Статья Система оценки достижений планируемых результатов в начальной школе
Введение
(Слайд Тема семинара: «Работа педагогического коллектива школы по изучению ФОГС и подготовке к их внедрению»)Тема нашего семинара «Работа педагогического коллектива школы по изучению ФОГС и подготовке к их внедрению». Первыми, кому приходится внедрять новые стандарты, являются завучи школ и учителя начальных классов. Поэтому мы с вами, уважаемые коллеги, давно уже начали эти стандарты изучать. На заседаниях методического объединения учителей начальных классов, методического совета школы, педсоветах мы уже рассматривали некоторые аспекты стандартов II поколения: системно-деятельностный подход в обучении, примерные программы, базисный план, систему внеурочной деятельности.
Основным предметом обсуждения сегодня будет оценка достижения планируемых результатов в начального школе.(Слайд Тема заседания МО: «Система оценки достижений планируемых результатов в начальной школе») Повестка дня:
1. Определить основное содержание оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основных образовательных программ.
2. Определить процедуры и механизмы оценки планируемых результатов в 1 классе.
3. Рассмотреть демоверсию комплексной итоговой работы в 1 классе.
Приоритетность данной проблемы естественна. Именно по результатам итоговой оценки принимается решение о готовности выпускников начальной школы к продолжению образования в основной школе. Эти результаты выступают и одной из важнейших составляющих при аттестации педагогов и учреждений начального общего образования; при оценке состояния и тенденций развития системы начального общего образования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Особенности системы оценки достижения требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ
Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения. Так, к основным результатам начального общего образования стандарт относит:
(Слайд «Основные результаты начального общего образования»)
формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание основ умения учиться – способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности – мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Подобная общность описания основных результатов образования, обусловленная особенностями и назначением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, порождает необходимость в таком документе, который бы конкретизировал и уточнял требования стандартов к образовательным результатам для профессионального педагогического сообщества и других пользователей. В соответствии с Концепцией и материалами стандартов этим документом являются планируемые результаты освоения основных образовательных программ.
Система оценки должна включать в себя как внешнюю оценку, так и внутреннюю оценку, построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе.
(Слайд «Внешняя и внутренняя оценка»)
Внешняя оценка – оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Внешняя оценка может проводиться в рамках следующих регламентированных процедур:
государственная итоговая аттестация выпускников;
аттестация работников образования;
аккредитация образовательных учреждений;
мониторинговые исследования качества образования.
Внутренняя оценка – оценка, осуществляемая самой школой (учениками, педагогами, администрацией). Она выражается:
в текущих отметках, которые ставятся учителями;
в результатах самооценки учащихся;
в результатах наблюдений, проводимых учителями и школьными психологами;
в промежуточных и итоговой оценках учащихся;
в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на следующую ступень обучения.
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки не только дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию, самосознания, готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Еще одна особенность предлагаемой системы оценки – уровневый подход к представлению планируемых результатов. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочеты формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. Оценку индивидуальных образовательных достижений предлагается вести «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
Оценка личностных, метапредметных и предметных результатов
Как уже отмечалось, оценка достижения требований стандарта ведется на основе планируемых результатов, которые призваны обеспечить связь между требованиями стандарта, с одной стороны, и образовательным процессом и системой оценки – с другой.
Структура планируемых результатов должна ориентировать пользователя в средствах решения поставленной задачи в соответствии с логикой организации образовательного процесса.
(Слайд «Планируемые результаты»)
Поэтому в структуре планируемых результатов выделены в особый раздел личностные и метапредметные результаты, достижение которых обеспечивается всей совокупностью учебных предметов, а также планируемые результаты, достижение которых обеспечивается преимущественно за счет освоения учебных программ по отдельным предметам. Это - предметные результаты.
- Определить, что понимается под личностными, метапредметными и предметными результатами, я предлагаю Вам, уважаемые коллеги и гости. Работа будет проводиться в группах. Каждая группа получит по три определения, которые относятся к личностным, метапредметным и предметным результатам. Вам предстоит подписать, к каким результатам относится каждое определение.
(Раздаю группам листочки с определениями)
- А теперь я предлагаю первой группе прочитать, что понимается под личностными результатами, второй группе – под метапредметными результатами, третьей – предметными результатами.
(Оновременно с чтением открываются слайды)
(Слайд «Личностные результаты»)
Под личностными результатами в стандарте понимается становление самоопределения личности, включая развитие основ гражданской идентичности личности и формирование внутренней позиции школьника; развитие мотивов и смыслов учебно-образовательной деятельности; развитие системы ценностных ориентаций выпускников начальной школы, в том числе морально-этической ориентации, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные чувства и личностные качества.
(Слайд «Метапредметные результаты»)
Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию. Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
(Слайд «Предметные результаты»)
Под предметными результатами образовательной деятельности понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. - А сейчас мы рассмотрим основное содержание оценки личностных, метапредметных и предметных результатов. Слово предоставляется воспитателю группы продленного дня Рябовой А. А. Она изучала материал об оценке личностных результатов.
