Организация и оказание сестринской помощи при заболеваниях органов дыхания
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Теоретического занятия
По профессиональному модулю:
«Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
Раздел: Осуществление лечебно-диагностических вмешательств в терапии, фтизиатрии, дерматовенерологии, гериатрии, неврологии и психиатрии
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Тема Организация и оказание сестринской помощи при заболеваниях органов дыхания
Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело. 3 курс
(базовый уровень)
Купино
2016
Рассмотрена на заседании
предметно - цикловой методической комиссии
______________________________________________
Протокол____ от___________________2016________ г.
Председатель ______________ /__________________/
Автор - составитель: преподаватель профессионального модуля Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах Романькова Надежда Сергеевна
Пояснительная записка
К методической разработке по профессиональному модулю: «Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационных процессах» по теме: Организация и оказание сестринской помощи при заболеваниях органов дыхания.
Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме: Организация и оказание сестринской помощи при заболеваниях органов дыхания
В ходе теоретического занятия студенты закрепляют полученные знания по основным принципам организации сестринского ухода в терапии, роли сестринского персонала в подготовке и проведении дополнительных методов обследования.
Используются следующие формы работы: индивидуальная работа, самостоятельная работа. Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, предъявляемыми к структуре, содержанию и результатам освоения профессионального модуля Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности 34.02.01 Сестринское дело среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать:
Причины, клинические проявления, возможные осложнение, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;
Пути введения лекарственных препаратов;
Виды, формы и методы реабилитации;
Вести утверждённую медицинскую документацию;
Осуществлять реабилитационные мероприятия;
Правила использования аппараты, оборудования, изделий медицинского назначения;
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;
ПК 2.2Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;
ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами;
ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями;
ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса;
ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала», (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2), «Самостоятельная работа студентов» (приложение№3), «Физкультминутка» (приложение №4), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№5), Подведение итогов.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема занятия Организация и оказание сестринской помощи при заболеваниях органов дыхания.
Место проведения кабинет
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.
Цели занятия:
1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, организация и оказание сестринской помощи при бронхиальной астме. Пути введения лекарственных средств. ПК 2.1 ПК 2.2 ПК 2.3 ПК 2.4 ПК 2.5 ПК 2.6;
2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.
3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности (ОК 12). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).
Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать:
Причины, клинические проявления, возможные осложнение, методы диагностики проблем пациента организацию и оказание сестринской помощи;
Пути введения лекарственных препаратов;
Виды, формы и методы реабилитации;
Вести утверждённую медицинскую документацию;
Осуществлять реабилитационные мероприятия;
Правила использования аппараты, оборудования, изделий медицинского назначения;
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;
ПК 2.2Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;
ПК 2.3 Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами;
ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использованиями;
ПК 2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса;
ПК 2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.
Междисциплинарная интеграция:
Обеспечивающие: Анатомия и физиология человека, ПМ. 01. МДК. 01.01. Здоровый человек и его окружение, Основы патологии, Фармакология, Психология, Основы микробиологии и иммунологии, Гигиена и экология человека, Основы латинского языка с медицинской терминологией
Обеспечиваемые: ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий, ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях
Внутридисциплинарные связи: Осуществление сестринской помощи при заболеваниях органов дыхания, Осуществление сестринской помощи при заболевании органов кровообращения, Осуществление сестринской помощи пациентам при заболеваниях почек.
Методическое обеспечение занятия: Вопросы для входного контроля знаний, содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, алгоритмы выполнения манипуляций
Самостоятельная работа: конспект лекции, Э.В. Смолева., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи Серия «Медицина для вас», Ростов-на-Дону, «Феникс» Работа с текстом учебника. Оформление глоссария по теме.
Перечень литературы:
Основная: Э.В. Смолева., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи Серия «Медицина для вас», Ростов-на-Дону, «Феникс»
Дополнительная: Т. П. Обуховец., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: ПРАКТИКУМ. Издание – 3. Ростов – на – Дону «Феникс» 2013.
Описание хода занятия
№ Основные этапы
занятия. Коды формируемых
компетенций Ориентировочное время Содержание этапа. Методическое обоснование
1. Организационный момент
Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность 2 мин. Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию
2. Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование
ОК 1; ОК 7.
Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста 3 мин. Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.
3. Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1)
ОК 4
Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию 15 мин. Использование активных форм опроса с указанием цели:
-фронтальный опрос с целью определения уровня знаний
-тестовый контроль
4. Изложение нового материала (приложение №2)
Цель- сформировать умения применения приемов психологической саморегуляции40 мин
Словесный, (вербальный) метод обучения.
5. Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК 13
Цель: организовать студентов для самостоятельной работы 2мин Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы: в форме заполнения индивидуальных карт
6. Самостоятельная работа студентов по формированию ОК 2; ОК 8; ОК 13; ПК 2.1. ПК 2.2 ПК 2.3. (приложение №3)
Цель: сформировать умения применения приемов психологической саморегуляции10 мин. Выполнение студентами заданий в рабочей тетради: новые термины и понятия.
Физкультминутка
реализация ОК 14 (приложение №4)
Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей 3 мин Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.
6. Осмысление и систематизация полученных знаний реализация
ОК 4; ОК5 (приложение №5)
Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения 10 мин. Закрепление материала осуществляется: путем решения проблемных вопросо в форме элементов симуляционной игры. игра
7. Подведение итогов.
3 мин. Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.
8. Задание на дом мин. Э.В. Смолева Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. Стр.105 – 113.
Всего 90 мин Приложение №1
Тестовый контроль
1.К базисному лечению бронхиальной астмы относится
а) проивовоспалительная терапия
б) ферментативная терапия
в) элиминационная терапия
г) физиотерапия
2.Основной симптом при бронхиальной астме
а) инспираторная одышка
б) кашель с гнойной мокротой
в) кровохарканье
г) приступ удушья
3.Вынужденное положение пациента при приступе бронхиальной астмы
а) горизонтальное
б) горизонтальное с приподнятыми ногами
в) лежа на боку
г) сидя, с упором на руки
4.Пациент должен тщательно полоскать рот после применения ингалятора
а) вентолинаб) бекотидав) беротекаг) астмопента5.Небольшое количество вязкой стекловидной мокроты выделяется приа) абсцессе легкого
б) бронхиальной астме
в) пневмонии
г) экссудативном плеврите6.При приступе удушья на фоне бронхиальной астмы применяется
а) кодеин
б) либексинв) сальбутамолг) тусупрекс7.Для профилактики приступов удушья при бронхиальной астме используется
а) астмопентб) беротекв) инталг) теофиллин
8.Пикфлоуметрия – это определение
а) дыхательного объема
б) жизненной емкости легких
в) остаточного объема
г) пиковой скорости выдоха
9."Ржавый" характер мокроты наблюдается приа) остром бронхитеб) бронхиальной астме
в) пневмонии
г) сухом плеврите10.Частота дыхательных движений в норме в мин.
а) 6-10
б) 20-40
в) 60-80
г) 16-20
Эталон ответов
А
Г
Г
Б
Б
В
В
Г
В
Г
Фронтальный опрос
Дать определение - Бронхиальная астма?
Перечислить предрасполагающие факторы (генетически обусловленные)?
Перечислить усугубляющие (способствующие) факторы БА?
Перечислить факторы, или «индукторы» , которые сенсибилизируют дыхательные пути и вызывают начало заболевания?
Перечислить симптомы в период предвестников приступа удушья?
Назовите лабораторные и инструментальные исследования?
Что относится к немедикаментозному лечению бронхиальной астмы?
Приложение №2
Изложение нового материала
Сестринский процесс при бронхиальной астме
Сестринский процесс при бронхиальной астме. Информация о заболевании. Бронхиальная астма (БА) - самое распространенное хроническое заболевание дыхательных путей в детском возрасте. Частота ее продолжает расти. Заболевание, начавшееся в детстве, продолжается и в старшем возрасте. Длительно текущая бронхиальная астма может приводить не только к инвалидизации ребенка, но и к смерти.
Бронхиальная астма - это аллергическое заболевание, которое характеризуется повторными приступами удушья (бронхоспазма). В основе заболевания лежит стойкое аллергическое воспаление дыхательных путей от слизистой оболочки носа до мельчайших бронхов и бронхиол. Развитие бронхиальной астмы тесно связано с воздействием различных факторов.
Предрасполагающие факторы:Атопия: выработка организмом повышенного количества иммуноглобулинов Е.Гиперреактивность бронхов - повышенная реакция на раздражители в виде легкого и быстрого развития обструкции.Наследственность - риск развития БА у ребенка, родители которого имеют признаки аллергии в 2-3 раза выше, чем у ребенка, чьи родители здоровы.
