М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил». Проблематика сказки. Юмор и сатира. Идея автора.
Литература. 7 класс.
ТЕМА: М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил». Проблематика сказки. Юмор и сатира. Идея автора.
ЦЕЛИ УРОКА: образовательные
углубить знание учащихся о юморе и сатире, об авторской иронии, гиперболе, гротеске, особенностях сатирического повествования;
на основе языкового анализа данной сказки подвести учащихся к пониманию идейного содержания сказок Салтыкова-Щедрина.
развивающие сформировать умения самостоятельно работать в группе, аргументировать свою точку зрения;
воспитательная воспитать читателя с активной гражданской позицией;
ХОД УРОКА:
Организационный момент
Итак, на этом уроке мы с вами проанализируем «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», но сказка эта не будет похожа на те, что знакомы нам с детства. Сегодня мы обращаемся к сатирической сказке Салтыкова-Щедрина. Сказки этого автора предназначены для «детей изрядного возраста от 7 до 70 лет».
- Давайте вспомним, используя справочный материал, что же такое сказка? В каком разделе литературы она изучается, какими художественными особенностями она обладает, каковы её признаки? (Сказка – повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях.)
- В глубокой древности из уст в уста русский народ передавал вымышленные истории, их то и прозвали сказками. С принятием христианства на Руси их записали на бумагу. Так, сказки стали нравоучительным жанром фольклора, устного народного творчества, о вымышленных событиях и лицах. Однако русские писатели гораздо позднее стали обращаться к этому жанру литературы. Вспомним тех авторов, которые попробовали себя на почве писательства литературной сказки
- Как вы знаете, писательство в России XIX века не было профессией. Многие из литераторов служили. Знаете ли вы, чем запомнился в Вятке (нынешнем Кирове) чиновник губернского правления? Тем, что никогда не брал взяток, чем существенно отличался от большинства чиновников.
Имя этого чиновника было Михаил Евграфович Салтыков. По приезде в Вятку он не был еще известным писателем-сатириком. Он был молодым чиновником, которого отправили в ссылку за опубликованную им повесть «Запутанное дело».
А что вы знаете о писателе?
Сказки Салтыкова-Щедрина особенные, они предназначены думающему читателю. Сам писатель говорил, что писал их эзоповым языком, свойственным, как вы помните, жанру басни. Роднят щедринские сказки с баснями юмор, ирония, переходящая в сарказм. В основе сказок Щедрина лежат русские национальные особенности характеров героев и жизненных обстоятельств. Сорвались они, как это свойственно сатирическим произведениям, на злобу дня. Но крупный художник тем и отличается, что он умеет в конкретном случае увидеть и выявить то, что связано с общей жизнью человечества)
Аналитическая беседа
- Творчество Салтыкова-Щедрина отражает картину целой эпохи. Писатель сатирически с помощью аллегорий, приема переноса мира людей на мир животных, изобразил нескончаемую вереницу чиновников, помещиков, генералов и министров. А какие произведения Михаила Евграфовича мы читали? (Медведь на воеводстве, Карась-идеалист, Медведь на воеводстве, Дикий помещик, Премудрый пискарь, Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил)
- А о чём эти сказки, ребята?
(Они либо о покорном, но талантливом народе, боящемся возразить глупой и невежественной власти, либо о невежественных начальниках)
- А чем сказки Салтыкова-Щедрина отличаются от народных сказок? (Они сатирические, то есть высмеивающие пороки)
- Так, сказки Салтыкова-Щедрина высмеивают пороки, людей живших в 19 веке? (да)
- Правильно, а в каком веке живем мы с вами? (в 21 веке)
- А понятны ли нам, живущим в 21 веке сказки писателя, жившего 150 лет назад? (да)
- Так почему же нам в 21 веке так близки и понятны сказки Салтыкова-Щедрина?!
(потому что они отражают идеал настоящего героя времени-активного сильного)
-Можем ли мы назвать Салтыкова-Щедрина нашим современником?! А кто вообще такой современник? (это тот, кто живёт в одно время с кем-то)
- Или же живут его произведения, его мысли живут воедино с нами
Итак, обратите внимание на наш литературный буклет, тема сегодняшнего урока М.Е.Салтыков-Щедрин – наш современник. «Я писатель. В этом моё призвание».
- В конце 60-х годов 19 века формируется стиль произведений Щедрина, его «эзоповский язык», помогающий избегать жесткой цензуры.
Естественно, что жанр сказки был выбран Салтыковым-Щедриным неслучайно. Некоторые писатели, Толстой, Гаршин, также пробовали себя в жанре литературной сказки, однако Салтыков-Щедрин – единственный писатель, которому удалось плодотворно работать в жанре политической сатирической сказки.
- Ребята, а в чем особенность сатирической сказки? (Она высмеивает какой-либо порок)
- Так вот, сказки Щедрина - это сказки скорее для взрослых, «для детей изрядного возраста», как сам писатель их называл, ведь не каждый ребёнок может понять и прочувствовать злую насмешку автора над правительственной политикой, скрытую в аллегорических образах.
4. Анализ сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
- Открывает сказочный цикл писателя сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
В сатирическом произведении отрицательное всегда изображается крупным планом. Автор показывает и осмеивает с одной стороны полную неприспособленность генералов к жизни, их привычку пользоваться плодами чужого труда, праздное пустословие важных персон, а с другой стороны, покорность и угодливость мужика. (просмотр фрагмента мультфильма)
- Ребята, понравился вам мультфильм? (да)
- В том, что перед нами сказка сомнений нет, однако какие сказочные элементы свидельствуют об этом, ну-ка откройте-ка наш буклет, он обязательно вам поможет?
