Сценарий праздника, посвященного 1000-летию со дня преставления святых Бориса и Глеба

Сценарий на юбилей св. Бориса и Глеба
Авторы: Коржевская Маргарита Сергеевна
Корягина Людмила Владимировна

Фильм-интервью о Борисоглебском монастыре.

Гимн князю Владимиру-хор.

Чтец: Когда-то князь Владимир свой народ  Укутал верой, принесённой с Византии  Под алой мантией, согрев славянский род,  Он заложил в умах величие России.  Руси защитникам: солдату, офицеру,  Лишь звуки музыки послышатся едва  Текст  « за Царя, за Родину, за Веру»  Не просто громкие,  священные слова.  Храня историю, той Киевской Руси,  Мы собираем веры истинной осколки  Уже одиннадцатый век нам крест нести  Дай, Бог, помогут православные потомки
С. Ребята, а православные потомки это кто? Это мы что ли?
А. Конечно, а ты что подумал?
С. Не знаю, мне всегда казалось, что потомки – это сын, внук, правнук, ну, т.е. родственники.
А. И это верно. Если брать в узком смысле. Вот, прямые потомки кн. Владимира, это его сыновья, Борис и Глеб.
В. - Да, а я недавно прочитал, что основатель нашего города тоже прямой потомок кн.
Владимира.
П. - Где ты это взял?
В. - Да, ходили с классом в библиотеку, а там на выставке такая желтая толстая книжка стояла про наш Борисоглебский монастырь. Ну, я и полистал. Знаешь там какие фотографии интересные есть. И все, все про монастырь написано, даже про тех кто в нем жил и приезжал в паломничество.
А. - Здорово! Ну, а про Юрия Долгорукого - то, что? Про основателя города нашего?
В. - Он был правнуком кн. Владимира и внуком св. Бориса и Глеба. И, вообще, он очень чтил память своих предков и в бытность свою в Киеве подолгу молился в Вышгороде перед гробницами Бориса и Глеба. И даже двух своих сыновей назвал их именами.
П. - А я думал, что его сына Дмитрием звали, поэтому и город наш Дмитров.
С. - Да, но не один же у него был сын. Город навал в честь Дмитрия, а монастырь в честь Бориса и Глеба.
А.- Ах вот как, т.е. увековечил имена потомков.
С. - Ну, не совсем потомков. Ведь монастырь-то назван в честь святых Бориса и Глеба, т.е. сыновей кн. Владимира, а не Юрия Долгорукого. Монастыри лишь в честь святых называют. Только вот, я забыл, почему они святые то?
В. - О! Это ужасная история. Я когда ее первый раз услышал, не мог поверить, своим ушам! Их брат убил – Святополк, чтобы на престол не претендовали. Хотя, они и не собирались этого делать. Они даже защищаться не стали, когда узнали об опасности. Не хотели делать зла, очень верили в Бога, в Его промысел.

Стих «Лошадки Бориса и Глеба»,слайд-шоу.
Ночью черниговской гулко и звонко,
шерсткой ушей доставая до неба,
Братьев спасая от рук Святополка
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Плачет Господь с высоты осиянной.
Церкви горят золоченой известкой,
Меч навострил Святополк Окаянный.
Дышат убивцы за каждой березкой.

Еле касаясь камений Синая,
темного бора, воздушного хлеба,
беглою рысью кормильцев спасая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Путают путь им лукавые черти.
Даль просыпается в россыпях солнца.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Мук не приявший вовек не спасется.

Киев поникнет, расплещется Волга,
глянет Царьград обреченно и слепо,
как от кровавых очей Святополка
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Смертынька ждет их на выжженных пожнях,
нет им пристанища, будет им худо,
А на востоке весь в россыпях солнца
Сам князь Владимир уж тянет им руку.

Пусть же вершится веселое чудо,
служится красками звонкая треба,
в райские кущи от здешнего худа
скачут лошадки Бориса и Глеба.

Бог-Вседержитель с лазоревой тверди
ласково стелет под ноженьки путь им.
Бог не повинен ни в жизни, ни в смерти.
Чад убиенных мольбою разбудим.

Ныне и присно по кручам Синая,
по полю русскому в русское небо,
ни колоска под собой не сминая,
скачут лошадки Бориса и Глеба.


