Выпускная квалификационная работа на тему Функциональные особенности использования эпиграфов в англоязычных интернет сайтах.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»
Институт филологии и массовых коммуникаций
Кафедра английской филологии
Допуск к защите
«__________»__________2015г.
Зав.кафедрой
__________________________
__________________________
Батожаргалова Елена АртемьевнаФункциональные особенности использования эпиграфов
в англоязычных интернет сайтах.
Дипломная работа
Научный руководитель:
канд. филологических наук,
Янькова Нина Анатольевна
Улан-Удэ
2015
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы изучения эпиграфа в современной науке………………………………………………………………6
Понятие эпиграфа в современной лингвистике……………………………6
Структурно-функциональные особенности эпиграфа……………………
Понятие сайта и его классификация………………………………………..
Выводы по первой главе………………………………………………………..
ГЛАВА II. Роль эпиграфа в семиотической организации англоязычных сайтов……………………………………………………………………………..
2.1 Семантический анализ функций эпиграфов в англоязычных интернет сайтах…………………………………………………………………………….
2.2 Структурно-морфологический анализ эпиграфов в современных англоязычных сайтах…………………………………………………………….
Выводы по второй главе…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..
ВВЕДЕНИЕ
Значительная часть населения земного шара воспитана сегодня на новом типе культуры, основная роль в которой отводится Интернету. Этот тип культуры руководствуется совершенно иными принципами, нежели культура классическая. Для адекватного понимания и восприятия электронной культуры необходимо понимать, каким образом структурировано это новое культурное пространство – пространство интернет сайтов.
Необходимость и важность роли эпиграфа в структуре интернет текста объясняется тем, что в отличие от заголовка текста, эпиграф является факультативным, т.е. необязательным элементом текста. Поэтому присутствие эпиграфа в тексте говорит о дополнительном обогащении текста. Расположение эпиграфа также подчеркивает очевидность необходимости учета его семантической нагрузки, получающей дополнительную характеристику за счет сопоставления с другим текстом. Этим обусловлена актуальность темы.
На наш взгляд, эпиграф играет первостепенную роль в интернет тексте, в котором он представлен. В современной науке уже имеются исследования, посвященные эпиграфу, его функциональному назначению в тексте, типологической квалификации и его роли восприятия текста читателем. Однако эти работы основаны на позиции литературоведения и рассматривают художественные тексты. В этом отношении особую актуальность приобретает проблема изучения особенностей функционирования эпиграфа в интернет сайтах.
Необходимость исследования эпиграфа определяется возрастающей ролью интернета в современной общественной жизни. Именно эта возрастающая роль интернета в современном обществе и диктует необходимость в выработке новых теоретических подходов для понимания понятия эпиграфа и потенциал использования в интернет сайтах.
Объект изучения – эпиграф в интернет сайтах.
Предмет исследования – особенности функционирования эпиграфа в англоязычных интернет сайтах.
Целью данной исследовательской работы является выявление функциональных особенностей эпиграфа в англоязычных интернет сайтах.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Раскрыть понятие эпиграфа в современной науке;
Выявить основные функции эпиграфа;
Изучить понятие интернет сайт;
Представить классификацию эпиграфов в интернет сайтах;
Провести структурный анализ эпиграфа в англоязычных интернет сайтах.
Научная новизна данного исследования заключается в проведении структурного анализа эпиграфа в англоязычных сайтах.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют труды таких отечественных и зарубежных исследователей как Ю.Г. Оксман, Н.О. Лернер, М.С. Захарова, Б.В. Томашевский, Г.П. Макогоненко, М. П. Алексеев, В.Э. Вацуро, С.Г. Бочаров, Ю.М. Лотман, Н. Я. Эйдельман и другие.
Для достижения цели и задач исследования были использованы следующие методы: анализ и синтез, метод лингвистического описания, метод структурного анализа.
Материалом для исследования послужили 50 современных англоязычных интернет сайтов. Использовались также данные толковых и двуязычных словарей и других справочных источников.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что результаты вносят определенный вклад в изучение эпиграфов, в комплексном описании семантических, функциональных и структурных особенностей эпиграфов в англоязычных сайтах. Проведенный глубокий структурный анализ эпиграфов в англоязычных сайтах позволяет рассмотреть особенности функционирования эпиграфов в интернет сайтах.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования при комментировании интернет сайтов, в преподавании курсов по основам перевода, лексикологии и стилистике английского языка, а также ряда других курсов, направленных на адекватное восприятие и интерпретацию эпиграфов в англоязычных текстах.
Структура и объем выпускной квалификационной работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во Введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, определяются объект и предмет, цель и задачи, общетеоретическая и методологическая база исследования, указываются теоретическая и практическая значимость полученных результатов, материал, новизна, структура.
В первой главе излагаются основные вопросы и раскрыты теоретические основы исследования эпиграфа и сайта; представлен обзор научных исследований эпиграфа в художественных текстах; рассмотрены специфические особенности интернет сайта.
Вторая глава посвящена структурно-семантическому анализу функциональных особенностей эпиграфов в англоязычных интернет сайтах. В рамках данной главы представлена классификация эпиграфов, проведены лексико-семантический и структурный анализ эпиграфов в современных англоязычных сайтах.
В Выводах по главам и заключении изложены результаты исследования, обобщаются результаты проведенного исследования.
В приложении представлены результаты структурного анализа эпиграфа.
ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы изучения эпиграфа в современной науке.
Понятие эпиграфа в лингвистике.
Современная языковая ситуация характеризуется сочетанием процессов освоения Интернета и интенсификацией процессов в языке на разных уровнях его системы: фонетике, синтаксисе, морфологии и словообразовании, стилистике и в лексике.
Проблема эпиграфов не раз привлекала внимание исследователей. К ним обращались такие ученые как Ю.Г. Оксман, Н.О. Лернер, М.С. Захаров, Б.В. Томашевский, Г.П. Макогоненко, М.П. Алексеев, В.Э. Вацуро, С.Г. Бочаров, Ю.М. Лотман, Н.Я. Эйдельман и др..Эпиграф З.Я.Тураева определяет как «тот компонент художественного текста, который отсылает читателя к исходному тексту и программирует сеть ассоциаций, тот знак художественного текста, который способен установить соответствия» [Тураева З.Я. 1986: 54]. Эпиграф двусторонен, двунаправлен: он обращен к тексту-источнику и к цитирующему тексту, поэтому его смысл следует искать на пересечении внутритекстовых и внетекстовых структур. Эпиграф раскрывает глубинную структуру текста, которая способствует осмыслению эпиграфа в новом контексте.
По мнению И.В. Арнольд [Арнольд 1993: 36-44] в настоящее время лингвисты исходят из двух тенденций понимания понятия эпиграфа. В первом случае, под эпиграфом понимают цитату или высказывание, включенное между названием текста и его началом, другими словами, изречение интерпретирующее текст как бы от лица другого автора. Во втором случае, эпиграфом называют элемент текста, по которому целое понимается на основе понимания частей этого целого.
Достаточно изученными в этой области являются такие вопросы как источник эпиграфов, их идейная нагрузка, соотношение эпиграфа и текста по стилистическим, жанровым, тематическим признакам. Дифференциация эпиграфов, например, по месту положения эпиграфов, по различиям использованного шрифта, текстология эпиграфов реже становятся объектом исследования.
В литературном энциклопедическом словаре эпиграф (от греческого ehigraphe – «надпись») – это надпись, проставляемая автором перед текстом сочинения или его части и представляющая собой цитату из общеизвестного текста, произведения художественной литературы, народного творчества, пословицу, изречение, фразы известных людей, получившие большое распространение в обществе. Эта краткая надпись в большинстве случаев выражает основную идею, тему или настроение передаваемого текста или произведения, тем самым, способствуя его восприятию читателем. Источниками эпиграфов служат произведения народного творчества, Библия, афоризмы, художественная литература, письма, а иногда их создает сам автор произведения. Эпиграф вносит дополнительную точку зрения, проясняет его основную мысль, указывает на традицию, к которой относится произведение, текст или сочинение. Встречаются и случаи, когда автор сам сочиняет эпиграфы, снабжая их ложной отсылкой, которая может ввести в заблуждение читателя.
