Рабочая программа по истории для 5 класса (ФГОС) по учебнику Ф.А.Михайловского.
МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2 Высокогорского муниципального района
Республики Татарстан»
«Рассмотрено» на ШМО
Протокол № ____ от «___»_________ 2015 г
Руководитель ШМО ___________/__________/ «Согласовано»
Зам. директора по УР _______/___________/
«___»_______________2015 г «Утверждаю»
Директор школы ______________/___________/
Приказ №_____ от «___»____________2015
Рабочая программа
По предмету история для 5 А,Б,В,Г классов
на 2015-2016 учебный год
Разработчик программы:
Учитель истории высшей категории
Никитина Гульнара Робертовна
2015 г.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения);
Рабочая программа к учебнику В.А.Михайловского «Всеобщая история. История древнего мира». 5 класс /авт.-сост. Ф.А.Михайловский. – М.: ООО «Русское слово – учебник, 2013. – (ФГОС. Инновационная школа).Программа ориентирована на УМК: Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.- М.:ООО «Русское слово – учебник, 2014. – 296 с. – (ФГОС. Инновационная школа).Рабочая программа включает пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, списки основной и дополнительной литературы, интернет – ресурсов. Календарно-тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории. Данная программа рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю).
Цель обучения истории — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
- показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);
- формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Требование к уровню подготовки
1. Знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории; применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
3. Работа с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция): рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру. 5. Анализ, объяснение: различать факт и его описание; называть характерные признаки исторических событий; раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений; сравнивать исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками: давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий; оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:
приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
представление о видах идентичности, актуальных для становления человека и общества, для жизни в современном поликультурном мире и эффективного взаимодействия с «другими»;
освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам их изучения и охраны.
Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включают в себя:
способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы, в том числе в группах с одноклассниками и во взаимодействии со взрослыми;
готовность формулировать и высказывать публично собственное мнение по «открытым» проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, понимать причины многообразия субъективных позиций, вести конструктивные диалоги;
умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках и музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательным заданием, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах.
Предметные результаты изучения истории Древнего мира пятиклассниками включают в себя:
целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;
яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;
способность применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников по истории Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого;
умения датировать важнейшие события и процессы в истории Древнего мира, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития древних цивилизаций, определять их последовательность и длительность, соотносить годы с веками и тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»;
умения читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, описывать их положение в условиях изучаемого периода, анализировать и обобщать на элементарном уровне данные карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника;
умения комплексно характеризовать важные факты истории Древнего мира (время, место, участники, причины, следствия, характер событий), классифицировать и группировать их по предложенным в заданиях признакам (исторические периоды, этапы развития, формы гос. устройства);
умения сравнивать относительно простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным в задании вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;
умения различать в учебном тексте факты, их субъективные описания, вариативные версии и оценки, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;
готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.
Список литературы для учителя
Arафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл.: к учебнику Ф.А Михайловского «История Древнего мира». М.: Русское слово, 2015-23 с.
Арасланова О.В. поурочные разработки по истории Древнего мира. 5кл.:к учебнику Ф.А Михайловского. М.: ВАКО, 2012- 304 с.
Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2008-302
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.
Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998-278с.
Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998-123с.
Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000-173с.
Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.
Список литературы для обучающихсяГодер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.
Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977-148с.
Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998-278 с.
Интернет – ресурсы. Сайты для учителей и учащихся по истории Древнего мира
А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен>, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)
История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)
Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным Указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам.
Содержание курса «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс
Введение. Что изучает история. Измерение времени в истории (счет лет до н.э. и н.э.). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Раздел I. ЖИЗНЬ И ОТКРЫТИЯ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ. СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ КАМЕННОГО ВЕКА.
Первые люди на земле. Условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Древнейшие орудия труда. Овладение огнем и его роль в развитии человека. «Человек разумный». Открытия и изобретения древних охотников. Расселение людей по земле. Охота и собирательство. Понятие «каменный век». Орудия каменного века. Великое оледенение. Потепление на земле. Искусство и религия первобытных людей.
