Рабочая программ по изобразительному искусству в соответствии с новыми требованиям для 5-7 класса
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
Рассмотрено: Согласованно: Утверждено:
Заседании МО Зам. директора по УВР Директором МОУ СОШ №6
«____» _________2013г . «____» _________2013г . «____» ____________ 2013г.
_____________________ ____________________ _____________________ /М.А. Гушель/ _________ /О.В. Козырева /___ /Т.И. Вохменцева_/_____
Рабочая программа
по изобразительному искусству (5- 7 классы)
Разработчик:
Учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Захарова Галина Александровна
Стаж работы 33 год.
Комсомольск - на - Амуре
2015 год.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Примерная основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы с учётом типа этойорганизации, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 5-7 класса среднего (полного) общего образования составлена на основании следующих нормативно - правовых документов:
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, от 8 апреля 2015 г. № 1/15
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ФГОС ООО
В соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения МОУ СОШ № _, г. Комсомольска – на - Амуре
Структура документа
Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой документ, включающий четыре раздела:
пояснительную записку;
учебно - тематический план;
требования к уровню подготовки учащихся;
перечень учебно-методического обеспечения
Цели курса:
достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.
развитие визуального - пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и организации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Задачи курса:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;
установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Обеспечение условий понимания эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей в пространственных формах;
Развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её изобразительном искусстве, архитектуре, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
Овладение средствами художественного изображения;
Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Основные содержательные.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Учебный материал программы представлен примерной программой блоками, отражающими деятельный характер в нагрузке по классам в соответствии со стандартами второго поколения и календарно-тематическим планированием для каждой параллели.
Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй – намечает эмоционально – ценностную направленность тематики заданий, третий – дает инструментарий для его реализации, четвёртый – содержит виды и жанры художественной деятельности, в которых школьник сможет получить художественно – творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства; типологическую, ценностно-ориентационную, языковую и деятельностную. Они все вместе присутствуют практически на каждом уроке.
В качестве домашних заданий детям предлагается самостоятельная работа поискового характера по сбору и коллекционированию в альбомах изобразительного материала. В результате данного вида деятельности у учащихся формируется устойчивая потребность в общении с искусством.
Рабочая программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся, уроков коллективной творческой деятельности, экскурсии по родному городу.
1.1.Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе изучение предмета «Изобразительное искусство». Рабочая программа предусматривает изучение курса "Изобразительное искусство" в объеме 1 учебного часа в неделю в 5-7 классах, итого 105 часов;
Примерный недельный учебный план основного общего образования
(минимальный в расчете на 5267 часов за весь период обучения)
Предметные области Учебные
предметы
Классы Количество часов в неделю
V VI VII VIII IX Всего
Обязательная часть Филология Русский язык 5 6 4 3 3 21
Литература 3 3 2 2 3 13
Иностранный язык 3 3 3 3 3 15
Математика и информатика Математика 5 5 10
Алгебра 3 3 3 9
Геометрия 2 2 2 6
Информатика 1 1 1 3
Общественно-научные предметы История 2 2 2 2 2 10
Обществознание 1 1 1 1 4
География 1 1 2 2 2 8
Естественнонаучные предметы Физика 2 2 3 7
Химия 2 2 4
Биология 1 1 1 2 2 7
Искусство Музыка 1 1 1 1 4
Изобразительное искусство 1 1 1 3
Технология Технология 2 2 2 1 7
Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности ОБЖ 1 1 2
Физическая культура 2 2 2 2 2 10
Итого 26 28 29 30 30 143
Часть, формируемая участниками образовательных отношений 2 1 2 2 3 10
Максимально допустимая недельная нагрузка 28 29 31 32 33 153
2.Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
Выпускник научится:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;
создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;
творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;
узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
культуре зрительского восприятия;
характеризовать временные и пространственные искусства;
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
понимать сочетание различных объемов в здании;
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн-проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
понимать основы краткой истории костюма;
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
характеризовать признаки и особенности московского барокко;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
понимать специфику изображения в полиграфии;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
создавать художественную композицию макета книги, журнала;
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
называть имена великих актеров российского театра XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
различать особенности художественной фотографии;
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
понимать изобразительную природу экранных искусств;
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
3. Личностные результаты освоения изобразительного искусства
в основной школе:
В ценностно–ориентационной сфере:
Осмысленное и эмоционально-целевое восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
Понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
Освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах;
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
В трудовой сфере:
Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами;
В познавательной сфере:
Овладение средствами художественного изображения;
Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально-нравственной оценки;
Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
4.Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства
в основной школе:
В ценностно – ориентационной сфере:
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно – материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
Умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
В трудовой сфере:
Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости, в различных учебных и жизненных ситуациях;
Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
В познавательной сфере:
Развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
Получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
5.Предметные результаты освоения изобразительного искусства
в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
Эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
Восприятие мира, человека,
Окружающих явлений с эстетических позиций;
Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
В познавательной сфере:
Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образовательного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы, т.е. в процессе создания художественных образов;
Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства;
В коммуникативной сфере:
Умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
Диалогический подход к освоению произведений искусства;
Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
В трудовой сфере:
Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности (работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и т.д.)