Классическим научно-теоретическим подходом в изучении эпиграфа является когнитивный подход, где основными являются концепция двухуровневого текста И.Г. Кошевой, Е.В. Алексеевой, А.И. Герасименко, Д.В. Драйцева, В.С. Ларкиной и теория интертекстуальности. Согласно этой концепции, текст делится на два уровня: глубинный (смысловой узел) и поверхностный (тематический уровень) [Герасименко 1998: 8-14]. Стоит отметить, что элементы глубинного уровня синтезируются на основе авторского ракурса, который раскрывается на поверхностном уровне при помощи сюжетной перспективы.
М.С. Захаров в своем исследовании анализирует эпиграф как элемент диалогического построения и интертекстуальный элемент. Интертекстуальность в широком смысле рассматривается как межтекстовое взаимодействие, а в узком понимании – как присутствие в тексте частично и полностью элементов других текстов. По его мнению, интертекстуальные отношения эпиграфа и самого текста произведения – это не только отношения между двумя конкретными текстами, но и взаимосвязь между текстом литературного произведения и его заголовком, предисловием, послесловием, эпиграфом, ссылками и примечаниями.
В связи со своей актуальностью эпиграф стал предметом анализа социолингвистического подхода к изучению эпиграфа. В трудах М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана эпиграф понимается как связь между уже существующим текстом и собственным произведением. Эпиграф отражает литературные и историко-культурные взгляды и предпочтения автора. А с точки зрения читателя, эпиграф является связующим звеном между автором и читателем, которое передает ценности и ориентиры, приобщая его к определенной культуре, к которой относится исходный текст. «Эпиграф является единицей осмысления человеческих ценностей сквозь призму языка с помощью культурной памяти» [Лотман 1993: 297]. Исходя из культурологического подхода к языку и культуре, введенного М.М Бахтиным, произведение вбирает в себя ценности, знания и идеи той культуры, в рамках которого оно было создано. Поэтому «произведение уподобляется физическому раствору, в котором живут, продолжают жить и саморазвиваться образы, темы и идеи определенной культуры и является при этом конденсатором культурной памяти» [Лотман 1993: 21]. В соответствии мнения В.А. Лукина «цитирование эпиграфа происходит не из текста-донора, а из культурного тезауруса языковой личности»[Лукин 1999: 45]. С точки зрения читателя, эпиграф выступает связующим звеном, которое переносит из своего «малого времени» в «большое время» автора произведения, приобщая его к определенной парадигме. Таким образом , согласно мнению сторонников этого подхода, эпиграф вводит целый пласт культурной информации в текст, дает возможность автору обозначить свое отношение к общей культурной ситуации, как национальной, так и мировой, а читателю – познавать новую для него культуру, ее идеи и ценности. На основе этого подхода была разработана концепция полифункциональности эпиграфа. Так, в рамках функционально-системного подхода И.В. Кощиенко отметил, что эпиграф подчеркивает связь текста с культурными явлениями, к которому относится текст.
Таким образом, эпиграф обеспечивает непрерывный диалог различных авторов, текстов, авторов и читателей и, в целом, разных культур. Эпиграф – это слово, которое стоит перед текстом и предает огромный объем информации. В то же время, эпиграф доводит до читателя внутренний смысл и подтекст произведения. С помощью эпиграфа автор может передать особенности своих философских и эстетических взглядов. В настоящее время эпиграфы встречаются довольно редко, чем в более ранний период. Частое использование эпиграфов более характерно для европейской культуры, нежели для русской литературной традиции. Выставляя эпиграф, автор размыкает границы собственного текста, подключая при этом содержание текста, смысл, стилистику к сказанному до него на языках разных культур. Эпиграф подчеркивает связь между текстом и культурно-литературными явлениями прошлого и настоящего, всемирной и русской культур, при этом акцентируя внимание на самом главном в произведении.
Структурно-функциональные особенности эпиграфа.
Эпиграф служит средством выражения интенций автора и его установок, причем позиция эпиграфа в произведении автономна. Для читательской установки нужен не только эпиграф, но и его происхождение. Заглавия и эпиграфы могут быть интерпретированы по-разному, и их интерпретация является важным процессом [Тураева З.Я. 1986: 54]. Знание исходного текста играет очень важную роль, помогает определить читательское отношение к произведению и к культуре автора. Эпиграф воспринимается как основной выразитель концепта, который предшествует его текстовой форме. В композиционном отношении эпиграф так же является автономным элементом: это текст в тексте, который имеет собственного автора, свою функциональную сферу и свою собственную исходную ситуацию. Он даже графически отчужден от основного текста, который открывается с помощью первого абзаца.
Если рассматривать эпиграф как элемент текста, он многофункционален. Основная и универсальная функция эпиграфа в художественном и в нехудожественном тексте является диалогизирующая: в этом аспекте эпиграф рассматривается как один из способов «диалогизации» монолога, введения в него другой точки зрения, которая во многом может отличаться от мнения самого автора. Но даже если нет явных языковых изменений и показателей диалога, мы будем говорить уже об их отсутствии, иначе говоря, о текстовом нуле, так как даже сам процесс выбора эпиграфа из списка возможных означает его включение в систему авторского мышления, следовательно, в систему текста. Эпиграф задает ключевые слова и группы слов, формирует стилистическую и эмоциональную тональность текста.
Существуют две основные подфункции диалогизирующего эпиграфа: информативная и формоопределяющая.
Информативная функция эпиграфа может быть выражена посредством субъектной информации – это может быть информация об авторе, о литературных вкусах автора, о коммуникативных намерениях автора в тексте. Следовательно, субъектная информация, которая возникает при выборе эпиграфа, конкретизируется и уточняется в системе «эпиграф - текст».
Таким образом, информативная функция эпиграфа определяет коммуникативное намерение автора, его отношение к содержательной части эпиграфа и к его создателю.
Формоопределяющая функция эпиграфа выражается основной идеей, которую несет в себе эпиграф. Эпиграф является оценочным критерием текста. По мнению Гальперина « подтекст нередко перекликается с категорией модальности» [Гальперин И.Р. 1991: 49], давая информацию о тексте, эпиграф, помимо всего прочего, дает оценку отношения самого автора к тексту произведения. Эпиграф характеризуется интенсивностью информационной энергии и нарастанием смысла, которое уже имеется в ранее воспринятых текстах и смыслам и в предстоящем прочтении, поэтому уместно говорить об оценивающей функции. И.В. Арнольд считает, что сжатость эпиграфа обуславливает его оценочную функцию по отношению к основному тексту и противостоит большому текстовому пространству произведения. Именно этот контраст предъявляет большое требование к читательской компетентности – к прочтению.
Новым этапом в развитии исследования эпиграфов стала статья Кузьминой Н.А. «Эпиграф в коммуникативном пространстве художественного текста», в которой представлена ритмизирующая функция эпиграфа, при которой эпиграф можно рассматривать в виде стиха, который и определяет членение и ритмический рисунок. Обычно эпиграфы в виде стихов бывают строго упорядоченными [Кузьмина 1987: 53-58], причем, следует отметить, что при выборе такого эпиграфа автор может изменить структуру и представить эпиграф в виде одной строки. Этот принцип является наиболее распространенным. При сочинении эпиграфа автор передает собственное намерение по отношению к тексту произведения. «В плане порождения текста (позиция адресанта) эпиграф выявляет коммуникативное намерение автора, а в плане восприятия (позиция адресата) эпиграф является квантом информации» [Храмченков А.Г. 1983: 204]. Для автора информативная и формоопределяющая функции выступают как способ передачи содержания, а для читателя – как организующие элементы его восприятия и понимания. Вообще было бы идеально, если информация, заложенная автором, полностью совпадала с восприятием читателя, но в действительности это происходит крайне редко. Далеко не вся идея, не вся задуманная информация воспринимается читателем адекватно и правильно. Читатель может для себя выделить ту основную идею и задумку, которую он посчитает актуальной для себя, может не заметить крайне важные, по мнению автора, детали и т.д..Современные отечественные исследователи выделяют
содержательно-фактологическую функцию – эпиграф задает тему, а следующий за ним текст подхватывает и развивает;
содержательно-концептуальную функцию – эпиграф выявляет идею, концепцию произведения;
содержательно-подтекстовую функцию – эпиграф отражает замысел автора и имеет оценочный подтекст.