У ИСТОКОВ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Возникновение земледелия и скотоводства. Образование родовых общин. Племя. Организация родоплеменной власти. Возникновение скотоводства и земледелия. Развитие ремесел. Понятие «бронзовый век». Появление обмена, денег, торговли. Возникновение социального неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Общинники и знать. Войско. Города. Письменность. Переход к цивилизации.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК. ЦИВИЛИЗАЦИИ РЕЧНЫХ ДОЛИН. Местоположение и природные условия страны. Южный и Северный Египет. Труд земледельцев. Ирригационные сооружения. Иероглифическая письменность египтян. Объединение Южного и Северного Египта. Страна двух рек: природные условия и население южного Междуречья (Двуречье). Шумеры. Храмовая архитектура (зиккураты). Поэма о Гильгамеше. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Индия и Китай в древности. Природные условия и население. Древнейшие города в долине Инда. Археологические находки. Местоположение и природа Китая. Первые государства в Китае.
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. Фараоны и пирамиды. Строительство пирамиды Хеопса, Мумии и представления египтян о загробной жизни. Обожествление фараонов. Восточная деспотия. Налоговое обложение. Жизнь в Древнем Египте. Жречество и его роль в жизни страны. Завоевание Египта гиксосами. Завоевания фараонов. Правление Хатшепсут, фараона-женщины. Завоевания Тутмоса III. Фараон Эхнатон и победители жрецы. Последующее ослабление Египта. Культура Древнего Египта.
ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ПЕРВОМ ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н. Э. Местоположение и географические особенности страны. Финикийские города Библ, Сидон, Тир. Занятия населения. Торговля и пиратство. Финикийские колонии. Основание Карфагена. Путешествия финикийцев. Древняя Палестина. Страна и население. Филистимляне и евреи. Монотеизм. Библия и библейские сказания. Распад страны на Израильское и Иудейское царства. Ассирийская военная держава. Местоположение страны. Ассирийские завоевания. Управление Ассирийской державой. Новое возвышение Вавилона. Завоевания Навуходоносора II. Научные знания.
ВЕЛИКИЕ ДЕРЖАВЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Образование державы Маурьев в Индии. Брахманизм и индийские варны. Держава при царе Ашоке. Будда и возникновение буддизма. Единое государство в Китае. Причины и условия объединения страны. Завоевания Цинь Шихуана и его правление. Строительство Великой китайской стены. Великий шелковый путь. Изобретения древних китайцев. Великая Персидская держава. Завоевание Киром Великим Мидии, Лидии и Вавилона. Завоевание Египта Камбизом. Борьба за власть в Персидской державе. Персидская держава при Дарий 1. Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Общее и особенное в развитии древневосточных государств.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ. Географическое положение и природа Греции. Северная, Средняя и Южная Греция (Пелопоннес). Эгейское море и его острова. Троянская война. Поэмы Гомера. «Илиада» — поэма о Троянской войне. Приключения Одиссея. Боги и герои Эллады. Олимпийская религия. Мифы о богах и героях.
РОЖДЕНИЕ АНТИЧНОГО МИРА. Греческие полисы. Акрополь и агора. Причины и направления Великой греческой колонизации. Афины и Аттика. Личность Солона и его законы. Зарождение полисной демократии. Древняя Спарта.
ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ. Причины и характер войн. Восстание в Милете. Поход персов на Грецию в 492 г. до н. э. и гибель персидского флота. Нападение персидского войска и флота на Аттику в 490 г. до н. э. и Марафонское сражение. Персидское вторжение в Грецию. Оборона Фермопил. Саламинское сражение. Изгнание персов из Греции.
МОГУЩЕСТВО И УПАДОК АФИН. Путь Афин к демократии. Народное собрание и его функции. Афинские стратеги. Перикл во главе управления Афинами. Афинская морская держава. Значение афинской демократии. Хозяйственное развитие Греции в V веке до н. э. Рабство и работорговля. Пелопоннесская война.
ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Школа в Древней Греции. Гимнасий. Ученые и философы: Геродот, Гиппократ, Демокрит, Аристотель. Олимпийские игры: происхождение, организация и программа. Архитектура греческих храмов. Греческие скульпторы. Греческий театр, его происхождение и устройство. Трагедии и комедии.
МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ. Местоположение Македонского царства. Приход к власти и преобразования Филиппа П. Установление власти Македонии над Грецией. Приход к власти Александра. Начало Восточного похода. Поход в Среднюю Азию и в Индию. Образование державы Александра Македонского. Смерть Александра и распад его державы. Образование греко-македонских монархий. Достопримечательности Александрии.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ. ОБРАЗОВАНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Местоположение Рима и Италии. Легенда об основании Рима. Реформа царя Сервия Туллия. Изгнание царя Тарквиния Гордого и установление республики. Государственное устройство. Римские консулы. Борьба плебеев с патрициями и основание народного трибуната. Римский сенат. Жрецы римских богов. Завоевание Римом Италии. Нашествие галлов. Завоевание Южной Италии. Война с царем Пирром.
РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В СРЕДИЗЕМНОМОРЬЕ. Карфаген и его владения. Первая Пуническая война. Вторая Пуническая война. Римские завоевания во II веке до н. э. Подчинение Греции и гибель Македонии. Поражение державы Селевкидов. Третья Пуническая война. Разрушение Коринфа и Карфагена. Образование провинций и управление ими.
ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В ПЕРИОД РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Начало периода гражданских войн в Римской республике. Земельный закон Тиберия Гракха и гибель реформатора. Борьба и гибель Гая Гракха. Диктатура Суллы. Восстание Спартака. Диктатура Цезаря. Заговор Бруга и Кассия. Борьба за власть Октавиана и Антония. Падение республики.
РАСЦВЕТ И МОГУЩЕСТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. «Восстановление республики» Октавианом Августом. Правление Нерона. «Наилучший» император Траян и последние завоевания Рима. Рим — столица империи.
ЗАКАТ АНТИЧНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. Упадок рабовладения. Натиск на границы империи варваров — готов, франков, алеманнов. Внутреннее ослабление империи. Христианство - мировая религия. Императорская власть при Диоклетиане. Константин Великий и его реформы. Великое переселение народов. Разделение империи на Западную и Восточную. Взятие Рима готами во главе с Аларихом. Нашествие гуннов. Разграбление Рима вандалами и падение Западной Римской империи.
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки тестового задания:
75-100% - отлично «5»
60-74% - хорошо «4»
40-59% - удовлетворительно «3»
менее 40% - неудовлетворительно «2»
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс
№ Тема урока Характеристика видов деятельности учащегося Планируемые результаты Дата Примечание
Личностные МетапредметныеПредметные План Факт 1 Введение
Увлекательный
мир истории Учебный диалог Познавательный интерес к истории. умение работать с текстом параграфа и выделять в нем главное, умение слушать учителя и отвечать на вопросы Усвоение понятия «всеобщая история». Знание периодизации. Умение различать письменные и вещественные исторические источники. Сентябрь 2 Раздел 1. Жизнь и открытия первобытных людей.
Первые люди на Земле Учебный диалог.сам. работа Научные представления об эволюции человека устанавливать причинно- следственные связи осознание важности трудовой деятельности в жизни людей. Знание основных этапов эволюции человека и ее причин. Умение давать характеристику предшественникам людей. 3 Открытия и изобретения древних охотников Работа с картой Понимание важности коллектива как фактора развития общества умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам Знание условий жизни и основных занятий первобытных людей. Умение показывать на карте территории, заселенные первобытными людьми. 4 Искусство и религия первобытных людей Учебный диалог, составление рассказа Познавательный интерес к первобытному искусству. умение строить речевые высказывания в устной форме, эстетическое восприятие объектов искусства. Знание понятий «религия», «искусство», «миф». Объяснение причин возникновения религиозных верований 5 У истоков цивилизации
Возникновение земледелия и скотоводства Учебный диалог Понимание роли труда для развития общества умение работать с текстом, выделять в нем главное, составлять конспект урока в тетради. Умение объяснять преимущества производящего хозяйства по сравнению с присваивающим. 6 От первобытности к цивилизации Составление рассказа Осознание причин социального расслоения умение работать с текстом, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками. Умение формулировать определение понятий «первобытность» и «цивилизация 7 Счет лет в истории Решение задач Понимание важности счета лет в истории умение работать с текстом учебника.