6. Оценка образовательных достижений обучающихся.
Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе — метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.
Уровневый подход к содержанию оценки обеспечивается структурой планируемых результатов, в которых выделены три блока: общецелевой, «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться». Достижение планируемых результатов, отнесенных к блоку «Выпускник научится», выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения, так и в конце обучения, в том числе – в форме государственной итоговой аттестации.
Уровневый подход к представлению и интерпретации результатов реализуется за счет фиксации различных уровней достижения обучающимися планируемых результатов: базового уровня и уровней выше и ниже базового.
Достижение базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи, целенаправленно отрабатываемые со всеми учащимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения и усвоения последующего материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путём
оценки трёх групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);
использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки;
использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;
Особенности оценки результатов представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий, раскрывают и детализируют основные направленности метапредметных результатов.
Объектом метопредметной оценки являются: структура мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе: средствами работы с информацией, знако-символическими средствами, логическими операциями.
Текущая оценка представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета.
Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение рисунка или поделки, учитывается умение точно передать через создание эскиза сюжет, раскрыть тему, пользоваться палитрой, изученными приёмами рисования, выбирать кисти нужного размера, размещать рисунок в заданной плоскости, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока. (При обязательном соблюдении правил безопасности работы с инструментами, красками, палитрой.)
Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения эскиза или сюжета рисунка (поделки).
Оценка «3» выставляется, если рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, но без нарушения эскиза или сюжета.
За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой.
Рисунок или поделка с нарушением эскиза или сюжета, не отвечающих их назначению, не оценивается, они подлежат исправлению, переделке.
За готовый рисунок, поделку во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся.
Тематическая оценка представляет собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предмету, которые фиксируются в учебных методических комплектах, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определённого количества уроков или как итоговый урок по видам изобразительной деятельности.
Промежуточная аттестация представляет собой процедуру аттестации обучающихся на уровне основного общего образования и проводится в конце каждой четверти и в конце учебного года. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в документе об образовании (дневнике).
Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий на уровне не ниже базового, является основанием для перевода в следующий класс и для допуска обучающегося к государственной итоговой аттестации. В период введения ФГОС ООО в случае использования стандартизированных измерительных материалов критерий достижения/освоения учебного материала задается как выполнение не менее 50% заданий базового уровня или получения 50% от максимального балла за выполнение заданий базового уровня. В дальнейшем этот критерий должен составлять не менее 65%.
7.Развитие универсальных учебных действий.
Структура развития универсальных учебных действий (УУД) сформирована в соответствии с ФГОС и содержит в том числе значимую информацию о целях, понятиях и характеристиках УУД, планируемых результатах развития компетентности обучающихся, а также описания особенностей реализации направления учебно-исследовательской и проектной деятельности и описание содержания и форм организации учебной деятельности по развитию ИКТ-компетентности.
