые в изобилии даёт туризм.
Трудно переоценить и оздоровительное значение туризма. На туристских маршрутах закладываются основы здорового образа жизни, стремления к физическому совершенству.
Туристско-краеведческая деятельность является самым комплексным видом воспитания, так как воздействует одновременно на ум , тело и душу подрастающего поколения. А также способствует формированию более демократичных, творческих взаимоотношений учителя и учеников.
Настоящая образовательная программа направлена на формирование навыков самодеятельного туризма.
Цель занятий туризмом и краеведением состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся сформировать знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков, достигнуть более высокого уровня развития нравственных и морально-волевых качеств, приобщить их к регулярным тренировкам и закрепить эту привычку.
Задачи 1-го года обучения:
получение представления о топографии и ориентировании;
расширение знаний о личной гигиене, о влиянии естественных факторов среды на организм;
получение знаний о туристском снаряжении, правилах ТБ в походе, оказании доврачебной помощи при травмах;
овладение основами техники преодоления препятствий;
выработка привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями;
пополнение знаний о природе родного края, закрепления стереотипа бережного отношения к природе;
воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни.
Задачи 2-го года обучения:
расширение знаний о топографии и спортивном ориентировании;
обогащение двигательного опыта;
формирование представлений о престижности разносторонней физической подготовленности;
получение представления о туристских ресурсах уральского региона и России;
закрепление потребности к регулярным туристским походам;
формирование адекватной самооценки.
Программа реализуется в два этапа. Первый этап (1-й год обучения) – формирование первоначальных знаний и практических умений и навыков для осуществления туристской деятельности. Второй этап (2-й год обучения) – расширение знаний и совершенствование практических навыков, освоенных на первом этапе.
Программа рассчитана на работу с детьми 13 - 14 лет (6 - 7 класс).
К концу первого этапа обучения дети должны быть готовы к трёхдневному походу в пригородную зону с двумя ночёвками в полевых условиях и радиальными выходами протяжённостью не более 10 км. Второй этап заканчивается многодневным пешим походом с автономным существованием в полевых условиях. Непосредственно в походе дети демонстрируют практические умения и навыки, освоенные на занятиях в течение учебного года. Теоретические знания проверяются в ходе бесед, викторин и творческих заданий как в период подготовки к походу, так и в самом походе. Уровень технической подготовленности определяется в ходе соревновательной деятельности.
Содержание образовательной программы
Личное и групповое туристское снаряжение.
Понятие о личном и групповом снаряжении. Перечень личного снаряжения для одно-трёхдневного похода, требования к нему. Типы рюкзаков, спальных мешков, преимущества и недостатки. Правила размещения предметов в рюкзаке. Одежда и обувь для летних и зимних походов. Как готовить личное снаряжение к походу.
Групповое снаряжение, требования к нему. Типы палаток, их назначение, преимущества и недостатки. Походная посуда. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Хозяйственный набор: оборудование для костра, рукавицы, ножи и др.
Практические занятия: укладка рюкзака, подгонка снаряжения, работа со снаряжением, уход за снаряжением, его ремонт.
Топографическая и спортивная карты.
Значение топокарт для туристов. Масштаб. Масштабы топографических карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути. Определение координат точки на карте. Назначение спортивной карты, её отличие от топографической. Масштабы спортивной карты. Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.
Практические занятия: работа с картами различного масштаба, измерение расстояния на карте, копирование на кальку участка топографической карты.
Условные знаки.
Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики. Рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Бергштрих. Отметки высот, уреза воды. Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте.
Практические занятия: изучение на местности изображения местных предметов, знакомство с различными формами рельефа, топографические диктанты.
Ориентирование по горизонту, азимут.
Основные направления на стороны горизонта: С, Ю, В, З. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направлений. Азимутальное кольцо. Определение азимута, его отличие от простого угла. Азимут истинный и магнитный. Азимутальный тренировочный треугольник.
Практические занятия: построение на бумаге заданных азимутов, упражнения на глазомерную оценку азимутов, упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте.
Компас, работа с компасом.
Компас, типы компасов. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом. Ориентир, что может служить ориентиром. Движение по азимуту, его применение. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты, прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек.
Практические занятия: ориентирование карты по компасу, определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка), движение по азимуту.
Измерение расстояний.
Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, как измерить средний шаг. Глазомерный способ измерения расстояний. Определение расстояния по времени движения.
Практические занятия: измерение своего среднего шага, упражнения на прохождение отрезков различной длины, измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой, оценка пройденных расстояний по затраченному времени, упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.
Способы ориентирования.
Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Составление абрисов. Оценка скорости движения. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Виды и организация разведки в походе.
Практические занятия: упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту и определению способов привязки, занятия по практическому прохождению мини-маршрута.
Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.
Суточное движение Солнца. Определение азимута на солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная звезда, её нахождение. Приближённое определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов. Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировки, возможность ухода на сходную ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, к ближайшему жилью. Использование источников света в ночное время.
Практические занятия: упражнения по определению азимута в разное время дня, упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде, определение точки стояния на спортивной карте, имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий по восстановлению местонахождения.