(Слайд «Оценка личностных результатов»)
Основное содержание оценки личностных результатов в начальной школе строится вокруг оценки:
сформированности внутренней позиции школьника, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении ученика к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности – уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, в характере учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками;
сформированности основ гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий, любовь к родному краю и малой родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира;
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
- Материал об оценке метапредметных результатов подготовила учитель 2кл Гурлова Н. Г.
(Слайд «Оценка метапредметных результатов»)
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
- Об оценке предметных результатов расскажет учитель 1 класса Власова Г. И.
(Слайд «Оценка предметных результатов»)
Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по отдельным предметам.
В соответствии с заложенным в стандарте пониманием сущности образовательных результатов предметные результаты содержат в себе:
Систему основополагающих элементов научного познания, которая выражается через учебный материал различных курсов. Это система предметных знаний.
Система предметных знаний – важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний.
Систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания. Это система предметных действий.
Система предметных действий – вторая важная составляющая предметных результатов. На разных предметах предметные действия выполняются с разными объектами, например: с числами и математическими выражениями; со звуками и буквами, словами, словосочетаниями и предложениями; высказываниями и текстами; с объектами живой и неживой природы, с музыкальными и художественными произведениями.
Оценка достижения предметных результатов ведется в ходе выполнения итоговых проверочных работ, а также в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксироваться в накопительной системе оценки (например, в форме портфолио).
Процедуры и механизмы оценки
Итоговая оценка
Особый интерес для практики работы образовательных учреждений представляют вопросы организации системы оценки. Как планируется проводить итоговую оценку? Из чего она складывается? Как принимается решение об успешном (или неуспешном) завершении обучения в каждом классе?
В итоговой оценке необходимо выделить две составляющие:
1) накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов;
2) оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы.
Организация накопительной системы оценки. Портфолио Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений учащегося, или портфолио, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
- Что такое портфолио, для чего оно нужно, что в него входит расскажет учитель начальных классов МОУ Семеновская оош Завражнова Е. А.
Портфолио – это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач, позволяющее:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять их активность и самостоятельность;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.
(Слайд «Содержание портфолио»)
В портфолио учеников начальной школы целесообразно включать следующие материалы:
1. Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе факультативных занятий. Обязательной составляющей портфолио являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам.
Примерами такого рода работ могут быть:
- по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку – диктанты и изложения, сочинения, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрации, материалы самоанализа и рефлексии;
- по математике – контрольные работы, математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов, материалы самоанализа и рефлексии;
- по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии;
- по предметам эстетического цикла – аудиозаписи, фото- и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний, материалы самоанализа и рефлексии;
- по технологии – фото- и видеоизображения продуктов деятельности, аудиозаписи монологических высказываний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии;
- по физкультуре – видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной и досуговой деятельности.
(Слайд «Портфолио»)
Система оценки планируемых результатов в 1 классе.
На заседании методического объединения мы должны разработать систему оценивания учебной деятельности первоклассников на основе безотметочного обучения. Мы изучили множество программ, составленных учителями школ различных регионов нашей страны. Во многих программах предлагается вести «тетрадь успехов» ученика. На следующий год первый класс в нашей школе предстоит учить Рябовой Н. П., поэтому она сейчас познакомит нас с системой безотметочного обучения на основе ведения «тетради успехов». Мы послушаем Наталью Павловну, а потом каждый желающий может высказать свое мнение по данному вопросу.
(Выступление Рябовой Н. П.)
Обсуждение. Высказывания учителей по данному вопросу.
- Мы должны принять решение о том, как будут оцениваться достижения ученика в 1 классе.
Измерительные материалы
(Слайд «Итоговая оценка»)
Как уже отмечалось, итоговая оценка ученика формируется на основе накопительной оценки по всем предметам и оценок за выполнение, как минимум, трех итоговых работ (по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).
(Слайд «Итоговые проверочные работы»)
Хотя в 1 классе оценки не ставятся, в конце года проводятся итоговые проверочные работы.
Целью итоговых проверочных работ по русскому языку и математике является оценка способности ученика решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами русского языка и математики.
Комплексная работа оценивает сформированность отдельных универсальных учебных способов действий: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных – на межпредметной основе.
Так как итоговые проверочные работы по русскому языку и математике для нас не представляют ничего нового, мы не будем задерживать на низ свое внимание. Познакомимся с демоверсией комплексной итоговой работы на межпредметной основе для 1 класса.
(Группам раздаются образцы комплексной работы, все рассматривают работу, а Кладова С. Н. дает комментарии по выполнению работы.)
Заключение
Подводя итог всему сказанному можно сделать вывод, что система оценки, отвечающая особенностям подходов, реализованных в стандартах второго поколения, может рассматриваться как инструментальное ядро федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Среди отличительных особенностей предлагаемой системы оценки следует особо выделить:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценку успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода;
оценку динамики образовательных достижений учащихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов;
использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.