(Зачин – жили да были; Присказки – по щучьему велению, по моему хотению; Музыкальная интонация; Просторечные слова и поговорки – «С нами крестная сила», «Надобно пищу принять», «сыщут нумер», «Господи, да что же это такое!»;
Волшебство – генералы чудесным образом оказались на острове, мужик в пригоршне суп варит, откусил генерал второму генералу орден и проглотил;
Сказочная концовка – «и сколько тут денег загребли – того ни в сказке сказать, ни пером описать!»)
- Все так. А вот теперь давайте-ка поразмышляем над вопросом, почему же Михаил Евграфович называет свою сказку повестью?
(Потому что повесть – это жанр прозы, воспроизводящий естественное течение жизни, в сюжете обычно нет интриги, все крутится вокруг одного главного героя, который раскрывается в ряде эпизодов.)
- Конечно, делая акцент в названии на слово повесть, Салтыков-Щедрин хотел лишь указать, что за этими смешными образами генералов и покорного покладистого мужика скрывается естественное течение жизни России середины 19го века, и нет интриги в том, чтобы угадать безвольный, покорный, но безмерно талантливый народ в образе мужика, и невежественных чиновников в образе генералов..
-Построена сказка на принципе антитезы. А что это такое?
(Антитеза - противопоставление явлений понятий, контрастных образов)
- В чем заключается антитеза «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил?»
(Неприспособленность и глупость генералов противопоставлена смекалке и находчивости мужика.)
- Обратимся к тексту сказки. Прочтем начало повести.
Жили да были два генерала, и так как оба были легкомысленны, что в скором времени, по щучьему велению по моему хотению, очутились на необитаемом острове
- Кто герои повести и как их характеризует автор?
(Два генерала, высокопоставленные чины, однако глупы и легкомысленны)
- А служили генералы, по велению Салтыкова-Щедрина, в регистратуре. Само понятие «регистратура» появилось неслучайно. Сначала писатель поместил их служить в инспекторский департамент, но впоследствии место службы было обобщено одним понятием «регистратура». Это было сделано и из цензурных соображений, и для того, чтобы показать типичность этих служебных мест и людей, которые в них служат.
А какие люди состоят в регистратуре на службе? (Интеллектом генералы не блистали: «там (в регистратуре) родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали»)
- Оказавшись на необитаемом острове, генералы блуждают в поисках сторон света и еды. Какой приём слышится в словах автора:
-Кто бы мог думать, ваше превосходительство, что человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет? – сказал один генерал.
- Да, - отвечал другой генерал, - признаться я до сих пор думал, что булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают!
И Р О Н И Я – насмешливое лукавое иносказание
- Совершенно верно, а ещё где в тексте автор иронизирует над героями?
Салтыкова-Щедрина искренно забавит выход из ситуации, найденный одним из генералов с поиском сторон света: разойтись направо и налево, а все потому, что «кроме регистратуры, служил еще в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее».
- Какую газету находят генералы на острове? (Московские ведомости)
- О каких новостях узнают из неё генералы? («Вчера, читал взволнованным голосом один генерал, у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью изумительною. Дары всех стран назначили себе как бы рандеву на этом волшебном празднике. Тут была и „шекспинска стерлядь золотая“, и питомец лесов кавказских, фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника...»)
- какую полезную информацию узнают генералы из Московских ведомостей? (Даже газета, которую находят генералы на необитаемом острове, и та бессодержательна, подстать генералам)
-Неторопливые блуждания и разговоры генералов неожиданно заканчиваются кровожадной сценой - попыткой генералов съесть друг друга. При описании этой сцены автор использует гротеск: (предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер).
Давайте прочтём её.
Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их
- Мучения генералов заканчиваются, когда генерала (учителя каллиграфии) осеняет еще одна «гениальная» мысль. Какая? (найти мужика)
А что, ваше превосходительство, если бы нам найти мужика? Мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!
- Как мы можем обозначить момент появления мужика? (Появление мужика - кульминационный момент.)
-Конечно, это кульминация. В чём проявляется авторская идея с появлением мужика?
(Сцена появления работника подчинена авторской идее - показать и горько усмехнуться при виде рабской покорности мужика, безропотно обслуживающего генералов)
- Приведем примеры из текста безропотной покорности талантливого, смекалистого и умелого мужика невежественным и глупым генералам
Набрал сейчас мужичина конопли, размочил в воде, поколотил, помял - и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег
И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И выстроил он корабль - не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подьяческой.
Набрал мужик пуху лебяжьего мягкого и устлал им дно лодочки
- Каким представляется вам мужик? (Смекалистым, находчивым, покорным)
- Однако мастерство, находчивость, смекалка мужика не радует Салтыкова-Щедрина. Почему?
(Автор понимает бесплодность усилий народа, покорно принимающего «рюмку водки да пятак серебра» от тех, кого он кормит:
Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!)
- Так, серьёзнейшая политическая проблема и боль автора за свой народ становятся рядом в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» и красной нитью путем аллегорий, гротесков и иносказаний проходят через сказку для детей незаурядного возраста.
8. Итог урока.
15