Методическая разработка урока производственного обучения по темеПошив жилета. Обработка полочек


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока производственного обучения
1. Пояснительная записка к уроку производственного обучения.
Обучающиеся группы работают в течение урока производственного обучения как ученическая бригада, играя роли швей, выполняющих машинные, ручные и утюжильные работы ( по технологическому процессу). Во главе бригады стоит бригадир, который выполняет функции технолога и контролера качества.
На последующих уроках, все обучающиеся перемещаются по основным операциям для того, чтобы каждый мог овладеть знаниями, умениями и навыками разработки технологического процесса и контроля качества выполненной работы, почувствовать коллективную ответственность за выполнение задания. Мастер в данном процессе обработки швейного изделия имеет свою роль - начальника участка, руководящего учебным планом и программой по обучаемой профессии. Проведение уроков производственного обучения в форме деловой игры позволяет повысить качество профессиональной подготовки рабочих. Каждый обучающийся уже на начальной стадии выполнения работы получает сведения об организации производства изготовления одежды на предприятии, о значении каждого рабочего в технологической цепочке, и его ответственности перед членами бригады. Все это способствует формированию у молодых рабочих таких качеств, как инициативность, творческое отношение к труду, добросовестность, порядочность, взаимовыручку и уважение к своим коллегам.
В процессе работы в бригаде учащиеся помогают друг другу в технологии обработки. Следят за качеством выполненных работ после каждой операции. У учащихся улучшается дисциплина, организованность, что способствует улучшению воспитательной работы в группе, объединяет усилия мастера и обучающихся в достижении высоких конечных результатов производственной деятельности. Цель, поставленная в начале урока - показать отношения в производственной бригаде, работающей на потоке, была в процессе урока достигнута.
2. План урока
Тема программы: Изготовление швейных изделий
Тема урока: Пошив жилета. Обработка полочек.
Цели урока:
обучающая - освоение навыков изготовления изделий в ученической бригаде с использованием технологических карт, технической документации;
развивающая — повышение творческой, познавательной активности обучающихся на уроке.
воспитывающая - воспитание чувства ответственности за общее дело, регулирование правовых взаимоотношений между учащимися в бригаде, умение слушать и уважать мнение других, умение работать в команде, воспитывать у учащихся чувство любви к своей профессии и гордости за свою работу.
Тип урока: закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Форма проведения урока: ролевая игра
Метод проведения урока - работа в ученической бригаде
Материально- техническое оснащение:образец готового изделия
образец обработанного узла
детали кроя полочки
детали кармана
- инструкционно-технологическая карта
- технические условия на выполнение работы.
Оборудование:швейные машины 1022 кл. ПМЗ
швейные машины 97 кл. ПМЗ
швейные машины51 кл. «А»
- утюги У—3
лекала, линейки, ручные инструментыХОД УРОКАI. Организационная часть:
Приветствие учащихся со стороны мастера,
проверка готовности к уроку; наличие рабочей одежды;
доклад «бригадира» о готовности рабочих мест.
II. Вводный инструктаж:- сообщение темы урока и его цели,
- актуализация опорных знаний и умений учащихся,
- объяснение порядка выполнения работы.
Вопросы:
1. Перечислить детали кроя жилета и наименование срезов.
2. ТУ при выполнении ручных работ:
- при помощи каких инструментов производят наметку вспомогательных линий на деталях (линейка, лекала, мел)
- величина сметочных стежков. ( 1см)
- какими нитками выполняются сметочные работы ( х/б, контрастного цвета
- перечислить способы переведения меловых линий. ( копиров, стежки, перебивание, с помощью иголок)
3. ТУ на выполнение машинных работ:
- при прокладке отделочных строчек в изделиях из шелковых тканей, какие используются нитки ( шелковые)
- при стачивании двух деталей, одна из которых с посадкой, по какой детали прокладывается строчка ( по детали без посадки)
4. ТУ на выполнение влажно-тепловой обработки:
- при утюжки готового изделия , как производят ВТО.( с лица, через проутюжильник)
- при заутюживании шва перечислить этапы выполнения операции (разутюжить, заутюжить).
5. Повторить терминологию - / тестовые задания /
6. Актуализация знаний по вопросам « Охраны труда» и ТБ в швейном цехе с использованием плакатов
Используя схему « Переходы полуфабриката по бригадному потоку» пояснить обучающимся по межоперационным переходам при выполнения работ бригадой.
