Проект Конвенция о правах ребёнка
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образования Администрации Белоярского городского округа
МАОУ «Кочневская средняя общеобразовательная школа №16»
«Конвенция о правах ребёнка» в сказках
Проект
Кочневское2014
Оглавление
Введение---------------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Мы имеем право----------------------------------------------------5
1.1 Документы о правах детей------------------------------------------------5
1.2 Краткий перечень прав ребёнка----------------------------------------5
Глава 2. Исследование русских народных сказок: нарушаемые и соблюдаемые права------------------------------------------------------------7
2.1 Анкетирование « Знаем ли мы свои права?»------------------------7
2.2 Сказки – прекрасный учебник жизни----------------------------------10
2.3 Защитники прав детей------------------------------------------------------11
Заключение ----------------------------------------------------------------------13
Список литературы и источников----------------------------------------14
Приложения
Введение
Недавно наша учительница познакомила нас с удивительной книгой – «Первоклассные истории о правах», которую написала Лаврова Светлана Аркадьевна. Герои этой книжки – такие же первоклассники, как и мы, повели нас по страницам забавных историй, из которых мы узнали о наших главных правах. Хотя нам всего по 7 лет (а некоторым ещё и 6), но мы имеем много разных прав – право жить, учиться, отдыхать и другие. Мы имеем эти права просто потому, что родились ЧЕЛОВЕКОМ. Оказывается, все эти права записаны в важном документе, который называется - «Конвенция о правах ребёнка».
Мы не так давно пришли в школу, но почти все научились читать. И самые наши любимые книги – сказки, особенно русские народные. Интересно, а как обстоит дело с соблюдением прав у сказочных героев? Этот вопрос очень заинтересовал нас, и мы решили найти на него ответ, а заодно и получше узнать права детей. Мы предположили, что в сказках, как и в жизни, встречается нарушение прав героев.
Цель нашей работы: на примере сказочных героев рассказать о возможных нарушениях прав детей.
Задачи:
1. С помощью родителей и библиотекарей школьной и сельской библиотек познакомиться с главными статьями «Конвенции о правах ребёнка» и другой литературой по этому вопросу.
2. Перечитать сказки, проследить поступки, отношения между собой сказочных героев.
3. Расширить наши знания о своих правах, учиться пользоваться ими и не нарушать права других детей.
Что решили сделать?
№ Наши дела Кто ответственный Время выполнения
1 Подобрать информацию по этому вопросу. Все участники проекта 3,4,5 февраля
2 Провести опрос ребят 1 классов «Знаешь ли ты свои права?». Вера Рыжкова 6 февраля
3 Провести опрос наших родителей «Кто отвечает за воспитание, учёбу и поведение вашего ребёнка?». Все ребята 1б класса 6 февраля
4 Распределить сказки, перечитать и проанализировать поступки героев. Все участники проекта 3-6 февраля
5 Создать для учащихся начальной школы выставку рисунков по теме. Все ребята 1б класса 11 февраля
6 Сделать выводы и приготовить защиту своего проекта. Все участники проекта 12-14 февраля
Продукт нашего исследования:
1. Выставка рисунков для учащихся начальных классов «Ваши права».
2. Презентация «Конвенция о правах ребёнка» в сказках.
Глава 1. Мы имеем право
Документы о правах детей
Из прочитанной с помощью взрослых литературы, мы узнали, что, оказывается, 21 век назвали «Веком ребёнка». Всем напоминает об этом и календарь. Видим, что 1 июня – Международный день защиты детей, 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.
Немкова Светлана Анатольевна, работающая в сельской библиотеке, рассказала нам, что ещё в Древней Руси забота о детях была обязанностью родителей. Существовал такой свод правил «Домострой». Даже царь Пётр I много издал указов о положении малолетних. Сейчас права детей закреплены в таких документах:
«Декларация прав ребёнка» – определяет действия тех, кто отвечает за соблюдение прав детей.
«Конвенция о правах ребёнка» - международный правовой документ, в котором говорится о правах детей всего мира от рождения до 18 лет.