Знание основных хронологических понятий и терминов. Умение решать элементарные хронологические задачи 8 Повторение по теме «Первобытное общество» Практическая работа Интерес к истории, процессу научного познания. умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. Умение делать выводы на основе знаний о достижениях первобытных людей 9 Раздел II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК Цивилизации речных долин
«Египет — дар Нила». Работа с картой, учебный диалог Осознание роли труда в создании цивилизации умение работать с текстом и картой, структурировать учебный материал, составлять конспект урока в тетради. Знание природных условий и географического положения Древнего Египта, условий и причин возникновения древнеегипетской цивилизации. Октябрь 10 Страна двух рек. Составление рассказа по картине Представление о Библии как историческом источнике умение работать с различными источниками информации. Умения сравнивать природные условия и особенности исторического развития Древнего Египта и Междуречья. 11 Вавилонский царь Хаммурапи и его законы Анализ исторического документа. Познавательный интерес к изучению исторических источников Развитие навыков устанавливания причинно -следственных связей между объектами и явлениями.
Знание причин возвышения Вавилона, роли царя Хаммурапи в истории Древневавилонского царства, содержания судебника царя.
12 Древнейшие цивилизации Индии и Китая. Работа с картой, учебный диалог Познавательный интерес к истории. умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы на основе сравнений. Знание географического положения и природно - климатических особенностей Древней Индии, Древнего Китая и причин возникновения цивилизаций. 13 Повторение по теме «Цивилизации речных долин» Исторический диктант, учебный диалог. повторение для закрепления знаний умение воспроизводить информацию по памяти. Умение давать характеристику цивилизаций речных долин, сравнивать их, делать выводы. 14 Древний Египет
Фараоны и пирамиды Учебный диалог Понимание важности научных исследований. умение работать с различными источниками информации, эстетическое восприятие памятников культуры Описание древнеегипетских пирамид как символов власти и обожествления фараонов 15 Жизнь в Древнем Египте. Составление рассказа интерес к процессу научного познания. Применение полученных знаний на практике умение организовать выполнение заданий учителя Знание условий жизни и труда земледельцев и ремесленников, а также занятий и условий жизни вельмож.
16 Завоевания фараонов Установление причинно-след.связейПредставление о захватническом характере войн умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
Знание завоеваний фараонов. Умение показывать на карте направления походов Тутмоса III и границы Древнего Египта в период наивысшего могущества. 17 Культура Древнего Египта Учебный диалог интерес к изучению искусства и религии Древнего Египта эстетическое восприятие памятников культуры. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Знание определения понятия «культура». Описание памятников древнеегипетской культуры. Ноябрь 18 Культура Древнего Египта Презентация групповой работы Осознание необходимости повторения для закрепления знаний умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы. Умение давать характеристику Древнеегипетской цивилизации. Умение работать с историческими источниками. 19 Западная Азия в век железа
Финикийские мореплаватели Работа с картой, участие в беседе Представление о вкладе древних финикийцев в историю человечества умение работать с различными источниками информации. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Знание географического положения и природных условий Финикии, а также направлений финикийской колонизации. 20 Древняя Палестина Работа с картой, учебный диалог Представление о вкладе евреев в историю и культуру человечества умение работать с различными источниками информации, умение применять полученные на уроке знания на практике. Знание географического положения и природных особенностей Палестины. Описание основных событий. Знание особенностей религии древних евреев. 21 Ассирийская военная держава Заполнение таблицы, дискуссия Представление о захватническом характере войн Ассирии Умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме умение соблюдать дисциплину на уроке. Знание географического положения и природных условий Ассирии, истории ее завоеваний, а также организации управления завоеванными территориями. 22 Победители Ассирии.
