Конспект урока по окружающему миру «Великая война и Великая Победа»


УМК «Школа России»
«Окружающий мир»
автор: А.А. Плешаков, 4 класс.
Тема урока: «Великая война и Великая Победа»
Цель:
1. Сформировать представления о Великой Отечественной войне и её героях.
Задачи:Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся, формирование хронологических и картографических умений учащихся, отрабатывать умения анализировать, делать выводы, сравнивать, работать с источником.
Прививать у школьников интерес к военному прошлому Отечества, воспитание чувства патриотизма, гордости за свой народ, его историю.
Повышение информационной культуры учащихся
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока
Проверка домашнего задания
Давайте вспомним, какой век мы изучали на прошлом уроке? На каком отрезке этого столетия мы остановились?
Тест. Взаимопроверка. Слайд 1 (пустой)
Актуализация темы урока
И вот когда в нашей стране только стала налаживаться новая жизнь. Мирный труд людей оборвала война. Сегодня мы узнаем о великом подвиге нашего народа, который одержал чрезвычайно трудную победу в самой страшной войне за всю историю человечества.
Слайд2 Великая Отечественная война. Почему она началась? За счёт чего наш народ смог выстоять и победить в этой войне?
Изучение нового материала.
1. Беседа
-Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Когда она началась?
-Сколько лет длилась война?
-Когда наш народ отмечает День Победы?
-Каких полководцев Великой Отечественной войны вы знаете?
-Назовите города-герои.
2. Слово учителя
Слайд 3
1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.
Слайд 4
22июня 1941года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолётов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну.
Слайд 5
Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке – от Баренцева моря на севере до Чёрного моря на юге. Враг рассчитывал на молниеносную войну. Через полгода от Советского союза должно было остаться воспоминание.
Слайд 6
Но планам фашистов не суждено было сбыться.
Задание 1 Прочитай отрывки из советских газет того времени.
…. На рассвете 22 июня старший лейтенант И.И.Иванов, израсходовав все боеприпасы, винтом своего самолёта срезал хвост у вражеского бомбардировщика, то есть совершил воздушный таран…
…24 июня, на третий день войны, капитан Г.Архипий направил свой пылающий самолёт на середину моста, уничтожив находившихся там фашистов и их боевую технику.
Выбери соответствующую этим фактам фразу немецких военачальников.
Гальдер, начальник генерального штаба немецких войск: Не будет преувеличением, если я скажу, что поход против России будет выигран в течение 14 дней.
Генерал Гюнтер Блюментритт: Наши войска очень скоро узнали, что значит сражаться против русских.
Слайд 7 «страницы Великой Победы»
Слайд 8
Учитель: Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Очень быстро крепость была окружена, однако пограничники решили не сдаваться врагу: «Умрём, но из крепости не уйдём». Немцы начали осаду: непокорность советских воинов тормозила молниеносное наступление гитлеровцев. Послушайте донесение немецкого офицера в штаб фашистской армии.
Слайд 9
Рассказ ученика
Донесение немецкого офицера в штаб фашистской армии
«Гер майор, имею честь доложить Вам, что захватить Брестские укрепления нам до сих пор не удаётся. Эти русские совсем обезумели: им много раз предлагали сдаться, но они и думать об этом не желают.
Для того чтобы выжить их из крепости, мы вывели из строя систему снабжения водой. Они умирают от жажды, но продолжают сопротивляться.
Всю мощь наших пушек и танков мы обрушили на крепость, а сумасшедшие русские так и не захотели сложить оружие.
Я прошу Вас отдать приказ о нанесении по крепости удара с воздуха.
Подпись:
майор Крюгер»
на донесении стояла резолюция:
« За неспособность взять Брестскую крепость майора Крюгера разжаловать и отправить на фронт солдатом.
Подпись:
Штурмбанфюрер фон Миллер»
Слайд 10
Учитель: Нелегко было и на других участках фронта. Слайд 11
Слайд 12 К осени 1941 года под Смоленском, у города Ельни советским войскам впервые удалось на 2 месяца остановить немцев, заставить их перейти в оборону. Древнейший город Смоленск, как и в былые времена, стал щитом на пути к столице.
Смоленск – город – герой.
Слайд 13
Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Они были уверены, что вот-вот войдут в неё и закончат войну. Но на помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, с Дальнего Востока.
В битве за Москву участвовало Слайд14
Слайд 15
Задание 2 Как ты думаешь, зачем был устроен парад на Красной площади в Москве, когда немецкие захватчики были всего в 15 километрах от города?