С. - Да жестоко... Поэтому их страстотерпцам назвали. Такие страдания претерпели! А вы знаете, ребята, я сейчас подумал, ведь наш монастырь тоже страстотерпец. Он постоянно страдал за город. Я тоже читал, что Борисоглебский монастырь все беды переживал с городом, т.к. находился недалеко от центра.
А. - Точно, когда в 1408г. мурза Эдигей осаждал Москву он распустил «стрелами» свои отряды, выжигая округу. Тогда Дмитров очень сильно пострадал.
В. - А через 2 года Дмитров будет сожжен Тохтамышем.
П. - А еще нам рассказывали, что во время польско-литовского нашествия войска Сапеги, уходя из Дмитрова, не только уничтожили его крепость и артиллерию, но «огнем его пожгли», а людей, жен и детей посекли мечами, и Церкви осквернили».
А. - А вот во времена Наполеона французы даже квартировались в Борисоглебском монастыре, но ничего не порушили, не разграбили и даже на богослужениях молились с благоговением. Только продовольствие забирали у жителей.
С. - Но были и времена расцвета, когда город оживал, отстраивался, а вместе с ним и монастырь.
П. - Да, к середине 19 века в монастыре появились новые каменные здания, а в 1888 году
даже появилась своя школа грамотности и ремесел.
В. - Надо же! Значит, здесь учились такие же дети, как и мы?
П. - Я тоже удивился, когда узнал об этом.
А. - А знаете, в 1847 году Дмитров мог навсегда умереть.
С. - Почему?
А. - Сильная эпидемия холеры погубила почти всех жителей города, дома стояли пустые. Только в монастыре теплилась жизнь.
В. - А 19 век стал для Дмитровского Борисоглебского монастыря временем возрождения и расцвета. Вместе со школой грамотности и ремесел было возвращено в стены Борисоглебского монастыря и духовное училище. Представляете, в нем учили даже латинский язык!
П. - А его-то зачем?
В.- Тогда очень важные учебники были только на латинском языке. А значит, чтобы учиться дальше, надо было его знать. А.- Вот это да!
С. - Ну, а слышали вы, что в 1918 году наш монастырь стал женским? А.- Ну, ты и выдумщик! Разве такое бывает?
С. - Еще как бывает! Монахов перевели в Николо-Пешношский монастырь, а на их место поселили монахинь из Турковицкого монастыря из Украины, т.к. в то время там немцы оккупировали их территорию. Ведь шла 1-я мировая война.
П.- Вот как! И тогда Россия принимала украинских беженцев?Все повторяется! А куда эти монахини потом делись?
С. - Потом советская власть превратила монастыри в трудовые артели, а в 1926 году и их
ликвидировали, а здания монастыря отдали городскому музею. Через 7 лет всех сотрудников
музея арестовали за сопротивление властям и отдали монастырь управлению Дмитлага.
П. - А что такое Дмитлаг?
С- Да это сокращенно Дмитровский лагерь.
П.- Здесь дети отдыхали что ли?
С. - Да, нет - это был лагерь особого назначения, в нем держали заключенных и гоняли их на тяжелые работы по строительству канала имени Москвы.
А.- Это нашего канала?
С. - Ну, а какого же? Вы знаете сколько там людей погибло? Сейчас в память о них на берегу
поставили поклонный крест.
А. - Да, да я видел. Как это все печально...
С. - Дмитлаг пробыл в монастыре не долго. В 1938 году его распустили, а в зданиях монастыря еще долго жили люди, располагалась воинская часть, были магазины. Пока здания не пришли в полную негодность.
А. - Видимо именно эти фотографии Вова видел в книге. Никогда бы не поверил, что наш монастырь когда-то был разрушенным.
П. - А зато сейчас любо-дорого посмотреть, такая красота! Не зря так много народа сюда приезжает!
А. - Семен, а мне понравилось, как ты сказал, что наш монастырь - страстотерпец. Столько пережить!
С. - Слушайте, а ведь он еще как легендарная птица феникс, столько раз утопал в руинах и воскресал из пепла.

Презентация о Борисоглебском монастыре.

Чтец:
Живи наш славный Дмитров град
Цвети историей своей.
И силой духа воскресай,
И святостью монастырей.