Бригадир закрепляет ролевые обязанности каждого члена бригады, называя фамилии обучащихся.
Б — бригадир: следит за ходом работы, распределяет обязанности, делает осноровку изделия, намечает конструктивные линии на деталях, осуществляет контроль за соблюдением ТП, за качеством выполнения работы.
Р - ручница, выполняет сметочные, наметочные работы, удаление строчек временного назначения, готовит изделие к примерки.
М — машинистка — стачивает, втачивает и т.д. , выполняет все машинные работы, используя швейные машины 1022 кл, 97 кл, 51 кл. ПМЗ
У - утюжильщица - выполняет все утюжильные работы на утюжильном столе, используя колодки и проутюжку.
1416367253682
Разобрать вопросы, возникшие у обучающихся в процессе вводного инструктажа.
Межоперационные переходы полуфабриката по бригадному потоку
III.Текущий инструктаж. Самостоятельная работа обучающихсяОбучающиеся получают от бригадира крой и приступают к выполнению работы согласно разделению труда по инструкционной карте.
Бригадир осуществляет контроль за работой бригады: соблюдение технических условий и контроль качества выполненных операций.
Индивидуальная работа с использованием дифференцированного подхода к каждому учащемуся.
Проведение мониторинга работы в процессе пошива полочек.
Сборка всех работ бригадиром, заполнение ведомости итогов работы, оценка качества выполнения.
Инструкционно- технологическая карта по обработки полочки жилета.
№ Технологическая операция. Вид работы. Технические условия.
1 Проверка деталей кроя и запуск в работу. Б 2 Дублирование нижней части полочки в области кармана. У Выполняется на прессе.
3 Притачивание мешковинок к верхней и нижней частям полочек. М Ш.ш. -1см
4 Обработка срезов на спец. машине М Выполняется на оверлоке5 Сметка верхней и нижней частей полочек с одновременным соединением мешковинок. РШирина сметочной строчки – 1см.
6 Стачать шов соединения частей полочек, одновременно стачивая мешковины. М Ш.ш. – 1см.
7 Заутюжить верхний край кармана. У Выполняется утюгом.
8 Проложить отделочную строчку по краю кармана. М Ш.ш.-0,5
9 Осноровка боковой части полочки. Б Выполняется по лекалам.
10 Сметать боковую и переднюю части полочки. РШирина сметочной строчки-1см.
11 Заутюжить шов кВ сторону борта. У Выполняется утюгом.
12 Проложить отделочную строчку по рельефному шву. М Ш.ш.
по модели
13 Приутюжить п-ф в готовом виде. У Выполняется утюгом.
IV. Заключительный инструктажа)Оценка качества выполненной работы, бригадиром, мастером.
б)Общее обсуждение допущенных ошибок и недостатков.
в)Объявление учащимся оценок с комментариями
г)Выдача домашнего задание с пояснениями, возможности его выполнения.
д)уборка рабочих мест.
Технические условия на выполнение машинных работ.
1.Все внутренние строчки выполняются нитками х/б в цвет ткани, а отделочные строчки шёлковыми нитками.
2.В начале и в конце строчек делаются закрепки.
3.При прокладывании строчек по замкнутым контурам концы строчек заходят друг на друга на 2см.
3.При соединении деталей из тканей разной толщины, вниз следует положить деталь из толстой ткани.
4 При соединении деталей с посадкой, ту которую надо посадить кладут с низу.
5.Срезы деталей обметывают х/б нитками.
6. В изделиях из хлопка все машинные работы выполняют х/б нитками.
Технические условия на выполнение ручных работ
Наметку линий на изделии выполняют с помощью линеек и вспомогательных лекал. Толщина меловых линий не должна превышать 0,1 см.
Концы надсечек и линий разрезов на деталях не должны доходить до строчек на 0,1 — 0,2 см.
При переводе меловых линий резцом колесико резца должно проходить по середине намеченной линии.
Все сметочные строчки выполняют на расстоянии 0,1 — 0,15 см от намеченной линии в сторону среза детали.
Меловые линии переводят с одной детали на другую с помощью копировальных строчек или методом перебивания, или иным способом.
