Технологическая карта урока по литературе в 5 классе А.П.Чехов. Слово о писателе.Хирургия как юмористический рассказ
Технологическая карта урока литературы в 5 кл.
«А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ».
Оборудование: программа по литературе под редакцией В.Я.Коровиной; УМК: Литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в 2 ч./ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. 3-е изд. М: Просвещение,2014г. , портрет М.В.Ломоносова, проектор.
Формулирование цели
Создать условия для заинтересованности учащихся творчеством А.П.Чехова.
Сформировать представление о писателе.
Формулирование задачи
Овладевать знаниями о понятиях юмор в литературе
Совершенствовать навыки анализа и синтеза.
Развивать рефлексивные умения и навыки.
Основное содержание темы, термины и понятия
Знакомство с творчеством А.П.Чехова.
Анализ рассказа «Хирургия».
Владение навыками выразительного чтения, работы со словарем.
Умение формулировать, аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Проявление творческого отношения к процессу изучения темы.
Осознание особой роли личного участия в анализе произведения.
Развитие потребности самостоятельного инициативного чтения рассказов писателя.
Метапредметные результаты
Познавательные результаты
Умение:
находить качественные учебные материалы в различных информационных ресурсах, оценивать их достоверность;
прогнозировать учебную ситуацию;
устно передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в кратком или подробном виде, уметь давать монологические ответы на вопросы о прочитанном или прослушанном произведении;
обобщать полученную информацию.
Регулятивные результаты
Умение:
работать по предложенному учителем плану;
выполнять индивидуальные и коллективные задания различного вида в соответствии с поставленной целью;
формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.
Коммуникативные результаты
Умение:
аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения;
адекватно использовать речевые средства, давать оценку своим действиям, оценивать результат;
формулировать монологические ответы на вопросы, опираясь на знание текста, свой жизненный, читательский опыт, информацию, полученную на уроке или в сетевом пространстве;
согласовывать позиции и находить общее решение учебной ситуации.
Предметные результаты
Формирование представления о творчестве А.П.Чехова.
Знание начальных законов языка.
Усвоение понятий «юмор», краткости, выразительности, широты знаний и объема словарного запаса.
Формирование умение аргументировать и высказывать мнение в ходе коллективного обсуждения.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников УДД
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Чтение Басни А.П. Чехова Шли однажды через мостик Жирные китайцы, Впереди них, задрав хвостик, Торопились зайцы. Вдруг китайцы закричали: «Стой! Стреляй! Ах, ах!» Зайцы выше хвост задрали И попрятались в кустах. Мораль сей басни так ясна: Кто зайцев хочет кушать, Тот, ежедневно встав от сна, Папашу должен слушать.
О чем басня?
- Конечно о послушании. В басне использован каламбур.
Подводит учащихся к формулировке темы и целей урока ,
Обращается к детям : Правильно - мы сегодня изучаем творчество великого русского писателя А.П.Чехова
- Запишем тему на доске и в тетрадях.
Наш план урока:
1. Слово о писателе
2. Работа по рассказу
3. Подведение итогов урока
4. Дом. зад. с комментированием к нему
-О ком мы сегодня поведем речь?
Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Составляют план и последовательность действий Учащиеся определяют цель урока для себя (Р)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. - Кто , ребята слышал о Антоне Павловиче Чехове?
Жил на свете обыкновенный доктор, который родился 155 лет назад. Он много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, мазями, но самое главное – словами. Помогал и больным, и здоровым. Потому что был не только доктор, но и замечательный писатель. Звали
его Антон Павлович Чехов. Сегодня мы знакомимся с именем уникального писателя, который совмещал в себе сразу
две совершенно разные профессии - врача и писателя.
Антон Павлович Чехов (1860-1904 гг.) – писатель, литературная деятельность которого
началась в 80-х гг.XIX в.
Родился чехов в 17 января1860 года в Таганроге в семье мелкого торговца. Их было четверо братьев и сестра. Семья всегда нуждалась. Отец – суровый религиозный человек, часто наказывал Антошу. После окончания Таганрогской гимназии Чехов обучается портняжничеству.
В 16 лет остается один, так как родителя уезжают в Москву. В 1879 году Чехов тоже приезжает в Москву, поступает на медицинский факультет Московского университета. Он аккуратно посещал лекции, слушал профессоров, сдавал экзамены, а между тем… Печатается,
чтобы выжить, в юмористических журналах: «Стрекоза», «Зритель», «Русский сатирический листок» , «Развлечение», «Осколки», «Будильник». «Пока я учился, – вспоминал Чехов позже, – я
успел написать сотни рассказов под псевдонимом А.Чехонте, который, как видите, очень похож намою фамилию».
– Ребята, вспомните, что такое псевдоним. (Псевдоним – это подпись, которой авторзаменяет свою настоящую фамилию).
- Антоша Чехонте… Какими же должны быть рассказы, подписанные таким псевдонимом?
– Конечно, первые рассказы Чехонте – веселые, смешные, забавные, остроумные… Много
слов можно сказать. А самым точным будет одно только слово. Эти рассказы юмористические.
- Что такое юмор? Как вы это понимаете? Найдите в словаре объяснение и сравните со своим.
Подписывается смешно: Антоша Чехонте, то есть у него был псевдоним. Антон Павлович –человек необыкновенный: он был известным писателем, но поселился в деревне под Москвой,чтобы лечить простых людей. В годы голода он организует столовые, сбор средств для голодающих. Лечит людей даже в годы холеры, строит школы, создает библиотеку для крестьянских детей на свои средства. Но однажды он заразился туберкулезом, переехал для лечения в Ялту, потом в Германию, но 15 июля 1904 года он умер.
Вот таким необыкновенным человеком был этот писатель. А теперь узнаем немного о его творчестве.