Причинные факторы:Аллергены - пищевые, бытовые, эпидермальные, пыльцевые, грибковые, лекарственные, вирусы, химические вещества, вакцины. Под действием аллергенов у детей формируется сенсибилизация и аллергия. Формирование различных видов сенсибилизации происходит в определенной временной последовательности. У детей грудного возраста вначале формируется сенсибилизация к пищевым и лекарственным аллергенам. В возрасте от 1 года и до 5 лет формируется сенсибилизация к бытовым, эпидермальным, грибковым и пыльцевым аллергенам. К 5 годам у ребенка уже формируется бронхиальная астма с поливалентной сенсибилизацией. Ведущую роль в формировании БА среди бытовых аллергенов отводят клещам домашней пыли. Благоприятные условия для их размножения это влажный воздух, температура воздуха от 15 до 24 °С. Основными местами их обитания являются мягкая мебель и постель, но они распространяются по всей квартире: мягкие игрушки, паласы, настенные ковры, домашняя обувь и т. д. Питаются клещи чешуйками верхнего слоя кожи человека или домашних животных, плесенью, волосом, пером, растительной пищей. Аллергенными свойствами обладают покров и выделения клещей. Живут клещи около 1 мес. Аллергенность мертвых клещей сохраняется месяцами и даже годами. Основной путь проникновения бытовых аллергенов в организм ингаляционный. Поэтому БА с бытовой сенсибилизацией характеризуется круглогодичным обострением, преобладанием приступов удушья ночью или при уборке квартиры.К эпидермальным аллергенам относятся шерсть, пух, перо, перхоть, выделения, слюна домашних животных и насекомых (тараканов), сухой корм для рыбок. Нужно помнить, что неаллергенных животных не бывает.Пыльцевая сенсибилизация обусловлена пыльцой растений (дуб, береза, тополь, клен, ольха, злаки, сорняки и др.).Действие причинных факторов усугубляют:- Респираторные вирусные инфекции - вирусы повреждают слизистую оболочку, повышают ее проницаемость для аллергенов, усиливают гиперреактивность бронхов.- Патологическое течение беременности - контакты с аллергенами, профессиональная вредность, нерациональное питание, инфекционные заболевания.- Недоношенность, нерациональное питание ребенка - раннее искусственное вскармливание, ранее введение в рацион ребенка пищевых продуктов, обладающих сенсибилизирующей активностью.- Наличие аллергического дерматита и других аллергических заболеваний.- Пассивное или активное курение - 20 % детей из семей, где курит один родитель, заболевают БА уже в раннем возрасте.- Факторы (триггеры), вызывающие обострение БА: Аллергены, вирусные респираторные инфекции, физические нагрузки, эмоциональные стрессы, изменение метеоусловий.- Варианты течения БА: атопическая, инфекционно-зависимая, нервно-психическая, паторецепторная и дисгормональная.
Степени тяжести БА:- легкая - дневные редкие приступы удушья 1-3 раза в месяц при контакте с конкретным аллергеном. Снимается однократным использованием бронхолитика;- среднетяжелая - приступы днем и ночью, 1 раз в неделю. Снимаются после повторного применения бронхолитика и гормонов:- тяжелая - приступы несколько раз в неделю или ежедневно днем и ночью.Современные методы диагностики: общий анализ крови: кожные тесты для выявления значимых аллергенов: радиоиммунные и иммуноферментные методы определения общего иммуноглобулина Е и специфических иммуноглобулинов в сыворотке крови; спирометрия для оценки функции внешнего дыхания у детей старше 5 лет; тест с физической нагрузкой для выявления бронхиальной гиперреактивности; пикфлоуметрия - мониторинг ПСВ (пиковой скорости выдоха) для оценки степени тяжести БА и контроля эффективности назначенной терапии; исследование мокроты; рентгенография легких; бронхоскопия.