Учебный диалог Представление о вкладе древних вавилонян в историю человечества умение давать определения понятиям. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Знание географического положения и природных условий Нововавилонского и Мидийского царств, истории их возвышения. Описание памятников архитектуры и искусства Вавилона. 23 Повторение по теме «Древний Египет и Западная Азия» Тестирование интерес к процессу научного познания. умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и делать выводы. Знание основных терминов, понятий и дат. Декабрь 24 Великие Державы Древнего Востока
Образование державы Маурьев в Индии Составление рассказа Понимание закономерного появления великих держав. умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Умение делать выводы. Знание особенностей природных условий Древней Индии и занятий ее населения, а также истории образования и расцвета державы Маурьев. 25 Единое государство в Китае Учебный диалог Понимание роли личности в истории умение планировать выполнение заданий учителя, представлять результаты работы. Знание географического положения, природных условий и занятий населения Древнего Китая, истории образования Циньской державы. 26 Великая Персидская держава Работа с текстом Познавательный интерес к истории умение структурировать учебный материал, давать определения понятиям. Знание географического положения Персидской державы Характеристика деятельности царя Дария I. 27 Повторение по теме «Древний Восток» Практическая работа Осознание необходимости повторения для закрепления материала. умение воспроизводить информацию по памяти, работать с тестами различного уровня сложности Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику великим державам Древнего Востока. 28
Раздел III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Древнейшая Греция
Греция и Крит в эпоху бронзы Работа с картой, учебный диалог Представление о древнейшей цивилизации в истории Европы эстетическое восприятие объектов культуры умение планировать выполнение заданий учителя. Знание географического положения и природных условий Древней Греции и Крита. Анализ мифов, выделение в их содержании исторических фактов 29 Поэмы Гомера Анализ текста Представление о поэмах Гомера как памятниках мировой лит-рыумение строить речевые высказывания в устной и письменной форме эстетическое восприятие объектов культуры Знание содержания поэм Гомера и основных сведений о жизни поэта. Умение анализировать содержание отрывков из поэм 30 Боги и герои Эллады Работа с текстом, учебный диалог Представление о культурно- историческом значении мифов умение устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, давать описание, готовить сообщения Умение описывать образы богов и анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями древних греков 31 Рождение античного мира
Греческие полисы и Великая греческая колонизация Работа с картой и текстом Понимание необходимости знания о полисах для дальнейшего изучения истории Древней Греции умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников Знание причин возникновения греческих полисов, а также причин Великой греческой колонизации. Описание и общая характеристика типичного античного полиса. Январь 32 Афинский полис Работа с терминами, учебный диалог Представление о возникновении первой в истории демократии умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, работать с текстом,структурировать учебный материал Знание истории становления демократии в Афинах, реформ Солона, тирании Писистрата и реформ Клисфена. Умение давать оценку их реформам. 33 Древняя Спарта Составление рассказа описания Осознание роли воспитания в формировании личности Умение сравнивать и делать выводы. Развитие навыков самооценки и самоанализа Умение показывать на карте Пелопоннес, Лаконию, Спарту. Сравнение политического устройства Спарты и Афин 34 Рождение античной цивилизации. Исторический диктант, учебный диалог Повторение для закрепления знаний умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. Знание основных терминов, понятий и дат. 35 Греко-персидские войны
Герои Марафонской битвы Работа с текстом, учебный диалог Представление о героизме как качестве, способном обеспечить победу умение работать с различными источниками информации, давать описания объектов и событий, анализировать результаты своей работы Знание причин греко-персидских войн и основных событий их начального периода, а также значения победы греков при Марафоне. Оценка личности Мильтиада 36 Персидское вторжение в Грецию. Работа с картой, учебный диалог Представление о героизме и самоотверженности умение определять цель урока и ставить задачи, представлять результаты работы Знание главных сражений греков с персами в период персидского вторжения в Грецию. Февраль 37 Могущество и упадок Афин
Расцвет демократии в Афинах составление исторического портрета Представление о демократии как прогрессивной форме правления умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал Знание о роли Афин в истории Древней Греции, о расцвете афинской демократии при Перикле и создании Афинской морской державы. 38 Хозяйственное развитие Греции в V в. до н.э. Ответы на вопросы, работа с текстом Познавательный интерес к истории. умение работать с текстом, давать оценку событий. умение организовать выполнение заданий учителя
Знание особенностей рабовладения в Древней Греции. Описание афинского порта Пирея и афинской торговли 39 Пелопоннесская война Работа с картой, учебный диалог Представление о сочетании объективных и субъективных причин, влияющих на течение и исход событий Умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения, презентации и представлять результаты. Знание причин, хода и итогов Пелопоннесской войны. Оценка личности Алкивиада и его роли в войне. Умение показывать на карте места основных сражений войны 40 Древнегреческая культура
