Веселый язычок в гостях у ребят — план-конспект НОД в старшей группе
Тема НОД «Веселый язычок»
Автор: Зуйкова Лариса Евгеньевна – воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара
Возрастная группа: старшая группа
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие.
Цель: Продолжать формировать грамматический строй речи.
Обучающие задачи:
Упражнять в преобразовании существительных в прилагательные.
Упражнять в составлении полных предложений в диалогической речи.
Воспитательные задачи:
Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Развивающие задачи:
Развивать творческую активность детей,
Развивать логическое мышление.
Развивать сообразительность.
Оборудование: коробка для фокусов, атрибуты для фокусов, мяч, предметы для игры ( стакан, веревка, бумага), картинки предметов, сосущие конфеты, макет языка.
Логика образовательной деятельности:
-Ребята, помогите, мне ,пожалуйста, я нашла предмет, но не могу понять, что это такое. Ответы детей.
Приходит в гости «веселый язычок». Ответы детей.
Артикуляционная гимнастика «Гном и дом».
В домике ремонт
Упражнения: 1)“белим потолок”: широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба;2)“чистим зубы”: языком "чистим зубы" изнутри влево-вправо;3)"половичок": широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок – снова расстелить на губе широкий (“стряхиваем пыль”).
Как-то раз решил свой домикПривести в порядок гномик:Краску, кисточку нашел –Потолок белить пошел.
Кисточка: назад – вперед,- /упражнение 1Еще краску гном берет,Красит вновь: вперед – назад.Как красиво! Гномик рад.
Он теперь сушеной тиной /упражнение 2 на верхних зубахВыметает паутинуИ в углу, и на комоде:- Пауки пусть в сад уходят!Сверху – все. Спускаюсь вниз.Ну, грязюка, берегись!
Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах- Влево-вправо! – моет стенку:- Вправо-влево! – вновь и снова.Дом сияет, словно новый!
Положил половичок /упражнение 3На забор наш старичок:- Пыль стряхну с него раз пять –На пол постелю опять.
Вымыт пол. Приятно в доме.И решил усталый гномик:- Заслужил я угощенье –Чай малиновый. С вареньем!
-«Веселый язычок» предложил нам поиграть в игры, а вот какие, мы узнаем из волшебной коробочки.
Колдуем вместе с детьми «Шушара-мушушара, шу-шу». Появляется платочек из коробочки с названием первой игры.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Игровое правило. Называть слова только противоположные по смыслу.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход игры. Дети и воспитатель становятся в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч, ребенок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч Воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперёд». Ребенок отвечает «Назад», (направо - налево, вверх-вниз, под - над, далеко - близко, высоко - низко, внутри - снаружи, дальше - ближе) .Можно произносить не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.
Физкультминутка «Коза и принцесса»
Дидактическая игра «Кто подберет больше слов?»
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.
- Что можно шить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)- Что можно связать? (Шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, скатерть, салфетку и т. д.)- Что можно штопать? (Носки, чулки, варежки, шарф и т. д.)
- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)
- Что можно надеть? (Пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)
- Что можно обуть? (Тапки, туфли, ботинки, сапоги и т. д.)
- Что можно «надвинуть» на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)
Побеждает тот, кто подобрал больше слов.
Дидактическая игра «Кто больше знает»
Игровое правило:
Вспомнить и назвать, как один и тот же предмет может быть использован.
Игровое действие:
Дети садятся на стулья в кружок.
Воспитатель говорит:
-У меня в руках стакан, кто скажет, как и для чего его можно использовать?
Ответы:
-пить чай, поливать цветы, измерять крупу, накрывать рассаду, ставить карандаши.
-Правильно, теперь мы поиграем, я буду показывать предмет, а вы вспоминайте и называйте, что с ним нужно делать.
-Ребята, у нас еще есть одна коробочка, это наш «веселый язычок» приготовил нам вкусное и веселое упражнение. (Сосущие конфеты). А как вы думаете, почему «веселый язычок» назвал – это упражнением?
Ответы детей:
-потому что язычок двигается во время еды вверх, вниз, влево, вправо.
Рефлексия: Предложить детям назвать, что понравилось, что особенно запомнилось.