Формирование УУД и система оценивания планируемых результатов в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО (На примере: влияния смены времени года на тела живой и неживой природы.)
Формирование УУД и система оценивания планируемых результатов в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС НОО (На примере: влияния смены времени года на тела живой и неживой природы.)
Цели:
• Познакомить детей с понятиями: тела, вещества, частицы
• Углубить знания детей о царствах живой и неживой природы; • Актуализировать знания детей о временах года.
Формирование УУД
Личностные: умение определять свое отношение к миру. Развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способности оценивать свое поведения и поступки, понимание моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в информационной деятельности.
Регулятивные: умение контролировать свою деятельность в ходе выполнения задания постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные: умение работать в малой и большой группах. Умение слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию.
Предметные: научатся определять время года по признакам живой и неживой природы. Научатся называть предметы живой и неживой природы
Оборудование: зал украшен осенними листьями, выставки поделок из природного материала, рисунков по теме "Вот и осень к нам пришла”, репродукции картин художников. Ведущий. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня наш праздник посвящается самому красивому времени года – осени. На празднике прозвучат стихи, песни, загадки. Мы с вами увидим интересные сценки и танцы, поиграем в разные игры, вы примете участие в различных конкурсах и узнаете много нового об осенних месяцах. И о том как изменяется мир живой и неживой природы с приходом осени.
Любой предмет живой или неживой природы будь то животное, растение, строение или автомобиль называются, телами.
Все тела делятся на 2 большие группы: природные тела созданные природой и искусственные созданные руками человека.
Все тела состоят из веществ. Некоторые из них встречаются в природе(вода, соль, глина)
Тела состоят из веществ, а вещества из невидимых глазу мельчайших частиц.
Итак, начинаем!
Осень! Славная пора! Любит осень детвора. Сливы, груши, виноград – Всё поспело для ребят. Журавли на юг летят. Здравствуй, здравствуй осень! Приходи на праздник к нам, Очень, очень просим. Здесь мы праздник радостный Весело встречаем, Приходи, мы ждём тебя, Осень золотая…
Осень. Вы обо мне? А вот и я! Привет осенний вам, друзья! Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной? Я пришла на праздник к вам петь и веселиться. Я хочу со всеми здесь крепко подружиться! Осень, милая шалунья, разместилась тут и там, Как заправская колдунья разукрасила свой храм. Гроздья – яхонты калины восхищают красотой. Ты замедлила смотрины, так замедли шаг, постой! Дай тобой полюбоваться! Дай наслушаться тебя! Не спеши уйти, расстаться, Не позволь затмить себя. Осень. Спасибо вам, ребята! Много хорошего услышала я о себе. А пришла я к вам на праздник не одна, а вместе с тремя братьями – осенними месяцами. Они помогут мне провести наш праздник. Сентябрь. Опустел наш школьный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ… Что за месяц к вам пришел?... (Сентябрь). Осень. Сентябрь – младший брат осени. Название сентября происходит от латинского "септимус” и означает "седьмой”. В древнерусском календаре сентябрь был седьмым по счету от начала года. Первым тогда считали март, а не январь, как в современном календаре. В древней Руси первый день сентября был первой встречей осени и назывался летопроводцем – проводами лета. Сентябрь – самый сухой месяц осени. Эти теплые деньки осени называются бабьим летом. Бабье лето обычно продолжается одну-две недели. Это самое лучшее время для сбора грибов. Ведущий. Ребята, а вы знаете, что такое грибы? Грибы это тела живой или неживой природы? (выслушиваются ответы детей) Осень. Грибы – это не животные и не растения. Это особое царство живых организмов. Они появились на Земле более миллиарда лет назад. На Руси они назывались "губы” и только 300 лет назад стали называться "грибы”. Ведущий. Ребята, а все ли грибы вы положите в свою корзинку? Почему? Вы правы, грибы бывают съедобные и несъедобные, их надо знать и уметь различать. Грибные частушки 1. Начинаем мы запевку Первую, начальную Мы хотим развеселить Публику печальную. 2. Вот растёт гриб-боровик, И красив он, и велик. В толстой шапке набекрень Ножка крепкая, как пень. 3. Шоколадная папаха Белый шёлковый мундир. Посмотрев, опёнок ахнул: Настоящий командир. 4. Сколько лет тебе, сморчок? Ты по виду старичок. Удивил грибок меня: Возраст мой - всего два дня. 5. Спрятались под елками Рыжики с иголками. Не малы, не велики И лежат, как пятаки. 6. А во мху, как на подушке, Чьё-то беленькое ушко. Это груздь нас просит взять, А за ним ещё штук пять. 7. Под осинами на кочке Гриб в малиновом платочке, Подосиновиком звать, И его придётся взять. 8. Разноцветные поганки Сами лезут на полянки. Нам не надо ни одной, Обойдём их стороной. 9. Пучеглазый мухомор Боком сел на косогор. Смотрит, улыбается, Хочет всем понравиться. 10. Мы частушки вам пропели Хорошо ли, плохо ли, А теперь мы вас попросим, Чтобы нам похлопали. Ведущий. Вы хорошо спели частушки. Молодцы! Много грибов собрали. А какие из них несъедобные? (Мухомор, поганка.)
