Конспект урока по окружающему миру на тему Великая война. Великая Победа.
Урок окружающего мира в 4 классе. Тема урока: Великая война и Великая Победа.
Цели:
Сформировать представления о Великой Отечественной войне и её героях
Создать образ Великой Отечественной войны как тяжелейшего испытания, выпавшего на долю всех жителей нашей страны.
Воспитывать любовь к родной стране, чувства патриотизма.
Формируемые УУД: предметные – понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за открытия, победы; познавательные – воспроизводить по памяти информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу; коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные – формировать положительное отношение к себе и к окружающему миру.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс А.Плешакова, рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс А.Плешакова видео- хроника «От героев былых времен», презентация «Великая война. Великая победа».
Технологии: ИКТ, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, групповая технология.
Этап урока
№
слайда
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
I. Организационный момент.
1
Начинаем ровно в срок Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Пусть сегодня для нас всех На урок придёт успех! Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
Урок хотела бы начать с пословицы: «Мудрым никто не родился, а научился». С малой удачи начинается большой успех. Впереди у нас много нового и интересного.
Слушают учителя, эмоционально настраиваются на урок.
ЛУУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
2-7
Вот уже несколько недель мы путешествуем с вами по интересному разделу учебника и немало интересного узнали о прошлом своей страны. Как он называется? Назовите тему предыдущего урока. Проведем по этой теме блиц-опрос.
Отвечают на вопросы.
КУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
III. Постановка проблемы.
8
9
А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик. Как вы думаете, какому историческому событию он освящён?
- Определите тему урока
- Верно, тема урока «Великая война. Великая Победа».
- Что же мы уже знаем о В.О.войне?(70-летие со дня окончания ВОВ)
- Как вы думаете, почему эту войну называют Великой? А почему победу в этой войне называют Великой?
- Достаточно ли вы имеете сведений о ВОВ?
- Какую цель поставим перед собой на уроке?
- Сформулируем девиз нашего урока. («Знаю, но не всё, хочу узнать – узнаю!
Что мы хотим сегодня узнать о Вов? Спланируем нашу работу.
.
Просмотр видеоролика - Видео- хроника «От героев былых времен»
Определяют тему урока (война).
Отвечают на вопросы.
Ставят цель: познакомиться с историей ВОВ, выяснить, почему войну 1941-1945 г. называют Великой, а также узнать, почему Победу в этой войне называют Великой
РУУД: формулирование проблемы
IV. Введение нового материала
10-18
19-31
32-53
- Дети, вы провели поисковую работу и сегодня поделитесь собранной информацией с одноклассниками
Отчет 1 пары.
- Расскажите о начале В.О.войны.
- Что означает слово «блокада»? Посмотрите в толковом словаре.
Отчет 2 пары.
- Теперь заслушаем отчет 2 пары «Решающие сражения В.О. войны».
- Назовите важнейшие битвы.
- Расскажите о Московской битве.
- Расскажите о Сталинградской битве.
- Расскажите о Курской битве.
- Расскажите о взятии Берлина.
Отчет 3 пары.
- Что означает слово «герой»? Посмотрите в толковом словаре.
- Перечислите города - герои.
- За что город можно назвать героем?
- Расскажите о городах – героях.
- Какие из этих городов сейчас относятся к России?
- 18 марта 2014 г. после проведения референдума на Украине города Севастополь и Керчь вошли в состав России.
Рассказ учеников, показ на карте.
Рассказ учеников, показ на карте.
Работают с толковым словарём
Называют битвы.
Рассказ ученика, показ по карте.
Рассказ ученика, показ по карте.
Рассказ ученика, показ по карте.
Рассказ ученика.
Перечисляют города – герои.
Ответы детей.
Рассказывают о городах – героях.
Ответы детей.
КУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Физкультминутка
IV. Введение нового материала
55-60
Отчет 4 пары.
- Каких полководцев Великой Отечественной войны вы знаете?
- О каком знаменитом военачальнике вы подготовили сообщение?
