Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Составитель:
Воспитатель Котовщикова Е.А.
Г. Иркутск 2016г.
Название проекта «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
В проекте участвуют воспитанники ДОУ 2-3 лет, воспитатели.
Актуальность проекта:
Развитие детей младшего дошкольного возраста может осуществляться лишь в процессе развивающего обучения, при максимальном использовании сензитивных периодов и опоре на зону ближайшего развития. При развитии детей младшего дошкольного возраста необходимо учитываться особенности возраста, и учитывать зону ближайшего развития ребенка, то есть обучение должно идти с учетом потенциальных возможностей детей, которые он может реализовывать с помощью педагога.
Одна из важных видов деятельности для младших дошкольников является овладение элементарной трудовой деятельности, которая выражается в овладении навыками самообслуживания, которые обеспечивают воспитанникам элементарную бытовую самостоятельность.
При формирование навыков самообслуживания происходит развитие не только социально-бытовых навыков, но и социальное развитие ребенка.
Самообслуживание включает в себя сложные навыки, которыми должен овладеть ребенок. Следовательно, могут возникнуть следующие трудности: определение и усвоение последовательности операций - действий, овладение каждой операцией. Освоив алгоритмы работы с предметами ребенок приобретает дополнительную возможность знакомиться с миром реальности самостоятельно и гораздо эффективнее.
Исходя из этого необходимо создание цикла воспитательных занятий направленных на формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников. Упражнения-игры данных занятий развивают не только механическую память, зрительное внимание, но и формируют у ребенка навыки социального поведения, знакомят с культурой поведения в обществе, обучают навыкам повседневной деятельности и личной гигиены.
Вследствие этого был разработан проект: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Целью данной работы является: разработка и апробация цикла занятий по теме: «Самообслуживание», направленных на помощь дошкольникам для свободного и полноценного развития ребенка в социальном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Разработка комплекса занятий, направленных на элементарное социальное развитие ребенка, формирование у него навыков социального поведения, обучение культурно-гигиеническим навыкам в повседневной деятельности и личной гигиены.
Реализация разработанных занятий по теме «Самообслуживание».
Реализация проекта включает в себя разработку циклов воспитательных занятий по данной теме. Определены основные этапы занятий:
- Первый цикл – подготовительный этап.
Цель: совершенствование движений, их координация и контроль; учить подразделять сложные действия на ряд более простых, следующих друг за другом (анализ движений); развитие внимания;
- Второй цикл – занятия по уходу за собой.
Цель: формирования «чувства порядка»; учить выполнять действия последовательно, то есть совершенствовать восприятие ребенком структуры деятельности; развитие мускульной памяти.
Проведение циклов занятий по данной теме, по различным этапам.
На подготовку и проведение подготовительного этапа рассчитано 28 часа. (Таблица 1)
Таблица 1.
Тема занятий Количество часов
Пальчиковые игры 6
Упражнения «Рамка с пуговицами» 4
Упражнения «Рамка с ремнями» 4
Упражнения «Рамка со шнуровкой» 4
Упражнения «Рамка с застежкой-молнией» 4
Упражнения «Рамка с бантами» 3
Итоговые занятия в форме развлечения 3
Ожидаемый результат.
Младшие дошкольники должны знать:
Алгоритм застегивания пуговиц;
Последовательность завязывать банты;
Алгоритм застегивания ремней;
Алгоритм действий при застегивании застежки-молнии;
Последовательность действий при шнуровке;
Воспитанники должны уметь:
Действовать двумя руками;
Владеть щепотным и пинцетным захватами;
Застегивать и растегивать пуговицы разной величины;
Развязывать и завязывать банты;
Расстегивать и застегивать ремни;
Расшнуровывать и засшнуровывать ботинки;
Расстегивать и застегивать «молнию»;
Занятия данного этапа представлены в Приложении № 1.
На подготовку и проведение этапа «По уходу за собой» рассчитано 24 часа. (Таблица 2)
Таблица 2.
Тема занятий Количество часов
Мытье рук. 4
Чистка ногтей. 3
Чистка носа. 2
Чистка зубов. 4
Чистка обуви. 4
Стирка белья. 4
Итоговые занятия в форме развлечения. 3
Ожидаемый результат.