Покуда ты видишь как вестники рая
По полю русскому, в русское небо
Ни колоска под собой не сминая
Скачут лошадки Бориса и Глеба.

Песня «Святая Россия» Мозговая София
Презентация о современной жизни монастыря.

1. Еще недавно здесь были руины, так привычные глазу советского человека. Дмитровский мужской монастырь был возрожден в 90-е годы прошлого столетия, как и многие монастыри и храмы России.
2. Зажглась еще одна свеча. Свеча молитвы и покаяния русского народа, 70 лет отвергавшего Бога. Как горит эта свеча теперь? Чем теплится ее пламя? Сегодня Дмитровский мужской монастырь возрождает свои исторические традиции, традиции духовного просвещения. Он проживает свою жизнь с городом, деятельно участвуя в его жизни.
3. Ныне монастырский храм не пустует, в нем тесно от молящихся. В выходные и праздничные дни по территории монастыря прогуливаются группы паломников и туристов, пытаясь запечатлеть на фото и видео внешнюю красоту обители. То и дело счастливые молодожены создают первые семейные фотографии на фоне бессмертной, одухотворенной красоты. Молодые мамы, чувствуя здесь покой и умиротворение пытаются поделиться им со своими малышами. И ничего, что монастырский храм порой не может вместить всех молящихся. Люди могут присутствовать на службе и возле храмовых стен, ведь для этого созданы все условия: все что читается и поется в храме слышно и здесь.
4. А скоро здесь будет еще один храм такой красивый, что многие в нем затаив дыхание говорят словами посланников кн. Владимира: «Воистину, не знаем мы, где находились на земле или на небе»!
5. Есть сегодня в монастыре для его посетителей и духовная и телесная пища. Разнообразие духовной литературы в иконной лавке порадует читателя любого возраста. А для уставшего паломника всегда найдется кружка горячего чая и вкусный пирожок.
6. Дмитровчане активно черпают знания в книгах из монастырской библиотеки. Здесь трудится библиотекарь со стажем, потому желающим всегда помогут сориентироваться в малоизведанном мире духовной литературы и познакомить с новинками. Каждый год прихожане и гости монастыря могут окунуться в мир духовных книг и получить важные советы по чтению духовной литературы.
7. Верность традициям подтверждает и существование Духовно-просветительского центра при монастыре. Как и до революции дети получают здесь свои первые знания о Боге и Церкви, делают первые творческие успехи и игре на фортепиано, рисовании, каллиграфии. Радуют своих родителей знаниями по литургике, церковно-славянскому языку и истории Церкви. Нау, а праздники – это особые впечатления не только для детей, но и их родителей. Ведь так весело встретить Масленицу с лошадками и снегоходами или поучаствовать вместе с детьми в пасхальном концерте. А в паломнических поездках можно узнать так много интересного и полезного для души.
8. Мало кто из родителей сегодня знает, какими серьезными могут быть их дети при виде чужой беды. Дружба с детским домом – интернатом для детей – инвалидов помогает и взрослым и детям заглянуть внутрь себя.
9. Узнать себя никогда не поздно, поэтому возраст посетителей центра не ограничен. Старшему поколению здесь предлагают погрузиться в бездонный мир православия через изучение Свящ. Писания, литургике, церковно-славянского языка, церковного искусства. Каждый четверг можно побывать в киноклубе «Фавор», обогатив свои впечатления духовно-нравственными фильмами. Особый трепет вызывает у взрослых людей прикосновение к церковному искусству: церковному пение, иконопись постепенно становятся доступными и понятными. А личное участие в клиросном пении, или освящение первой собственноручно написанной иконы тихой радостью отзываются в измученном сердце.
Множество эмоций дарят концерты, литературные вечера, паломнические поездки, встречи с интересными людьми.
Учащиеся центра участвуют в городских мероприятиях, православных олимпиадах и конкурсах.
10. Уже несколько лет тесной дружбой связан центр «Преображение» с городской школой №2. Помимо духовно-нравственных занятий дети с удовольствием участвуют в совместных выставках, концертах, мастер-классах.
11. Жизнь христианина должна быть цветна и многогранна, как Божий мир. Именно такой жизнью старается жить Дмитровский мужской монастырь сегодня, неся радость людям и благодаря Бога за благоденствие.


15