Копировальные строчки прокладывают точно по меловым линиям. Цвет ниток — контрастный. Если детали дублируют, то копировальные строчки прокладывают после дублирования.
Копировальные строчки удаляют после сметывания деталей.
Номера ниток подбирают в соответствии с характером операций и свойствами тканей.
Длину строчки устанавливают с учетом свойств ткани и характера операции.
Наружные (лицевые) строчки со стороны изделия и подкладки, подшивочные работы, закрепки, петли в изделиях из шерстяных и шелковых тканей выполняют шелковыми (отделочными) нитками.
В изделиях из шерстяных и шелковых тканей хлопчатобумажными нитками выполняют подшивание подкладки по проймам, нижних углов бортов и др.
При выполнении ручных строчек постоянного назначения применяют нитки в цвет материала соответствующих номеров.
Отделку изделия пришивают нитками в цвет отделки. Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают нитками в цвет пуговиц, а пуговицы на стойке — в цвет основной ткани.
Сметывание обязательно при обтачивании деталей с фигурными краями и если одна из деталей с посадкой.
Деталь, из которой выполняют посадку, располагают сверху.
При соединении деталей из тканей разной толщины и плотности деталь из более тонкой и рыхлой ткани располагают сверху.
Детали из бархата и других скользящих материалов сметывают двумя строчками так, чтобы машинная строчка располагалась между ними.
Любые строчки (машинные и ручные) должны иметь закрепки в начале и конце.
Концы сметочных строчек закрепляют одним-двумя обратными стежками.
Концы внутренних строчек закрепляют двумя-тремя обратными стежками.
Концы отделочных строчек, выполняемых шелковыми нитками (изготовление петель, закрепок), закрепляют с изнаночной стороны тремя-четырьмя обратными стежками.
Для удаления ниток сметывания нитку строчки разрезают ножницами через каждые 10—15 см, а затем вытягивают концы ниток из ткани колышком.
Технические условия на выполнение влажно-тепловых работДетали или готовое изделие перед выполнением ВТО увлажняют.
ВТО деталей и изделий с изнаночной стороны выполняют без проутю-жильника,
а с лицевой стороны — только через проутюжильник.
Если ВТО подлежат изделия из ткани, впервые встречающейся, то во избежание потери цвета и прочности ткани необходимо проверить действие утюга на отдельном куске этой ткани.
В готовом изделии борта приутюживают со стороны подбортов, лацканы — со стороны полочек, воротник — со стороны нижнего воротника, низ изделий — с изнаночной стороны.
При ВТО изделий из светлых тканей необходимо пользоваться чистым проутюжильником, а на стол поверх сукна положить белую ткань.
ВТО изделий из толстых тканей производят на колодках, не покрытых
ВТО деталей или изделий на прессах выполняют с лицевой стороны через проутюжильник.
После проведения окончательной ВТО готовые изделия должны быть просушены и охлаждены в подвешенном состоянии до полного закрепления приданной им формы, при этом продолжительность просушивания пальто из шерстяной ткани составляет 50 — 75 мин, из хлопчатобумажной ткани — 30 — 40 мин, костюма из шерстяной ткани — 30 — 40 мин, из хлопчатобумажной ткани 20 — 25 мин.При обработке изделий на паровоздушном манекене время на просушивание не требуется.
ВТО деталей и изделий должна производиться при установленных для данных тканей режимах обработки.
При обработке стачным швом взаутюжку шов сначала слегка увлажняют и разутюживают, а затем заутюживают через проутюжильник.
Изделия из тканей с синтетическими волокнами обрабатывают утюгами
с терморегулятором.
Операции ВТО производят до полного удаления влаги.
Во избежание искривления швов их разутюживают до полного прилегания припусков к детали изделия.
Во избежание пролегания швов под припуски подкладывают бумагу
или проутюжильник.
Особое внимание требуют ткани цвета морской волны, голубые, светло-серые и белые, поскольку эти красители особо чувствительны к действию высоких температур.
ВТО ткани из искусственных волокон (штапель, вискоза) производят с минимальным увлажнением, не растягивая ее.
При стачивании двух деталей из тканей разной толщины шов всегда заутюживают на тонкую ткань.
При изготовлении изделий из хлопчатобумажных тканей припуски на швы лишь закладывают в сторону, предусмотренную техническими условиями, а ВТО выполняют при окончательной обработке изделия.