Парад был устроен для проверки боевой готовности советских войск
Информация о параде давала силы в борьбе с врагом.
Парад был устроен с целью испугать военного противника.
Учитель: Враг получил сокрушительный удар. До этого он никогда ещё не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолётов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г.К.Жуков.
Задание 3 Прочитай отрывки из воспоминаний советского и немецкого военачальников:
Генерал Гюнтер Блюментритт: «В ставке Гитлера поняли, что придётся, как это ни ужасно, воевать почти без зимней одежды. Смазка оружия загустевала так, что часто невозможно было открыть затвор. Нередко танки скользили по замёрзшему грунту и скатывались под откос. Русские находились в лучших условиях. Личный состав большинства русских частей был обеспечен зимними полушубками, валенками и меховыми шапками – ушанками».
Маршал Жуков: «Не дождь и снег остановили фашистские войска под Москвой. Более чем миллионная группировка отборных гитлеровских войск разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых был народ, столица, Родина.
…Я видел своими глазами, как в ту же самую распутицу и грязь тысячи и тысячи москвичей, главным образом женщины, не приспособленные к сапёрным работам, копали противотанковые рвы, траншеи, таскали мешки с песком».
Учитель: - В чём видел причину поражения своих войск под Москвой немецкий генерал?
- Каковы были причины победы советских войск под Москвой с точки зрения маршала Г.К. Жукова?
1942 год Слайд 16
1942год. Идёт девятый месяц войны. Ленинград в блокаде. Немцы в 150км от столицы. Где развернутся события1942года вы узнаете, когда прочитаете выдержки из протоколов совещаний немецкого командования:
Задание 4
Адольф Гитлер: «Если к лету не будет захвачена нефть Кавказа, я вынужден буду покончить с этой войной».
Фельдмаршал Кейтель: «Цель нашего наступления летом 1942 года – захватить главные нефтяные базы и отрезать подвоз нефти по Волге, захватить Сталинград».
Учитель: - К этому времени советские войска оставили уже много городов: Харьков, Керчь, Севастополь, Ростов на Дону. Скажите, можно ли было врагу оставить Сталинград, если через него по Волге в армию доставляли почти весь хлеб и горючее?
Слайд 17
Задание 5
Приказ № 227 от 28 июля
« Враг бросает на фронт всё новые силы, не считаясь с большими потерями, рвётся вглубь страны.
Немецкие оккупанты рвутся к Сталинграду, к Волге и хотят любой ценой захватить Северный Кавказ с нефтяными и хлебными богатствами…
Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину.
Из этого следует, что пора кончить отступление. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв.
- Какова основная мысль приказа? ( Ни шагу назад!)
Слайд 18
Учитель: Этот приказ выполнялся солдатами неукоснительно. Для того чтобы лучше почувствовать настроение бойцов Сталинградского фронта, давайте представим себя солдатами штурмовой группы под командованием сержанта Павлова.
Известно, что дом Павлова обороняли 19 человек. Однако фашисты считали, что в районе этого дома находится крупное воинское подразделение, потому что бойцы постоянно и незаметно для врага перебегали с места на место, меняя огневые позиции.
Задание 6
Учитель: Рассмотрите схему обороны «Дома Павлова». Догадайтесь и дорисуйте на схеме пути незаметного передвижения бойцов, если известно, что они сами себя называли «строителями метро».
Выполнение и объяснение уч-ся
Учитель: Хитрости советских солдат не было границ. Иногда они, не имея ни одного патрона, могли удерживать огневую позицию целые сутки. Так, например, действовали солдаты пулемётного взвода 92-й стрелковой роты, обороняя элеватор, где хранились запасы зерна. Они срывали атаки фашистов, создавая дымовую завесу и крича: «Вперёд! В атаку! За Родину!
Учитель: Послушайте высказывание одного из немецких солдат, раненного в Сталинграде: «В сущности, здесь нет настоящих позиций. Они (русские) дерутся за каждую развалину, за каждый камень. Нас повсюду подстерегает смерть. Здесь ничего нельзя добиться бешеной атакой напролом, скорее сложишь голову».
- Сделайте вывод из этого отрывка, дописав следующее предложение: « Советские солдаты не собирались…»
Задание 7
Известно, что под Сталинградом погиб каждый четвёртый немецкий солдат, воевавший против Советского Союза. Представьте эту информацию на модели, используя с этой целью квадрат.
В результате этой битвы были окружены и захвачены в плен свыше 330 тыс.гитлеровцев. Сталинградская битва переломила ход войны.
Сталинград (Волгоград) – город-герой.
