Индивидуальное логопедическое занятие с учащимся 2 класса (VIII вид) на тему: «Дифференциация звуков [ч] – [т ’] в слогах, словах и предложениях».
Индивидуальное логопедическое занятие с учащимся 2 класса (VIII вид) на тему:
«Дифференциация звуков [ч] – [т ’] в слогах, словах и предложениях».
Краткое логопедическое заключение на ученика 2 класса Артёма В.:
дисграфия, обусловленная ОНР ; билингвизм; VIII вид
Цель: предупреждение нарушений письма и чтения по акустическому признаку; закрепление правильного произношения звуков [ч] – [т’]; развитие фонематических процессов, внимания, памяти, грамматического строя речи; обогащение словарного запаса учащихся.
Задачи:
Образовательные: уточнить артикуляцию звуков [ч’]-[т’]; развивать артикуляционный аппарат и фонематический слух; учить различать звуки, имеющие артикуляционно-акустическое сходство; операции звукобуквенного анализа, упражнять в правильном соотнесении звуков с буквами при письме и чтении слов, словосочетаний, предложений; словообразовании; обогащать и активизировать словарь;
Коррекционно - развивающие: развивать слуховую и зрительную память, мыслительные операции (анализ, аналогии, обобщения, сравнения), развитие мелкой моторики
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к русскому языку и логопедическим занятиям.
Этапы занятия Виды заданий Деятельность специалиста Деятельность ученика Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
Организационный момент Внесение Чебурашки.
-Сегодня к нам на занятие пришел Чебурашка и предлагает выполнить артикуляционную гимнастику, чтобы четко произносить звуки:
-Улыбка - Очень нравится лягушкам тянуть губы прямо к ушкам
-Лопатка – Язык широкий положи и спокойно удержи, 1,2,3,4,5 – язык надо расслаблять
-Трубочка – Подражаю я слону, губы хоботком тяну
-Улыбка – Трубочка - Наши губы гибкие могут стать улыбкою. - А теперь слоненок я, хоботок есть у меня.
Знакомство с персонажем и показ упражнений Выполняют артикуляционную гимнастику Развитие артикуляционного аппарата
Работа с шариком Су-Джок1,2,3,4,5!
Пружинки будем мы катать!
Вот нашли большой мы пальчик
Он попрыгает как зайчик!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Указательный поймаем
И пружинку покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Где ты, наш середнячок,
Ты ложись-ка на бочок!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Кольца любит безымянный.
Покажись-ка, наш желанный!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Вот наш пальчик маленький
Самый он удаленький!
Вверх-вниз, вверх-вниз
Ты, пружиночка, катись!
Упражнения с кольцом су-джокРазвитие мелкой моторики
Основная часть В тетради записываем число и тему “Различай ч - т”. Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в лес и зоопарк (прослушивание аудиокассеты “Звуки леса” 1-2 мин.).
Где мы оказались? (в лесу). Как ты догадался? Мы слушали звуки.
Это были речевые или неречевые звуки? Почему ты так думаешь?
Иногда неречевые звуки очень похожи на звуки нашей речи. Песня птицы может напомнить какой-то звук: [т’-т’-т’]. Подвинь к себе зеркало и приготовься правильно повторить звук [т’]: улыбнись, сблизь зубы, расслабь язык, опусти его кончик к нижним зубам, прижми середину языка вверху, а края языка к верхним коренным зубам. Резко выдыхаем воздух, чтобы язык отскочил от нёба.
Дать характеристику звуку [т‘]: согласный, глухой, мягкий (имеет твёрдую пару [т]). Артём,ты не забыл, что мы в лесу? Как нужно вести себя здесь?
Есть один знак, который об этом напомнит (поднести к губам вертикально указательный палец, произнести [ч’]). Посмотри в зеркало, приготовься повторить этот звук: губы слегка выдвинуть вперёд, округлить, зубы сблизить, язык расслабить. Широкий кончик языка поднять к бугоркам за зубами, но не прижимать.
Серединку языка опустить, чтобы образовалось углубление, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Выдохнуть воздух.
Дать характеристику звуку [ч’]: согласный, глухой, всегда мягкий.
Вывод: звуки [ч‘] и [т‘] близки по звучанию. Когда мы их произносим, органы речи занимают похожее положение. Но это разные звуки, и на письме они обозначаются разными буквами.
Сообщает тему урока, включает звукозапись, беседует Записывает в тетради тему занятия, отвечает на вопросы Уточнить артикуляцию звуков [ч’], [т’], развивать артикуляционный аппарат и фонематический слух учить различать звуки, имеющие артикуляционно-акустическое сходство.
А теперь отправимся в зоопарк. Там живут друзья Чебурашки: Тигр и Черепаха. – Назови первые звуки в словах Черепаха и Тигр. Упражнение «Зашифрованные звуки»
- На парте лежат по 2 карточки со схематичным изображением звуков [ч–т']
- Какому звуку соответствует улыбка? ([т']) А колечко? ([ч])
- Будь внимателен, я называю звуки, а ты подними соответствующую карточку.
Ч, Ть, Ть, Ч, Ч, Ть, Ч, Ть, Ть, Ч, Ч, Ч, ТьНазывает звуки Поднимает соответствующую карточку Кинезиологические упражнения:
«Колечко», «Лезгинка»,
«Ухо-нос», «Змейка» Показывает выполнение упражнений Выполняет данные упражнения Развивать мыслительную деятельность
Упражнение «Слог наоборот» (с мячом)
- Я назову слог со звуком [ч], а ты назови такой же слог, но со звуком [т'] и наоборот.
* ча, ти, чу, тё, уча, ите, яте, чик, тяп
Работа с карточкой. Читай целыми словами и постарайся их запомнить:
ночь - ночи - чижи - жить - жечь - речь - речи - мячи - мять – мыть - рыть - чары - часть. Закрыть карточку. Вспомнить название птиц, части суток. Объяснить значение предпоследнего слова. Почему в словах “ночь” и “речь” пишется “ь”?
стихи - тихий - чихал - читал - учите - стучи - чисто - часто - части - вести - гости - горсть.Назвать слово, которое отвечает на вопрос какой?
Обогащать и активизировать словарь, развивать зрительную и слуховую память, мыслительные операции
Работа в тетради. На доске записаны предложения
- Прочитай предложения, вставь подходящие по смыслу слова из скобок.
Петуха зовут ………….
Пироги печет …….. (печка, Петька)
- Запиши эти предложения в тетрадь.
- Подчеркни букву Т в том случае, если при чтении она произносится мягко. В каком слове подчеркнешь букву Т? (Петька). Что помогло смягчить эту букву, ведь после нее нет гласной, указывающей на мягкость согласного? (буква ь)
Прочитай текст, вставляя ч, т. Озаглавь его. Определи границы предложений.
Ар_ём и Ви_я решили пой_и на ре_ку маль_ики нарыли _ервя_ков они взяли удо_ки и тронулись в пу_ь вот и ре_ка Ви_я закинул удо_ку клюёт маль_ик по_янул удо_ку из воды на крю_ке вер_елся карась.
Выполняет задание в тетради самостоятельно Упражнять в правильном соотнесении звуков с буквами при письме и чтении слов, словосочетаний, предложений
Заключительная часть Итоги занятия.
Какие звуки сегодня сравнивали?
Оцени сам себя,Артём,как ты сегодня
занимался. Выбери смайлик соответствующий твоей оценке (приложение)
Учить делать выводы, воспитывать интерес к занятиям
Приложение.