Классный час: Конвенция о правах ребенка(5-7 классы)


Ростовская область Тацинский район х. НовороссошанскийМБОУ Новороссошанская ООШ
139700027686000
Методическая разработка
сценария классного часа
на тему:

Категория участников: учащиеся 5-9 классов
Составитель: Прудникова Светлана Константиновна
ШУПР МБОУ Новороссошанская ООШ
2016г.
Методическая разработка сценария классного часа на тему:
«Конвенция о правах ребенка»
Цель: Формирование умений по соблюдению и выполнению прав, обязанностей и ответственности учащимися класса.
Задачи:
закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;
обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
учить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
формировать уважительное отношение друг к другу.
развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам, формировать положительное отношение к правам других.
Тип классного часа: тематический
Используемые приемы, методы, технологии: словесный, наглядный, практический
Используемые формы организации познавательной деятельности учащимися: работа в группах, использование игры, применение ИКТ, примеры жизненных ситуаций.
Оборудование и основные источники информации: законы о правах человека, раздаточный материал, проектор, экран, компьютер.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности):
знать законы о правах ребенка;
правильно применять их в различных жизненных ситуациях;
помнить об обязанностях;
повышать уровень ответственности.
Список использованной литературы:
1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5 – 11 классы. М.: «ВАКО».
2. Всеобщая Декларация о правах человека.
3. Декларация о правах ребенка.
4. Конвенция о правах ребенка.
5. Конституция РФ.
6. Устав школы.
7. Интернет-ресурсы.
Слово учителя. Приветствие (все по кругу, обращаясь, друг к другу):
Скажем «Здравствуйте» руками!Скажем «Здравствуйте» глазами!Скажем «Здравствуйте» мы ртом –Станет радостно кругом!
Уч: Радостно от того, что мы, повзрослевшие ещё на один год, собрались снова вместе с взрослыми для серьёзного разговора.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.
Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!Кем он станет завтра, маленький и нежный?Всей Земле права его – право на надежду!
1-й ученик. Однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, с севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были и мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.
Многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.
2-й ученик. Всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.
Поэтому они все вместе написали Закон. Они привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе ребенок, для того чтобы все знали и уважали эти права.
1-й ученик. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН «О правах ребенка». Конвенция «О правах ребенка» вступила в силу 2 сентября 1990 года. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года ( Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955). 2-й ученик. В соответствии с этим международным документом Россия приняла на себя многочисленные обязательства по обеспечению прав ребенка. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную правами и способную в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.
3-й ученик В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180. Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Наше государство тоже подписало этот документ. Это произошло в ноябре 1990 г.
В Конвенции о правах ребенка речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.
Конвенция - это достаточно большой документ, перечислим основные положения:
Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.
Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
Ребёнок имеет право на образование.
Государства уважают, право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.
Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Учитель:
Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)
Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Проблема защиты детства чрезвычайно остра.
- Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)
Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?
Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение фактов №10”:
Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.
Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.
Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.
На доске вывешиваются слова: Конвенция, права.
Подумай и запиши 6 прав, которыми по твоему мнению, должен обладать ребёнок.
• Имя • Гражданство • Надлежащее питание • Жилище • Медицинское обслуживание • Здоровый рост и развитие • Защиту от жестокости • Выражение своих мыслей и др.
Глава 2 Конституции РФ (статья 17-64), зачитываются самые известные статьи :
Статья 20: каждый имеет право на жизнь Статья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность Статья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность Статья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания Статья 31: граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия. Проводить собрания и митинги Статья 34: каждый имеет право на свободное использование своих возможностей Статья 40: каждый имеет право на жилище Статья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь Статья 43: каждый имеет право на образование
Но учтите:
1. Непременным условием реализации прав является то, что эти права не должны нарушать прав других людей 2. Осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а от самого себя
Ход классного часа:
№ Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент Учитель раздает учащимся фигуры с буквами разных цветов Учащиеся рассаживаются группами в соответствии с цветом фигуры
2. Постановка цели занятия (слайд 1) Прочитайте тему классного часа. Какую бы вы цель поставили для себя? Учащиеся ставят цель…
План занятия: (слайд 2)
Организационный момент
Постановка цели занятия
Игра лото «Собери цветок»
Мозговой штурм «Законы о правах человека»
Работа в группах:
Путешествие по сказкам
Ситуацию из семьи
Ситуация с урока
Наши обязанности
Что такое ответственность
Рефлексия. Чтобы решить поставленную цель предлагаю вам следующий план занятия.
Чтобы узнать первое задание соберите слово из фигур. Учащиеся читают план по слайду
Учащиеся с помощью фигур, полученных на 1 этапе, составляют слова.
3. Игра лото «Собери цветок» (приложение 1) (слайд 3)
1 группа выбирает законы о правах человека
2 группа собирают обязанности учащихся
3 группа изучают, что такое ответственность Раздает задание и контролирует работу групп Собираю цветок, приклеивая нужные лепестки.
1 группа цветок прикрепляют на доску, зачитывая законы. 2 и 3 группы сдают работу учителю.
4. Мозговой штурм «Законы о правах человека» (приложение 2) (слайд 4)
Вопросы составлены по законам: Всеобщая Декларация прав человека, Декларация о правах ребенка, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ Раздает вопросы и контролирует ответы
Вытягиваю вопрос, читают его и отвечают
Вывод: Лишь знание законов обеспечивает нам уверенные действия в сложных ситуациях. 5. Работа в группах (приложение 3) (слайд 5, 6)
1. Путешествие по сказкам.
Ответь сказочному герою, пользуясь статьями Декларации прав человека
2. Ситуация из семьи. Рассудить ситуацию, используя Конвенцию о правах ребенка
3. Ситуация с урока. Контролирует выполнение заданий.
Выполняют задания и выступают
Вывод: Права есть, как у взрослых, так и у детей. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. 6. Наши обязанности (слайд 7)
Какие обязанности учащихся вы знаете? Выступает 2 группа и прикрепляет цветок на доску
7. Что такое ответственность?
Что обозначают слова: Когда человек отдает себе отчет, что все, что происходит в его жизни, его состояниях, его эмоциях, его событиях на работе и в личной жизни (слайд 8, 9)
Лестница ответственности:
5
4 Высокий
3 Средне-высокий2 Средний 1 Средне-
низкий Низкий уровень Читает слова со слайда
Посмотрите на лестницу ответственности. На какую бы ступеньку вы поставили себя?
Выступает 3 группа, и прикрепляют цветок на доску
Учащиеся заполняют лестницу ответственности
8. Рефлексия. (слайд 10)
Нужно ли знать законы и для чего?
Что понравилось на занятии? У нас получился букет прав, обязанностей и ответственности. Ответы учащихся
Вывод: Каждый человек должен знать свои права
Заявляя о своих правах, нужно помнить, что они есть и у всех остальных людей.
Но, заявляя о своих правах нужно помнить об обязанностях и ответственности.
Конвенция о правах ребенка

Сокращённый перечень прав ребёнка:                                
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья 15.1. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
2. В отношении осуществления данного права могут применяться ограничения, в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.                     
Конвенция о правах ребенка

Сокращённый перечень прав ребёнка:                                
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья 15. 1. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
2. В отношении осуществления данного права могут применяться ограничения, в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.