1.2 Краткий перечень прав ребёнка
Мы решили, что «знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают всех на свете». Как оказалось, в «Конвенции о правах ребёнка» - 54 статьи. Какие же из них касаются нас, детей 6-7 лет? На наш взгляд, главной является статья 6. В ней записано, что главное право каждого человека – право на жизнь. Маленький человек – ребёнок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. Родители рассказали нам, что в древности было государство Спарта, которое славилось своими сильными, здоровыми, непобедимыми воинами. И вот в этом государстве каждого мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живёт, а если слабым родился, больным – бросали его со скалы. Это не справедливо, ведь слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным.
Мы составили сокращённый перечень прав ребёнка, которые касаются нас, детей 6-7 лет.
Статья 6. Право на жизнь, выживание и здоровое развитие.
Статья 8. Право на свою тайну.
Статья 9. Право на жизнь в семье со своими родителями.
Статья 16. Право на неприкосновенность жилища.
Статья 28. Право на бесплатное образование.
Статья 31. Право на отдых и труд.
Статья 37. Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению.
Статья 24. Право на бесплатную медицинскую помощь.
Статья 27. Право на достаточный уровень жизни.
Вывод: таким образом, с помощью взрослых мы познакомились с важным для нас документом «Конвенция о правах ребёнка», узнали о наших правах - правах ребёнка, которому не исполнилось ещё 18 лет. И самое главное, - каждый из нас с радостью может говорить, что имеет эти права потому, что он родился человеком.
Конечно, значение очень многих слов нам было ещё не понятно, поэтому мы решили создать словарик новых для нас слов. (Приложение №1)
Глава 2. Исследование русских народных сказок: нарушаемые и соблюдаемые права.
Анкетирование «Знаем ли мы свои права?»
А знают ли права детей наши родители и учащиеся других классов начальной школы? Для изучения этой проблемы мы предложили им ответить на вопросы анкеты. (Приложение №2)
Количество опрошенных: 58 человек.
Результат анкетирования:
Знаете ли Вы, какие права имеют дети нашей страны?
Как видим, в основном опрошенные ученики и их родители знают своё право на бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание, право на отдых.
В каких важных государственных документах записаны права ребёнка?
Таким образом, мы видим, что взрослые и более старшие ученики начальной школы знакомы с Конституцией РФ. Хотя там прописаны права всех людей нашей страны, а не только детей. А вот о таком документе, как «Конвенция ООН о правах ребёнка» имеют представление только ребята нашего класса, как так мы все вместе рассматривали книгу с этим документом и читали увлекательные «Первоклассные истории о правах».
Кто является защитником ребёнка в случае нарушения его прав?
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Мы заметили, что сейчас часто стали говорить о жестоком отношении к детям. В программах телевидения, в газетах рассказывают о нарушении прав детей. Наши родители тоже обсуждают эти вопросы.
Проанализировав результаты анкет, мы пришли к выводу, что не только учащиеся начальных классов, но и некоторые взрослые не знают прав в своей жизни. Для того чтобы рассказать об этом ребятам, мы создали выставку, где в рисунках попытались познакомить учеников с их правами, определёнными «Конвенцией о правах ребёнка».
Сказки – прекрасный учебник жизни
Мы обратились за помощью к взрослым: «А как ещё можно донести до ребят такую непростую тему – права детей?» Родители нам подсказали: «Ответ простой – через сказки!» Действительно, сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, бороться со злом. Добро в них побеждает зло, правда – ложь. Сказки очень поучительны: в них можно увидеть отношения людей и убедиться, что за свой плохой поступок человек должен получить по заслугам.
И мы решили ещё раз перечитать русские народные сказки, посмотреть мультфильмы, созданные по ним, и проанализировать поступки сказочных героев. Вот что у нас получилось.
Название сказки Действия героев Какие права нарушены
«Колобок» Лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем!» 1. Право на жизнь.
2. Право на защиту от всех форм насилия.
«Волк и семеро козлят» Заскочил волк в избушку и съел козлят. 1. Право на жизнь.
2. Право на неприкосновенность жилища.