Дети читают сообщение о Г. К. Жукове.
V. Включение новых знаний в урок.
61
Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Можем ли мы теперь ответить на вопрос: почему войну 1941-45 г. называют великой?
- Выполните задание 1 в рабочей тетради.
- Прочитайте свои записи.
- А сейчас поработайте в группах; выполните задание 2 в рабочей тетради.
- Проверьте по эталону.
Выполняют задание.
Читают записи.
Выполняют задание.
Проверяют по эталону.
ПУУД: устанавливать причинно-следственные связи; строить речевое высказывание в устной форме
КУУД: формулировать собственное мнение и позицию
VI. Закрепление знаний.
62-63
Тест «Проверь себя»
Работают с тестом, проверяют на экране.
РУУГ: применение знаний на практике, самопроверка
VII. Подведение итогов урока
64
- Что нового о героических событиях в истории родной страны узнали сегодня на уроке?
- К какому периоду они относятся?
- Сколько лет продолжалась ВОВ?
- Когда мы празднуем День Победы?
- Дополнили вы свои знания по данной теме?
Отвечают на вопросы.
ЛУУД: основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание своей этнической принадлежности
VIII. Рефлексия
65
- Назовите тему урока. Какой вопрос вам хочется задать?
- Назовите антоним к слову «война». Символом мира является голубь. Возьмите каждый своего голубя и прикрепите к ветке, которая отражает ваше настроение на уроке: жёлтая – вам всё понятно на уроке и настроение у вас хорошее; зелёная – вам не всё понятно, возникли трудности; красная – вам ничего не понятно, нужна помощь.
Сегодня на уроке:
Я узнал
Я научился
Мне понравилось
Я бы хотел
Новые знания мне пригодятся
Отвечают на вопросы.
Выражают своё отношение к пройденной теме.
РУУД: формирование
положительной мотивации учения
IX. Домашнее задание
66
Учебник с. 76-78
Узнать, какой след оставила Великая Отечественная война в жизни твоей семьи.
По воспоминаниям близких людей составить рассказ «Первый день войны».
Оценки за урок
Записывают д/з
РУУД: адекватно воспринимать оценку учителя
X. Заключение
67-68
Видеоролик «Поклонимся великим тем годам»
- Какой вывод сделаем из урока?
Просмотр видеоролика
Нельзя забывать свою историю, чтобы все не повторилось снова.
Спасибо за урок!
ПРИЛОЖЕНИЕ
Выступление 1 пары «Начало войны»
1 сентября 1939 года Фашистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая Мировая война. Вслед за Польшей фашистам покорились Австрия, Чехословакия, Франция и Норвегия. Двенадцать европейских стран были захвачены фашистами.
22 июня 1941 года 190 сухопутных дивизий, 5000 самолетов и 200 военных кораблей Германии обрушили свой удар на нашу страну. Нападение было внезапным, граница была нарушена на огромном участке - от Баренцева моря на севере до Черного моря на юге. В 12 часов дня из всех громкоговорителей и по радио, по всему Советскому Союзу люди услышали официальное сообщение об объявлении войны. (сообщение Левитана).
Враг рассчитывал на молниеносную войну. (слайд)
Фашисты нацелили главные удары по 3-ём направлениям.
Дети рассматривают карту.
На север – Ленинград.
Центр, главный удар – Москва.
На юг к Чёрному морю.
Через полгода от Советского Союза должны были остаться только воспоминания. Но планам фашистов не суждено было сбыться.
С первого дня войны на борьбу с врагом поднялся весь народ. Во всех уголках нашей большой страны появились плакаты «Родина- мать зовет», которые призывал всех подняться на защиту своей Родины.
Гарнизон Брестской крепости первым принял на себя удар гитлеровских войск в июне 1941 года, оказав ожесточенное сопротивление.