Граждане, ученые и атлеты Греции Составление рассказа описания Представление о всемирно-историческом значении древнегреческой культуры Умение давать определения понятиям, описывать и сравнивать явления и события, делать выводы. Развитие навыков самооценки и самоанализа Умение рассказывать о развитии науки и о научных достижениях ученых Древней Греции. Описание Олимпийских игр, 41 Архитекторы, скульпторы, поэты Греции Составление презентациЗначение древнегреческой культуры умение организовать выполнение заданий учителя. Знание особенностей архитектуры, скульптуры и театра Древней Греции. 42 Древнегреческая культура Защита проекта Повторение для закрепления знаний Овладение навыками выступлений перед аудиторией Приведение примеров достижений древних греков в области культуры. 43 Македонские завоевания Возвышение Македонии Участие в беседе Интерес к процессу научного познания. умение работать с текстом, давать определения понятиям. Знание причины возвышения Македонского царства при Филиппе II, его реформ и истории подчинения греческих полисов Македонии. 44 Завоевания Александра Македонского Работа с картой, составление исторического портрета Понимание роли личности в истории. умение описывать события и давать им оценку, потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников, представлять результаты работы Знание основных событий и сражений Восточного похода Александра Македонского. Оценка личности Александра и его роли в истории. Март 45 Греческий Восток Составление рассказа Понимание всемирно-исторического значения эллинистической культуры умение работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно -следственные связи, формулировать понятия. Знание причин распада державы Александра Македонского и образования эллинистических государств. Описание Александрии Египетской и ее достопримечательностей. 46 Повторение по теме «Древняя Греция» Тестирование Представление о вкладе древних народов в историю человечества умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты. Давать оценку событий Знание основных терминов, понятий и дат. Умение давать характеристику основных периодов. 47 Раздел IV. ДРЕВНИЙ РИМ. Образование Римской республики
Начало римской истории Работа с картой, анализ источника Познавательный интерес к истории, процессу научного познания умение работать с различными источниками информации, отличать главное от второстепенного, грамотно формулировать вопросы Знание географического положения, природных условий и занятий населения Древней Италии. 48 Республика римских граждан Составление схемы представление о системе государственной власти и управления. умение осуществлять поиск нужной информации, описывать и сравнивать события, делать выводы на основании сравнений. Знание причин и характера борьбы патрициев и плебеев, государственного устройства Римской республики. 49 Завоевание Римом Италии. Работа с картой, учебный диалог. Представление о войнах Рима как захватнических умение работать с различными источниками информации Знание основных событий и характера римского завоевания Италии 50 Римские завоевания в Средиземноморье
Первая война с Карфагеном Работа с картой, учебный диалог Представление о войнах захватнических с обеих сторон умение давать описание событий, объяснять их причины, прогнозировать развитие событий. Знание причин противостояния Рима и Карфагена, хода военных действий в Первой Пунической войне, ее результатов и значения. 51 Война с Ганнибалом Работать с картой, учебный диалог Представление о войне как негуманном способе разрешения конфликт умение отличать факты от предположений, давать описание событий, объяснять их причины и значение, прогнозировать развитие событий Знание хода военных действий во Второй Пунической войне, ее результатов и значения. Оценка личности Ганнибала, его роли в истории войны. Апрель 52 Рим — завоеватель Средиземноморья Работа с картой, с текстом Представление о роли идеологии и дипломатии во внешней политике умение работать с различными источниками информации, давать описание событий, объяснять их причины и значение Знание завоеваний римлян в Восточном и Западном Средиземноморье, а также исторических последствий римских завоеваний. 53 Повторение по теме «Римская республика» Исторический диктант, учебный диалог Представление о вкладе римлян в развитие военного искусства умение делать выводы на основании сравнений, работать с тестами различного уровня сложности Знание основных терминов, понятий и дат. 54 Гражданские войны в период Римской республики Народные трибуны — братья Гракхи Учебный диалог Осознание справедливости борьбы человека за свои права умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий Знание причин начала гражданских войн в Римской республике, законодательство Гракхов, исторического значения их борьбы с римской аристократией. 55 Сулла — первый военный диктатор Рима Составить рассказ описание Осознание важности государственных преобразований умение работать с различными источниками информации, умение работать в составе творческих групп Знание причин и содержания военной реформы Гая Мария, причин установления и сущности диктатуры Суллы. 56 Восстание Спартака Составить исторический портрет Осознание справедливости борьбы людей за свои права умение давать описание людей и событий, объяснять причины событий и их значение. Знание положения рабов и причин крупнейшего восстания рабов в Риме. Оценка личности Спартака.