Эти свойства, которые могут иметь место при использовании эпиграфа, мы особенно ярко можем ощутить в двух типах эпиграфов: автономных и метонимических.
Эпиграф, некоторое время существующий самостоятельно, без текста, следует рассматривать как потенциальный знак, функциональная направленность которого не реализована, хотя он представлен в свернутом виде в сознании самого автора, в его творческих замыслах. Автономный эпиграф может быть представлен в виде фрагмента текста, который содержательно завершен, при этом смысловая и содержательная завершенность могут не совпадать. Признаком автономности эпиграфа является его позиция – вынесенность перед основным текстом и графическое оформление, поэтому в эпиграфах такого типа зачастую используются пословицы, афоризмы, поговорки, которые являются законченными текстами, самостоятельными независимыми фразами и речевыми произведениями и представлены в виде законченного предложения. Однако для этого типа эпиграфов не принципиальна завершенность изначально, а значимыми являются только его структурные функции – информативные и формоопределяющие.
«Метонимический эпиграф должен быть частью некоторого текста. При этом сам текст воспринимается как совокупность текстов или как литературное направление» [Храмченков А.Г. 1983]. Следовательно, функцией метонимического эпиграфа является актуализация связей, включение их в структуру нового текста.
С развитием критического направления эпиграф стал важным средством полемики, обычно открывая ее и обозначая общий тон статьи или позицию ее автора по отношению к тому, с кем ведется спор.
Таким образом, эпиграф создает коммуникативное поле текста и определяется этим же полем. Изначальная связь создает процесс индукции смыслов. «Но начавшись, этот процесс, развивается по принципу цепной реакции… Текст оказывается бездонной бочкой, которая содержит в себе неограниченные ни в объеме, ни в их изначальных свойствах слои из фонда культурной памяти» [Гаспаров Б.М. 1993: 333-335]. Действительно, эпиграфы подготавливают восприятие текста, идущего за ним, заостряют смысл всего произведения.
Если рассматривать эпиграф на электронном ресурсе, эпиграфы имеют двухступенчатую организацию, а поэтому взаимодействуют и с текстом, которому предшествуют, и с микротекстами всего сайта в целом.
Понятие сайта и его классификация.
В связи с популяризацией сети Интернет, в настоящее время мы можем наблюдать явление эпиграфа не только в художественных произведениях и в литературе в целом, но и в просторах Интернета. Большое распространение эпиграфы получили в интернет сайтах, блогах, форумах и т.д. При этом, следует отметить, что функциональный окрас эпиграфов не отличается от эпиграфов, представленных в литературном произведении. Если рассматривать эпиграф на электронном ресурсе, эпиграфы имеют двухступенчатую организацию, а поэтому взаимодействуют и с текстом, которому предшествуют, и с микротекстами всего сайта в целом. Для начала, давайте определимся с самим понятием «сайт» …
Что такое сайт, веб-сайт, интернет сайт? В принципе, все эти понятия являются синонимами, но могут отличаться по своей «направленности».
Понятие сайт сейчас стало очень распространенным и плотно вошло в наш лексикон. Это во многом обусловлено развитием сети интернет и активным использованием всего человечества в своей жизнедеятельности.
Веб-сайт (от англ. Website: web – «паутина», «сеть» и site – «место», буквально «место в сети») или просто сайт – совокупность документов частного лица или предприятия, организации в компьютерной сети, объединенная под одним адресом (доменным именем или IP-адресом). Wеb-страница (англ. web page) — документ или информационный ресурс Всемирной паутины, доступ к которому осуществляется с помощью веб-браузера.
Конечно, мы все понимаем, что сайт расположен в сети Интернет. Интернет – это совокупность всех сайтов. Следовательно, совокупность всех веб-сайтов и составляет Всемирную паутину. Веб-сайты по-другому называют Интернет-представителем человека или организации. Если у человека или организации имеется «своя страничка в Интернете», то это означает, что у них есть целый веб-сайт или личная страница в составе другого сайта.
Специально для прямого доступа клиентов к веб-сайтам на серверах был разработан протокол HTTP. Давайте подробно разберемся с этим понятием. Итак, первое, что нужно знать, протокол HTTP – это один, из протоколов, которыми мы пользуемся в сети Интернет. Причем стоит отметить, что он имеет свои собственные цели и задачи. Программное обеспечение, которое работает с этим протоколом, называется браузер. Когда пользователь заходит в свой браузер, причем, не важно, какой именно браузер, и вводит в адресную строку адрес к сайту, браузер автоматически приписывает к введенному адресу приставку «http://». Но, иногда эта приставка может быть по умолчанию скрыта и, если скопировать адрес и вставить его в другое место, то эта приставка появится вновь и ее без особого труда можно будет увидеть. Эта приставка означает, что пользователь будет обращаться к ресурсу по протоколу HTTP.
Основная задача протокола HTTP – это прием и передача гипертекстовых документов, другими словами, тех веб-страниц, которые пользователь сети просматривает в браузере. По сути, протокол HTTP – это инструмент, с помощью которого можно передавать веб-страницы в сети Интернет.
Так же существует WAP - протокол. Суть работы не отличается работы от НТТР - протокола, но единственное отличие – это то, что WAP предназначен для мобильных телефонов.
Информация на wеb-странице может быть представлена в различных формах:
текст;
статические и анимированные графические изображения;
аудио;
видео;
Информационно значимое содержимое wеb-страницы обычно называется «content»(англ. «содержание»)
Несколько wеb-страниц, объединенных общей темой и дизайном, а также связанных между собой ссылками, и обычно находящихся на одном web-сервере, образуют web-сайт.
Сначала веб-сайты имели простой вид совокупности статистической документации, а на сегодняшний день большинство сайтов имеют свойства динамичности и интерактивности. В этом случае уместно использовать термин веб-приложение – это готовая программа, которая может помочь при решении различных задач веб-сайта. Веб-приложение является частью определенного веб-сайта и если же он не связан с каким-либо сайтом, то он называется техническим приложением.
Поскольку прошло достаточно много времени с тех пор, когда был создан первый интернет канал, пользователи сети заметили вопросы, касаемые безопасности, поэтому наряду с WAP и HTTP стало необходимым создание защищенного HTTPS соединения. Принцип тот же, что и при НТТР, но это соединение отличается от первого тем, что оно имеет более высокую степень защищенности. Дополнительная буква –S означает secure. Обычно этот тип соединения характерен различным личным кабинетам, интернет магазинам, сайтам, которые связаны с деньгами и т.д.. Обычно один сайт использует одно доменное имя. Именно по нему сайты идентифицируются в сети Интернет. Но использование одного сайта на нескольких доменах или же наоборот, нескольких сайтов для одного домена возможно. Обычно наличие нескольких доменов характерно крупным сайтам, иными словами веб-порталам. Они необходимы для логического отделения видов предоставляемых услуг, например, mail.google.com, news.google.com, maps.google.com и т.д.. Так же известны случаи, когда выделяется отдельный домен для разных стран и языков, например, google.ru и google.fr если логически подумать, являются сайтом Google, но на разных языках, но если рассматривать с технической стороны, они являются совершенно разными сайтами с разными доменами. Зачастую в бесплатных хостингах создатели сайтов объединяют несколько сайтов под одним доменом. Поэтому для идентификации нужного нам сайта необходимо в адресной строке после того, как мы укажем хост, ввести еще и имя сайта.