В основной школе возможно использовать в том числе следующие типы задач:
1. Задачи, формирующие коммуникативные УУД:
на учет позиции партнера;
на организацию и осуществление сотрудничества;
на передачу информации и отображение предметного содержания;
тренинги коммуникативных навыков;
ролевые игры.
2. Задачи, формирующие познавательные УУД:
проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
задачи на сериацию, сравнение, оценивание;
проведение эмпирического исследования;
проведение теоретического исследования;
смысловое чтение.
3. Задачи, формирующие регулятивные УУД:
на планирование;
на ориентировку в ситуации;
на прогнозирование;
на целеполагание;
на принятие решения;
на самоконтроль.
Развитию регулятивных УУД способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют обучающихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, – при минимизации пошагового контроля со стороны учителя.
В настоящее время значительно присутствие компьютерных и интернет-технологий в повседневной деятельности обучающегося, в том числе вне времени нахождения в образовательной организации. В этой связи обучающийся может обладать целым рядом ИКТ-компетентностей, полученных им вне образовательной организации. .
Среди видов учебной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ-компетенции обучающихся, можно выделить в том числе такие, как:
выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности задания, предполагающие использование электронных образовательных ресурсов;
создание и редактирование текстов;
создание и редактирование презентаций;
создание и редактирование графики и фото;
создание и редактирование видео;
создание музыкальных и звуковых объектов;
поиск и анализ информации в Интернете;
моделирование, проектирование и управление;
создание веб-страниц и сайтов;
сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем.
8. Общая характеристика учебного предмета.
Актуальность программы в том, что она построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал. Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт, духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности, в единую образовательную структуру образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятелъности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
В основе эмоционально-деятельностный подход: переживание художественного образа в форме художественных действий. Это реализуется в форме личного творческого опыта. Потому деятельность учащихся строится на основе собственного наблюдения и переживания окружающей реальности.
Культуросозидающая роль программы состоит в познании художественной культуры своего народа, а также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Основной принцип: от родного порога в мир общечеловеческой культуры.
8.1.Содержание учебного курса
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своей) отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это но (можно лишь и деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру,
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
8.2.Формы организации образовательного процесса
Основной формой проведения занятий по программе является урок. Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, уроки – праздники, уроки – путешествия, экскурсии, использую работу в группах, коллективные формы работы, в парах. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Обсуждение работ, организация выставок, использование работ для украшения интерьера школы, подготовки праздников, родительских собраний. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Программный материал реализован за 1 учебный час в неделю. Основной формой проведения занятий по программе является урок.
Урок состоит из:
-введения в тему занятия,
-восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;
-созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;
-обобщения и обсуждения итогов урока;
-подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.
Реальные формы организации занятий дают учителю широкий выбор возможностей
Проявления его творческой инициативы. Темы и задания уроков предполагают создание
игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники.
Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:
-сотворчество учителя и ученика;
-диалогичность;
-чёткость поставленных задач и вариативность их решения;
-освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Коллективные формы работы могут быть разных видов:
- работа по группам;
-индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа- это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Выполненные на уроках работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы для праздников, родительских собраний.
На уроках происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски акварель, гуашь, карандаши, мелки, пластилин), инструментов (кисти, стеки. ножницы...)
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
9.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
9.1Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества.
Роль искусства и художественной деятельности человека в развитии культуры. Истоки и смысл искусства. Искусство и мировоззрение. Народное традиционное искусство. Роль изобразительной символики и традиционных обрядов в развитии культуры. Исторические эпохи и художественные стили. Целостность визуального образа культуры.
Роль художественной деятельности человека в освоении мира. Выражение в произведениях искусства представлений о мире, явлениях жизни и природы. Отражение в искусстве изменчивости эстетического образа человека в разные исторические эпохи. Храмовая живопись и зодчество. Художественно- пространственных искусств в формировании образа Родины.
Художественный диалог культур. Пространственно-визуальное искусство разных исторических эпох и народов. Особенности средств выразительности в художественных культурах народов Запада и Востока. Основные художественные стили и направления в искусстве. Великие мастера русского и европейского искусства. Крупнейшие художественные музеи мира.
