Технологическая карта урока технологии на тему Применение лоскутной техники в изделиях (5 класс)
Технологическая карта урока технологии
Класс 5
Тема
Применение лоскутной техники в изделиях
Тип урока
комбинированный
Цель
Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию понятий «лоскутная техника», «орнамент», «контрастные и гармоничные цвета» и их использовании при разработке изделия.
Задачи
Образовательные: познакомить учащихся с традициями и современными тенденциями лоскутного шитья
Развивающие: способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости восприятия цвета, рисунка формы), развивать образное мышление, продолжить формирование навыков самостоятельного выполнения задания по образцу.
Воспитательные: продолжить воспитание уважения к народным обычаям и традициям; прививать навыки рационального ведения домашнего хозяйства.
Планируемые результаты
Предметные:
- общее представление о лоскутной технике как традиционном виде декоративно-прикладного искусства;
- знание возможностей лоскутной техники, ее связи с направлениями современной моды;
-стремление к экономии и бережливости в расходовании материалов;
- овладение способами эстетического оформления изделия в лоскутной технике
Метапредметные:
Познавательные
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую ценность;
- умение работать с различными источниками информации, таблицами, схемами
Регулятивные
- планирование своей деятельности под руководством учителя при выполнении творческого задания;
- планирование и контроль самостоятельной деятельности в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные
- способность к сотрудничеству в коллективной познавательно-трудовой деятельности
- способность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные
- самооценка результатов деятельности по принятым критериям и показателям;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа, толерантного отношения к проявлениям иной культуры;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства
Основные понятия
техники лоскутного шитья, орнамент, мотив орнамента, раппорт, цветовой круг, контрастные цвета, родственные цвета
Межпредметные связи
история, литература, изобразительное искусство, геометрия, иностранный язык
Ресурсы
Литература: Сасова И. А., Павлова М. Б., Питт Дж. и др. / Под ред. Сасовой И. А. Технология. 5 класс. М.:ВЕНТАНА-ГРАФ; Максимова М., Кузьмина М. Лоскутики. М., 1998; Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Художеств. ткачество. Ручное ковроделие. Художественная роспись тканей. Практ. пособие для руководителей школьных кружков/ Под ред. Барадулина В.А., Танкус О.В. М., 1978.
Плакаты: «Орнамент»
Дидактические материалы: «Цветовой круг и сочетание цветов», «Техники лоскутного шитья», наглядное пособие «Визуальный образ олимпиады Сочи-2014», образцы узоров лоскутного шитья для демонстрации учащимся, готовые изделия
Ход урока
Этапы урока
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
Организационный этап
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку
Приветствуют учителя. Воспринимают на слух перечень необходимых принадлежностей, самоконтроль
-
-
Мобилизация внимания, уважение к окружающим,
самоорганизация
Формулирование темы и постановка целей урока
Мотивирует учащихся на дальнейшую познавательную деятельность.
Подводит учащихся к теме урока «Применение лоскутной техники в изделиях», к осознанию целей и задач.
Все вы будущие хозяйки. А какой должна быть хорошая хозяйка?
Чтобы стать такой хозяйкой, необходимо учиться, перенимать опыт у старших, изучать различные источники.
В наше время издается много книг и журналов с полезными советами: как готовить, как воспитывать детей, как вести домашнее хозяйство. А знаете ли вы, что еще 500 лет назад у русских хозяек появилась своя энциклопедия, содержащая религиозные наставления, советы по приготовлению пищи, приёму гостей, свадебным обрядам, воспитанию детей, ведению хозяйства. Эта энциклопедия называлась «Домострой». В советах из «Домостроя» мастерицам и хорошим женам находим слова, тесно связанные с тем, что мы будем изучать сегодня на уроке: «а все остатки и обрезки /ткани/, и дорогие и дешевые, золотное и шелковое, и новое и ветхое, все было бы прибрано: мелкое в мешочки, а остатки скручены и связаны, и все разобрано, посчитано и припрятано. И как потребуется починить ветхое или для нового не хватило, так все то есть в запасе, и на торгу того не ищешь у заботливой хозяйки все и дома нашлось».
О чем же мы сегодня будем говорить?
Правильно, сегодня мы начнем изучать такой вид декоративно-прикладного творчества, как лоскутную технику; рассмотрим, в каких изделиях мы, подобно бережливым и рачительным хозяйкам, можем применять обрезки и остатки тканей и немного поработаем дизайнерами – попробуем спроектировать свое изделие.
Запись темы урока: «Применение лоскутной техники в изделиях».
Участвуют в беседе, отвечают на вопросы учителя, пытаются при поддержке учителя сформулировать тему и цели урока.
Ответы учащихся: умелой, бережливой и т.д.
Ответы учащихся: о лоскутах, о том, как их можно использовать
Записывают тему в рабочей тетради.
Наводящие вопросы.
Анализ цитаты из «Домостоя».
Стремление к бережливости
Мотивация учебной деятельности.
Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения. Умение полно и точно отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
Изучение нового материала
Дается представление о возникновении и развитии лоскутного шитья
Удивительное рукоделие – лоскутное шитье издавна известно многим народам. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах, в том числе и в России.
Демонстрируются изделия, выполненных в различных техниках лоскутного шитья
Возрождение интереса к лоскутному шитью прокатилось по всему миру. В других странах техника лоскутного шитья чаще называется «Пэчворк» (Patch – заплата, лоскут, work – работа).
Очень часто можно увидеть изделия, выполненные в технике лоскутного шитья.
Работа с наглядным пособием «Визуальный образ Олимпиады Сочи-2014»
Посмотрите внимательно на предложенные изображения.
