Конспект занятия Дифференциация звуков [б-п], [б’-п’] и букв Б – П в слогах, словах и предложении (2 класс)
Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во втором классе "Дифференциация звуков [б-п], [б’-п’] и букв Б – П в слогах, словах и предложении".
Цель: закрепить умение дифференцировать звуки [б - п], [б’-п’] в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
закрепление различения звуков [б - п], [б’-п’] на слух в слогах, словах и предложениях, совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза;
2.Коррекционно-развивающие:
закрепление развития умения соотносить звуки [б - п], [б’-п’] с буквами Б –П;
развитие зрительного восприятия, кинестетических представлений, и слухоречевой памяти;
3.Коррекционно-воспитательные:
воспитание у учащихся самоконтроля за речью и поведением;
Оборудование:
карточки со словами, листья деревьев со словами, индивидуальные карточки со слогами (ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, при__вил, за__ва, __гаж, __нан, __лата, ры__лка), индивидуальные карточки с предложениями, картины с образом буквы, конверты, тетради, ручки, карандаши, компьютер, экран, проектор.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Психогимнастика.
Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
2Сообщение темы занятия.
Л: - Ребята, перед вами лежат листочки в клеточку, для того чтобы узнать тему нашего занятия, нам нужно выполнить инструкцию.
От первой отмеченной точки проведите линию на три клетки вправо, одну вниз, две клетки влево, одну вниз, две клетки вправо, три клетки вниз, три клетки влево, пять клеток вверх. Внутри фигуры найдите точку и от неё проведите линию: одну клетку вправо, одну вниз, одну влево, одну вверх.
Найдите вторую точку, от нее проведите линию на 3 клетки вправо, 5 клеток вниз, 1 клетку влево 4 вверх, 1 клетку влево, 4 клетки вниз, 1 клетку влево и 5 клеток вверх.
(На листочках в клеточку под инструкцию логопеда ученики рисуют печатные буквы П и Б). (Слайд 2)
Л:- А теперь посмотрите, что у нас получилось?
Д: - Буквы П и Б.
Л: - Правильно, сегодня мы с вами продолжим работать со звуками [б], [б’], [п], [п’].
Что вы можете рассказать про эти звуки? (согласные, твердые, мягкие, парные по глухости - звонкости.).
Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков). (Слайд 3) Молодцы ребята.
- Какие это буквы по написанию?
Д: Печатные
Л: Правильно это печатные буквы П и Б.
Л: Посмотрите внимательно на экран, давайте вспомним, как пишутся прописные буквы Б и П.
Дети в воздухе прописывают буквы при помощи компьютера. (слайд 4-9)
Л: Молодцы ребята!
Л: Ребята посмотрите по сторонам у нас с вами в кабинете листочки с разных деревьев, 1 ряд собирает зеленые листочки, 2 ряд – желтые листочки, 3 ряд красные листочки.
Дети собирают листочки, и садятся на места.
Л: Да это не простые листочки, на них слова, на одних слова со звуком [б ], [б’], а на друг их слова со звуком [п], [п’]. Нам нужно разделить их в два столбика:
в первом слова со звуком [б],
во втором слова со звуком [п].
Л: - ученики, сидящие на 1 варианте, называют слова со звуков [б], 2 вариант слова со звуком [п].
Молодцы ребята!
Л: Ребята посмотрите на экран, здесь зашифрованы слова? Нам с вами нужно их отгадать. ( Слайд 10)
Д: бочка, почка
Дети отгадывают ребусы. Правильность отгадок подтверждают слова, которые появляются на экране.
Л: Ребята, вы правильно отгадали ребусы, это бочка и почка!
Л: Ребята и если мы с вами назовем не тот звук, то у нас с вами может получиться совсем другое слово.
Давайте в этом убедимся. Возьмите конверты, в конвертах у вас задание, что бы выполнить задание, вам нужно работать в парах. Один из учеников называет слово, которое видит перед собой, а второй ученик заменяет звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б]. Будьте внимательны.
(палка, почка, пой, балка, бой, бочка, быль, панк, банк, пыль, блещут, панк, плещут, банк, пар, бар)
А теперь поменяйтесь, карточками и назовите получившиеся слова, заменяя звуки.
Л: Молодцы ребята. Вы хорошо трудитесь, а теперь давайте с вами отдохнем.
3Физминутка. (слайд 11)
Детям предъявляется картины, на которых показано, как можно показать буквы Б и П. логопед называет звуки а дети показывают эти буквы.
4. Закрепление
Л: Молодцы ребята, присаживайтесь. У вас на столах конверты давайте их откроем и посмотрим, что там. В конверте карточка со словами, в них пропущены слоги «па» или «ба». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.
( ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, при__вил, за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата, ры__лка) (слайд 12)
Л: Молодцы, ребята посмотрим на экран. (слайд 13)
На экране высвечиваются предложения с пропущенным словом. Давайте прочитаем эти предложения и подберём соответствующее слово.
На огороде выросла большая, зеленая ______________.
Мама купила Пете три жёлтых, длинных _______________.
Девочки делили оранжевый, сочный ________________.
Как костер горит в гроздьях красная _______________.
Подтверждением правильности ответа служат картинки, которые появляются на экране.
Л: молодцы! Возьмите карточки и напишите пропущенное слово.
5. Подведение итогов.
Л: Ребята вы сегодня хорошо занимались. Давайте вспомним, какие звуки мы сегодня повторяли? Чем они похожи? Чем различаются? Какими буквами они обозначаются при письме?
Дети дают ответы.
ЎђЗаголовок 1"ђЗаголовок 2№ђЗаголовок 315