Статья Обновление системы мониторинга в Центре дополнительного образования ГБОУ школы №323 – путь к повышению качества образовательного процесса


Школа молодого педагога ЦДО:
мониторинг воспитательно-образовательной деятельности

Способность к рефлексии – важное качество педагога. Оно выявляется в процессе мониторинга собственной воспитательно-образовательной деятельности. Мониторинг - система отслеживание хода и результатов обучения, система постоянных наблюдений, оценки и прогноза изменений какого-либо объекта (в нашем случае – детского объединения в целом и каждого воспитанника в отдельности).
Инструментом анализа достижения образовательного результата служит пакет диагностических методик.
Пакет диагностических методик - компонент методического обеспечения образовательной программы, состоящий из описания форм различных этапов контроля (предварительного, текущего и итогового), инструкций и методических рекомендаций по их применению. Этапы контроля:
Входной (предварительный) контроль – это проверка соответствия качеств начального состояния объекта перед его обработкой. Как правило, в группах первого года обучения педагог проводит первичную диагностику – определение необходимых для обучения по программе свойств и качеств обучающихся, а также определение их образовательных ожиданий, отношений и образовательных потребностей.
Текущий контроль – организация проверки качества обучения по образовательной программе в течение года.
Итоговый контроль - проверка результатов обучения после завершения образовательной программы, в конце учебного года.

Мониторинг педагогической деятельности ведется по нескольким параметрам. Рассмотрим основные – сохранность контингента и освоение образовательной программы.

Сохранность контингента – один из важнейших показателей результативности работы педагога. Для оценки данного показателя разработана карта анализа состава учащихся (Приложение 1). Карта заполняется педагогом. Данные об изменениях в коллективе фиксируются на трех этапах – в начале, середине и конце учебного года.
Данная методика позволяет оценить выполнение педагогом формальных требований к организации образовательного процесса (наполнение групп в соответствии с программой и санитарно-гигиеническими требованиями) и проследить реальный «отсев» детей в течение года (первая часть карты).
Вторая часть карты дает возможность проанализировать качественный состав учащихся, то есть «текучесть» контингента.

Диагностика освоения образовательной программы.
Педагогическая диагностика проводится в логике конкретных целей и задач, которые ставит педагог в своей программе. Важно помнить: диагностично любое задание.

Формы и методы диагностики:
Опрос
Зачет
Анкетирование, тестирование
Беседа
Наблюдение
Контрольное задание
Анализ творческих работ
Защита творческих работ
Игры, соревнования, конкурсы, турниры
Открытое итоговое занятие
Выставка
Олимпиада
Эстафета умений
Праздник
Дискуссия
Конференция и др.

Главные требования при выборе формы диагностики:
- она должна быть понятна детям;
- отражать реальный уровень их подготовки;
- не вызывать страха и чувства неуверенности;
- не формировать позицию неудачника

Результаты диагностики фиксируются, анализируются и обобщаются педагогом.

Формы фиксации образовательных результатов:
Индивидуальная карта результатов освоения программы
Табель умений
Книжка личных достижений
Творческая книжка
Тетрадь рекордов
Карта образовательных достижений
Звездная доска
Лестница успехов
Выдача промежуточных свидетельств (сертификатов) об овладении тем или иным умением
Письменный самоанализ (мои успехи и достижения)
Коллективное обсуждение успехов
Выпуск газеты, альбома, радиопередачи
Портфолио достижений и др.

Одной из наиболее распространенных форм диагностики является педагогическое наблюдение. Удобнее всего использовать эту форму диагностики как начальную (при приеме в объединение), промежуточную (в конце каждого года обучения) и итоговую (по окончании обучения по программе. Каждый педагог самостоятельно разрабатывает критерии для подведения итогов освоения воспитанниками знаний, умений и навыков (образовательные задачи, предусмотренные программой), а также для выявления качества выполнения развивающих и воспитательных задач
Ниже приводится пример разработанных критериев, позволяющих отследить динамику личностного роста воспитанника с помощью педагогического наблюдения.

Особенности учебной деятельности:
Способен сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения
Может поставить перед собой конкретную цель и последовательно добиваться ее достижения
Понимает требования педагога и старается их выполнить
При возникновении трудностей на занятии прилагает усилия для их преодоления
Сохраняет удовлетворительную работоспособность в течение всего занятия
Реализует на занятиях свой творческий потенциал. Индивидуальные работы являются результатом самовыражения, самосовершенствования
Особенности поведения и общения:
Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для занятий
Не провоцирует конфликты со сверстниками
Имеет постоянных приятелей в группе
Может обратиться с просьбой к педагогу
Уважительно относится к педагогу и соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним
Прислушивается к замечаниям и требованиям педагога, старается их выполнить
Соблюдает принятые в группе правила поведения и общения
Достаточно активен на занятии, стремиться проявить свои знания, умения, навыки
Отношение к занятиям:
Редко пропускает занятия
Проявляет заинтересованность в достижении успеха
Усваивает теоретический и практический материал
Проявляет творческие способности
Каждый критерий предполагает оценку в баллах или условных знаках, на основании которых педагог делает общие выводы, которые отражаются в диагностической карте обучающегося (Приложение 2) и учебной группы (Приложение 3).

В качестве заключения – памятка по основным понятиям в области результативности педагогической деятельности.

Результат педагогической деятельности – итог целенаправленной совместной деятельности педагога и ребенка.
Образовательный результат – итог (промежуточный или конечный) взаимодействия педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности по конкретной образовательной программе.
Учебный результат – знания, представления, умения, способности, которые освоил ребенок в образовательном процессе.
Воспитательный результат – личностные умения в ребенке, обретенные качества, стремления, мотивы и другие психические новообразования.
Результативность – степень соответствия ожидаемых и полученных результатов.
Качество – степень расхождения результата и цели.
Отслеживание результативности – способы диагностики результатов педагогической деятельности, выраженные в количественных и качественных показателях.
Особая ценность диагностики в том, что она позволяет оценить и сравнить текущие и итоговые результаты педагогического процесса, не взирая на специфику образовательных программ.
Умение пользоваться инструментами анализа собственной деятельности – показатель высокого уровня профессионализма педагога дополнительного образования.

Ермолина Ирина Борисовна,
руководитель ЦДО,
методист


Литература
Журкина А.Я. Мониторинг качества образовательной деятельности в учреждении дополнительного образования детей. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2005. – 72с.
Кодолов С.М. Система контроля и оценки результатов деятельности участников образовательного процесса // Дополнительное образование. – 2005. – №8. – С.17-24.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Кочергина Г.Д
Круглова Л.Ю. О деятельности педагога в условиях модернизации дополнительного образования// Дополнительное образование. – 2006. – №9. – С.8-11.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Круглова Л.Ю. Тетрадь успешности.– М.: Полиграфический центр, 2005. – 54с.
Портфолио – папка индивидуальных достижений // Инфо- net – поиск ( web -версия) – 2005. – № 4.
Результативность образовательного процесса в УДОД. // Информационно-методический бюллетень. Выпуск № 5. - Санкт-Петербург, , 2007
Результативность образовательного процесса в УДОД . // Информационно-методический бюллетень. Выпуск № 6. - Санкт-Петербург, СПБ ГДТЮ, ГЦРДО, 2007
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Симонова Г.И. Мониторинг деятельности учреждения дополнительного образования по социальной адаптации личности Дополнительное образование. – 2005. – №5. – С.6-11.
Электронные адреса опыта
Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Логинова Л. Г. Стандарт как средство обеспечения, стабилизации и развития качества дополнительного образования детей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Берсенева А. В. Реализация модели выпускника как критерий оценки качества образования в учреждении дополнительного образования
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







Приложение 1
Анализ состава учащихся
ФИО педагога ____________________________________________
Название образовательной программы (коллектива)_______________________________
1. Данные о количественном составе учащихся
Дата
1 год обучения
2 год обучения
3-й и последующие года обучения
Всего


Кол-во групп
Кол-во детей
Кол-во групп
Кол-во детей
Кол-во групп
Кол-во детей
Кол-во групп
Кол-во детей

На 1 октября









На 1 января









На 1 мая









Общий процент отсева учащихся
2. Данные о качественном составе учащихся

Дата
1 год обучения
2 год обучения


Количество новых детей
%
Количество новых детей
%

На 1 сентября
-
-



На 1 января





На 1 мая





Общий процент обновления состава учащихся______________________________

Обработка данных:
При анализе общего процента отсева необходимо помнить, что наполняемость групп первого, второго, третьего и последующих годов обучения должна быть соответственно равна 15, 12 и 10 человек в группе, если нет особых условий реализации программы.
Анализируя качественный состав учащихся, за 100% принимается количество детей, исходное для подсчитываемых изменений. Так, для изменений на 1 января - 100% - это количество детей на 1 сентября, и для вычисления процента обновления на 1 мая – это количество детей на 1 января. Общий процент обновления состава учащихся рассматривается как среднее арифметическое полученных процентов обновления в указанных группах и периодах.
Однако для расчета общего процента обновления можно использовать и другую формулу. Он может быть посчитан как количество новых детей во всех группах данного педагога по состоянию на 1 мая по отношению к количеству детей на 1 сентября, взятое в процентном отношении.
Использование двух способов расчета общего процента и сравнение полученных результатов дают полную картину изменений в составе учащихся.
Чем ниже общий процент отсева, а так же процент обновления состава, тем, соответственно, выше сохранность контингента.