Роль искусства в создании материальной среды жизни человека. Роль искусства в организации предметно-пространственной среды жизни человека.
Искусство в современном мире. Изобразительное искусство, архитектура, дизайн в современном мире. Изобразительная природа визуальных искусств, их роль в современном мире. Роль музея в современной культуре.
Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства. Выражение в образах искусства нравственного поиска человека, нравственного выбора отдельного человека.
Традиционный и современный уклад семейной жизни, отражение в искусстве. Образы мира, защиты Отечества в жизни и в искусстве.
Народные праздники, обряды в искусстве и в современной жизни.
Взаимоотношения между народами, между людьми разных поколений в жизни и искусстве.
9.2.Язык пластических искусств и художественный образ.
Специфика художественного изображения. Художественный образ – основа и цель любого искусства. Условность художественного изображения. Реальность и фантазия в искусстве.
9.3.Средства художественной выразительности.
Художественные материалы и художественные техники. Материалы живописи, графики, скульптуры. Художественные техники.
9.4.Тематический план
№ Раздел Кол-во часов
5 класс Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 35 часов
1. Древние корни народного искусства 8часов
2. Связь времен в народном искусстве 8часов
3. Декор – человек, общество, время 12 часов
4. Декоративное искусство в современном мире 7 часов
6 класс Изобразительное искусство в жизни человека. 35 часов
1. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка 8 часов
2. Мир наших вещей. Натюрморт. 8 часов
3. Вглядываясь в человека. Портрет. 12 часов
4. Человек и пространство. 7 часов
7 класс Изобразительное искусство в жизни человека. 35 часов
1. Изображение фигуры человека и образ человека 8 часов
2. Поэзия повседневности 8 часов
3. Великие темы жизни 12 часов
4. Реальность жизни и художественный образ 7 часов
10. Планируемые результаты.
10.1.По окончании 5 класса учащиеся должны овладеть различными видами деятельности:
Понимать:
- причины возникновения искусства;
-роль народного традиционного искусства в развитии культуры;
- роль искусства в создании материальной среды;
- связь украшения со стилем эпохи, особенностями одежды, интерьера, стилем жизни;
- и использовать в работе зависимость эмоционального содержания плоскостных композиций от формата листа;
- в собственной художественной деятельности различное и общее в народном искусстве разных народов;
Осознавать:
- характер и специфику в освоении человеком мира, познании природы;
- потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природе, явлениям, в воспитании эстетического вкуса, в морально-нравственной позиции личности;
- международный, межнациональный характер искусства;
- роль композиции в передаче эмоционального состояния и характера изображаемого, раскрытии содержания работы;
Различать:
- древние знаки и символы искусства, объяснять их смысл;
- предметы традиционного быта и понимать смысл их художественного формирования;
- общее и специфичное в искусстве разных народов;
Высказывать:
-собственное отношение к произведению изобразительного искусства;
Уметь:
- в простых, условных формах передавать сложное содержание;
-трансформировать реальные формы в декоративные;
- видеть в обычном, будничном, необыкновенное, особенное, оригинальное;
- придумать и изображать красивую и удобную в использовании форму предметов быта;
- придумывать и изображать красивую и удобную одежду, обувь и т.д., делать украшения;
- проектировать свою деятельность, создавать предмет по проекту;
Получить:
- опыт смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства.
Создавать:
- декоративные композиции, макеты, которые можно использовать для украшения быта, одежды и т.д.;
-при смешивании красок необходимые оттенки цветов;
- собственные композиции на различные исторические темы;
Осваивать:
- художественную культуру как форму материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
Вырабатывать:
- активное отношение к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Передавать:
- на плоскости и в объёме лица, фигуры, передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- в собственной художественно-творческой деятельности специфику произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий);
- художественный замысел через форму, пластику соответственно выбранному материалу;
- объём предметов в живописи, графики, скульптуре, проектировании предметов быта и т.п.;
Овладеть:
- основами культуры практической творческой работы, работы различными художественными материалами и инструментами;
Использовать:
- выразительные возможности различных художественных материалов в собственной художественно-творческой деятельности;
- в самостоятельной работе приёмы композиции (ритм, симметрия и асимметрия, равновесие частей композиции, выделение сюжетно-композиционного центра) и средства композиции (формат, пространство, композиционный центр, равновесие контраст, динамика и статика, открытость и замкнутость целостность);
- ритм, симметрию и асимметрию для передачи эмоциональной выразительности произведения;
Развивать:
- творческий опыт, предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
Применять:
- знания перспективы в художественно-творческой деятельности (работа с натуры и по представлению);
-- наброски предметов (костюм, предметы быта, мебель, сооружения и т.д.)