Младшие дошкольники должны знать:
Основные предметы окружающей среды;
Основные предметы по уходу за собой;
Навыки социального поведения;
Алгоритм действий при мытье рук;
Последовательность действий при стирке белья;
Составляющие компоненты при чистке зубов;
Алгоритм действий при чистке ногтей;
Последовательность действий при чистки обуви;
Воспитанники должны уметь:
Завершать цепочку действий полностью;
Ориентироваться в окружающем пространстве;
Проводить анализ сложных движений с помощью педагога;
Свободно чувствовать себя в обществе;
Ухаживать за собой;
Правильно сморкаться;
Самостоятельно мыть руки;
Последовательно выполнять действия при чистке зубов;
Ожидаемый результат:
По окончании проекта у воспитанников:
Формируются социально-бытовые навыки;
Формируются умения ориентироваться в окружающем предметном мире.
Складываются представления о личной гигиене.
Вырабатывается понимание того, что опрятным быть необходимо для жизни в обществе.
Формируются элементарные нравственные качества.
Формируется зрительно-двигательная координация.
Формируются личностные качества, такие как умение, ставить элементарную цель и достигать ее преодолевая трудности.
Формируется осознания себя как самостоятельной личностью – «Я сам».
Календарный план реализации проекта (работа по проекту 2 раза в неделю)
Месяц и год Что будет сделано Целевая группа Ответственные проекта
Январь – май 2015 года Разработка содержания занятий Группа № 1 Январь – май 2015 года Определение контингента воспитанников Группа № 1 Май – август 2015 года Изготовление дидактического материала, подбор игрового оборудования Группа № 1 Сентябрь 2015 года – март 2016 года Реализация цикла занятий подготовительного этапа Группа № 1 Март
2016 года Итоговое музыкальное занятие по циклу занятий подготовительного этапа Группа № 1 Апрель - ноябрь 2016 года Реализация цикла занятий этапа «уход за собой» Группа № 1 Ноябрь 2016 года Итоговое музыкальное занятие по циклу занятий этапа «уход за собой» Группа № 12 Декабрь 2016 года – февраль 2017 года Реализация цикла занятия заключительного этапа Группа № 1 Март
2017 года Итоговое музыкальное занятие по проекту Группа № 1 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Перспективное планирование реализации занятий подготовительного этапа
№ Тема занятий Цель Кол-во часов Срок выполнения
1. Пальчиковые игры 6 Сентябрь-октябрь
2016 года
2. Упражнения «Рамка с пуговицами» Учить малышей расстегивать и застегивать пуговицы; анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие элементов самостоятельности. 4 Октябрь
2016 года
3. Упражнения «Рамка с ремнями» Учить малышей расстегивать и застегивать ремни; анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие элементов самостоятельности. 4 Ноябрь
2016 года
4. Упражнения «Рамка со шнуровкой» Учить малышей расшнуровывать и зашнуровывать; анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие элементов самостоятельности. 4 Декабрь
2016 года
5. Упражнения «Рамка с застежкой-молнией» Учить малышей расстегивать и застегивать «молнию»; анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие элементов самостоятельности. 4 Январь
2017 года
6. Упражнения «Рамка с бантами»
Учить малышей развязывать и завязывать банты; анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие элементов самостоятельности. 4 Февраль
2017 года
7. Итоговые занятия в форме развлечения Закрепить навыки, умения малышей в музыкальном развлечении 3 Март
2017 года
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Перспективное планирование реализации цикла коррекционно-реабилитационных занятий этапа «Уход за собой»
№ Тема занятий Цель Кол-во часов Срок выполнения
1. Мытье рук. Учить малышей мыть руки; анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие элементов самостоятельности; тренировка пальцев и запястья. 4 Апрель
2017 года
2. Чистка ногтей. Учить малышей чистить ногти; анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие элементов самостоятельности; тренировка пальцев и запястья. 3 Май
2017 года
3. Чистка носа. Учить малышей правильно сморкаться; анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, научиться свободно чувствовать себя в обществе. 2 Май – июнь
2017 года
4. Чистка зубов. Учить малышей чистить зубы; анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие элементов самостоятельности; тренировка пальцев и запястья. 4 Июнь – июль
2017 года
5. Чистка обуви. Учить малышей чистить ботинки; анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие элементов самостоятельности. 4 Сентябрь
2017 года
6. Стирка белья Учить малышей стирать носовые платки и носочки; анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и координация движений, развитие элементов самостоятельности. 4 Октябрь
2017 года
7. Итоговые занятия в форме развлечения Закрепить навыки, умения малышей в музыкальном развлечении 3 Ноябрь
2017 года
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Перспективное планирование реализации цикла коррекционно-реабилитационных занятий заключительного этапа
№ Тема занятий Цель Кол-во часов Срок выполнения
1. Итоговое занятие по проекту в форме праздника «Чистюля» Закрепить социальные навыки средствами музыкальной реализации 12 Декабрь
2016 года – февраль
2017 года