Около месяца держали оборону бойцы Брестской крепости. Фашисты окружили их, бомбили, обстреливали, штурмовали со всех сторон. Защитникам не хватало патронов, нечего было есть, так как склады с продовольствием были уничтожены. Водопровод не работал, люди пытались взять воду из реки. Но немцы и днем и ночью стреляли. Над воротами крепости было кровью написано: «Все умрём, но из крепости не уйдём!». Защитники Брестской крепости держались целый месяц уже после того, как линия фронта передвинулась далеко на восток.
Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Были разорваны все железнодорожные и автомобильные дороги, была прервана сухопутная связь со всей страной. Сообщение с Ленинградом поддерживалась только по воздуху и Ладожскому озеру. Город оказался во вражеском кольце. Запасы продовольствия были малы и тем, кто не успел покинуть город, предстояло пережить самое страшное - голод.
Выступление 2 пары
Битва под Москвой
(30 сентября 1941 - 20 апреля 1942 года)
Осенью 1941 года фашистские войска подошли к столице нашей Родины Москве. Немцы были уверены, что вот – вот войдут в нее и закончат войну. На защиту столицы встали все ее жители. В холод, в голод, нередко под огнем противника были прорыты сотни километров противотанковых рвов.
30 сентября 1941 года началось сражение. Немцы были настолько уверены в своей победе, что Гитлер приказал напечатать пригласительные билеты на парад фашистских войск, который должен был пройти в Москве. Гитлер планировал провести парад на Красной площади, а затем уничтожить столицу, оставив на её месте огромное озеро.
Парад на Красной площади в 1941 году действительно состоялся, но это был парад Красной армии, бойцы которой прямо с парада отправлялись на линию фронта.
В результате успешного контрнаступления советских войск зимой 1941-1942 годов было разгромлено 38 дивизий противника, освобождены десятки городов и сёл. Враг был отброшен почти на 300 км от Москвы. Поражение под Москвой стало первым крупным поражением Германии в войне. Планы Гитлера по молниеносному захвату СССР были сорваны.
Советский народ доказал всему миру, что поработить нашу Родину не удастся никому. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г.К.Жуков.
Сталинградская битва
(17 июля 1942 – 2 февраля 1943)
Чтобы победить нашу страну, фашистам нужно было лишить русскую армию горючего для танков и самолётов и продуктов для армии. Самые большие запасы нефти расположены на Кавказе, а продуктами богата Кубань. Фашисты стремились выйти у Волги и захватить Кавказ и Кубань. Им очень хотелось закончить войну быстрой победой. Гитлеровцы прорвались к Волге и начали штурм города Сталинграда. Сейчас он называется Волгоградом. Немецкие войска бомбили город с самолётов, расстреливали танками и пушками. Они почти полностью разрушили город, но никак не могли его захватить.
Все понимали, что в Сталинграде решалась судьба России. Если бы фашисты выиграли эту битву, то могли бы победить в войне. Поэтому солдаты ожесточённо бились за каждый метр, за каждый дом, за каждый этаж.
В середине лета 1942 года началась масштабная битва на Волге, которая вошла в историю как Сталинградская, и продолжалась она более полугода.
Сначала артиллерия обстреляла вражеские позиции. Потом ударили миномёты и знаменитые «катюши». Пошли вперёд танки. В этой битве наши солдаты творили чудеса героизма. Фашистские войска понесли большие потери. Все гитлеровцы, что остались в живых после той грандиозной битвы, сдались в плен. Немцы потеряли не только огромное количество боевой техники, но и веру в непобедимость своей армии.
Курская битва
(5 июля-23 августа 1943 г)
Фашисты хотели взять реванш за поражение под Сталинградом и в июле 1943 года перешли в новое наступление. Немецкая армия получила на вооружение новые танки – «тигр» и «пантера», а также самоходные орудия «Фердинанд». Главное внимание вермахта было приковано к районам Курска и Белгорода.
5 июля 1943 года немцы обрушили всю мощь своих орудий на советские укрепления. Красная армия приняла на себя страшный удар.
12 июля в районе деревни Прохоровка началось крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало более 120танков.