Сервера для хранения самих веб-сайтов называются веб-серверами. Раньше каждый сайт хранился на своем собственном сервере, но стоит отметить, что в связи со стремительным развитием и ростом сети, один и тот же сайт может храниться под разными адресами и на разных серверах. В таком случае, копия оригинального сайта называется зеркалом. Так же существует понятие оффлайновая версия сайта – это копия сайта, которую пользователь сети может просматривать в режиме оффлайн, т.е. даже при отсутствии подключения к сети и без использования серверного программного обеспечения.
Так как Интернет все больше и больше оказывает влияние на жизнедеятельность общества и общество в целом, мы считаем необходимым провести классификацию сайтов, для облегчения понимания различий сайтов:
По схеме представления информации, ее объему и категории решаемых
задач можно выделить следующие типы сайтов:
Сайт-визитка – состоит из нескольких страниц и имеет уникальный, но достаточно простой дизайн. Обычно такой сайт используют компании, размещающие только основную информацию о себе и информацию, о предоставляемых ими услугах в сети. На таком сайте могут размещаться следующие разделы: «О компании», «продукции и услуги», «Прайс-листы», «Контактная информация»;
Корпоративный информационный веб-сайт – этот вид сайта используется, если создатели хотят автоматизировать внутренний документооборот, вести учет основных показателей компании, для управления персоналом, при необходимости может иметь функцию обмена информацией между удаленными филиалами, для обратной связи. Корпоративный сайт может оказывать влияние на репутацию компании, поэтому дизайн должен соответствовать его стилю. Особенностью этого вида сайтов в наличии «администраторской части», необходимой для изменения и создания контента, позволяющего менеджеру фирмы менять и добавлять новости, при этом используется минимум графики;
Корпоративный имиджевый веб-сайт – используется для обеспечения имиджевого присутствия в Интернете, необходим для предоставления более подробной информации о компании, истории, сведений об услугах и товарах. Особенность сайта – наличие новостной ленты, рекламных роликов, торговых акций, графики, поэтому в процентном отношении текст-графика = 50/50;
Интернет-магазин, другими словами Сетевой магазин или электронный магазин, Е-shop – это интерактивный веб-сайт, рекламирующий товары или услуги, принимающий заказы на покупку, предлагающий клиенту выбор формы оплаты. Особенностью такого сайта является взаимосоглашение, по правилам которого, продавец и покупатель должны строго следовать им;
Информационный сайт – сайт, ориентированный на клиента с целью передачи как можно большего объема информации по разным тематическим разделам более меньшего размера, например, энциклопедия или журнал;
Игровой портал – интерактивный проект, ориентированный на развлечение клиентов, характеризуется большой посещаемостью и соответственно ресурсоемкостью;
Персональный проект – проект личного характера, может содержать все сто угодно и оформляется как угодно. Особенность такого сайта – имеет наиболее полную и понятную тематику;
Контент-проект – по своей сути является рекламной площадкой, но используется как бесплатный контент, содержит в себе различную информацию по определенной тематике, но если пройти по ссылкам перенаправляет на платные сайты. Может быть представлен в виде электронной библиотеки, например;
Промо-сайт – сайт, который был создан специально для продвижения и рекламирования определенного товара и услуги и даже для продвижения самого сайта. Особенностью является то, что такие сайты специально рассчитаны для поисковых систем;
Сайт –форум – обычно является самостоятельным сайтом, но может рассматриваться как раздел другого сайта. Особенностью является то, что это сайт-форум создается на поддомене основного сайта и пользователи могут переписываться между собой и с администратором сайта. В большинстве случаев используется в маркетингах;
Блог представляет собой интернет-дневник или журнал, который ведется одним определенным человеком и внешне походит на новостную ленту, но на каждую тему посетители могут оставлять свои посты и комментарии. Важно не путать с форумом, т.к. точно так же как и в форуме в блоге могут встретиться люди, которых объединяют общие интересы. Интернет блоги постоянно обновляются, поэтому последние события и новости посетители сети зачастую узнают именно из них. В общем можно говорить, что блог – это смесь новостной ленты, гостевой книги и форума.
По доступности сервисов:
Открытый – сервис, который доступен всем пользователям без ограничения;
Полуоткрытый – сервис, для входа в который, пользователю необходимо зарегистрироваться. Обычно регистрация бывает бесплатной;
Закрытый – полностью закрытый служебный сайт предприятия, личные сайты, корпоративные сайты и т.д.. такой тип сайтов доступен определенному кругу пользователей и для пользования этим ресурсом необходимо получить приглашение от администратора данного сайта;
По содержимому сайта:
Статистический – это сайт, в котором содержимое заранее продумано и подготовлено, т.е. пользователю при посещении или запросе файлы выдаются в том виде, в котором они хранятся на сервере;
Динамический – это сайт, в котором файлы могут быть изменены специальной программой, которая ссылается на другой источник.
По физическому расположению:
Внешний сайт сети;
Локальный сайт, который доступен пользователям только в пределах локальной сети.
Следовательно, стало понятно, что каждый сайт рассчитан на определенного получателя информации, и каждый сайт несет в себе определенную тематику для удовлетворения потребностей пользователей.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
В этой части исследования мы попытались раскрыть разные стороны функционирования эпиграфа. Особое внимание концентрируется на определенных аспектах эпиграфа, которые выступают отдельными проявлениями его существования в рамках функционально-системного и когнитивного подходов.
Установлено, что в рамках социолингвистического подхода эпиграф выступает как связь между его собственным текстом и уже существующим произведением. Эпиграф отражает литературные и историко-культурные взгляды и предпочтения самого автора произведения и является «единицей осмысления человеческих ценностей сквозь призму языка с помощью культурной памяти» [Ю.М. Лотман].
Функционально системный анализ проблемы эпиграфа позволил описать его полифункциональность и раскрыть структурно-функциональные особенности эпиграфа. Эпиграф как «слово», стоящее перед текстом и сообщает большой объем информации, тем самым приоткрывая внутренний смысл и подтекст произведения. Эпиграфы выясняют и уточняют особенности философских и эстетических взглядов авторов, использующих эпиграфы.
В данном параграфе нами выделены функции эпиграфа, которые влияют на общий строй произведения, раскрыты существующие функции эпиграфов. Установлено, что с помощью эпиграфа высвечиваются сегменты уже созданного текста и даже культуры, способные организовать заимствованные элементы как элементы соединения композиционной структуры текста. Название текста и эпиграф оформляются как предтекстовый комплекс, кодовая фраза, которая наделена правом первоочередного выражения авторской мысли. Эпиграф вводит в пространство произведения целый пласт культурной информации, дает возможность автору обозначить свое отношение к исходному тексту, обеспечивает непрерывный диалог различных текстов и культур.
В данной главе раскрыто само понятие сайт, а так же проведена и описана классификация сайтов.
Таким образом, анализ исследовательской литературы по проблеме исследования позволил выявить особенности функционирования эпиграфа в тексте.
ГЛАВА II. Роль эпиграфа в семиотической организации англоязычных интернет-сайтов
2.1. Семантический анализ функций эпиграфов
в англоязычных интернет сайтах.
Изучение эпиграфа в сайтах создает специфический ракурс анализа, при котором на первый план выходят ранее не замеченные их структурно-семантические особенности в интернет тексте. Вместе с тем, такое исследование позволяет проследить тенденции, которые помогают определить восприятие сайта.
Ранее никогда не проводился анализ эпиграфов, использованных в структуре интернет сайтов. Поэтому, мы попытались провести функциональный анализ эпиграфов, которые создатели современных популярных интернет сайтов использовали для их оформления. Для этого мы выбрали 50 самых популярных англоязычных интернет сайтов, которые в своем оформлении использовали эпиграф (отбор сайтов производился спонтанно). Стоит отметить, что эпиграфы в сети Интернет используются крайне редко. Если же сайт-мэйкеры все же используют их - это может означать, что эпиграф используется практически в тех же целях и выполняет те же функции, что и в литературных произведениях. Важно понимать, что содержимое сайтов сравнимо с текстом, следующим за эпиграфом, а эпиграф выступает в качестве «дверей» в сам веб-сайт. Зачастую использованный эпиграф идет как краткое описание специфики сайта, когда пользователь Интернета вводит свой запрос в поисковую систему. Основная функция эпиграфа в данном случае – привлечение интереса пользователя и заманивание его для посещения им данного ресурса. В большинстве случаев эпиграф используется для передачи специфики самого сайта пользователям сети. Выборка «двери» напрямую зависит от типа веб-сайта (подробная классификация сайтов представлена в первой главе).