- на практике свойства изменения цвета;
- знания о композиции художественного произведения при анализе произведений пластических искусств и в творческой деятельности;
Выбирать:
-материалы и технику работы, соответствующую художественному замыслу;
Использовать:
- ритм, симметрию и асимметрию для передачи эмоциональной выразительности произведения;
10.2. По окончании 6 класса учащиеся должны овладеть различными видами деятельности:
Осознавать:
- главные темы искусства, особенности отражения действительности в произведении искусства.
- роль композиции в передаче эмоционального состояния и характера изображаемого, раскрытии содержания работы;
Отражать:
-окружающую действительность в собственной художественно-творческой деятельности;
Понимать:
- значение стиля в искусстве;
- при общении с произведением искусства морально-нравственные позиции автора и формировать свои;
- важную информационную, организующую роль искусства в современном мире;
- эмоциональный и аксиологический смысл визуально-пространственной формы;
- и использовать в работе зависимость эмоционального содержания плоскостных композиций от формата листа;
- историческую ретроспективу и особенности становления различных жанров пластических искусств;
- различие понятий: тема, сюжет и содержание в произведении изобразительного искусства;
Различать:
- основные художественные стили в искусстве Европы и стран Востока ;
- виды и жанры изобразительного искусства;
Передавать:
- в собственной творческой деятельности характерные черты разных стилей;
- освещение предметов в работе с натуры и по представлению;
Подбирать:
- иллюстративный и искусствоведческий материал для передачи целостного образа эпохи;
- информацию о историческом материале;
Создавать:
- художественный образ выбранной эпохи в различных жанрах и видах изобразительного искусства;
-при смешивании красок необходимые оттенки цветов;
- средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека в различных ситуациях (тематический рисунок);
- собственные композиции на различные исторические темы;
Знать:
- выдающихся русских и зарубежных художников, знать, в какие исторические эпохи они жили и работали;
- крупнейшие музеи Европы и России, и понимать их специфику;
Узнавать:
-знакомые произведения русских и зарубежных художников;
Называть:
- наиболее известные произведения из коллекции ведущих музеев мира, России и своего региона;
- произведения исторического жанра;
Учиться ориентироваться:
- в мире современной художественной культуры;
Уметь использовать:
- ресурсы музея для самообразования, снятия негативных влияний массовой культуры, восстановления душевного здоровья;
- с помощью форм предмета передавать его характер, смысл и настроение в композиции;
-трансформировать реальные формы в декоративные;
- видеть в обычном, будничном, необыкновенное, особенное, оригинальное;
Овладеть:
- основами культуры практической творческой работы, работы различными художественными материалами и инструментами;
- основными выразительными свойствами рисунка и использовать их при работе различными материалами;
Использовать:
- выразительные возможности различных художественных материалов в собственной художественно-творческой деятельности;
- в самостоятельной работе приёмы композиции (ритм, симметрия и асимметрия, равновесие частей композиции, выделение сюжетно-композиционного центра) и средства композиции (формат, пространство, композиционный центр, равновесие контраст, динамика и статика, открытость и замкнутость целостность);
- для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности особенности цветов;
- особенности различных материалов (гуашь, акварель) в собственной работе;
-различные виды освещения для передачи выразительности своей работы;
- ритм, симметрию и асимметрию для передачи эмоциональной выразительности произведения;
Развивать:
- творческий опыт, предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
Применять:
- знания перспективы в художественно-творческой деятельности (работа с натуры и по представлению);
- на практике свойства изменения цвета;
- знания о композиции художественного произведения при анализе произведений пластических искусств и в творческой деятельности;
-разнообразные штрихи и линии для создания выразительного образа и передачи фактуры в графике;
Сравнивать и выбирать:
- различные техники по характеру мазки для передачи эмоционального состояния, содержания и фактуры изображаемого;
Выбирать:
-материалы и технику работы, соответствующую художественному замыслу;
Передавать:
- художественный замысел через форму, пластику соответственно выбранному материалу;
- объём предметов в живописи, графике, скульптуре, проектировании предметов быта и т.д.;
Изображать:
- фигуру человека в движении;
- пейзажи и отдельные элементы природного мира (деревья, цветы, животные и т.д.) в живописи и графике;
- с натуры и по представлению учебные натюрморты, решать в них поставленные учителем задачи;
- наброски предметов (костюм, предметы быта, мебель, сооружения и т.д.)
