Конспект индивидуального занятия по формированию произношения и развитию слухового восприятия




Конспект
индивидуального занятия
по формированию произношения и развитию слухового восприятия
Разработала Помелухо Е.В.
(учитель-дефектолог Новозыбковской
школы-интерната I – II вида)










Формирование произношения
Тема « Звук [ Л] .
Вопросительная интонация.
Цель:- автоматизация звука [ л ] в прямой позиции и междугласными в словах, фразах, предложениях;
- закрепление умения произносить предложения в заданной интонации.
Задачи.
Образовательные:
уточнение артикуляции звука [л];
развитие навыков фонематического анализа и синтеза на материале слогов, слов, предложений;
уточнение и активизация словаря;
закрепление умения изменять высоту и силу голоса при воспроизведении вопросительной интонации
Коррекционно-развивающие
совершенствование артикуляционной моторики;
развитие памяти, внимания;
развитие умения правильно воспроизводить дыхательные паузы;
Воспитательные:
воспитание интереса к занятиям, усидчивости, навыков самоконтроля.
Оборудование: компьютерная презентация, зеркало.

Ход занятия
Оргмомент.
- Здравствуй, Максим.

- Здравствуйте, Елена Васильевна.
Восприятие на слух речевого материала разговорно-обиходного характера.
- , как ты слышишь?
- Назови времена года.
- Какое сейчас время года?
- Кто сегодня дежурный?

- Я слышу хорошо /плохо.
- Времена года: зима, весна,
- Сейчас весна.
- Сегодня дежурный

Знакомство с темой и целями урока.

- Сейчас урок формирования произношения.
[Будем хорошо говорить.] Повтори.
- Сегодня на уроке будем работать над звуком Л. Повтори:[Л].



- Будем хорошо говорить.


- [Л].

Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик» широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних). Удерживать такое положение 57 с. Повторить 4-5 р.

«Слоник» вытянуть губы вперед «трубочкой» (зубы сжаты).
Удерживать так 57 с. Повторить 4-5 р.



«Вкусное варенье» широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз.
Повторить 35 раз.
«Грибок» приоткрыть рот, показать зубы.
Присосать широкий плоский язык к нёбу
и удерживать так 5-10 с.
Повторить 2-3 раза.



Работа над автоматизацией звукаЛ.

Выполняй движения и говори.
ЛА-ЛА-ЛА


Послушай и повтори

ла лампа
ло ложка
лу лук

ала молоко
ало столовая
алу голуби

Назови картинки



Ответь кратко:
«Что делает?»

Ловит. Лает.

Вставь буквы. Прочитай слова

.одка, го.уби, .опата, .по.оса, ве.осипед, .ампа.

Чистоговорки
- Послушай. Скажи правильно.
Ла-ла ла –
наша Луша мала.

Лу-лу-лу –
Воют волки на луну.

Лы-лы-лы –
подмети полы.
Послушай и повтори.

ат - ал аппарат
от – ол стол
ут – ул стул

Ответь на вопросы
Кого ловит?

Составь предложения



Прочитай вопрос. Скажи ответ

- Белые лапы.
- Полосатые лапы. (Новое слово)

Выполнения поручений

- Покажи ложку.
- Покажи полотенце.
- Возьми ложку.
- Положи ложку на полотенце.


- Возьми полоску.
- Голубую.

- Вот ложка
- Вот полотенце.
- Я взял ложку.
- Я положил ложку на полотенце.

- Какую?
- Я взял голубую полоску.


Работа над вопросительной интонацией.
Будем работать над вопросительной интонацией. Слова, которые содержат вопрос будем говорить громко.
[Как будем говорить слова, которые содержат вопрос?]





Громко.


.

Подведение итогов .
- Над каким звуком мы работали?
- Как мы говорили слова, на которые падает вопрос?
- л

- Громко.


















Развитие слухового восприятия.
Текст «Весна».
Цели:
формирование речевого слуха на материале темы.
Задачи:
продолжить работу по развитию слухового восприятия посредством различения на слух текста «Весна»;
развитие фонематического и речевого слуха;
воспитывать познавательный интерес, умение видеть красоту природы.

Ход урока
I. Организационный момент.

- Сейчас урок развития слухового восприятия.
- Сними аппараты. Ты слышишь хорошо?
- Спроси у меня, что мы будем делать.
- Мы будем слушать и говорить. Повтори.




- Я слышу плохо.

- Что мы будем делать?

- Мы будем слушать и говорить.
- Надень аппараты.

II. Знакомство с темой урока.

- Будем работать с текстом.
- Что изображено на картинке?

-Как ты думаешь, о чём текст?

III. Восприятие текста.

- Весна.







- Текст о весне.
Восприятие текста целиком.
Весна.
Пришла весна. Ярко светит солнышко. Снег растаял. Зазеленела молодая травка. Прилетели и поют птицы.
(Ученик передаёт предложенный на слух текст)
Восприятие текста по предложениям.
Ответы на вопросы.
- Какое время года наступило?
- Что светит?
- Что делают птицы?
4. Работа над текстом.
Подбери предложения к картинкам.

Ярко светит солнышко. Прилетели и поют птицы.

VI. Восприятие на слух материала, относящегося к организации учебной деятельности.
Где лежат тетради?
Положи тетради на стол.

- Ваза стоит на тумбочке.
Повтори. Покажи.
Тетради лежат на парте.
Я положил тетради на стол.


Подведение итогов.

- Что ты делал на уроке?

- Я слушал и говорил.
Я отвечал на вопросы.
- Ты работал хорошо. – До свидания.
Урок окончен. До свидания.

Picture 7Picture 2Рисунок 7Рисунок 8Рисунок 16Рисунок 17Рисунок 1815