Лечение бронхиальной астмы
1. Элиминационные мероприятия подбираются для каждого ребенка индивидуально.Гипоаллергенная диета - исключение из пищевого рациона ребенка продуктов, содержащих аллергены: шоколад, шоколадные конфеты, кофе; мед. орехи, соки, содержащие различные консерванты и эссенции; газированные напитки; рыба и морепродукты; куриное яйцо, коровье молоко; грибы и консервированные продукты; острые и пряные продукты; овощи и фрукты красного, желтого и оранжевого цвета; ананасы, киви, бананы, дыня, черная смородина.Гипоаллергенный быт - особенно детям при бытовой и эпидермальной сенсибилизации. Необходимо проведение мероприятий, направленных на борьбу с клещами домашней пыли и изменение экологии жилья: использовать специальные очистители воздуха для удаления аллергенных частиц в воздухе: уменьшить влажность за счет регулярного проветривания, просушивания постели, используя специальные осушители воздуха; убрать из квартиры, особенно из спальни ребенка настенные ковры, паласы, лишнюю мебель, комнатные растения: перьевую подушку заменить подушкой с синтетическим наполнителем, использовать противоаллергенные чехлы для матраца и других постельных принадлежностей; держать книги на закрытых стеклом полках; при проведении уборки желательно использовать специальные салфетки и пылесосы с одноразовыми съемными фильтрами; присутствие ребенка в момент уборки недопустимо; постельное белье менять 1 раз в неделю; промораживать или просушивать на солнце подушки, матрацы, одеяла и другие вещи (холодный воздух и солнечный свет вызывают гибель клешей) или 1 раз в год сдавать в химчистку, или стирать ежемесячно в горячей воде; мягкие игрушки стирать в горячей воде 1 раз в 3 мес. или класть на ночь в морозильную камеру; нахождение мягких игрушек в кровати во время сна ребенка недопустимо; применять различные химические препараты для уничтожения живых клещей - акрициды (милбиол и др.),но после обработки комнаты желательно в течение суток в ней не находиться, тщательно проветрить и провести сухую уборку пылесосом, желательно отказаться от домашних животных; исключить курение в квартире; исключить контакты ребенка с бытовой химией; в присутствии ребенка не использовать вещества с резким запахом.
2. Медикаментозная терапия.- Базисная терапия: регулярный, ежедневный и длительный прием препаратов с целью снижения аллергического воспаления слизистой бронхов, предотвращения обострений: кромогликат натрия (интал), недокромил натрия (гайлед); бекотид, пульмикорт и др.; сальметерол, сальбутамол, оказывающие длительный бронхо-расширяюший эффект; комбинированные ингаляционные препараты; препараты группы теофиллина пролонгированного действия.Выбор препаратов и дозы для базисной терапии зависят от степени тяжести БА. Эффективность базисной терапии зависит от правильного выбора и применения устройства для ингаляции. Детям младше 4 лет лучше использовать дозированные аэрозольные ингаляторы (ДАИ) и спейсер с лицевой маской: детям в 4-6 лет - ДАН и спейсер с мундштуком; детям старше 6 лет - ДАИ, ДАИ со спейсером, дозированный порошковый ингалятор (ДПИ). Медицинская сестра должна обучить ребенка и родителей правилам использования ингаляторов и постоянно контролировать сохранения навыков.- Лечение обострения (острого приступа или затяжного состояния бронхиальной обструкции): для восстановления проходимости бронхов используются бронхоспазмолитики: сальбутамол-ДАИ, вентолин-ДАИ, беротек-Н ДАИ: атровент-ДАИ, беродуал, беродуал-ДАИ. Теофиллин и эуфиллин используются в виде раствора для внутривенного введения.
Этапы сестринского процесса при бронхиальной астме:
1 этап. Сбор информации
- Субъективные методы обследования:Жалобы: затрудненное дыхание, кашель.История (анамнез) заболевания: начало острое с повышения температуры тела.История (анамнез) жизни: наличие аллергических заболеваний у родителей и/или родственников; сопутствующие аллергические заболевания у ребенка (дерматит, крапивница, отек Квинке и др.); повторяющиеся эпизоды свистящего дыхания, экспираторной одышки; кашель в ночные и утренние часы.- Объективные методы обследования:Осмотр во время приступа: самочувствие ребенка нарушено, испуган, вынужденная поза - сидит с приподнятым плечевым поясом, опираясь на край стула/постели; экспираторная одышка, дыхание шумное, дистанционные свистящие хрипы, цианоз носогубного треугольника. раздувание крыльев носа, набухание шейных вен; кашель приступообразный с тягучей, вязкой мокротой. При аускультации - сухие свистящие и влажные хрипы.
