Статья Развитие сенсомоторных способностей младших школьников средствами арт-терапии на занятиях по математике
Развитие сенсомоторных способностей младших школьников средствами арт-терапии на занятиях по математике
Учитель математики МБОУ СОШ №1
а.Кошехабль Республики Адыгея к.п.н. ШЕПЕЛЬ Л.А.
На сегодняшний день в теории и практике начального школьного образования имеет место противоречие между повышенным вниманием ФГОС второго поколения к сенсомоторному и творческому развитию младших школьников и недостаточной научно-методической разработанностью процесса его развития в условиях школы. Выявленное противоречие определило проблему исследования и явилось основой актуальности для проведения нашей экспериментальной работы – определения эффективности развития сенсомоторных навыков младших школьников средствами арт-терапии в практике начальной школы на уроках математики.
Особенности сенсомоторного развития рассмотрены в работах выдающихся зарубежных учёных в области педагогики Фребеля, Монтессори, Декорли, а также известных представителей отечественной психологии и педагогики Тихеевой, Запорожеца, Усовой и других. Но проблема современного состояния арт-терапии в школе освещена в психолого-педагогической литературе очень слабо, что позволяет отнести названную категорию к разряду инноваций. Мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую литературу, посвященную проблеме сенсомоторного развития детей младшего школьного возраста, рассмотрели арт-терапию как метод развития сенсомоторных способностей детей младшего школьного возраста и разработали вариативную развивающую программу с элементами арт-терапии, способствующую развитию сенсомоторных способностей младших школьников на уроках математики.
В работе мы выдвинули гипотезу: использование средств арт-терапии в начальном образовательном процессе на уроках математики улучшает показатели сенсомоторного развития младших школьников, повышает их творческий потенциал и способствует формированию их личностных качеств (мышлению, любознательности, воображению, находчивости, умению отстаивать собственную точку зрения).
В ходе написания работы был изучен и проанализирован теоретический материал по рассматриваемой проблеме.
Под сенсорной организацией личности понимается характерный для человека уровень развития отдельных систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся восприятие (перцепция) и ощущения.
Если в детском саду развитию ощущений и восприятия уделяется достаточно внимания, то уже в начальной школе многие педагоги считают, что сенсорное воспитание не существенно. Однако доказано, что учет индивидуальных особенностей сенсомоторики школьника позволит улучшить процессы не только чувственного познания, но и мышления, памяти, воображения ученика. Педагогу важно помнить, что развитие сенсомоторики важно не только само по себе. Оно тесно связана со всей личностью человека.
Уровень развития сенсомоторики – один из показателей интеллектуальной готовности к начальному школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития сенсомоторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь
Одним из ведущих нетрадиционных направлений, используемых в педагогической практике для развития сенсомоторики, считается арт-терапия для младших школьников. Главными задачами, которые эффективно решает арт-терапия для школьников, являются:
развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения;
гармонизация эмоционального состояния детей;
расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография);
раскрытие творческого потенциала;
развитие оригинальности мышления;
улучшение внимания и памяти;
формирование активной жизненной позиции;
повышение самооценки;
развитие коммуникативных способностей.
Мы рассмотрели некоторые виды арт-терапии:
Музыкотерапия. Музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект которой, достигается во влиянии на чувства и настроения человека.
Сказкотерапия. Наши предки использовали сказкотерапию для детей несознательно, через сказки передавая ребенку жизненный опыт, отношение к миру, моральные нормы и принципы, обычаи и традиции. Современная же сказкотерапия для детей направлена не только на развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных жизненных ситуациях.Изотерапия .Изотерапия — один из основных методов арт-терапии — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В его основе лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Данный метод арт-терапии, пока что остается самым популярным, доступным, интересным для детей всех возрастов. Рисование развивает сенсомоторную координацию, так как требует согласованного участия многих функций.
Танцевальная терапия. Танцевальная терапия применяется для профилактики неврозов и детских комплексов.
Игровая терапия. Помогает преодолеть психологические и социальные трудности, которые препятствуют личностному развитию ребёнка. Цветотерапия. Она известна очень давно. Доказано влияние каждого цвета на организм человека.
Песочная терапия. Это увлекательные упражнения и игры позволяющие ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и избавиться от страхов, комплексов и эмоционального напряжения, развивать как мелкую моторику, так и сенсорику.
Куклотерапия. Она помогает ребёнку бороться со страхами и психологическими проблемами.
Лепкотерапия. Влияет у детей на мелкую моторику, а также развивает такие качества как внимательность и усидчивость.
Все средства арт-терапии являются эффективным методам развития сенсомоторной системы школьников.