Что вы видите? Не кажутся ли вам знакомыми эти изображения?
Оказывается, лоскутное шитье имеет отношение к спорту. В основу дизайнерского решения оформления Зимних Игр лег принцип «лоскутного одеяла» - сочетание 16 орнаментов самых известных национальных промыслов России.
Дается представление об орнаменте, его элементах, основах цветовой гармонии.
А что такое орнамент?
Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», то есть «украшение».
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Демонстрация плаката «Орнаменты». Орнамент состоит из ритмически повторяющихся элементов (мотивов) или нескольких элементов, которые называются раппортом.
Попробуйте дать названия видам орнаментов
Работа с дидактическим материалом «Цветовой круг и сочетание цветов»
Для того чтобы создать красивый орнамент на лоскутном изделии необходимо правильно подобрать лоскутки по цвету.
Все существующие в природе цвета принято делить на хроматические (цветные) и ахромотические (бесцветные).
Среди хроматических цветов различают теплые (связанные с солнцем, огнем) и холодные (связанные с небом, водой) цвета. Соединяя различные цвета, используют в основном два приема:
сочетают контрастные цвета
сочетают родственные цвета.
Вот здесь и приходит на помощь цветовой круг – остроумное изобретение, помогающее увидеть все основные цвета, собранные вместе. Примером родственного сочетания цветов могут служить оттенки цвета любого из секторов, скажем, красного. Цвета секторов, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными.
Приведите примеры контрастных цветов
Демонстрация гармоничных и неудачных по сочетанию тканей образцов
Наиболее удачный вариант сочетание пестрой и однотонной ткани, если гладкокрашеная ткань повторяет одну из красок пестрой. Не следует располагать рядом теплые и холодные тона одного и того же цвета.
Демонстрация образцов, выполненных в различных техниках лоскутного шитья
Для лоскутного шитья характерен геометрический орнамент, элементами которого являются полоски, квадраты, треугольники. Люди узоры подсматривали у природы, в окружающем мире, в быту и давали названия в честь знакомых предметов: шахматной доски, мельницы, колодца, песочных часов и т.д.
Демонстрация дидактического материала «Техники лоскутного шитья»
Перечисляются требования, предъявляемые к материалам для лоскутного шитья
Слушают учителя
Слушают и анализируют дополнительное сообщение одноклассницы
Слушают учителя, рассматривают представленные изделия
Ответы учащихся: узор из ромбов, похоже на лоскутное одеяло, так украшаются предметы с символикой зимней олимпиады в Сочи.
Ответы учащихся: узор, повторяющиеся элементы
Записывают в рабочую тетрадь определение «Орнамент».
Изучают плакат «Орнаменты», определяют названия видов орнаментов на плакате
Работают с дидактическим материалом
Приводят примеры теплых и холодных цветов
По цветовому кругу называют контрастные цвета
Анализируют представленные образцы
Рассматривая образцы, анализируют их элементы, дают названия композициям
Рассматривают дидактический материал, записывают основные техники в тетрадь, классифицируют образцы
Анализируют материал для лоскутной техники, исходя из опыта и знаний, полученных при изучении материаловедения, выбирают инструменты, необходимые для ручных работ
Опережающее задание – сообщение об истории лоскутного шитья
Проанализировать назначение представленных изделий
Проанализировать «Визуальный образ Олимпиады Сочи-2014», выявить знакомы орнаменты национальных промыслов
По плакату определить виды орнаментов, раппорт.
С помощью цветового круга определить контрастные цвета
Разделившись по группам на время определить соответствие образца и названия из предлагаемого списка.
Выявить, к какой лоскутной технике относятся образец
Подобрать материалы для лоскутной техники
Представление о лоскутной технике как традиционном виде декоративно-прикладного искусства;
Осознание возможностей лоскутной техники, ее связи с направлениями современной моды
Представление об основах цветоведения и художественного оформления изделия
Ориентация в техниках лоскутного шитья
Оценка физико-механических свойств тканей
Овладение умениями работать с различными источниками информации. Формирование уважительного отношения к истории и культуре своего народа
Развитие образного мышления
Применение знаний по предметам эстетического цикла.
Способность к сотрудничеству в совместной познавательно-трудовой деятельности.
Анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.
Способность применять полученные ранее знания
Творческое применение знаний (выполнение практической работы)
Направляющая деятельность - инструктаж по выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы
1. Определение потребности в изделиях, выполненных в лоскутной технике.
2. Поиск композиционного решения
3. Поиск цветового решения
4. Выбор наилучшей идеи
Проверка своевременного начала работы и организации рабочего места учащихся
Выявление и исправление ошибок в работе
Слушают учителя
Выполняют практическую работу «Разработка эскиза лоскутного изделия»
Разработать эскиз лоскутного изделия для кухни, исходя из потребности в изделии и из оформления интерьера кухни
Подготовка к осуществлению самостоятельной творческой деятельности по разработке эскиза изделия
Решение творческой задачи эстетического оформления изделия
Планирование процесса деятельности
Выявление потребностей, проектирование объектов, имеющих потребительскую ценность.
Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ.
Умение мотивировать свои действия
Рефлексия учебной деятельности
Рассматривает работы. Дает возможность аргументировать свой выбор эстетического оформления. Выявляет ошибки
Объясняют свой выбор изделия. Определяют ошибки, объясняют их.
Осуществить самооценку деятельности
Самооценка результатов деятельности
Способность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Домашнее задание
Озвучивание домашнего задания
Записывают домашнее задание в дневник
Подобрать лоскуты ткани в соответствии с разработанным эскизом
Самоорганизация
15