Приложение 2
Индивидуальная карта результатов освоения дополнительной образовательной программы

Название программы ____________________________________________________
Ф.И. О. учащегося ______________________________________________________
Ф.И.О. педагога ________________________________________________________

Показатель / периоды контроля
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения











I. Предметные образовательные результаты

1.1.Теоретическая подготовка

1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)




1.2. Владение специальной терминологией




1.2. Предметная практическая подготовка

1.2.1. Специальные практические умения и навыки, предусмотренные программой




1.2.2. Владение специальным оборудованием, инструментами




1.2.3. Творческие навыки




1.2.4. Опыт творческой деятельности




II. Универсальные учебные действия (ключевые компетентности)

2.1. Познавательные учебные действия

2.1.1. Умение работать с информацией, подбирать и анализировать специальную литературу




2.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации




2.1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу, проводить самостоятельные учебные исследования




2.2. Коммуникативные учебные действия

2.2.1. Умение слушать и воспринимать информацию от других, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;




2.2.2. Умение выступать перед аудиторией, владение речью




2.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии, строить взаимодействие




2.3. Регулятивные учебные действия

2.3.1. Умение принимать, ставить учебную цель, планировать её реализацию, организовать свое рабочее место




2.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности




2.3.3. Навыки контроля и самоконтроля, сформированность рефлексивной самооценки




2.3.4. Умение оценивать объекты и предметы (по виду деятельности), продукты собственного труда




СУММА баллов







Приложение 3
Карта мониторинга результатов освоения дополнительной образовательной программы
(контрольно-диагностический модуль по итогам 20_____/20____ учебного года)


Образовательная программа__________________________________________________
Группа № ________________Год обучения _________________
Количество обучающихся в группе _____________
Педагог_______________________________________________


Показатель
Критерий
Степень выраженности оцениваемого критерия
Балл

Методы определения результата

I. Предметные образовательные результаты

1.1.Теоретическая подготовка

1.1.1. Теоретические знания (по основным разделам образовательной программы)
Соответствие теоретических знаний учащегося программным требованиям

минимальный уровень (освоено 50% объема знаний, предусмотренных программой)
1
Тестирование, контрольный срез, зачет, экзамен и др.






средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 75%)
2




максимальный уровень (освоен весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период)
3


1.1.2. Владение специальной терминологией
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии
минимальный уровень (ученик знаком со специальной терминологией, но не употребляет в речи);
1




средний уровень (ученик владеет специальной терминологией, иногда заменяет ее в речи бытовой);
2




максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно в полном соответствии с их содержанием).
3


1.2. Предметная практическая подготовка

1.2.1. Специальные практические умения и навыки, предусмотренные программой
Соответствие специальных практических умений и навыков программным требованиям
минимальный уровень (ученик овладел 50% предусмотренных умений и навыков);
1
Контрольная практическая работа, практический зачет, технический зачет, сдача контрольных нормативов (в зависимости от вида деятельности, направленности)



средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет 75%);
2




максимальный уровень (уверенно овладел всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период);
3


1.2.2. Владение специальным оборудованием, инструментами
Самостоятельность и правильность использования специальных инструментов, оборудования, инвентаря
минимальный уровень умений (ученик испытывает затруднения при работе с оборудованием);
1




средний уровень (в основном справляется сам, иногда требуется помощь педагога);
2




максимальный уровень (работает самостоятельно, использует правильно);
3


1.2.3. Творческие навыки
Способность к творческому решению учебных и практических задач
репродуктивный уровень (ученик в основном копирует образцы);
1




эвристический уровень (вносит свои изменения в образец);
2




творческий уровень (способен создать собственный авторский вариант)
3


1.2.4. Опыт творческой деятельности
Творческая активность и результативность
минимальный уровень (наличие опыта на уровне детского объединения)
1
Дневник творческих достижений, Портфолио