2 этап. Выявление проблем больного ребенка
У пациента с БА нарушаются потребности: поддерживать общее состояние, дышать, есть, спать, отдыхать, общаться.Существующие проблемы, обусловленные бронхоспазмом. отеком слизистой оболочки, гиперсекрецией слизи в просвет бронхов: экспираторная одышка, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры. тахикардия, кашель с вязкой мокротой.Потенциальные проблемы: риск ателектаза, эмфиземы, пневмоторакса. сердечной недостаточности.
3-4 этапы. Планирование и реализация ухода за пациентом в стационаре
Цель ухода: способствовать наступлению ремиссии, не допустить развитие осложнений
Сестринский процесс при бронхиальной астме.
План ухода1.Обеспечивать организацию и контроль над соблюдением режима.Реализация ухода:Независимые вмешательства: Провести беседу с пациентом и /или родителями о причинах развития заболевания, особенностях лечения и профилактике осложнений. Убедить в необходимости лечения в стационаре, выполнении всех рекомендаций.Мотивация:Создание режима щажения ЦНС и органов дыхания. Расширение знаний.
2. Обеспечивать организацию и контроль питания.Реализация ухода:Независимые вмешательства . Проведение беседы с пациентом/родителями об особенностях гипоаллергенной диеты. необходимости ее строгого соблюдения не только в стационаре, но и дома после выписки.Мотивация:Удовлетворение, физиологических, потребностей. Профилактика обострений.
3. Организация досуга.Реализация ухода:Независимые вмешательства: Рекомендовать родителям принести ребенку любимые книги, игры и др.Мотивация:Создание условий для соблюдения режима
4. Создание комфортных условий в палате.Реализация ухода:Независимые вмешательства: Контролировать проведение влажной уборки и регулярного проветривания; регулярность смены постельного белья; соблюдение тишины в палате.Мотивация:Удовлетворение физиологических потребностей во сне. Улучшение дыхания.
5. Оказание помощи в проведении гигиенических мероприятий, и приеме пищи.Реализация ухода:Независимые вмешательства: Провести беседу о необходимости соблюдения гигиены. Рекомендовать родителям принести зубную пасту, расческу, чистое сменное белье.Мотивация:Удовлетворение потребности быть чистым.
6. Выполнять назначения врача.Реализация ухода:Зависимое вмешательство: Проведение базисной терапии.Независимые вмешательства : Объяснить пациенту и/или родителям необходимость приема лекарственных препаратов. Провести беседу с пациентом и/или родителями о возможных побочных эффектах препаратов. Научить пациента и /или родителей правилам применения ДАИ и других устройств для ингаляций, методике проведения пиклоуметрии и ведению дневника самоконтроля.Контролировать устойчивость практических навыков у пациента/родителей. Сопровождать на диагностические исследования, объясняя цель и необходимость проведения. Обеспечить психологическую поддержку пациенту и родителям.Мотивация:Нормализация морфологических изменений в бронхах и функциональных показателей. Повышение уровня знаний.Эффективность лечения. Раннее выявление побочных действий лекарственных препаратов.
7. Обеспечивать динамическое наблюдение за реакцией пациента на лечение.Реализация ухода:Независимое вмешательство: Опрос о самочувствии, жалобах, измерение температуры тела утром и вечером; контроль ЧД, ЧСС; наличия и характера одышки и кашля; контроль физиологических отправлений. При ухудшении общего состояния срочно сообщить лечащему или дежурному врачу.Мотивация:Контроль эффективности проводимого лечения и ухода. Раннее выявление и профилактика осложнений.
5 этап. Оценка эффективности ухода
При правильной организации сестринского ухода наступает ремиссия, пациент выписывается под наблюдение педиатра, аллерголога, пульмонолога в детской поликлинике. Пациент и его родители должны знать об особенностях организации режима, диеты, элиминационных мероприятиях, о необходимости диспансерного наблюдения и строгом соблюдении всех рекомендаций.
Приложение№3
Новые термины и понятия
Факторы риска, которые обостряют течение БА, усиливая процесс воспаления,
Называют - «триггерами» (провокаторами).
Под атопией понимается генетически обусловленная гиперпродукция иммуноглобулинов Е (реагины).
Пикфлоуметрия- измерение пиковой скорости выдоха (ПСВ) с помощью портативного прибора- пикфлоуметра.
