Конспект урока по окружающему миру на тему  Великая война и великая победа (2 класс) 
Урок окружающего мира
Тема: Великая война и великая победа.
Цели: 1. Сформировать представление о Великой Отечественной войне и о её 
               героях.
          2. Сформировать представление об основных сражениях Великой 
               Отечественной войны и историческом значении коренного перелома
              В ходе войны.
          3. Раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа
              В сражениях Великой Отечественной войны.
          4. Воспитывать чувство уважения к старшему поколению, к Родине.
          5. Воспитывать чувство патриотизма.
          6. Развивать память, мышление, расширять кругозор.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс А.Плешакова, аудиозапись «Священная война», презентация «Великая война. Великая победа», 
Ход урока
1. Организация класса.
  - Встали ровно. Садитесь. Начнем урок.
2. Проверка домашнего задания.
- Сегодня на уроке мы продолжим узнавать историю нашей родины. Начнем с проверки домашнего задания. Назовите тему предыдущего урока. 
( Страницы истории 20-30 годов)
- На ваших партах лежат листочки. Вам надо ответить на вопросы.
Страницы истории 20-30 годов.
1.Как стала называться наша страна в 1922 году? 
(Напиши полное и сокращенное название)    
2. Выпиши новые слова, которые появились в 20-30е годы ХХ века.
  Советская власть. Император. Коммуналки. Колхозы. Князь. Дань.
3.Соедини линиями.
- фабрикант
- метростроевец                                                         - колхозники
- учащийся курсов по борьбе 
с неграмотностью                                                     - царь
- помещик
   Российская империя
   Советский Союз
- Закончили работу. Отложили листочки.
3. Изучение нового материала.
- Переходим к теме сегодняшнего урока. Прежде чем ее назвать послушайте запись и подумайте, чему будет посвящен сегодняшний урок.
   Звучит запись песни «Священная война». После прослушиванья- ответы детей.
- Тема нашего урока «Великая война. Великая победа» (СЛАЙД 1)
- Вы много слышали о Великой Отечественной войне, читали, смотрели фильмы, встречались с ветеранами. Как вы думаете, почему эту войну называют великой войной?
 (Самая кровопролитная и разрушительная война, в ней погибли миллионы человек. Эта война была за свободу и независимость, освободительная война советского народа против фашистской Германии)
-Почему отечественная война?
  (Весь советский народ участвовал в этой войне: на линии фронта, в тылу на заводах работали женщины и подростки, даже дети)
- Почему победу в этой войне называют великой?
  ( не смотря на все трудности советский народ выстоял в этой страшной войне и победил)
- Когда началась Великая Отечественная война?
- Когда закончилась? (СЛАЙД1- щелчок)
- Сколько лет длилась?
- 4 долгих, страшных года. Но что предшествовало этой войне?
- В 1939 году началась Вторая Мировая война. Главными ее виновниками были руководители Фашистской Германии, которые мечтали о мировом господстве. 
   1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. Вслед за Польшей Германии покорились Австрия, Чехословакия, Франция, Норвегия. 12 европейских стран были захвачены фашистами.
   Рассказ учащегося.
- 22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке- от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. В 12 часов дня из всех громкоговорителей и по радио, по всему Советскому Союзу люди услышали официальное сообщение об объявлении войны. ( СЛАЙД  2, ЗАПИСЬ)
- Враг рассчитывал на молниеносную войну. Посмотрите на карту. (СЛАЙД 3)
- На какие города направляла Германия самые главные удары .
- Это были самые крупные города Советского Союза.
-Через полгода от Советского Союза должны были остаться только воспоминания. Но планам фашистов не суждено было сбыться.
  С первого дня войны на борьбу с врагом  поднялся весь народ. Во всех уголках нашей большой страны появились плакаты «Родина- мать зовет». Что он символизировал? ( СЛАЙД 4)
-  Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался с врагом на захваченной территории- партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу, снабжая фронт всем необходимым.  «Все для фронта! Все для победы!»- этот призыв звучал в те годы. Судьба страны решалась не только на полях сражений. Люди трудились без устали, чтобы фронт получал новейшее оружие: автоматы, самолеты, танки.
- А что вы знаете о Великой Отечественной войне?
   Рассказы детей.
-У каждой войны есть свои герои. В истории ВОв остались имена тысячи героев, многие из которых отдали свою жизнь за наше Отечество. Семь российских городов получили высокое звание город-герой. Как вы думаете, за что городу давали такое высокое звание- герой?
(Высшая степень отличия  звание «город-герой» присваивается городам Советского Союза, трудящиеся которых проявили массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 19411945 гг)
- Сегодня мы пролистаем героическую летопись Великой Отечественной войны. (СЛАЙД 5)
4. Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр.142. прочитаем. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА.
(СЛАЙД 6: блокада Ленинграда)
   Рассказ учащегося
- Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Были разорваны все железнодорожные и автомобильные дороги, была прервана сухопутная  связь со всей страной. Сообщение с Ленинградом поддерживалась только по воздуху и Ладожскому озеру. Город оказался во вражеском кольце. Запасы продовольствия были малы и тем, кто не успел покинуть город, предстояло пережить самое страшное  - голод. (СЛАЙД 7)
- Уже 17 июля были введены продовольственные карточки, чтобы навести порядок в снабжении города продуктами.