Битва за Курск была одной из самых тяжёлых, но к 23 августа 1943 года враг был остановлен повсюду. Гитлеру так и не удалось отбросить наши войска. Выстояв, наши войска перешли в наступление и прогнали врага, освобождая всё новые и новые города и сёла.
В результате крупных побед, одержанных Красной армией в 1943 году, характер войны изменился в корне: теперь уже наступала наша армия, а фашисты отступали всё дальше и дальше.
В результате умело организованной обороны наших войск танковое наступление фашистов было сорвано. Курская битва завершила коренной перелом в Великой Отечественной войне. После Курской битвы началось массовое изгнание оккупантов. Осенью 1944 года территория Советского Союза была полностью освобождена от захватчиков
Взятие Берлина
(16 апреля – 8 мая 1945)
Европа была освобождена. Войска СССР уже находились на немецкой территории. Фашисты создали глубокую и прочную оборону на подступах к столице Германии, Берлину. Здесь находилось около 1 миллиона воинов. Гитлер приказал оборонять Берлин до последнего солдата.
16 апреля 1945 года в 5 часов утра началось советское наступление на Берлин. Несмотря на ожесточённое сопротивление немцев, Берлин был окружён. И вот советское знамя, Знамя Победы, начинает развеваться на крыше одного из главных зданий Берлина - Рейхстага.
А вечером 30 апреля Гитлер покончил жизнь самоубийством. Он понимал, что ему предстоит ответить перед всем миром за то, что он начал войну, принёс много боли и страданий всему человечеству.
2 мая Берлин сдался, но война всё ещё продолжалась. И вот, наконец, в ночь на 9 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции (проигрыше) фашисткой Германии. 9 мая навсегда вошёл в историю как День Победы.
Выступление 3 пары
У каждой войны есть свои герои. В истории остались имена тысяч героев, многие из которых не пожалели своих жизней ради нашего Отечества. 12 городов СССР получили звание город-герой и Брестская крепость.
Город-герой Москва
Разгром немцев под Москвой имел огромное значение. На полях Подмосковья был развеян миф о непобедимости германской армии. За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм и мужество и в ознаменование 20-летия Победы, 8 мая 1965 г. городу Москве присвоено почетное звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Город-герой Ленинград
1 мая 1945 г. в приказе Верховного Главнокомандующего г. Ленинград назван первым Городом-Героем.Гитлеровцам не удалось захватить Ленинград ни с ходу, ни штурмом, ни осадой и измором. Долгих 29 месяцев они вели ожесточённую, кровопролитную битву с городом, который по своему вкладу в общую борьбу сравнялся с фронтом. Ленинградцы пережили ужасы голода и холода, бомбёжки и обстрелы, понесли ни с чем несравнимые потери, но не сдались.
Город-герой Сталинград
Сталинград был одним из первых назван городом-героем. Это почетное звание было впервые озвучено в приказе главнокомандующего от 1 мая 1945 года. В городе-герое Волгограде находится множество памятников, посвященных героям Великой Отечественной войны.
Город-герой Тула
Фашисты бросили на взятие Тулы свои отборные войска. Вражеским силам мужественно противостояли все жители.
Несмотря на самые ожесточенные атаки, фашистам так и не удалось пробиться к Туле ни на одном участке сражений. Город выстоял! Враг не смог его захватить.
7 декабря 1976 г Тула получила звание города-героя, с присвоением ей медали «Золотая Звезда».
Город-герой Мурманск
Мурманск – один из тех городов, которые стали прифронтовыми с первых же дней войны.
Под регулярными авианалетами простыми жителями-героями проводились разгрузка и погрузка кораблей, строительство бомбоубежищ, производство военной техники. За все военные годы Мурманский порт принял 250 судов, обработал 2 миллиона тонн различных грузов.
Город Мурманск получил звание «Город-Герой» 6 мая 1985 года. Самым известным памятником, посвященным событиям Великой Отечественной войны в городе-герое Мурманске, является мемориал «Защитникам Советского Заполярья».