Слайд 19
РЕЛАКСАЦИЯ. Ребята, а во время передышек между боями солдаты писали домой письма, отдыхали, слушали и пели песни. Давайте и мы сейчас отдохнём. Встаньте, потянитесь, расправьте плечи, присядьте и закройте глаза. Вы сейчас на мгновение окажетесь в солдатской землянке и даже узнаете мысли наших бойцов.
Слайд 20
1943год
Учитель: На календаре – январь 1943года.
- Министр пропаганды Германии Геббельс кричит по радио: «Опасность, нависшая над нами, колоссальна. Поэтому колоссальными должны быть и наши усилия, которыми ей противопоставляем!
Для увеличения производства военной техники в 2 раза Германии потребовались не только дополнительные рабочие руки, но и сырьё всей Европы.
Слайд 21
- Проанализируйте данные таблицы и сделайте предположение, какая из воюющих стран в 1943 году произведёт боевой техники в 1,5 раза.
Виды продукции ссср Германия
Чугун 5 млн.тонн28 млн.тоннСталь 8 млн.тонн34 млн.тоннНефть 5 млн.тонн24 млн.тонн
уголь 93 млн.тонн551 млн.тонн Мнения детей.
Учитель: Вы ошиблись, несмотря на меньшие объёмы сырья и материалов, Советский Союз смог произвести танков в 1,5 раза больше, чем Германия. И в Курской битве советские войска выставили танков в 10 раз больше, чем в битве под Москвой. Только героизм тружеников тыла помог нашей стране достичь военного превосходства над противником.
Учитель: Итак, 1 июля 1943 года Гитлер решил, что необходимо начинать мощное наступление в районе Курского выступа. В ночь на 5 июля в плен были захвачены немецкие сапёры, разминировавшие наши минные поля.
- Давайте примем участие в допросе одного из них, разыграв мини-сценку:
Советский офицер: С какой целью вы производите разминирование?
Сапёр: готовим проходы для наших войск.
Советский офицер: Вы готовите наступление?
Сапёр: Да. Мы получили «сухой» паёк на 5 дней и боеприпасы.
Советский офицер: Когда планируется наступление?
Сапёр: Наступление назначено на 3 часа утра 5 июля. Наши войска уже вышли из укреплений и заняли исходные позиции.
Учитель: Верить или не верить показаниям пленных? Ведь до срока осталось чуть больше часа. Если поверить, то срочно надо начинать артиллерийскую подготовку, на которую выделялось до половины боевого комплекта снарядов и мин, то есть несколько вагонов боеприпасов.
А вдруг это ложная информация, и мы потратим половину всех боеприпасов впустую и раскроем местоположение артиллерии, тщательно скрываемой до сих пор.
-Как бы вы поступили?
Слайд 22
А Константин Константинович Рокоссовский – маршал Советского союза – дал распоряжение немедленно открыть огонь. Когда смолк грохот орудий, наступила полная тишина. Немецкие войска были застигнуты врасплох. Врагу потребовалось около двух часов, чтобы привести свои войска в порядок.
Задание 8
- Определим причины успеха наших войск в Курской битве. Одну из причин вы установите, прочитав отрывки из документов:
Отчёт о наступательных боях генерала Г. Шмидта: « Мы слишком мало знали до начала наступления об укреплениях русских в этом районе, мы не предполагали и четвёртой части того, с чем нам пришлось встретиться…».
Из воспоминаний генерала Ф. Меллентина: « …Следует ещё раз подчеркнуть искуснейшую маскировку русских. Ни одного минного поля, ни одного противотанкового рва не удалось обнаружить до тех пор, пока не подрывался на мине первый танк или не открывало огонь первое русское противотанковое орудие».
Первая причина победы советских войск в Курской битве.(Сильные укрепления и искусная маскировка войск).
- Следующую причину победы советских войск в Курской битве вы узнаете, прочитав отрывок из воспоминаний Г.К.Жукова: «Партизаны снабжали советское командование разведывательными данными, которые помогли правильно оценить обстановку и замыслы вражеского командования на лето 1943 года».
- Кроме снабжения разведданными, партизаны не позволяли фашистам вовремя подвозить боеприпасы, ведя рельсовую войну.
- Как вы понимаете «рельсовая война»?
50 дней продолжалась величайшая битва наших войск с немецко-фашистскими захватчиками. Курскую битву называют Битвой военной техники.
Учитель: Сделайте предположение, в связи с чем, 5 августа 1943 года, в столице нашей Родины начали стрелять пушки? (Мнения детей).
- Это был первый салют Великой Отечественной войны. Москва салютовала войскам, освободившим города Орёл и Белгород. А до Берлина было ещё 1958км и почти 2 года войны.