Для начала мы проклассифицировали имеющиеся 50 сайтов, использовавших в своем оформлении эпиграфы, которые мы выбрали:
по категории решаемых задач:
Учебные сайты составили 24%: www.englishpage.com – сайт для изучения английского языка, с возможностью прохождения онлайн тестирования; www.tes.com – образовательный портал для учителей английского языка, где можно найти основную документацию и разработки уроков; www.eslprintables.com – сайт для учителей иностранных языков, где можно обмениваться опытом, скачивать раздаточные материалы, таблицы, плакаты и т.д., с возможностью обратной связи с модератором; www.ef.com – сайт для учителей и студентов, где можно найти необходимый материал, который можно перевести на любой язык онлайн; www.studentsotw.com – сайт для студентов, где можно найти любой материал для изучения естественных наук; www.englishforum.com – образовательный форум для учителей английского языка с большим каталогом разработок и презентаций; www.wiki.com – сайт для учителей и студентов с материалами из разных источников и даже из платных; www.englishtablets.com – сайт для помощи учителям для организации интерактивного учебного процесса; www.eclass.com – образовательный портал с возможностью онлайн чтения и прослушивания газет и журналов на английском языке; www.audio-class.com – образовательный сайт для учителей, рассчитанный на возможность развить начальные навыки аудирования учеников младших классов; www.engorg.com – образовательный сайт для студентов, в котором можно найти основные положения для поступления в колледж.
Новостные сайты составили 20%: www.cnn.com – самый популярный новостной сайт среди англоязычных стран; www.cbsnews.com – новостной сайт, где основное внимание уделяется новостям спорта; www.news.com – новостной сайт, который является менее популярным, нежели другие, если сравнивать с печатными изданиями, то можно сказать, что это таблоид; www.newsline.com – новостной канал; www.popurls.com - новостной портал, если сравнивать с печатными изданиями – «желтая пресса»; www.dutiee.com – новостной канал, филиал сайта журнала Форбс; www.figlimigliproduction.com – новостной сайт, в котором на самые актуальные темы дня, недели или месяца представлены тематические карикатуры; www.tminews.com - новостной портал; www.russiatoday.com – новостной канал, где представлены основные новости, касающиеся России на английском языке; www.reuters.com – новостной портал про бизнес и финансы.
Сайты знакомств составили 18%: www.facebook.com – социальная сеть, которая популярна в англоязычных сайтах, аналог российской социальной сети «в контакте»; www.friendfinder.com – сайт для одиноких людей, которые ищут дружественные и любовные отношения; www.penpal.com – сайт для людей, которые хотят завести друзей в виртуальной реальности; www.meeting.com – сайт знакомств, для людей из разных стран; www.savelove.com – сайт знакомств, в котором пользователи регистрируются для создания серьезных отношений; www.lis.com – сайт знакомств, в котором пользователи ищут «несерьезные» отношения; www.goods.com – сайт знакомств, в котором люди ищут сугубо деловые отношения, помогая друг другу в проблемных вопросах, например, попутчики, переводчики, люди, носители языка и т.д.; www.travel.com – сайт знакомств, где пользователь легко может найти себе нового друга, который готов встретить и провести экскурсию в том месте, куда пользователь собирается поехать; www.mylove.com – сайт для знакомств, рассчитанный для той категории людей, которые переживают развод или расставание с (гёл-)бойфрендом.
Познавательные сайты составили 26%: www.ted.com – сайт, в котором можно найти медицинские рекомендации и можно пройти онлайн консультацию у известных диетологов, рассчитан для людей, которые придерживаются строгой диеты; www.human.com – сайт, где можно найти советы лечения заболеваний с помощью народной медицины; www.about.com – сайт об основных вопросах человечества о функционировании их организма; www.familylives.org.uk – сайт для родителей; www.myspace.com – сайт об основных топ-чартах сети Интернет; www.librarything.com – сайт, где любители книг могут обмениваться о прочитанных ими книгами и имеют возможность скачать ту или иную книгу(независимо художественную или научную) в электронном виде, отдать или продать книгу; www.ask.com – сайт поисковой системы; www.tatoo.com – сайт для тех, кто хочет сделать татуировку или уже имеют, с огромным каталогом эскизов для различных татуировок; www.ubek.com – сайт, для тех кто хочет создать собственный сайт или блог, где можно найти инструкцию для их создания; www.love.com – сайт, рассчитанный на тот контингент людей, которые недовольны своим образом жизни и хотят изменить ее; www.sport.com – сайт для тех, кто занимается спортом без личного инструктора, где можно найти эффективные комплексы упражнений, рассчитанных на определенную группу мышц; www.youtubechannal.com – интернет канал для тех, кто занимается дизайном ногтей, в котором представлены подробные видео инструкции по уходу и дизайну ногтей с использованием разные виды покрытия;
Развлекательные (игровые) сайты составили 12%: www.insta.com – сайт популярного приложения Instagram, в котором представлены самые различные и самые интересные фотографии и комментарии пользователей, можно участвовать в различных конкурсах и даже получать призы; www.diary.com – развлекательный канал для тех, кто ведет свой онлайн дневник, в котором блоггеры могут найти полезные приложения и видео инструкции к ним; www.technology.com – игровой портал, где пользователи товаров брендовых компаний могут разобрать и собрать их в интерактивной форме; www.amazon.com – сайт популярного интернет магазина, в котором можно купить не только новые товары, но и товары бывшего употребления; www.go.com – информационно-развлекательный портал, основанный WaltDisney, в котором посетители могут найти, скачать, купить самые популярные компьютерные приставки и игры, основанные на основе мультфильмов или детских фильмов, снятых WaltDisney или просто посмотреть видео; www.ebay.com – популярный интернет магазин, в котором можно найти абсолютно все.
По доступности сервисов:
Открытые сайты составили 46% - 5 сайтов из категории учебных, 9 сайтов из категории новостных, 7 сайтов из познавательных и 2 сайта из категории развлекательных; Полуоткрытые сайты составили 54% - 6 сайтов из категории образовательных, все 9 из сайтов знакомств, 5 сайтов из познавательных и 4 сайта из категории развлекательных; Закрытые сайты - 0% (Даже если они были, мы не имели возможности посещения сайта из-за настроек приватности)
По содержимому сайта:
Статистические сайты составили 50% - все 12 учебных сайтов и все 13 познавательных сайтов;
Динамические сайты составили 50% - все 10 новостных, все 6 развлекательных, все 9 сайтов знакомств.
По физическому расположению все сайты оказались внешними, что составляет 100%; Локальные сайты, соответственно, составили 0%.
Подробная иллюстрация по классификации сайтов представлена в Приложении 1.
Как говорилось выше, использование эпиграфов в интернет сайтах не случайно. Каждый использованный эпиграф выполняет свою определенную функцию по отношению к сайту, в котором он представлен. Опираясь на первую главу нашей исследовательской работы, мы можем сказать, что основные функции эпиграфа это:
Информативная;
Формоопределяющая;
Ритмизирующая;
Содержательно-подтекстовая;
Содержательно-фактологическая;
Содержательно-концептуальная;
Функция полемизации.
На основе этих функций мы попытались рассмотреть основные функциональные особенности эпиграфа в интернет сайтах. Для полной ясности, мы решили подробно рассмотреть функции эпиграфов в той последовательности, в которой эпиграфы проклассифицированы по категории решаемых задач: сначала учебные(образовательные) сайты, затем новостные сайты, сайты знакомств, познавательные сайты и, в конце рассмотрим развлекательные(игровые) сайты.
