Урок по физике Давление твёрдых тел,жидкостей и газов(7 класс)
Урок-путешествие„Давление твердых тел, жидкостей, газов”(7 класс)
Учитель физики
ГБОУ ЛНР «РОШ № 5»
Горгулёва Е.В.
Категория высшая
г. Ровеньки
Тема : Давление твердых тел, жидкостей, газов
Цель: Систематизировать и обобщить знания учащихся после изучение темы
«Давление твердых тел, жидкостей, газов »,закрепить основные понятия, которые
изучались по теме.
Показать связь физики с другими учебными дисциплинами.
Развивать навыки проведения физического эксперимента, развивать интеллект и речь
учащихся, инициативу, активность, навыки самостоятельной работы с литературой.
Формировать научное мировоззрение, диалектическое мышление, высокие моральные
качества: взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения в процессе
групповой и коллективной работы, формировать интерес к физике на основе
связи с жизнью, техникой.
Тип урока: Систематизация и закрепление знаний
Оборудование: Мензурки с подкрашенной водой, динамометры, набор грузиков по
механике, портреты ученых-физиков Ньютона, Архимеда, Паскаля, карточки с названиями физических явлений, лотереи с физическими терминами, карта
«Страна Физика», барометр-анероид.
Слово учителя: Дорогие дети. Мы заканчиваем изучать тему „Давление твердых тел, жидкостей, газов”. Сегодня на уроке предлагаю совершить увлекательное путешествие в страну” Физика”. В начале нашего путешествия посмотрим спектакль ”Семья наук”
(начинается спектакль)
Действующие лица. Семья наук: Математика. Физика. Язык. История. География. Механика.
Математика. Добрый день. Я надеюсь все узнали меня. Я Математика . Говорят, что я царица всех наук, но это не так. Я не царица, я - мать. Я могу быть и ласковой, и строгой, но всегда справедливой. Все вы хорошо знаете нашу большую семью наук. Как и в любой семье ,мои дети все разные, но у нас есть общие черты - все мы очень важные, сложные и одновременно интересные, ни один человек не может обойтись без нас.
Пришло время познакомить вас еще с одной дочерью - Физикой.
Язык. Шесть лет жили и до 11 класса прожили бы без нее. Мне ли не наука, как током не ударит, так яблоко с башни на голову бросит.
Математика. Погоди, доченька, как не хочешь детей знакомить с физикой, так расскажи что-то о себе, на то ты и язык.
Язык. Я старшая. Я родилась вместе с человеком. Люди общались, приобретали жизненный опыт и передавали его своим потомкам - так возникла устное народное творчество, прошли века - и возникла... устное народное творчество, и еще много веков - и возникла...?! Устное народное творчество?! И что это я не росту? Ну пусть. Прошло 10000 лет! И возникло! (плачет) - устное народное творчество.
- Мама, чего это я какая-то недоразвитая?
Математика. А того, что ты пренебрегла физикой, человек без нее не сумела бы использовать перья, изготовить чернила, а позже - типография.
А все твои обиды на физику только от того, что ты ее не знаешь.
(Входит география)
География. Ты чего плачешь?
Язык. И вот, я думала, что физика мне не нужна и почти беды не наделала. А ты как, может ты без этой всезнайки обходишься?
География. Что ты? Без законов физики нельзя было бы объяснить климат, течения рек и морей, образование ветра. Я уже молчу о путешествиях: ни каких лодок, воздушных шаров, железной дороги; на волах далеко не уедешь.
Речь. Кто же меня поддержит? География, биология заодно с физикой - это науки о природе.
Может, рисование? Начнет говорить - кто мне краски сделает, как не физика с химией; и художники, не зная физики, не совершенствовали бы свои произведения. Труд? Нет, это же станки. Даже продукты питания и одежду создавать нужно, физику знать! Кругом влезла!
И чайник не так без нее кипит, и самолет не летит, лекарство в шприц не наберешь, урожай не соберешь; дом не построишь, трактор не спроектируешь. Пожалуй, мать права, без физики нельзя.
- История, расскажи нам, пожалуйста, о ней. Кто как не ты можешь все расставить на свои места, и привести все в порядок.
История. Физика зародилась очень давно, сначала она объединяла все знания человека о природе, еще греческие ученые за несколько сотен лет до н. э. пытались объяснить происхождение мира и выяснить причины всех изменений, которые происходят в природе. Слово «физика» (греческое фюзис - значит природа) впервые появилось в трудах древнегреческого философа Аристотеля. Правда, исследовались тогда лишь единичные природные явления или изменения, которые люди имели возможность наблюдать.
(К ученикам). Как вы думаете, какие явления наблюдали древние греки? (Дождь, молния; ветер, образования льда, снега; смена времен года; радуга и т. п.)- Современная физика изучает также простейшие явления - механические, тепловые, звуковые, электрические, световые - природы, физические свойства тел, которые нас окружают.- Назовите, какие из названных ранее явлений являются тепловыми, звуковыми, электрическими, световыми?
- Человек, изучая природу, установила, что изменения, которые происходят в природе, не случайны.