Осень. А пока вы собирали грибы – Осень на опушке краски разводила. По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник и зарделись клены. В пурпуре осеннем только дуб зеленый. Утешает осень: "Не жалейте лето! Посмотрите – роща золотом одета!” Ведущий. Нельзя нам на свете прожить без чудес. Они нас повсюду встречают. Волшебный осенний и сказочный лес нас в гости к себе приглашает. Закружится ветер под песню дождя, листочки нам под ноги бросит. Какая красивая это пора: пришла к нам опять чудо-осень! Разбросал задумчивый октябрь. . Ведущий. А что такое листопад? Почему он происходит? Осень. Становится холоднее. Между веткой и черешком листа образуется лубяной слой, который не пропускает воду и питательные вещества к листу, он меняет свою окраску, постепенно засыхает и с помощью ветра опадает. Так дерево готовится к зиме. Ведущий. Осенью наступает золотая пора. Художница-осень играет всеми цветами радуги. На одном дереве можно найти желтые, оранжевые, красные, лиловые листья. Это богатство красок и привлекает к себе художников. (Презентация осенних картин известных художников) И хотя мы с вами еще не настоящие художники, мы тоже постарались передать в своих рисунках все краски осени. (на доске демонстрируются рисунки детей).
Танец девочек с листьямиИГРА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ "КТО БЫСТРЕЕ?” (На полу по кругу раскладывают еловые шишки их количество - на один меньше, чем игроков. Пока играет музыка, мальчики бегают по кругу. Когда музыка замолкает, каждый должен схватить шишку. Кто не успевает, выбывает из игры). Ведущий. Ребята, кто-то из мальчишек набрал шишек и стал ими кидаться. Что скажете о таком поступке? (шишки- это корм для птиц и зверей зимой). Шишки это тела живой или неживой природы?(ответы детей)Всё мрачней лицо природы Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился, Что за месяц к вам явился? (Октябрь). Октябрь называют вершиной осени. Почему? (это середина осени). Хмурень – так называли октябрь в старину. Называют его еще вечером года. В это время природа готовится ко сну. Дел у всех невпроворот. Деревьям надо вовремя сбросить листву, насекомым – схорониться в лесную подстилку или забиться в щели, последним птицам поспешить с отлетом. Собрались и полетели утки в дальнюю дорогу. Под корнями старой ели мастерит медведь берлогу. Заяц в мех оделся белый, стало зайчику тепло. Носит белка месяц целый про запас грибы в дупло. Прячет на зиму кедровка в старый мох орехи ловко. Хвою щиплют глухари ... Зимовать к нам прилетели северяне-снегири. Ведущий. Действительно, дни и ночи стали холоднее, не только животные, но и люди готовятся к зиме: на полях и в огородах идет уборка овощей. А какие овощи заготавливают на зиму? Сценка "СПОР ОВОЩЕЙ”. Ведущий Урожай у нас хорош, уродился густо: И морковка, и картошка, белая капустаКабачки зеленые, красный помидор Затевают длинный и серьезный спор. Овощи. Кто из нас, из овощей, и вкуснее и нужней? Кто от всех болезней будет всем полезней? Осень. Выскочил горошек – ну и хвастунишка! Горошек. Я такой хорошенький зелёненький мальчишка! Если только захочу, всех горошком угощу! Осень. От обиды покраснев, свекла проворчала... Свекла (важно). Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала. Свеклу надо для борща и для винегрета. Кушай сам и угощай – лучше свеклы – нету! Капуста (перебивая). Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи. А какие вкусные пироги капустные! Огурец. Очень будете довольны, съев огурчик малосольный. А уж свежий огуречик – всем понравится, конечно! Редиска (скромно). Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко. А хвалить себя зачем? Я и так известна всем! Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно! (Слышится стук в дверь). Овощи. Кто-то, кажется, стучит... (Входит ученик в костюме Айболита). Овощи (хором). Это доктор Айболит! Айболит. Ну, конечно, это я! О чем спорите, друзья? Овощи. Кто из нас, из овощей, всех вкусней и всех важней? Кто от всех болезней будет всем полезней? Айболит. Чтоб здоровым, сильным быть надо овощи любить. Все, без исключения. В этом нет сомнения! В каждом польза есть и вкус, и решить я не берусь: Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!
Ведущий: «ребята, какие полезные вещества содержатся в овощах?»(витамины)Поле черно-белым стало, Падает то дождь, то снег. А еще похолодало, Льдом сковало воды рек. Мерзнет в поле озимь ржи, Что за месяц, подскажи? (Ноябрь). Осень. Ноябрь – последний месяц осени. Его древнегреческое название – грудень, от слова "груда”, что значило разъезженный, плохой и замерзший путь. В ноябре небо нередко закрыто тяжелыми облаками, идет снег пополам с дождем. Ведущий. Красива природа на исходе осени. Ярко-красные ягоды красуются на деревьях рябины, но календарь неумолим, гаснут яркие краски осени. Скоро зима. Торопится осень закончить дела: Старательно землю дождем полила, Про птиц не забыла – на юг проводила, В полях и садах урожай собрала. Нам нравится осень, Мы осени рады. Но вот и зима к нам стучится в ограду. Проводим мы осень веселою песней И зиму суровую встретим все вместе. Звучит песня "скворушка” Ведущий. В народе было принято устраивать проводы осени. И устраивали эти проводы после того, как был собран весь урожай. Давайте и мы с вами проводим осень – посидим за чашкой чая. Ведущий. Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться.