Интегрированный урок на тему Волга — великая русская река

Интегрированный урок на тему «Волга – Великая русская река»
Задачи урока:
Познакомить учащихся с одной из крупнейших рек европейской части России – рекой Волгой.
На примере реки Волги доказать справедливость утверждения «река – продукт климата», тесную связь рек с другими компонентами природы, устанавливая при этом межпредметные связи географии с литературой, биологией, историей, изобразительным искусством и музыкой.
Закрепить понятие «падение» и «уклон» реки.
Показать учащимся, какие исторические события, важные для становления России, происходили на берегах реки Волги. Продолжить формирование любви к России, родному краю, воспитание патриотических и гражданских чувств.
Закрепить умения учащихся работать с различными источниками географических знаний.
Оборудование.
Географические карты (физические карты Европейской части России и Ярославской области, политико – административная карта Европейской части России, исторические карты России).
Атласы России и Ярославской области.
Учебные картины и таблицы по теме урока.
Открытки, фотографии, репродукции картин известных художников с видами реки Волги.
Записи песен о Волге.
Ход урока
На доске написаны тема урока и эпиграф:
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река
Н. Палькин
Висят географические карты: физическая и политико – административная Европейской части России. На стенах учебные картины и репродукции картин известных художников:

Учитель географии:
- Сегодня мы с вами проведём урок на тему «Волка – Великая русская река». Волга – это не просто крупнейшая река Европы, пятая по длине в России и шестая на всём материке Евразии\. Волга – это символ и любовь России; народ ласково называет реку «Волга – матушка». Свою любовь к Волге выразили в своих произведениях великие писатели и поэты.

(Ребята читают стихи и отрывки из поэм выдающихся русских и советских поэтов, посвящённых Волге.)

- Продолжаем дальнейшее знакомство с рекой. Исток Волги – ключ у деревни Волговерховье в Тверской области, устье – солёные воды Каспийского моря. А сейчас немного статистики, цифры о многом говорят.
Учащиеся: Длина реки Волги – 3531км, площадь бассейна – 1360 тыс.кв.км. Река Волна – равнинная река, её падение составляет 250 м. Падение реки – превышение истока над устьем. Уклон реки небольшой, 7см на 1км. Уклон реки – отношение падения реки к её длине. Дельта Волги – 19 тыс.кв.км. Волга принимает около 2оо притоков. За год по Волге стекает около 250куб км воды. Температура воды в середине лета – от +20 до +25 град. Цельсия.

Учитель географии:
- На Волге за годы Советской власти построен каскад гидростанций: Канаковская, Угличская, Рыбинская, Горьковская, Чебоксарская, Волжская им. В.И. Ленина (г. Жигулёвск), Саратовская им. Ленинского комсомола, Волжская им. XXII съезда КПСС (г. Волжский). У Рыбинской ГЭС возникло Быбинское водохранилище, за его размеры его называют Рыбинским морем. Когда плывёшь посередине, то не видно берегов. Волны в бурю вздымаются на высоту в два человеческих роста.
Другими сложными гидросооружениями являются судоходные каналы, которые связали Волгу с другими реками Русской равнины. Канал им. Москвы связал Волгу с рекой Москвой. Волго-Донской канал им. В.И. Ленина связал Волгу с Доном. Благодаря системе каналов Москва стала портом пяти морей.
Возникает вопрос – как повлияло строительство плотин на Волгу?

Ученик 1.
- Положительные моменты: с постройкой плотин были созданы запасы воды, которую можно было использовать для орошения пашни, обводнения пастбищ, для потребления заводами и фабриками. Улучшились условия судоходства на реке. Оказался зарегулирован сток Волги, не стало разрушительных весенних половодий и отмелей в летнюю межень. Страна получила дешёвую электроэнергию

Ученик 2.
- Отрицательные последствия: при образовании водохранилищ под воду ушли тысячи гектаров плодородной пашни, заливных лугов и пастбищ. В районах водохранилищ поднялся уровень грунтовых вод, а это привело к заболачиванию территории. При затоплении пришлось переносить сёла и города, а это дополнительные затраты, человеческие переживания и трагедии. Плотины на Волге преградили путь ценным проходным рыбам, идущим на нерест. Волга на всём своём протяжении превратилась в систему озёр, а это сказалось на качестве воды.

Учитель географии:
- Волга пересекает несколько природных зон.

Ученик 3.
- От истока до Казани протянулась лесная зона. В лесную зону входит южная подзона тайги с хвойными породами деревьев: ель, сосна. Здесь благоприятные условия для земледелия. Для повышения плодородия земель необходимо внесение удобрений и извести. Для животноводства имеются прекрасные заливные луга. Зона смешанных и широколиственных лесов расположена южнее. Сильно изменена растительность зоны, сейчас леса занимают менее 30% площади зоны. Преобладают вторичные породы деревьев – берёза, ольха, осина. На местах прежних лесов раскинулись пашни, сады, пастбища. Дерново-подзолистые и серые лесные почвы отличаются большим плодородием.

Ученик 4.
- Лесостепная зона тянется от Казани до Саратова, она является переходной зоной от лесов к степям. Здесь участки лесов чередуются с участками степей. Степи тянутся от Саратова до Волгограда. Здесь мало выпадает осадков – 300-400 мм, коэффициент увлажнения – от 0,6 до 0,3. Высокие летние температуры, сильные ветра вызывают засухи; суховеи, пыльные бури причиняют большой вред растительности. В степях распространён чернозём мощностью 50-80 см. Степи почти полностью распаханы. Участки девственной степи можно увидеть только в заповеднике. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свёклу и другие сельскохозяйственные культуры.

Ученик 5.
- От Волгограда до Каспия тянутся зоны полупустынь и пустынь. Климат резко-континентальный, осадков мало – 250 мм и менее в год. Температура в июле – до 25 град Цельсия. Лето жаркое и длинное, солнечных дней в году более 200. Коэффициент увлажнения – 0,3 – 0,1. Растительной массы мало. Почва пустынь – серозёмы. Растительность приспособлена к сухому климату: длинные корни, вместо листьев – колючки. Животные зарываются в песок, прячутся в норах, летом впадают в спячку. Земледелие возможно при орошении. В пустынях имеются пастбища для овец и верблюдов.

Учитель географии:
- Волга с прекрасными и удивительными уголками привлекала и привлекает внимание известных художников.
(Демонстрация полотна И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», пейзажей И.Левитана и других знаменитых художников)

Учитель музыки:
- О Волге сложено много песен на стихи известных российских поэтов.
(Прослушивание музыкальных произведений, знакомство с творчеством Ф.И. Шаляпина).

Учитель географии:
- Река Волга объединила многие народы России, связала их судьбы. На её берегах живут русские, марийцы, чуваши, татары, немцы, калмыки. Эти народы имеют свои национальные образования - республики: Татарстан, Чувашия, Марий Эл, Калмыкия. Но есть исключения: не имеют своей республики немцы Поволжья.
- Важные исторические события происходили на Волге. Они были поворотными в судьбе России. Об этом нам сейчас расскажет учитель истории.

Учитель истории:
- (Знакомит с историческими фактами и событиями).

Учитель географии:
- На Ярославский край связан с рекой Волгой. Мы уже многое знаем и ещё больше узнаем на уроках географии, истории, музыки. А сейчас, ребята, вы устали, поэтому мы немного поиграем: нас ждут вопросы викторины «Родной край». Для ответов воспользуйтесь атласом Ярославской области.
(Викторина)

Учитель географии подводит итоги, благодарит коллегу за участие. По итогам урока выставляет оценки.
15