Разработка классного часа на тему: Конвенция о правах ребенка
Классный час
«Мои права и обязанности»
Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.
Задачи:
Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
Формировать уважительное отношение к правам других людей.
Способствовать формированию активной гражданской позиции.
Ход урока.
Орг. Момент.
У: Здравствуйте, дети и уважаемые гости. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь. Сценка поможет нам определить предмет нашего разговора.
II Ситуация успеха.
Сценка (разыгрывают учащиеся класса)
Ведущий: После уроков ребята решили поиграть.
Артем: Давайте поиграем в войну!
Владик: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Артем, милиционером. А ты, Димка, будешь бандитом.
Дима: А я не хочу.
Артем: Чего не хочешь?
Дима: Играть в войну.
Влад: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь!
Дима: Я не хочу.
Артем: Захочешь.
Дима: Что же вы меня заставите? А разве вы имеете на это право? Вы на это право не имеете!
Ведущий: Давайте, ребята, разберемся. Кто прав? Кто не прав?
(Дети садятся на места)
Ведущий: Давайте поговорим. Как поступил Артем и Влад? Почему они не правы? Прав ли Дима?
(Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)
У: Может, кто-то догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)
Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности» (1 слайд). Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.
Наши права.
III Целеполагание:
А что такое «право», «права»? Как вы думаете?
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова) (слайд 2)
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)
- Давайте вспомним, как называется основной документ нашего государства? (конституция)
Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы
(слайд 3):
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)
- Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)
Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе.
«Ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению».
«около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».
«120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»
20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 20 лет, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.
Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на экран (слайды 4).
СЛАЙД 6. Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка» (фото1)
Это слово для вас новое и сложное. Давайте поучимся его произносить и постараемся запомнить. (хором)
- Кто запомнил, когда был принят этот документ? (на слайде 7 – принят 20 ноября 1989 г.)
- В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.
Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей.
Мы сегодня поговорим об основных положениях.
СЛАЙД 5. Статья 1. . Ребенком является каждый человек до исполнения 18 лет. (фото 002)
СЛАЙД 6. Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. (фото 003)
СЛАЙД 7. Статья 3.Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
- А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом.
Слайд 10.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями. ( 009) 011
СЛАЙД 7. Ребенок имеет право на здравоохранение.
СЛАЙД 8. Статья 28.
Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование. 0017
СЛАЙД 9. Статья 31. Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни. 200
- Вы пользуетесь этим правом?
СЛАЙД 10. Статья 32.
Ребенок имеет право на защиту от работы, которая угрожает его здоровью, образованию и безопасности. В нашей стране не разрешается принимать на работу до 15-летнего возраста. 012
СЛАЙД 11. Статья 37. Государство защищает ребенка от всех форм жестокого обращения со стороны родителей и других лиц. 201
СЛАЙД 12. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей. 016
СЛАЙД 13. Статья 12, 13, 17. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, мнения, получать и передавать информацию. 010
СЛАЙД 14. Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
- Вот несколько основных положений.
- Кто из вас запомнил название документа?
IV Закрепление знаний.
Игра «Юридическая консультация».
Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу.
Слайд 15 Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы.
Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции "О правах ребенка"...» приложение№1
(слайд 16) Помогаем сказочным героям отстоять свои права. «Согласно Конвенции о правах ребенка »
Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша(Согласно Конвенции о правах ребенка, запрещена эксплуатация детского труда.)
Тигр Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица (Согласно Конвенции оправах ребенка, каждый ребенок имеет право воспитываться и жить в семье, где о нем заботятся и любят.)
Фрёкен Бок: «Ничего, ничего! У меня и дети, и собаки быстро становятся шёлковыми». Малыш (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от унижения человеческого достоинства.)
Снежная Королева похитила Кая. Кай (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право проживать в своей семье со своими родителями и никто не праве разлучить их.)
Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море. Князь Гвидон (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на жизнь.)
Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?» (Согласно Конвенции о правах ребенка, дети любых национальностей, пола, расы имеют равные права и обеспечиваются защитой до 18 лет.)
3) Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности»
Обсуждение. Какие права были нарушены?
(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)
Наши обязанности.
У: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа.
У: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова). (слайд 17)
Есть у вас обязанности в семье? Какие?
Существуют ли обязанности у учеников? Какие?
Где могут быть записаны обязанности учеников? (слайд 18, щелчок).
Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся. Давайте их озвучим. (см. Приложение.
Слайд 18 Ученики обязаны
(из Устава школы):
Выполнять Устав школы, правила поведения для учащихся, правила внутреннего распорядка в школе, правила техники безопасности, санитарии, гигиены.
Учиться в меру своих способностей и возможностей, стремиться к своему развитию и совершенствованию.
Посещать все предусмотренные учебным планом мероприятия.
Беречь школьные здания, имущество, бережно относиться к труду, зеленым насаждениям, с помощью родителей возмещать причиненный школе ущерб.
Не подвергать опасности жизнь и здоровье других школьников.
- дежурить в классе, школе, столовой;
- ответственно относиться к выполнению поручений классного руководителя
и актива класса;
- приходить в школу своевременно, не опаздывая на уроки;
- своевременно заполнять дневник и выставлять оценки по предметам;
- аккуратно пользоваться библиотечным фондом школы;
4. Дома вы подготовили сочинения на тему «Мои права» давайте прослушаем.
5. Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.
Учитель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности. Предлагаю вам проанализировать следующие ситуации. (см. Приложение 3.) (Заслушиваются комментарии детей к предложенным ситуациям).
1 ситуация:
Дежурный командир: - Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребенка запрещен труд ребенка!
2 ситуация:
Мария Степановна: - Ваня, ты уже который понедельник не готов к математике!
Ваня: - Вчера было воскресенье. Я имею право на отдых!
3 ситуация:
Первоклассник (обращаясь к учителю): - Меня обидел ваш ученик, вот этот.
Учитель: - Успокойся, не плачь. Расскажи в чем дело.
Первоклассник: - Он поставил мне подножку.
Сережа: - А он не имеет право унижать мое достоинство, показывая мне рожицы.
V. Подведение итогов беседы. Рефлексия.
1) У : Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Внимание на экран. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить. Правильные ответы будут появляться на экране (слайд 20, ответы появляются по щелчку).
Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения? (обязанность).
Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал?(Конвенция).
Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе? (права).
Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы? (Устав школы).
До какого возраста человек считается ребенком? (до 18 лет)?
Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и обязанностей человека?
Чтение стихов.
Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Закончить нашу встречу можно такими словами:
Я – ребенок, я человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Конспект
Классный час во 2 «А» классе
По теме: «Мои права и обязанности»
Технология развивающего обучения
(система Л.В. Занкова)
Подготовила и провела
Учитель начальных классов
Завьялова Н.А.
гђЗаголовок 1гђЗаголовок 215