Выполнять:
- композиции на бытовые темы, используя различные средства для создания художественного образа – раскрытия характера, намерений, настроения героев;
10.3.По окончании 7 класса учащиеся должны овладеть различными видами деятельности:.
Использовать:
- древние символические образы в собственной творческой деятельности, уметь наделять их смыслом, передавать информацию;
- в собственной художественной деятельности правила перспективы и пропорции;
- простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- выразительные возможности различных художественных материалов в собственной художественно-творческой деятельности;
- в самостоятельной работе приёмы композиции (ритм, симметрия и асимметрия, равновесие частей композиции, выделение сюжетно-композиционного центра) и средства композиции (формат, пространство, композиционный центр, равновесие контраст, динамика и статика, открытость и замкнутость целостность);
- для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности особенности цветов;
- особенности различных материалов (гуашь, акварель) в собственной работе;
- ритм, симметрию и асимметрию для передачи эмоциональной выразительности произведения;
- компьютерные технологии в собственной выразительности художественно-творческой деятельности (Power Paint, Photoshop и д.р.)
Уметь:
- анализировать и интерпретировать произведения искусства;
- с помощью форм предмета передавать его характер, смысл и настроение в композиции;
-трансформировать реальные формы в декоративные;
- придумать и изображать красивую и удобную в использовании форму предметов быта;
- придумывать и изображать красивую и удобную одежду, обувь и т.д., делать украшения;
-отличать высоко эстетические произведения современного графического дизайна от банальных, заурядных подделок;
Различать:
- тему, сюжет и содержание произведения изобразительного искусства;
- общее и специфичное в искусстве разных народов;
- творческий опыт, предопределяющий способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
Анализировать:
- высказывать суждения о своей творческой работе и работе одноклассников;
- связи произведения изобразительного искусства с культурными и историческими событиями;
- геометрическую форму предмета;
Передавать:
- в собственной художественной работе красоту мира, выражать своё отношение к её негативным проявлениям;
- на плоскости и в объёме лица, фигуры, передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
- освещение предметов в работе с натуры и по представлению;
- художественный замысел через форму, пластику соответственно выбранному материалу;
- объём предметов в живописи, графике, скульптуре, проектировании предметов быта и т.д.;
- в композиции движение (динамику) и покой (статику);
- основные вехи развития архитектуры и их специфику в зарисовке;
Видеть:
- разницу в изображениях человека, животных, природы, быта, исторических событий в искусстве разных эпох;
- в окружающих предметах работу художника;
Изображать:
- характерный тип человека разных эпох в соответствующей одежде;
Понимать:
-смысл храмовых искусств, различать виды храмовой живописи;
- роль искусства в организации предметно- пространственной среды жизнедеятельности человека;
- роль искусства в формировании эстетического облика города;
- эмоциональный и аксиологический смысл визуально-пространственной формы;
- объективную роль искусства;
- и использовать в работе зависимость эмоционального содержания плоскостных композиций от формата листа;
- три основных закона архитектуры;
- позитивную (информационную) и негативную (внушающую) роль визуальных синтетических искусств;
- сценографию, костюмы, грим после просмотра спектакля;
- раскадровку, реквизит, костюмы и грим после просмотра художественного фильма;
Называть:
- знакомые техники и произведения храмовой живописи;
Создавать:
- в рисунке, живописи, художественном конструировании образы храмов разных религий;
-в творческой работе художественный образ исторического или фантастического города;
-в эскизе или макете своё представление о красоте, создавать стилизованную композицию с домом и его окружением;
- композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
-при смешивании красок необходимые оттенки цветов;
- скульптурные композиции;
- декорации, костюмы для школьного спектакля (при наличии в школе технических возможностей – для школьного фильма);
- развернутый сюжет придуманной истории в раскадровке;
- фотоколлаж на заданную тему;
Уважать:
- историю культуры своего Отечества, выраженную в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
Осознавать:
- роль композиции в передаче эмоционального состояния и характера изображаемого, раскрытии содержания работы;
- возможности искусства в создании определённой атмосферы;
- красоту природы и осознавать возможности её эстетического оформления;
Овладеть:
- основами культуры практической творческой работы, работы различными художественными материалами и инструментами;
- основными выразительными свойствами рисунка и использовать их при работе различными материалами;
Применять:
- знания перспективы в художественно-творческой деятельности (работа с натуры и по представлению);
- на практике свойства изменения цвета;
- знания о композиции художественного произведения при анализе произведений пластических искусств и в творческой деятельности;
- различные техники по характеру мазки для передачи эмоционального состояния, содержания и фактуры изображаемого;
-различные виды освещения для передачи выразительности своей работы;
-разнообразные штрихи и линии для создания выразительного образа и передачи фактуры в графике;
- раскадровку для анимационного сюжета;
Выбирать:
-материалы и технику работы, соответствующую художественному замыслу;
Эстетически оформлять:
- интерьер, подбирать цветовую гамму помещения, отражая это в эскизе;
Проектировать:
- пространственно-предметную среду;
11.Интернет - ресурсы
11.1.Сайты официальных учреждений
1.Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/2.Российский общеобразовательный портал Министерства образования РФ http://school.edu.ru/3.Московский комитет образования http://www.educom.ru/
11.2.Образовательные сайты.
http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=24 — Интергуру (интернет-государство учителей)
http://www.openclass.ru/ — Открытый класс (сетевые образовательные сообщества)
http://zavuch.info/ — Завуч.Инфо
http://tehnologia.59442s003.edusite.ru/p1aa1.html — Коллекция электронных материалов по ИЗО и МХК
http://tehnologiya.ucoz.ru/dir/130 — Непрерывная подготовка учителей ИЗО
http://portfolio.1september.ru/subject.php?sb=16 — Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся (художественное творчество)
http://portfolio.1september.ru/subject.php?sb=17 — Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся.
http://festival.1september.ru/subjects/13/ — Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (ИЗО и МХК)
http://imc.rkc-74.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/21895/?onpage=20page=12 — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ИЗО и МХК)
http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.22/p/page.html — Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (раздел: ИЗО)
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4262&tmpl=com — Сеть творческих учителей
http://www.uchportal.ru/load/108 — Учительский портал (ИЗО и МХК)
http://pedsovet.su/load/212 — Педсовет (ИЗО)
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,listcats/cat_id,1139/Itemid,118/limit,20/limitstart,0 — Всероссийский интернет-педсовет (раздел: ИЗО и МХК)
http://www.rusedu.info/Search.html?cx=partner-pub-7460132158830888%3Aqu8zr4ez48b&cof=FORID%3A10&ie=windows-1251&q=%F2%E5%F5%ED%EE%EB%EE%E3%E8%FF&sa=%CF%EE%E8%F1%EA#1055 — Информационные технологии в образовании
http://www.rusedu.info/index.php?module=News&catid=&topic=9 — Использование ПК на уроках
http://www.rusedu.ru/subcat_35.html — Архив учебных программ и презентаций (раздел: ИЗО и МХК)
http://window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&p_frubr=3.53&p_frubr=1.4&p_rubr=2.1.12&p_page=1 — Технология. Каталог. Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://www.rnmc.ru/default.asp?trID=358 — Республиканский мультимедиа центр (Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП))