2.2. Размышления по фактам биографии писателя.
Чехов не любил вспоминать сове детство “В детстве у меня не было детства”, – писал он
своему старшему брату Александру. Антон Павлович в 17 лет написал “Отец и мать –
единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею.
Если я буду высоко стоять, то это дело их рук, славные они люди…”
“… я никогда не мог простить отцу, что он
меня в детстве сек”. Отец заставлял своих детей часами выстаивать в церкви и петь в церковномхоре, вставать на рассвете. Кроме того, они должны были помогать ему в торговой лавке:
отвешивать товар покупателям, надзирать за мальчиками-учениками. Все это было для детей
истинным проклятием. Уставшие и невыспавшиеся, дети с трудом учили уроки и часто получали
двойки, за что им доставалась порка. Но зато как весело бывало у Чеховых, когда отец был вхорошем расположении духа. Шутки, игры, прогулки, домашние спектакли – это яркие домашние
праздники. И душой всего этого было Антон. Отец пел, играл на скрипке, рисовал. Душой
семейства была мать, Евгения Яковлевна, она всю свою жизнь посвящала детям.
-Как вы можете это прокомментировать?
В Таганроге хозяевами торговых предприятий были греки. Отец мечтал о
таком будущем для своих детей. Знакомые греки советовали отдать сыновей в греческую школу,
суля им блестящее будущее. Школа состояла из 6 классов, все они помещались в одной комнате, и
со всеми занимался только 1 преподаватель. Занятия состояли в том, что он ничего не делал, а
только изобретал для учеников наказания. В течение всего года Антон и Николай не научились
по-гречески ни читать, ни писать, родители решили отдать детей в гимназию).- Как случилось, что Чеховы отдали своих детей – Антона и Николая – не в обычнуюшколу, а греческую?
Преподаватель таганрогской гимназии Покровский говорил, что из Антошки ждать ровно ничего нельзя. Вызывая его к доске, он говорил: “Чехонте!” Впоследствии Чехов стал подписывать так свои юмористические произведения.
С товарищами не откровенничал, но всегда приходил на помощь, кто в этом нуждался. Вгимназии он стал издавать журнал “Заика”. В последние годы жилось тяжело. Торговля отца не заладилась, он разорился и уехал в Москву. Антон остался в Таганроге, зарабатывал уроками средства на жизнь, даже посылал денежные переводы семье.
Своё будущее Чехов решил посвятить медицине. Получив диплом врача, он устраивается на работу в Подмосковье, в деревне Мелихово. Он по-прежнему видит себя врачом, а не писателем.
“Человек без селезенки”, “Врач без пациентов”.
Много добрых дел было сделано самим врачом и писателем
А.П.Ч.: он хлопотал о постройке и открытии школ для детей. Ребятам он писал письма, рисовал им смешные картинки, посылал подарки. Отвечают на вопросы.
Оценивают данную учебную ситуацию.
Анализируют ответы товарищей.(К)
3. Выявление места и причины. Чтение рассказа( по цепочке).
Объясните слова , которые у вас имеют затруднения в понимании.
Земский доктор- сельский доктор
Тракция-
Бурса ( духовное училище);
Оказия ( неудача )
Чечунчовая жакетка
-Что и как говорится о месте и о героях?
Читают , объясняют значение слов с помощью словаря. Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем (К) и сверстниками. Умеют
с помощью вопросов, мобильного интернета, сносок добывать недостающую информацию (П) Совершенствуют технику выразительного чтения (Л)
5. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство)Вопросы по а– Какова история сюжета? (в основе сюжета лежит случай из жизни).
– Много ли места отведено диалогу героев? (диалогу автор уделяет большое внимание).
– Имеются ли подробные пейзажные зарисовки и портретные характеристики?
(отсутствие подробных пейзажных зарисовок и портретных характеристик).
Чем заменено подробное описание? (наличие “говорящей” детали –Просфор, фамилия дьячка Вонмигласов. Вонвем-это означает «возглас, призыв», фамилия «Курятин».
Читаем вслух концовку.
-Как заканчивается рассказ? (яркая, смешная, неожиданная развязка). Отвечают на вопросы, задают вопросы учителю при затруднении в ответе.
Осуществляют контроль своей деятельности
Аргументировать свою позицию и высказывать ее в ходе коллективного обсуждения (К) формулировать вопрос по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения, оценивать данную учебную ситуацию.(Р), уметь сравнивать и аргументировать высказывания.(К)
6. Первичное закрепление Истории болезни Чехов называл “Скорбными листами”
-Составим «скорбный лист» героям рассказа.
-Что такое нравственность? (БОЛЕЗНЬ БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ, чинпочитание, невежество, халатность)
- в чем причина заболевания? (безграмотность, низкий уровень медицины, безграмотность)
-какой рецепт выписать нашим герою-фельдшеру? ( вежливость, наука, внимание). Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме Осуществляют контроль своей деятельности
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (На экране )Французский писатель Андре Моруа говорил о врачах и писателях так: “И те и другие относятся к человеческим существам со страстным
вниманием, и те и другие забывают о себе ради других”.
— Как вы понимаете это высказывание? Проверка ответов друг друга. Один говорит- другой дает оценку отвечающему , добавляя информацию или исправляя сказанное. Осознанно используют полученные знания (Л)
8. Рефлексия. -Что нового мы сегодня узнали?
- понравился ли вам урок? Высказывают свое мнение. Осознанно используют полученные знания (Л)
9.Задание на дом.
Чтение биографии А.П. Чехова , пересказ, читать рассказы писателя и рассказать сюжет одной по вашему выбору. Записывают д/зРазвитие потребности самостоятельного инициативного чтения (Л)