«Аспириновая триада»- наличие астмы, полипозная риносинусопатия, непереносимость аспирина в анамнезе.
Бронхиальная астма легкого интермиттирующего (эпизодического) течения- симптомы астмы возникают реже 1 раза в неделю.
Бронхиальная астма легкого персистирующего течения- симптомы астмы возникают более 1 раза в неделю, но не более 1 раза в день.
Ступенчатый подход к лечению астмы- предусматривает выбор препоратов в зависимости от степени тяжести заболевания. Комплекс лечебных мероприятий , рекомендуемых для больных с определенной тяжестью БА, обозначается как соответствующая ступень.
Астматический статус-это тяжелый затянувшийся приступ БА , характеризующийся выраженной прогрессирующей дыхательной недостаточностью, резистентной к обычной адекватной терапии (В2 –агонистами).
Бронхиальная обструкция- сужение просвета бронхов.
Атопическая бронхиальная астма — аллергическая (экзогенная) бронхиальная астма, имеющая наследственный характер.
Вынужденное положение- (часто сидя, держась руками за стол) поза больного с приподнятым верхним плечевым поясом, грудная клетка приобретает цилиндрическую форму.
ЖЕЛ- жизненная емкость легких.
Анафилаксия – аллергическая реакция I типа, проявляющаяся в виде крапивницы, отека Квинке или системной аллергической реакции.
Ингалятор - (лат. inhalo, inhalatum – «вдыхать», от halo – «дышать, выдыхать, дуть») – аппарат для получения аэрозолей или парогазовых смесей и их введения в дыхательные пути человека.
Приложение№4
Физкультминутка
И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.
И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.
И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.
Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.
Приложение№5
Ситуационная задача с элементами симмуляционного обучения
Пациент М., 68 лет, госпитализирован в пульмонологическое отделение с диагнозом аллергическая бронхиальная астма средней степени тяжести, приступный период. Предъявляет жалобы на периодические приступы удушья, кашель с небольшим количеством вязкой мокроты. Отмечает некоторую слабость, иногда головокружение при ходьбе.
Врач назначил пациенту ингаляции сальбутамола при приступах. Однако сестра выяснила, что пациент допускает ряд ошибок при применении ингалятора, в частности, забывает встряхнуть перед использованием, допускает выдох в ингалятор, не очищает мундштук от слюны и оставляет открытым на тумбочке. По словам пациента, инструкция набрана очень мелким шрифтом и непонятна.
Дыхание с затрудненным выдохом, единичные свистящие хрипы слышны на расстоянии. Частота дыхания 20 в минуту, пульс 86 в минуту, удовлетворительных качеств, АД 140/90 мм рт. ст.
Задания
Определите проблемы пациента; сформулируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Обучить пациента и его родственников применению ингалятора при приступах
Эталон ответа
Проблемы пациента:
Не умеет правильно пользоваться карманным ингалятором.
Риск падений.
Неэффективно откашливается мокрота.
Приоритетная проблема: не умеет правильно пользоваться карманным ингалятором.
Цель: пациент продемонстрирует умение правильно пользоваться карманным ингалятором к концу беседы с сестрой.
План Мотивация
1. Беседа о правилах пользования ингалятором Обеспечение права на информированное согласие
2. Демонстрация ингалятора и правил обращения с ним Обеспечение правильности выполнения назначений врача
3. Адаптация имеющейся инструкции к уровню понимания гериатрического пациента и запись крупным шрифтом. Обеспечение правильности выполнения назначений врача
4. Контроль за правильностью применения ингалятора Оценка сестринского вмешательства
Оценка: пациент использует карманный ингалятор правильно. Цель достигнута.
Студент демонстрирует применение карманного ингалятора.
Последовательность выполнения процедуры:
1) взять ингалятор с лекарственным веществом;
2) психологически подготовить пациента к манипуляции;
3) сверить надпись на ингаляторе с врачебными назначениями и проверить срок годности препарата;
4) хорошо встряхнуть баллончик ингалятора;
5) снять с баллончика защитный колпачок, перевернув его вверх дном;
6) попросить пациента держать баллончик в руке, а губами охватить мундштук баллончика;
7) порекомендовать пациенту нажать на колпачок ингалятора во время глубокого вдоха;
8) попросить пациента задержать дыхание на несколько секунд;
9) после ингаляции надеть на мундштук баллончика колпачок.