Слайд 23 и 24
1944год
27 января 1944года была снята блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 дней.
В первые три месяца блокады от голода умерло более 11 тысяч человек. Голодная смерть косила людей, несмотря на увеличение продовольственных норм.
Слайд 25 20 ноября 1941 года суточная норма хлеба на человека составляла рабочие 250 грамм, служащие и дети по 125 граммов.
Слайд 26 Самое большое преступление фашистов перед Ленинградом. Когда дети попадали на большую землю, их узнавали сразу – ленинградские дети. Узнавали по старческим личикам, походке, но, прежде всего, по глазам, видевшим все. И их не узнавали. Знакомые или родные, если встречали своих, часто не могли узнать.
Жители с достоинством старались пережить страшные испытания. Дневник Тани Савичевой известен всему миру. Я хочу познакомить вас с дневником Володи Николаева, учеником 6-го класса
10-12-41 среда
Радостную весть принесло сегодня радио. Войска под командованием генерала армии тов. Мерецкова разгромили немецкие войска генерала Шмидта и 9 декабря освободили г. Тихвин. Поднялось настроение.
11-12-41 четверг
Еще одну радостную весть узнали сегодня. Наши войска во главе с генерал-лейтенантом Костенко разгромили немецко-фашистские войска и заняли город Елец.
13-12-41 суббота
Радость за радостью! Радио сообщило о разгроме немецко-фашистских войск под Москвой.
27-12-41 суббота
Сегодня мама давала кровь – 220 куб.см. Дали единовременный паек: 130гр. конфет, 73 гр. масла, 65гр. селедки, 100гр. муки и 200гр. хлеба. Заплатили еще деньгами 55 рублей. Что только милая мама не придумает, только чтобы прожить эти тяжелые для нас времена! Я очень ей благодарен за все ее материнские заботы, которые она для меня проявляет всю мою болезненную жизнь!
31-12-41 среда
Наступил последний день 1941 года – года Великой Отечественной войны. В 1941 году наша страна терпела поражения, т.к. подлый враг был сильнее нас в несколько раз, но, развернув свои резервы, во всю наша Армия уже с конца ноября перешла в контрнаступление и на некоторых фронтах успешно бьет врага. С новым победным годом!
Слайд 27 и 2815249 юным ленинградцам вручена медаль «За оборону Ленинграда».
Слайд 29
26 марта 1944г- выход частей нашей армии к государственной границе СССР.
Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам Румынии, Болгарии, Венгрии, Польши.
Слайд 30 и 31
1945год
В начале 1945г советские войска с востока вступили на территорию Германии.
В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооружённых сил Германии. 9 мая мы отмечаем праздник Победы.
Слайд 32 Полководцы
В Великую Отечественную войну со всей силой проявился талант вышедших из народа полководцев: Г.К. Жукова, КК Рокоссовского, А.М. Василевского, И.С. Конева, Н.Ф. Ватутина и других.
Герои Советского Союза
Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Герой Советского Союза.
Слайд 33 Парад на Красной площади
24 июня 1945 года на Красной площади в Москве был проведен Парад Победы.
Торжественным маршем прошли по площади солдаты-победители, к подножию Мавзолея были брошены знамена разгромленных фашистских войск.
Слайд 34
Командовал парадом маршал К.К. Рокоссовский, а принимал парад знаменитый маршал Г.К. Жуков.
Слайд 35
Заключение
Мы не испытали ужасов войны, но мы знаем о ее тяжелых годах, мы не слышали, но представляем свист пуль и снарядов, разрывы бомб, плач детей. И мы не хотим развалин Сталинграда и Бреста, голода Ленинграда, пожаров Севастополя и Киева, аэростатов над Москвой и сгоревших акаций Одессы.
А знаете ли вы, что фашистское руководство требовало беспощадного уничтожения не только воинов Красной армии, но и всего гражданского населения Советского Союза. Немецким солдатам и офицерам, были вручены памятки, в которых говорилось: «… убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, - убивай, этим ты спасёшь от гибели себя, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века».
И мы обязаны помнить о тех тяжёлых годах, о том, что сделали для нас люди, которые не щадя себя сражались за Родину.
Мы должны помнить…
Клип «Память»
Закрепление
Слайд 36 « Проверь себя»
Слайд 37 Даты.
Сентябрь 1941.
Декабрь 1941 – начало 1942.
Лето 1942 – февраль 1943.
Лето 1943.
1944.
1945 год 9 мая.
Слайд 38 « Города – герои»
Д/з