57 Цезарь — повелитель Рима Работа с текстом Понимание роли личности в истории. умение работать с различными источниками информации, прогнозировать развитие событий Знание событий борьбы полководцев за власть в Римской республике. Описание личности триумвиров. 58 Падение республики Учебный диалог, исторический портрет Представление о многофакторности исторического процесса, умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Знание основных событий, связанных с падением республики в Риме. Описание личности Октавиана и Марка Антония. 59 Повторение по теме «Древний Рим» Тестирование Осознание необходимости повторения для закрепления знаний умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты, делать выводы. Знание основных терминов, понятий и дат, причин гражданских войн в Риме и причин падения республики. 60 Расцвет и могущество Римской империи Император Октавиан Август Исторический портрет Осознание роли идеологии в управлении обществом Умение работать с различными источниками информации, давать описание событий. Знание особенностей правления Октавиана Августа, его внутренней и внешней политики. 61 Цезари Рима. Учебный диалог Познавательный интерес к истории, процессу умение работать с различными источниками информации умение организовать выполнение заданий учителя. Знание особенностей правления императоров Нерона и Траяна. Май 62 Культура Римской империи. Защита проекта Представление о всемирно-историческом значении римской культуры умение объяснять причины событий и их значение, прогнозировать развитие событий, готовить сообщения и презентации Знание особенностей римской архитектуры, видов архитектурных сооружений. Знание условий жизни в столице и в провинциях. 63 Жизнь в Римской империи. Сельское хозяйство Работа с текстом Представление о римской культуре умение работать с различными источниками информации, давать описание событий. Знание условий жизни и занятий населения в столице и в провинциях.
64 Закат античной цивилизации Кризис Римской империи в IIIв Учебный диалог Представление о кризисах в истории умение объяснять причины событий и их значение. Знание внутренних и внешних причин и условий кризиса империи. 65 Христианство Работа с текстом Толерантное отношение к людям других религий умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал Знание условий возникновения христианства, основных исторических сведений о жизни Иисуса Христа 66 Императоры Диоклетиан и Константин. Работа с историческим источником Представление о значении реформаторской деятельности в истории умение работать с различными источниками информации, давать описание людей и событий. Знание государственной деятельности и реформ императоров Диоклетиана и Константина. Характеристика личности императоров. 67 Падение Западной Римской империи Работа с картой, учебный диалог. Представление о причинах, влияющих на ход событий умение прогнозировать развитие событий, готовить сообщения. Приведение доказательств ослабления Римской империи, причин ее распада и падения Западной Римской империи. 68 Повторение по теме «Древний мир». Итоговый контроль Итоговый тест Повторение для закрепления знаний умение воспроизводить информацию по памяти Знание основных терминов, понятий и дат 69 Семь чудес света Защита исследовательских работ Осознание значения всей эпохи Древнего мира во всеобщей истории умение презентовать свою работу. Знание всемирно известные памятники истории Древнего мира. 70 Резерв Приложение №2 Средства контроля
Перечень контрольных работ
№ п/п Тема Кол-во часов
1 «Древний Египет и Западная Азия» 1
2 «Древняя Греция» 1
3 «Древний Рим» 1
4 Итоговый тест «Древний мир» 1
Перечень практических работ
№ п/п Тема Кол-во часов
1 Сочинение «Один день из жизни первобытного человека» 1
2 Работа с картой «Древний Восток» 1
Перечень проектных работ
№ п/п Тема Кол-во часов
1 Культура Древнего Египта 1
2 Культура Древней Греции 1
3 Культура Древнего Рима 1
Перечень исследовательских работ
№ п/п Тема Кол-во часов
1 «Семь чудес света» 1