Личная гигиена туриста, профилактика заболеваний.
Понятие о гигиене. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур. Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных способностей и достижения высоких спортивных результатов. Соблюдение гигиенических требований в походе. Профилактика заболеваний.
Практические занятия: применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.
Походная медицинская аптечка.
Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблетированные, порошковые, линименты, смазки. Различия в принципе действия. Состав походной аптечки для ПВД и многодневных. Перечень и назначение, показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов. Новейшие фармакологические препараты. Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимости от хронических заболеваний.
Практические занятия: формирование походной медицинской аптечки.
Основные приёмы оказания первой доврачебной помощи.
Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика травматизма. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, поражённому электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.
Практические занятия: способы обеззараживания питьевой воды, оказание первой помощи условно пострадавшему.
Приёмы транспортировки пострадавшего.
Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на верёвке, вдвоём на поперечных палках. Переноска вдвоём на шестах со штормовками, на носилках-плетёнках из верёвок, на шесте. Изготовление носилок из шестов. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.
Практические занятия: изготовление носилок, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.
Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.д.). выбор места для привала и ночлега. Основные требования к месту привала и ночлега. Организация работы по развёртыванию и свёртыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Уборка места лагеря перед уходом группы. Типы костров. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт). Меры безопасности при обращении с огнём, кипятком. Организация ночлегов в помещении. Правила купания.
Практические занятия: определение мест, пригодных для привалов и ночлегов, развёртывание и свёртывание лагеря, разжигание костра.
Питание в туристском походе.
Значение правильного питания в походе. Организация питания в однодневном и 2-3-дневном походе. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте.
Практические занятия: составление меню и списка продуктов для 1-3-дневного похода, фасовка и упаковка продуктов, приготовление пищи на костре.
Туристские должности в группе.
Должности постоянные и временные. Постоянные должности в группе: заведующий питанием, заведующий снаряжением, проводник (штурман), краевед, санитар, ремонтный мастер, фотограф, ответственный за отчёт о походе, культорг. Временные должности: дежурные по кухне, дублёры по постоянным должностям.
Практические занятия: выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения похода и подведения итогов.
Правила движения в походе.
Порядок движения группы на маршруте. Режим движения, темп. Обязанности направляющего и замыкающего в группе. Режим ходового дня. Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересечённой местности, по лесу, кустарнику, через завалы, по заболоченной местности, по травянистым склонам.
Практические занятия: отработка движения колонной, соблюдение режима движения, отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересечённой местности (лес, заросли кустарников, завалы, заболоченная местность).
Техника безопасности при проведении туристских походов.
Дисциплина в походе – основа безопасности. Правила поведения при переездах группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Использование простейших узлов и техника их вязания. Правила поведения в незнакомом населённом пункте. Взаимоотношения с местным населением.
Практические занятия: отработка техники преодоления естественных препятствий.
Краеведение.
Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озёра, полезные ископаемые. Административное деление края. Транспортные магистрали. Промышленность. Культура края, перспектива его развития. История Челябинска. Туристские ресурсы Челябинской области. Экология Уральского региона.
Практические занятия: знакомство с картой Челябинска и области, «путешествия» по карте, краеведческие викторины, прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, посещение музеев, экскурсионных объектов.
Общая физическая подготовка.
Требования к физической подготовке, её место и значение в повышении функциональных возможностей организма. Характеристика средств физической подготовки.
Практические занятия: упражнения для различных мышечных групп, упражнения с сопротивлением и отягощением, подвижные и спортивные игры, лыжный спорт, плавание, упражнения для развития основных двигательных способностей.
Туристские слёты и соревнования.
Виды туристских соревнований и особенности их проведения. Понятие о дистанции, этапах, зависимость их сложности от уровня подготовленности участников. Личное и командное снаряжение участников. Меры безопасности при проведении туристских слётов и соревнований.
Практические занятия: участие в туристских соревнованиях школы, учреждения дополнительного образования, района в качестве участников.
Прогнозируемые результаты
Обучающиеся должны знать:
- технику безопасности и правила поведения на занятиях, в походе и на соревнованиях;
- состав личного и группового снаряжения;
- знаки и обозначения на туристских картах;
- способы ориентирования, действия при потере ориентировки;
- правила личной гигиены;
- состав походной аптечки;
- основные приёмы оказания первой доврачебной помощи и транспортировки пострадавшего;
- рекомендации по упаковке и переноске в рюкзаке продуктов питания;
- правила передвижения в походных условиях;
- правила бережного отношения к природным ресурсам.
Обучающиеся должны уметь:
- обращаться с групповым снаряжением и бережно относиться к личному снаряжению;
- использовать топографическую карту для ориентирования на местности;
- ориентироваться по карте и местным предметам;
- соблюдать гигиенические требования в походных условиях;
- обустраивать места стоянок;
- готовить пищу на костре;
- выполнять обязанности по должностям в период подготовки и проведения похода;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия на маршруте;
- выполнять физические упражнения, способствующие развитию основных двигательных способностей.