средний уровень (наличие опыта, призовых мест на уровне учреждения)
2




средний уровень (наличие опыта, призовых мест на уровне города)
3




максимальный уровень (наличие опыта, призовых мест на уровне региона)
4




максимальный уровень (наличие опыта, призовых мест на уровне России и международном уровне)
5


II. Универсальные учебные действия (ключевые компетентности)

2.1. Познавательные учебные действия

2.1.1. Умение работать с информацией, подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в работе с информацией, при подборе и анализе литературы
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
1

Реферативные, учебно-исследовательские работы, проекты, тестирование



средний уровень (находит информацию самостоятельно, испытывает трудности при ее анализе);
2




максимальный уровень (находит и анализирует информацию самостоятельно, не испытывает трудностей)
3




2.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
1




средний уровень (находит информацию самостоятельно, испытывает трудности при ее анализе);
2




максимальный уровень (находит и анализирует информацию самостоятельно, не испытывает трудностей)
3


2.1.3. Учебно-исследовательские умения
Самостоятельность в решении задач поискового и исследовательского характера
репродуктивный уровень (ученик в основном копирует образцы);
1




эвристический уровень (вносит свои изменения в образец);
2




творческий уровень (способен создать собственный авторский вариант)
3


2.2. Коммуникативные учебные действия

2.2.1. Умение слушать и воспринимать информацию от других, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Самостоятельность и заинтересованность в восприятии содержания программы
минимальный уровень (обучающийся испытывает затруднения при восприятии содержания программы);
1
Наблюдение, анкетирование



средний уровень (в основном самостоятелен и заинтересован при восприятии содержания программы);
2




максимальный уровень (всегда самостоятелен и заинтересован при восприятии содержания программы);
3


2.2.2. Умение выступать перед аудиторией, владение речью
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка
минимальный уровень (испытывает затруднения, выражая свои мысли);
1




средний уровень (в основном полно и точно выражает свои мысли);
2




максимальный уровень (полно и точно выражает свои мысли в соответствии с задачами);
3


2.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии, строить взаимодействие
Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств
минимальный уровень (испытывает значительные затруднения);
1




средний уровень (в основном самостоятелен в построении взаимодействия в группе);
2




максимальный уровень (самостоятелен в построении взаимодействия в группе);
3


2.3. Регулятивные учебные действия

2.3.1. Умение принимать, ставить учебную цель, планировать её реализацию, организовать свое рабочее место
Способность целеполагания и организации деятельности
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает затруднения в планировании своей деятельности, в подготовке рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
1
Наблюдение в процессе контрольной практической работы, практический зачет, технический зачет, сдача контрольных нормативов (в зависимости от вида деятельности, направленности)



средний уровень (ставит учебную цель, планирует её реализацию, готовит и убирает свое рабочее место самостоятельно);
2




максимальный уровень (ставит учебную цель, планирует её реализацию, организует свое рабочее место осознанно, самостоятельно);
3


2.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности



Соответствие реальных навыков выполнения правил техники безопасности программным требованиям
недопустимый уровень (ученик не овладел полным объемом навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой, к работе не допускается);
1




допустимый уровень (объем усвоенных навыков составляет 100%);
2




высокий уровень (ученик не только освоил весь объем навыков, но и способен объяснить их другим)
3


2.3.3. Навыки контроля и самоконтроля, сформированность рефлексивной самооценки
Сформированность навыков контроля, самоконтроля и рефлексии
минимальный уровень (требуется постоянный контроль педагога, в работе нарушает технологию, не аккуратен);

1




средний уровень (сформирован навык самоконтроля, соблюдает в работе технологию, иногда не очень аккуратно, способен к самооценке);
2




максимальный уровень (развит самоконтроль, соблюдает технологию, аккуратен и ответственен в работе, способен реально оценить свой труд);
3


2.3.4. Умение оценивать объекты и предметы (по виду деятельности, содержанию программы), продукты собственного труда
Уровень формирования навыков аргументированной оценки объектов и предметов изучаемой области
минимальный уровень (не всегда может объективно оценить объекты и предметы в изучаемой области, свои действия);
1
Наблюдение в процессе контрольной практической работы, практический зачет



средний уровень (сформировано умение оценки, корректировки действий с учетом ошибок);
2




максимальный уровень (сформировано умение оценить, аргументировать оценку, корректировать действия).
3


ИТОГО



Таблица определения уровня освоения программы

Уровень освоения программы
Количество набранных баллов

1
Высокий
50-40

2
Средний
30-39

3
Низкий
20-29