15 сентября- норма выдачи продуктов снизилась.
Октябрь- жители города почувствовали явную нехватку продовольствия.
Ноябрь- начался голод. (СЛАЙД 8)
- были введены нормы на выдачу хлеба: рабочим-250г, служащим и детям-125г.(показать) 50% хлеба- несъедобные примеси.
-Что же помогло городу выстоять?
 (Страна не бросила город и как могла помогала: когда Ладожское озеро покрылось льдом –сотни грузовиков груженые продовольствием под постоянным обстрелом врага двинулись в осажденный город. Эта дорога получила название- дорога жизни. Также вывозили из города людей на большую землю, весной жители города разбивали огороды и сажали овощи. Огромное мужество, стойкость помогло городу выжить) (СЛАЙД 9)
- Приказом Верховного главнокомандующего 1 мая 1945 года за героизм и мужеств, проявленные жителями города во время блокады Ленинграду присвоили звание город-герой.
- Самое знаменитое сооружение – монумент героическим защитникам Ленинграда, расположенный на площади Победы. Вам знаком этот памятник героической обороны Ленинграда. (СЛАЙД 10)
- Продолжаем работать по учебнику.  БИТВА ЗА МОСКВУ
- Итак, город-герой Москва- столица. Почему вражеским войскам бал необходим захват Москвы?
( СЛАЙД 11: МОСКВА)
- Битва за самый крупный и главный город нашей страны состояла из двух этапов: оборонительная и наступательная. Кто принял участие в обороне столицы?
- Обратите внимание на продолжительность обороны Москвы.
- На Красной площади на могиле Неизвестного солдата горит вечный огонь, символизирующий вечную память погибшим в Великой отечественной войне. (СЛАЙД 12)
                                СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА
- Какие еще героические сражения вы знаете? (Слайд 13: Сталинград)
- Прочитаем об этом в учебнике.
- Когда начались бои под Сталинградом?
- Когда закончились?
- 200 дней длилась Сталинградская битва. От города остались одни руины. Сейчас это город Волгоград. В нем находится историко-мемориальный музей «Сталинградская битва». (СЛАЙД 14)
- Летом 1943 года началось ключевое сражение в ВО войне. Кто знает, какое?
   ( сражение на Курской дуге) СЛАЙД 15
- Прочитаем об этом в учебнике. КУРСКАЯ ДУГА
- Какое значение в ходе войны имело сражение на Курской дуге? 
   ( Победа под Курском стала началом массового изгнания фашистов, началом крупного наступления Советской Армии.)
- Послушайте, что нам расскажут об этом сражении.
      Рассказ  учащегося.
   Стремясь изменить ход войны в свою пользу, гитлеровцы начали новое наступление в районе города Курска. Здесь они хотели окружить и уничтожить наши войска. Но советское командование раскрыло планы врага и подготовилось к боям. Фашисты двинули в бой новые тяжелые танки. 12 июля под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин. Сражение под Курском закончилось победой Красной армии.
- В память об этом великом событии на поле сражения был установлен памятник «Звонница» (СЛАЙД 16)
     Рассказ учащегося.
- Однако враг по- прежнему был силен и без боя не оставлял ни одной позиции. Но яростное сопротивление не могло спасти его от разгрома. Советские войска, ведя кровопролитные бои, в 1944 году полностью освободили от врага Украину, Молдавию, Прибалтику. 
   -Давайте прочитаем о продолжении освободительной войны советского народа от фашистских захватчиков.
    РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.(чтение)
- В каком году наши войска вышли к границам Германии?
- Когда начался штурм Берлина?
 - Кто руководил войсками во время штурма Берлина?    (СЛАЙД 17)
- Что сделали советские воины, чтобы сообщить всем о своей победе? (СЛАЙД 18)
-Назовите еще раз дату Великой Победы.
- Посмотрите как советские солдаты встретили Победу. (СЛАЙД 19)
- Какой была цена победы?
-   24  июня 1945 года на Красной площади в Москве состоялся парад Победы, где к ногам народа- освободителя пали фашистские знамена. (СЛАЙД 20)
(СЛАЙД 21)
- Каждую семью коснулась та война. Кто-то сражался на поле боя, кто- то работал в тылу на заводах, в госпиталях, кто-то был в концлагерях, кто- то в ссылке. Она никого не обошла стороной. 
      ИТОГ УРОКА.
- Какая была та война?
- Скажите, а надо ли помнить о ней, если столько горя и разрушений она оставила после себя?
- Почему?
- Я надеюсь, что вы будите всегда помнить об этом и с уважением и благодарность относиться к людям старшего поколения. Это история не только нашего государства, но и каждого из нас, наших семей.
- На этом наш урок закончен. Всем спасибо. 
Используемые материалы
- Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. Учебник для 4 класса начальной школы. 2 часть. Просвещение, 2008год.
- Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс: К учебно-методическому комплекту Плешакова А.А. Вако, 2004год.