Эпиграфы на учебных сайтах и их функции:
- Содержательно-фактологическая функция: www.studentsoftheworld.com
«an open window on world`s cultures – открытое окно во всемирные
культуры»;
- Содержательно-концептуальная функция: www.ef.com «Free resources –
бесплатное скачивание»; www.engorg.com «Your English on a new height
of… - ваш английский на новой высоте»;
- Информативная функция: www.еslprintablets.com – «Let`s help еach other -
давайте поможем друг другу»; www.englishtablets.com «Animals -
животные»;
- Формоопределяющая функция: www.englishforum.com – «begin English -
начни изучать английский»; www.eclass.com «Listen, read, speak – слушай,
читай, говори»; www.audio-class.com «English as easy as ABC – английский
легко, как АБВ»;
- Функция полемизации: www.wiki.com «Imagine a world without free
knowledge – представь себе мир без свободных знаний».
Эпиграфы на новостных сайтах и их функции:
- Содержательно-фактологическая функция: www.popurls.com «More news - больше новостей»; www.dutiee.com «Other world changing stories – мировые изменения истории»; www.reuters.com «news vine – порция новостей»;
- Содержательно-подтекстовая функция: www.news.com «breaking news – последние новости»; www.cnn.com «be always in touch – всегда будь в курсе»
- Информативная функция: www.cbnews.com «Get a Bump! – держи удар!»; www.tmnews.com «with me it`s story, story, story… - »
- Функция полемизации: www.rt.com «To be a human one must have a story… - со мной это история, история, история…»;
– чтобы быть человеком, надо иметь историю»; www.figlimigliproduction «FIGLI-MIGLI »;
Эпиграфы на сайтах знакомств и их функции:
- Содержательно-фактологическая функция: www.friendfinder.com «Personals for fun, friends and love – веселая компания, друзья и любовь»; www.travel.com «meet people everywhere – встречай людей со всего мира»; www.mylove.com «meet your special someone – встреть своего единсвенного»;
- Содержательно-подтекстовая функция: www.penpal.com «Do you annoyed
when you check your e-mail and find no messages? Do you like to write and
receive e-mails? Are you looking for new interesting friends from all over the
world? Then this page is the right place for you to come and look around. - Вас раздражает, когда вы проверяете почту и не находите непрочитанных писем? Вам бы хотелось получать сообщения и переписываться? Вы ищете новых интересных друзей со всего мира? Тогда это правильный сайт для того, чтобы вы присоединились и осмотрелись»; www.lis.com «love is… - любовь это…»; www.goods.com «Penpals, Language partners, Travel buddies – друзья по переписке, языковые партнеры, опутчики»;
- Формоопределяющая функция: www.facebook.com «Meet people now – познакомься сейчас»; www.meeting.com «HELLO! HOLA! BONJOUR! HALLO! HALLÅ! ПРИВЕТ! – приветствие на разных языках»; www.savelove.com «I LOVE YOU SO MUCH! – Я ТАК СИЛЬНО ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!».
Эпиграфы на познавательных сайтах и их функции:
- Содержательно-фактологическая функция: www.ted.com «Ideas worth spreading – идеями стоит делиться»; www.librarything.com «A home home for your books – дом для твоих книг»; www.ubek.com «solution of all problems – решение всех проблем»; www.love.com «love yourselves! – любите себя!»
- Содержательно-концептуальная функция: www.about.com «how much sleep is too much sleep? – как долго надо проспать, чтобы проспать долго?»; www.familylives.com «Listening, supportive and non-judgmental – выслушать, поддержать и не осуждать»; www.sport.com «NEVER GIVE UP! – НИКОГДА НЕ СДАВАЙСЯ!»;
- Содержательно-подтекстовая функция:
www.ask.com «Question of the day: How long is a moon day?
a) 27 Earth days b) 28 Earth days
c) 30 Earth days d) 31 Earth days »;
www.tatoo.com «Song of Ice and Fire – песня огня и льда»;
- Формоопределяющая функция: www.human.com «Like a virus but with inspiration instead of sneezing – как вирус, но с вдохновением вместо чихания»; www.myspace.com «Top 8… - топ-чарт 8»; www.youtubechannal.com «cute polish by hands – милый маникюр своими руками».
Эпиграфы на развлекательных сайтах и их функции:
- Содержательно-подтекстовая функция: www.diary.com «Sunday? Monday? Tuesday? Wednesday? Thursday? Friday? Saturday? – Воскресенье? Понедельник? Вторник? Среда? Четверг? Пятница? Суббота?»; www.technology.com «help us to test – помогите протестировать»;
- Содержательно-фактологическая функция: www.insta.com «From the best storyteller on Instagram – от лучшего рассказчика на Инстаграме»; www.amazon.com «International shipping made easy – международное судостроение легко»; www.go .com «Travel in Disney`s interactive media – Путешествуй по интерактивным приложениям от Диснея»; www.ebay.com «SALE 80% - СКИДКИ 80%».
В ходе исследования функций эпиграфов в интернет сайтах особое внимание заслужил эпиграф к сайту www.rt.com «Russia Today – Question more – Больше вопросов». Эпиграф у этого сайта обладает следующими чертами: его содержание соотносится с передачей сообщений не только косвенно, но зачастую и буквально, при помощи ключевых слов question и more. В результате перед читателем предстает обратная связь. На наш взгляд, основная функция этого эпиграфа – содержательно-фактологическая, т.к. он олицетворяет сегодняшнюю политическую ситуацию в России. Очень важен тот факт, что при повторном посещении этого же сайта через некоторое время, эпиграф был сменен на другой эпиграф, который мы рассмотрели в ходе функциональных исследований чуть выше. Аналогичное явление наблюдалось при посещении развлекательных сайтов www.cafemom.com и www.nick.com, ориентированных на мам, являющимися домохозяйками. При повторном посещении этих сайтов, эпиграф постоянно меняется с определенной периодичностью, причем эпиграфы представлены графическими рисунками, коротким видео роликом простым текстом. Поэтому мы считаем необходимым провести структурный анализ эпиграфов, использованных при оформлении англоязычных интернет сайтов.
Структурно-морфологический анализ эпиграфов
в англоязычных интернет сайтах.
Понимание значения эпиграфа на интернет сайтах появляется только после прочтения и осмысления его в рамках того сайтах, на котором он представлен, т.е. необходимо полностью видеть и понимать содержание сайта. Эпиграф является основополагающим элементом в попытке понять всю значимость информации, которая введена тем человеком, кто собственно и сделал сайт. В ходе нашего исследования стало понятно, что не все модераторы используют эпиграф при оформлении интернет ресурса. Эпиграфы встречаются крайне редко и, на наш взгляд, не всегда соответствуют общей тематике сайта в целом. В большинстве случаев сайт-мейкеры используют эпиграф для того, чтобы передать основную специфику сайта или главную тематику, которая актуальна на момент посещения пользователем, при этом используют самые разные формы эпиграфа: простое предложение, сложное предложение (при этом распространенные предложения встречаются очень редко), простые словосочетания, слова, которые являются девизом для какого-то человека, картинки (причем как графические, так и анимационные), короткие видео ролики, которые могут меняться с определенной периодичностью, используют разный шрифт при написании эпиграфа, встречаются эпиграфы, в которых каждое последующее слово пишется с заглавной буквы, вопросительные предложения, восклицательные предложения, предложения, которые не имеют законченный смысл, тем самым вводя пользователя в некую интригу и.т.д.. немаловажным является то, что лишь в двух случаях из пятидесяти нам встретился эпиграф-высказывание с указанным автором. Стоит упомянуть, что ассоциации, связанные с сайтом и с эпиграфом, представленным в нем, могут поменяться при переводе терминов на русский язык.
В связи с перечисленными выше разновидностями эпиграфа в интернет сайтах считается необходимостью, на наш взгляд, их подробное рассмотрение.