Город-герой Смоленск
С началом Великой Отечественной войны Смоленск оказался на пути главного удара фашистских войск по направлению к Москве. Первой бомбардировке город подвергся 24 июня 1941 г., а спустя 4 дня гитлеровцы совершили на Смоленск вторую воздушную атаку, в результате которой была полностью разрушена центральная часть города.
Несмотря на героические усилия защитников Смоленска, 29 июля 1941 г. гитлеровцам удалось войти в город. Оккупация продлилась до 25 сентября 1943 г, но и в течение этих страшных для Смоленска лет, его жители продолжали бороться с врагом, создавая партизанские отряды и ведя подпольную подрывную деятельность. Звание города-героя Смоленску было присвоено 6 мая 1985 года.
Город-герой Новороссийск
После того, как советские войска сорвали немецкий план проведения захватнических операций в кавказском направлении, гитлеровское командование начало атаки на Новороссийск.
В городе активно создавались отряды народного ополчения, строилось более 200 огневых оборонных точек и командных пунктов, была оборудована полоса противотанковых и противопехотных препятствий, длиной более тридцати километров.
Особо отличились в борьбе за Новороссийск корабли Черноморского флота.
Несмотря на героические усилия защитников Новороссийска, силы были неравными, и 7 сентября 1942 г. врагу удалось войти в город. Но уже через четыре дня гитлеровцы были остановлены в юго-восточной части города и перешли к оборонительной позиции.
Сражение за Новороссийск длилось 225 дней и закончилось полным освобождением города-героя 16 сентября 1943 г.
А 14 сентября 1973 г, в честь 30-тия победы над силами вермахта при защите Северного Кавказа, Новороссийск получил звание город-герой.
Выступление 4 пары
Будущий полководец, крупный военный деятель, четырежды Герой Советского Союза, маршал Георгий Константинович Жуков родился 1 декабря 1896 г. в деревне Стрелковка около Калуги.
Его родители были простыми бедными людьми. Отец Жукова был сапожником. Зарабатывая на жизнь, он ездил по городам и подолгу не бывал дома. Жила семья в большой бедности. Как ни тяжело жили, но закончил Егор трёхлетнюю школу. Затем его отдали в подмастерья по выделке меха в Москву в мастерскую зажиточного брата матери. Работа в мастерской занимала много времени, но желание учиться было столь велико, что Георгий закончил городское училище.
Будущий полководец всегда стремился к знаниям. С детства он закалял свою волю, вырабатывал смелость. В 14 лет во время пожара в деревне Георгий спас из горевшей избы двух маленьких ребятишек.
Георгий Константинович Жуков начал службу в царской армии в 1915 году и участвовал в Первой мировой войне. Жуков был хорошим солдатом. Он был награждён за храбрость двумя солдатскими Георгиевскими крестами.
В самом начале 1941 года генерал армии Жуков был назначен начальником Генерального штаба и заместителем народного комиссара обороны СССР.
В годы Великой Отечественной войны Георгий Константинович Жуков был назначен заместителем Верховного главнокомандующего страны. Жуков принимал участие во всех крупных сражениях, был на самых опасных участках фронта.
В конце 1944 года Жуков был самым известным советским полководцем, имея чин маршала Советского Союза (звание присвоено в 1943 году) и будучи уже дважды Героем Советского Союза (с 1944 года).
8 мая 1945 года от имени Верховного главнокомандования маршал Жуков принял капитуляцию Германии вместе с представителями других держав-победительниц.
Первый день мира – 9 Мая был объявлен в нашей стране праздником Победы. В этот день Георгий Константинович на радостях плясал «русскую», а потом в кругу боевых товарищей вспоминал последние тяжёлые бои за Берлин - столицу фашистской Германии.
Жуков был награждён орденом Победы и стал в 1945 году трижды Героем Советского Союза. Кроме того, он навсегда вошел в историю как человек, командовавший парадом Победы на Красной площади в Москве.
Жуков скончался 18 июня 1974 года. Похоронен в Москве, на Красной площади у Кремлёвской стены.
15