- Назовите изменения в природе и причины, которые их обусловили. (Во время охлаждения до определенной температуры, вода превращается в лед и наоборот; смена времен года, обусловленная вращением Земли вокруг Солнца; горы разрушаются под действием ветра, солнца, дождя и т.п.)
- Перечисленные явления являются естественными, ибо они обусловлены естественными причинами, но существуют изменения в природе, которые происходят в результате деятельности человека. Человек не только открывает законы природы, но и использует их для своих нужд. Изучая электрические явления, она использовала электрическую энергию. Изучая световые явления, человек научился исправлять недостатки зрения; изготовила приборы, без которых трудно представить современную жизнь, - киноаппарат, фотоаппарат, фильмоскоп и др.
Так мы и подошли к дому физики.
(Входит физика)
Физика. Добрый день, дорогие друзья. Я рада, что вы приехали в страну физики.
Слова учителя: Мы просмотрели спектакль. А теперь предлагаю ответить на
вопрос: ”Что объединяет все науки?”(Связь с физикой)
Работа с картой (разминка)
(На карте нарисованы объекты: Море давления, Океан притяжения, Остров плотности и
т. д.)
1. Какой буквой обозначается давление? (р)
2. Основная единица измерения давления? (Па)
3. Формула для вычисления давления твердых тел? (р =F/S)
4. Формула для вычисления давления жидкостей на дно сосуда? (р=ρgh)
5. Сформулируйте закон Паскаля.
6. Атмосферное давление. Единицы измерения. (мм.рт.ст.)
7. Как мм.рт.ст. перевести в Па? (1 мм.рт.ст.=133 Па)
8. Как изменяется атмосферное давление с высотой?
(уменьшается каждые 12м на 1 мм рт.ст.)
9. Архимедова сила (формула, единицы измерения)? (FA=Vρg)
10. Условия плавания тел.
Слова учителя: А теперь отправимся в путешествие.
1 остановка: Урок физического воспитания (соревнование между командами)
1. Для чего в боксе используют перчатки? (чтобы увеличить площадь и уменьшить давление)
2. Почему туристу не желательно передвигаться в обуви с тонкой подошвой по каменистой местности? (малая площадь камней - большое давление)
2 остановка: Урок русской литературы
Стихи-загадки
1) Как-то раз спросили розу
Отчего чаруя око,
Ты колючими шипами
Нас царапаешь жестоко?
(острые колючки - малая площадь - большое давление)
2) Бортпроводница очень мило
Перед отлетом попросила
Из ручек вылить все чернило
Зачем ей это надо было?
(атмосферное давление уменьшается с высотой)
3 остановка: Урок биологии (исследовательская работа)
В 1773 году священник Хейлс измерил атмосферное давление коня с помощью вертикальной трубки, соединенной с бедренной артерией. Трубка наполнилась кровью до высоты 2 метра. Какой результат получил священник?
(р=ρgh, р=1960 Па)
4 остановка: Урок географии(экспедиция)
Экспедиция из трех учеников получает задание измерить высоту школы с помощью барометра-анероида (проводят измерение давления в подвальном помещении и на верхнем этаже и рассчитывают высоту здания)
(h=(p2-p1)/12)
5 остановка: Урок трудового обучения ( беседа)
1) Зачем затачивают ножи, топоры, лопаты и другие инструменты?
2) Какие правила Техники безопасности мы должны помнить при работе с
инструментами?
6 остановка: Перерыв ( игра „Показуха”)
Класс делится на группы (по рядам). С каждого ряда приглашается 1 ученик, который для своего ряда показывает без слов (с помощью мимики и жестов) явление, написанное на карточке. Например: диффузия, движение, инерция.
7 остановка: Урок химии
Экспериментальная задача на расчет плотности вещества с помощью грузика, мензурки, динамометра (жидкость предварительно окрашивается).
8 остановка: Урок физики
1. Динамометр показывает, что вес мраморного шарика, который подвешен на тонкой нити 1,62 Н. Что будет показывать динамометр, если шарик наполовину погрузить в воду?(0.81 Н)
9 остановка: Перерыв ( физическая лотерея)
Физическая лотерея (на доске вывешивается задание в форме таблиц)
Прибор для измерения силы
Формула расчета давления твердых тел
Ученый, который измерил атмосферное давление
Единицы измерения силы
Прибор для измерения объема жидкости
Варианты ответов на отдельных карточках:
F=mg
р=F/S
Па
Динамометр
Мензурка
Паскаль
Н
2 ученика накрывают карточками ячейки таблицы.
Слова учителя: Итак, дорогие дети, мы дошли до последней остановки нашего путешествия по стране Физики.
Задание-обобщение
А теперь я предлагаю вам оценить урок, заполнив таблицу:
Какая остановка вам понравилась больше всего?
1 остановка: Урок физического воспитания
2 остановка: Урок русской литературы
3 остановка: Урок биологии
4 остановка: Урок географии
5 остановка: Урок трудового обучения
6 остановка: Урок химии
8 остановка: Урок физики
Условные обозначения:
*** очень понравилось
^^^ понравилось
----- не понравилось
После проведенного анализа учитель выставляет оценки и задает домашнее задание(Повторить тему ”Давление твердых тел , жидкостей, газов” )