http://tehnologiya-ipk.ucoz.ru/load/0-48 — Образовательный сайт кафедры технологического образования Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования
http://trudovik.ucoz.ua/load/0-51 — Сайт учителей профобучения (материалы для уроков)
http://works.tarefer.ru/82/index.html — Курсовая, диплом, реферат по технологии ИЗО
http://metodisty.ru/m/groups/view/tehnologiya — Методисты.ру
http://www.edu54.ru — Новосибирская открытая образовательная сеть
http://edu.of.ru/profil/default.asp?ob_no=13017 — Сайт дистанционной поддержки профильного обучения
http://www.proforientator.ru — Профориентация: кем стать
11.3.Сайты научно-исследовательских институтов по проблемам художественного образования и высших учебных заведений по подготовке учителей изобразительного искусства
НИИ художественного образования РАО http://art-education.ioso.ru/
НИИ общего и среднего образования РАО http://www.art.ioso.ru/index.php/Московский педагогический государственный университет (художественно-графический факультет) http://www.mpgu.ru/18.shtmlЯрославский институт развития образования. Раздел искусство (МХК, изо) http://www.iro.yar.ru/Московский институт открытого образования http://www.mioo.ru/11.4.. Методические объединения и образовательные каталоги
1.Сетевое объединение методистов «СОМ» http://som.fio.ru/2.«Учитель.ru». Педагогическая мастерская, конкурсы, виртуальный педсовет и др http://teacher.fio.ru/3.Каталог ссылок на портале «Все образование» http://catalog.alledu.ru/
4.Конкурс «Учитель года России». Учительская копилка http://www.teacheryear.ru/11.5. Профессиональное общение
1.Еженедельный педсовет http://school-sector.relarn.ru/2.Ежегодный Августовский педсовет. Секция учителей общественных дисциплин, "Искусство" http://pedsovet.alledu.ru/12.Учебно-методическое обеспечение.
Рабочая программа ориентирована на использование:
•учебников:
Неменская, Л. А. Изобразительное искусство: Искусство в жизни человека: учебник для 5 класса / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. Москва Просвещение, 2008.
•дополнительных пособий для учителя:
Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства / А. М. Пономарев. - М. : Просвещение, 1998;
Рыкова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе / Л. Б. Рылова. - Ижевск, 1992;
Колокольчиков, В. В. Рисование в педагогическом училище / В. В. Колокольников. - М.: Просвещение, 1965;
Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. - М.: Агар, 1998;
Фомина, Н. Н. Изобразительное искусство и художественный труд. 5-8 классы / Н. Н. Фомина. М.: Просвещение, 1995;
Алехин, А.Д. Изобразительное искусство/.
Алехин, А. Д. Когда начинается художник / Алехин, А. Д. – М.:Просвещение, 1994
Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству/ Аранова, С. В- СПб., 2004
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. Программы общеобразовательных учреждений : с краткими методическими рекомендавциями: 1 -9 кл./ Б.М.Неменский, Л. А. Горяева, Л. А. Неменская ; под рук. Б.М. Неменского, М. Просвещение, 2008
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и учебник для уч-ся 5 - 8 кл.
•дополнительных пособий для учащихся:
-Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись / Ю. Г. Дорожкин. - М.: Мозайский, 1999. -Жегалова, С. И. Росписи Хохломы / С. И. Жегалова. -М.: Детская литература, 1991.
Вачъянц, А. М. «Звучащее безмолвие», или Основы искусствознания / А. М. Вачьянц. - М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр A3», 1997.
Вачьянц, А. М. Западноевропейское Средневековье / А. М. Вачьянц. - М.: Айрис-Пресс, 2007.
Условные сокращения
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
ФГОС ООО – федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
ПООП ООО – примерная основная образовательная программа основного общего образования
ООП ООО – основная образовательная программа основного общего образования
ООП – основная образовательная программа
УУД – универсальные учебные действия
ИКТ – информационно-коммуникационные технологии
УМК – учебно-методический комплекс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 5 КЛАСС