Простое предложение: Ideas worth spreading(Идеи, стоящие распространения); A home for your books(Дом для твоих книг); Question of the day(Вопрос дня); A song of ice and fire(Песня огня и льда); Never give up(Никогда не сдавайся); From the best story teller on Instagram(От лучшего рассказчика на Инстаграм); Help us to test(Помогите нам протестировать); To be human one must have a story(Быть человеком значит иметь историю); Be always in touch(Всегда будь в курсе); Other world changing stories(Другие миры, меняющие историю); With me it`s story, Story, story(Со мной история, история, история); I love you so much(Я так сильно тебя люблю); Listening, supportive, non-judgemental(Слушай, поддержи и не осуждай); Invite a mom today(Пригласи маму сегодня);
Сложное предложение: We are like a virus, but with inspiration instead of sneezing(Мы как вирус, но с вдохновением); How much to sleep is sleep too much(Сколько спать, чтобы проспать слишком много); Then this page is the right place for you to come and look around(Эта страница то что нужно, чтобы вы посетили и огляделись);Cafe Mom is the meeting place for Moms(Кафе-Мама – место встречи мамочек); Visit and see what moms are talking about(Зайди и посмотри о чем мамы разговаривают); Unlike your laundry pile, some things do come to end(В отличии от кучи грязного белья, некоторые вещи приходят к концу); imagine a world without free knowledge(Представь мир без свободных знаний);
Словосочетания: Breaking news (последние новости); news vine(новостная лоза); not a blog(не блог);
Девиз: Never give up(Никогда не сдавайся); get a bump(держи удар);
Предложение, которое не имеет законченный смысл: With me it`s story, Story, story(Со мной история, история, история); Top 8…(топ-чарт 8…); Love is… (Любовь – это…); Not a blog… (Не блог…;)
Вопросительные и восклицательные предложения: Question of the day: How long is a moon day?(Вопрос дня: Сколько составляет один лунный день?)
a) 27 Earth days (27 земных дней) b) 28 Earth days (28 земных дней)
c) 30 Earth days (30 земных дней) d) 31 Earth days (31 земной день);
Sunday? Monday? Tuesday? Wednesday? Thursday? Friday? Saturday?
(Воскресенье? Понедельник? Вторник? Среда? Четверг? Пятница?
Суббота?); Do you annoyed when you check your e-mail and find no messages? Do you like to write and receive e-mails? Are you looking for new interesting friends from all over the world? Then this page is the right place for you to come and look around. ( Вас раздражает, когда вы проверяете почту и не находите непрочитанных писем? Вам бы хотелось получать сообщения и переписываться? Вы ищете новых интересных друзей со всего мира? Тогда это правильный сайт для того, чтобы вы присоединились и осмотрелись); Never give up! (Никогда не сдавайтесь!)
Высказывание с указанным автором: With me it`s story, story, story… by Bernard Maladum (Со мной история, история, история… Бернард Маладум – информация об авторе не найдена); To be a human one must have a story by Chinua Achebe (Быть человеком значит иметь историю, Чинуа Акеб – нигерийский писатель, который проживал в Лондоне и стал известен его короткими историями о реалиях Британии, в связи с чем стал персоной нон-грата в Британии);
Эпиграфы в виде картинок: они используются для передачи специфики сайта без слов. При этом каждый посетитель сайта может по-своему интерпретировать смысловую нагрузку эпиграфа.
www.datingdirect.com – сайт знакомств №1 в Британии, где зарегистрировано около 18 миллионов пользователей!!!
Эпиграф представлен без слов… На наш взгляд это очень удачный выбор эпиграфа к данному типу сайтов. При виде этой картинки у каждого человека, по крайней мере, у Россиянина, сразу приходит на ум известное выражение: «…посадить дерево, построить дом, родить сына». Кажется, смысловая нагрузка эпиграфа очевидна. В то же время можно понять, что намерение сайта – создать фундамент отношений.
Если говорить о расположении эпиграфов на сайте, то можно сказать что они всегда расположены в самом начале странички интернет сайта. Это объясняется тем, что функция эпиграфов в интернет сайтах совпадает с функциями эпиграфов в художественных текстах. Согласитесь, мы никогда не встречали в художественной литературе эпиграф в середине или в конце текста самого произведения, т.к. основная функция эпиграфа – диалогизирующая, т.е. эпиграф приоткрывает основную идею и мысль произведения, которые несет в себе эпиграф, создавая отношение «автор-читатель». Находясь в ведущем положении эпиграф раскрывает всю специфику сайта, доводит до пользователя актуальную тему, которая представлена на сайте. Говоря о таком расположении эпиграфа, мы не имеем в виду, что он находится прямо посередине. Эпиграф может располагаться в начале страницы, но в крайнем правом или в левом углу. Следует отметить, что расположение эпиграфа никак не влияет на его смысловую и функциональную нагрузку. Следовательно, в процентном отношении, такое расположение эпиграфов, в ходе нашего исследования, мы повстречали в 100% случаев.
Так же модераторы используют разный шрифт и знаки препинания как, например, в сайтах www.worldfriends.com и www.epals.com www.worldfriends.com «Meet Your Neighbors in the Global Village – Встреться со своим соседями в глобальной деревне»
В этом примере иллюстрирован популярный студенческий сайт знакомств, в котором автор использовал курсивное начертание шрифта в написании текста, что передает очень веселое и «легкое» настроение, придает характеру сайта некую несерьезность в хорошем смысле этого слова. По прикрепленной фотографии молодых людей, принадлежащих разным расам, мы понимаем, что это намек на то, что сайт популярен среди студентов всего мира.
www.epals.com «WELCOME TO THE NEW GLOBAL COMMUNITY! – ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НОВОЕ ГЛОБАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО!»
В данном случае автор использовал заглавные буквы для всего текста эпиграфа, но выделил другим размером шрифта более значимую часть и в конце поставил восклицательный знак для побуждения посетителя зарегистрироваться. Причем в оформлении эпиграфа, как дополнительный мотиватор, автор использовал графическую картинку с изображением физической карты мира, что, по-нашему мнению, иллюстрирует популярность сайта, причем во всех странах всего земного шара.
Использование заглавных букв в написании эпиграфов мы объясняем тем, что автор хочет подчеркнуть важность эмоциональной окраски, всю энергетику эпиграфа в данном интернет сайте, например эпиграф на сайте www.familylives.com «LISTENING, SUPPORTIVE AND NON-JUDGEMENTAL – СЛУШАЙ, ПОДДЕРЖИ И НЕ ОСУЖДАЙ»
Особого внимания требует эпиграф, представленный на сайте www.wiki.com «Imagine a World Without Free Knowledge – Представь себе Мир Без Свободных Знаний»
Автор написал каждое слово с заглавной буквы для передачи значимости каждого из этих слов в связи с тем, что, в связи с поправкам в законе Российской федерации «Об информации», проходит слушание о закрытии доступа на этот сайт (самого популярного сайта среди студентов всего мира - Wikipedia).
Следует обратить внимание на эпиграф к сайту www.rt.com
"Russia Today – QUESTION MORE – Больше вопросов».
Эпиграф у этого сайта обладает следующими чертами: содержание соотносится с передачей смысла не только косвенно, но и буквально, при помощи ключевых слов QUESTION и MORE, которые написаны с заглавных букв. По нашему мнению, этот эпиграф выбран модератором сайта в связи с политическими ситуациями в мире относительно России.
Таким образом, при любом расположении на сайте, форме и шрифту функциональная нагрузка эпиграфа не меняется, а мысль, которую несет в себе эпиграф, как говорилось ранее, не всегда совпадает с той мыслью, которую хотел передать сам автор эпиграфа. Следовательно, понимание смысла эпиграфа пользователем сети может отличаться от смысла, которую автор вложил в эпиграф. Действительно, в исследовательской части представлено сугубо наше мнение понимания смысла эпиграфа. Каждый пользователь сети рассматривает эпиграф исключительно через призму своей картины мира.
Выводы по второй главе.