Опытно-экспериментальная работа раскрывает развитие сенсомоторных способностей детей в ходе занятий по математике с применением средств арт-терапии. На основе изучения теоретических исследований по проблеме сенсомоторного воспитания младших школьников нами была поставлена цель - составить и апробировать программу развития сенсомоторных способностей младших школьников при помощи средств арт-терапии на уроках математики. В эксперименте участвовали учащиеся 1-х классов.
На констатирующем этапе нами была проведена диагностика уровня сенсомоторных способностей детей младшего школьного возраста с применением следующих методик:
-тест Гудинафа-Харриса «Нарисуй человека», предназначенный для оценки уровня интеллектуального развития детей. Данная методика широко используется в качестве компонента комплексного обследования ребенка;
-зрительно-моторный тест Лоретты Бендер, предназначенный для оценки уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей. Тест Бендера оценивает развитие способности детей к копированию (перерисовыванию) различных геометрических фигур и их сочетаний.
На этом этапе мы зафиксировали, что в экспериментальной и контрольной группах нет детей с высоким и низким уровнем выполнения теста Гудинаф–Харриса «Нарисуй человека. У большинства детей средний уровень развития сенсомоторики. Уровень развития зрительной перцепции, тонкой моторики- низкий (52%); присутствует незначительное количество детей с высоким уровнем -всего 16%.
Проведенный анализ существующими методиками для оценки уровня сенсомоторного развития у детей младшего школьного возраста, выявил недостаточный уровень зрительной перцепции и сенсомоторики, а также показал средний уровень интеллектуального развития у большинства обследуемых детей.
Анализ результатов эксперимента нацелил нас на проведение развивающих занятий в экспериментальном классе с применением технологий арт-терапии.
Развивающая арт-терапевтическая программа «В гостях у Математики» рассчитана на обучение младших школьников элементам математики от 7-ти до 8-ти лет и является интегрированным курсом, который включает в себя несколько видов арт-терапии. Данная программа рассчитана сроком на 1 год, занятия мы проводили 2 раза в неделю, продолжительность одного занятия – 30 минут.
Все занятия проходят в комфортной, доброжелательной обстановке в сопровождении релаксационной музыкой. Использование музыки помогает детям успокоиться, раскрепоститься и расслабиться, снять психологические зажимы, а так же настроиться на процесс творчества и углубиться в себя.
Во время арт-терапевтических занятий проводится чередование самостоятельной работы ребенка и активного диалога с обсуждением, обменом ассоциациями и истолкованием получаемого материала. Каждый из этих занятий - это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Игры, мы подбирали с учетом индивидуальных особенностей детей, поскольку они являются одним из эффективных средством активизации обучения. Например, складывая «квадрат» при помощи «Квадрата Воскобовича», дети знакомятся с геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, прямоугольник). Играя с «квадратом», дети получают задания на тренировку внимания, логики, сообразительности. Еще одна из развивающих игр Воскобовича, которую можно использовать на занятиях по математике это «Фонарики» (приложение к коврографу «Ларчик»). Эта игра способствует: тренировке мелкой моторики руки, совершенствованию внимания, памяти, мышления, восприятию формы, величины. Кубики «Сложи узор» помогают развивать у детей сообразительность, навыки счета, логическое мышление.
В программе мы предложили этапы работы для учащихся, для учителей, для родителей.
После проведения занятий в эксперементальной группе, были полученные результаты:
У детей возрос интерес к двигательной деятельности (пальчиковым играм и упражнениям).
Отмечается положительная динамика в развитии сенсомоторики, речи.
Значительно повысились внимание и память детей.
Произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера.
5.Формирование коммуникативных способностей детей.
На заключительном этапе эксперимента была проведена вторичная диагностика уровня развития сенсомоторных способностей детей экспериментального и контрольного класса методами контрольного этапа.
Мы увидели положительную динамику изменений портрета ребенка в сравнении с результатами констатирующего эксперимента. Для выявления эффективности влияния выдвинутых педагогических условий на развитие и коррекцию сенсомоторики у детей младшего школьного возраста мы применили методы статистической обработки – t-критерий СтъюдентаИтак, на контрольном этапе мы получили данные, свидетельствующие о наличии статистически значимых различий в показателях зрительной перцепции и сенсомоторики в экспериментальной группе: показатели улучшились, следовательно, мы можем сделать вывод, об эффективности программы по развитию сенсомоторных навыков и умений у детей младшего школьного возраста при помощи средств арт-терапии.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют нам сделать вывод о том, что предложенная развивающая программа является эффективным средством в развитии сенсомоторных способностей младших школьников. Определена роль начального школьного образовательного учреждения в сенсомоторном развитии детей. Создана и апробирована программа по развитию сенсомоторных компетенций младших школьников средствами арт-терапии на занятиях по математике.
Это позволяет нам сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза, верна.