3. Право на защиту от всех форм насилия.
«Маша и медведь» Медведь говорит: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить!» Право на недопушение лишения свободы любым образом.
Право на общение с родителями.
«Лиса и заяц» Лиса на крылечко, с крылечка на порог, с порога в избу и выгнала зайчика. Право на неприкосновенность жилища.
Право на защиту от всех форм насилия.
«Гуси-лебеди» Налетели гуси-лебеди и унесли Иванушку. 1. Право на жизнь в семье со своими родителями.
2. Право на жизнь.
«Лиса и журавль» Журавль носом тук-тук по тарелке, да так и ушёл, не солоно хлебавши. Право на хорошее питание, на достойный уровень жизни.
«Крошечка-Хаврошечка» Трудится Хаврошечка с утра до вечера. 1. Право на отдых и досуг.
Право на достаточный уровень жизни.
Право на защиту от всех форм насилия.
«Царевна-лягушка» Схватил Иван-царевич лягушечью кожу и бросил её в огонь. 1. Право на сохранение своей индивидуальности.
2. Право на свою тайну.
При работе над проектом мы рассмотрели 13 русских народных сказок. В сказках мы увидели большое количество нарушений прав человека. Самыми часто нарушаемыми статьями являются статьи, содержащие право на жизнь, на отдых, на защиту от насилия.
Защитники прав детей
В сказках обижают наших любимых героев – значит, нарушают их права. Но ведь должны быть те, кто встанет на их защиту. И часто у сказочных героев есть их защитники:
1. Коза – спасает своих козлят.
2. Петух – возвращает зайчику избушку.
3. Корова – помогает Крошечке - Хаврошечке.
4. Морозко – приютил Настеньку.
5. Сестрица Алёнушка – возвращает братца Иванушку в семью.
Мы рады, что в сказках всё заканчивается хорошо. Хорошо бы так и в жизни было. На защите наших прав стоят родители и государство.
Вывод: наше исследование подтвердило, что сказка может помочь при изучении прав человека. «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Только жаль, что в них больше примеров нарушения прав, ежели их соблюдения.
Заключение
В результате работы над проектом мы убедились, что сказка содержит много правовой информации. Мы не нашли ни одной сказки, где бы соблюдались все статьи «Конвенции о правах ребёнка». И больше всего мы увидели нарушений прав на жизнь, на неприкосновенность жилища, на защиту от угрозы насилия. Правда в сказках всё равно обидчика рано или поздно накажут и добро победит. Хочется, чтобы так было и в нашей жизни.
Мы думаем, что наша работа принесёт пользу и другим ребятам, так как мы познакомили их со своими правами. И может, мы станем добрее по отношению друг к другу. А родители, наверное, задумаются над тем, как защитить права своих детей в случае их нарушения.
Наш всем совет: пользуйтесь своими правами, но не нарушайте права других! Каждый ребёнок имеет право на счастливую жизнь!
Используемые информационные материалы
Работая над проектом, мы познакомились со следующей литературой:
1. Нормативно – правовой акт. Конвенция ООН о правах ребёнка. 1998
2. Лаврова С.А. Первоклассные истории о правах/С.А.Лаврова – Екатеринбург: Изд. «Сократ», 2003
3. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки из собрания А.Н.Афанасьева -М.: Детская литература, 1986
Приложения
Приложение №1
Толковый словарь.
1. Гражданин – человек, принадлежащий к населению государства.
2. Достоинство – положительные качества человека.
3. Закон – постановление, указ государственной власти.
4. Конвенция – название международного договора.
5. Личная неприкосновенность – невмешательство в жизнь человека.
6. Права – охраняемые государством возможности делать что-то, поступать как-то.
7. Совершеннолетие – достижение возраста 18 лет.
Приложение №2.
Вопросы, составленные Рыжковой Верой, Вахрушевой Ангелиной, Казеевой Юлией для анкетирования учащихся и их родителей
1. Знаете ли вы, какие права имеют дети нашей страны?
2. В каком важном документе записаны права ребёнка?
3 .Кто является защитником ребёнка при нарушении его прав?