В данной главе мы провели структурно-морфологический анализ эпиграфа в интернет сайтах. Для получения результатов, мы провели классификацию эпиграфов по категории функциональности, на основе основных функций, выполняемых эпиграфом в художественном тексте. В итоге, мы пришли к мнению, что эпиграф в художественном тексте и эпиграф в интерент сайтах выполняют одинаковые функции:
- содержательно-фактологическая – эпиграф задает тему, а последующий текст, в данном случае, интернет сайт, развивает ее;
- Содержательно-концептуальная – эпиграф выявляет идею сайта;
- Содержательно-подтекстовая – эпиграф отражает замысел автора и содержит оценочный подтекст;
- Информативная - эпиграф определяет коммуникативные намерения автора;
- Формоопределяющая – основная идея эпиграфа влияет на хад развития этой идеи в интернет сайте;
- Функция полемизации – эпиграф представлен как полемика по определенному спорному вопросу.
Так же эпиграф рассмотрен с точки зрения расположения на сайте, типа шрифта и со стороны формы иллюстрации. И мы пришли к выводу, что способ, форма и расположение никак не влияет на функциональную нагрузку эпиграфа.
Важно отметить, что основная мысль, вложенная в эпиграф, при восприятии пользователем сайта может отличаться от задуманной мысли автора. Это значит, что каждый пользователь сети Интернет, при восприятии эпиграфа, трактует основную мысль через призму своей собственной картины мира.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью данной выпускной квалификационной работы являлось выявление функциональных особенностей эпиграфа в англоязычных интернет сайтах.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- Раскрыто понятие эпиграфа в современной лингвистике;
- Выявлены основные функции эпиграфа в художественном тексте;
- Изучено понятие интернет сайт;
- Проведена классификация сайтов;
- Представлена классификация эпиграфов;
- Проведен структурный анализ эпиграфа в современных англоязычных интернет сайтах.
В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Особое внимание концентрируется на определенных аспектах эпиграфа, которые выступают отдельными проявлениями его существования в рамках функционирования в художественном тексте. Установлено, что в рамках социолингвистического подхода эпиграф выступает как связь между собственным текстом и уже существующим произведением. По мнению Ю.М. Лотман, эпиграф отражает литературные и историко-культурные предпочтения самого автора произведения и является единицей осмысления человеческих ценностей сквозь призму языка с помощью культурной памяти. В ходе функционально-системного анализа эпиграфа лингвистами было выявлено, что эпиграф полифункционален. Он может передавать огромный объем информации, тем самым приоткрывая основной смысл и подтекст произведения.
Установлено, что с помощью эпиграфа высвечиваются сегменты ужу существующего текста и даже культуры, к которой относится само произведение. Эпиграф является предтекстовым комплексом в союзе с названием текста и воспринимается как элемент соединения композиционной структуры текста. Действительно, эпиграф в художественном тексте – это кодовая фраза, которая выражает авторскую мысль относительно текста произведения. Он позволяет обозначить автору свое собственное отношение к исходному тексту, тем самым выполняя функцию диалогизации. Различных текстов и культур.
Что касается эпиграфа в интернет сайтах, в ходе исследования мы пришли к выводу, что автор выбирает или сочиняет его в зависимости от специфики сайта в целом. Для ясности, нами была проведена классификация сайтов по:
- категории решаемых задач;
- доступности сервисов;
- содержимому сайта;
- физическому расположению.
Таким образом, анализ исследовательской литературы по проблеме изучения эпиграфа позволил выявить особенности использования эпиграфа.
Для выявления функциональных особенностей эпиграфа в интернет сайтах мы провели его классификацию по категории функциональности, на основе функций эпиграфа в художественных произведениях. В итоге пришли к выводу, что эпиграф в интернет тексте и эпиграф в литературном тексте выполняют одинаковые функции:
- Содержательно-концептуальную;
- Содержательно-подтекстовую;
- Информативную;
- Формоопределяющую;
- Функцию полемики.
Бала проведена классификация сайтов, которые мы выбрали для нашего исследования и выяснилось, что эпиграфы с указанием автора высказывания используется очень редко. В нашем случае, нам повстречалось только 2 новостных сайта, что составило лишь 4%, так же повстречались 17 сайтов, которые использовали эпиграф в виде простого предложения - 34%, 12 сайтов с эпиграфом в виде сложного предложения – 24%, 5 – неимеющих законченного смысла – 10%, 4 сайта с эпиграфом, в котором использовались различные знаки препинания – 8%, 5 сайтов с использованием различного шрифта в эпиграфе – 10%, 2 сайта с эпиграфом-девизом – 4%, 2 сайта с эпиграфом в виде словосочетания – 4% и только 1 сайт с эпиграфом в виде графической картинки – 2%. Следовательно, сайт-мейкеры в основном используют простые и сложные предложения без знаков препинания, с использованием одинакового шрифта и без прикрепления к ним картинок(смотреть иллюстрацию в приложении 2).
В ходе проведения классификации эпиграфов выявилось, что по форме представления в интернет сайтах эпиграф может быть в виде простого и сложного предложения, предложения без законченного смысла, словосочетания, девиза и графической картинки.
По физическому расположению, эпиграф на страничке сайта представлен исключительно в верхней части, в ведущей роли, а справа или слева – не имеет никакого значения при передаче основной мысли, содержащейся в самом эпиграфе и сайте в целом. При этом, передаваемая информация может трактоваться каждым пользователем по-разному.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семиотики: монография. М.: Гнозис, 2005. 326с.
Арнольд И.В. Герменевтика эпиграфа // Слово высказывание – дискурс: международн. сб. науч. статей / под ред. А.А. Харьковской. Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2004. С. 8-15
Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. Спб.: Азбука, 2000. 336с.
Безденежных М.А. К вопросу о соотношении эпиграфа и текста // Современные проблемы русской филологии, Саратов. 1985
Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика: курс лекций по англ. филологии, учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец-ти «Зарубежная филология», Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002, 122с.
Кощиенко И.В. Полифункциональность эпиграфа в творчестве А.С. Пушкина. Автореф. дисс.к. филол.н. Санкт-Петербург, 2004
Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М.: Издательская группа «Прогресс», 2000. С. 427-457.
Кузьмина Н.А. Эпиграф как стилистическое средство и его роль в композиции стихотворения // Композиционное членение и языковые особенности художественного произведения: межвузовский сб. н. трудов / отв. Ред. Л.Ю. Максимова, М.: МГПИ им. Ленина, 1987
Ларкин В.С. Эпиграф как элемент кодирования смысла художественного текста. Автореф. дисс. к. филол наук. Москва, 2010.
Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова. М.: «Советская энциклопедия», 1987. 757с.
Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Спб: Искусство, 2004. 704с.
Лукин В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа. – М., 1999.
Роль эпиграфа в интерпретации художественного произведения // Методическое пособие. Минск: МГПИ им. A.M. Горького, 1983.
Сергеев Д.В. Онтология культурного смысла. Новосибирск: Наука, 2009. 167с.
Тимакова И.Г. Эпиграф и его культурологические функции // Вестник МГЛУ. М. 2003
Тимакова И.Г. Функционирование эпиграфов в немецкоязычном тексте. Автореф. к. филол. наук. Москва, 2006
Храмченков А.Г. Роль заглавия и эпиграфа при анализе художественного текста //Актуальные проблемы методики преподавания дисциплин классической филологии и зарубежной литературы, тезисы докл. и сообщений Всесоюзного семинара-совещания, Минск. 1981.
Храмченков А.Г. Роль эпиграфа в семиотической организации англоязычного художественного прозаического текста. Дисс. к. филол.н., Минск, 1983. 206с.
Храмченков А.Г. Связь эпиграфа с заглавием в художественном прозаическом тексте // Теоретические и прикладные проблемы обучения иностранным языкам: сб. н. трудов Минского ГПИ им. A.M. Горького. Минск, 1983.
Храмченков А.Г. Эпиграф как особый вид цитации // Взаимодействие структурного и функционально-семантического аспектов языка: сб. н. статей Минского ГПИИЯ, Минск. 1983.
Baldinger K. Semantic theory: towards a modem semantics. Oxford, 1982
Current trends in Textlinguistics / Ed. By W.U. Dressier. Berlin - New York, 1978. V. 2.-308 p.
Dijk T.A. van. Text and Context: Explorations in the Semantics and Pragmatics of Discourse. London-New York, 1977. 261p.