Классный час: Конвенция о правах ребенка
Классный час на тему: «Конвенция о правах ребенка». 6 класс
Цель классного часа:
1. Формирование правовой культуры учащихся.
2. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка. 3. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
4. Способствовать осознанию ответственности за свои права;
5. Формировать положительное отношение к правам других.
Задачи: • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка; • на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека; • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Ход классного часа:
- Сегодня мы будем говорить о нашем обществе. Вспомните, недавно на уроках мы говорили об обществе, в котором мы живем. Как называется наше общество? (казахстанцы)
- Давайте вспомним, как называется основной документ нашего государства? (конституция)
- В обществе всех людей на Земле можно выделить часть общества, в которую входите вы. Назовите это общество (общество детей)
- Как вы думаете, все ли дети Земли живут хорошо? Почему? (ответы детей)
«ежегодно 3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые не поддаются лечению».
«около 100 млн. детей существует за счет воровства, изнурительной работы, попрошайничества, т.к. покинуты своими семьями».
«120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности ходить в школу»
- Для того, чтобы уменьшить страдания детей большинство государств в мире, проявляют заботу о детях. В США в г. Нью-Йорке находится штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН). Это международная организация, которая стремится избавить будущие поколения от войны. В эту организацию входит более 180 государств. В 1989 г. ООН был разработан и принят документ, в котором речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.
Об этом документе мы сегодня и будем говорить.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ:
СЛАЙД 1. Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка»
Это слово для вас новое и сложное. Давайте поучимся его произносить и постараемся запомнить. (хором)
СЛАЙД 2. КОН-ВЕН-ЦИ-Я, конвенция о правах ребенка.
- Кто запомнил, когда был принят этот документ? (на слайде – принят в 1989 г.)
- Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.
СЛАЙД 3. Фотография детей разных национальностей.
- В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.
Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях.
СЛАЙД 4. Ребенок – это любой человек до исполнения ему 18 лет.
СЛАЙД 5. Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство.
- А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом.
СЛАЙД 6. Любой ребенок имеет право:
на жизнь со своими родителями;
на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития.
СЛАЙД 7. Ребенок имеет право на здравоохранение.
СЛАЙД 8. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.
СЛАЙД 9. Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни.
- Вы пользуетесь этим правом?
СЛАЙД 10. Ребенок имеет право на защиту от работы, которая угрожает его здоровью, образованию и безопасности. В нашей стране не разрешается принимать на работу до 16-летнего возраста.
СЛАЙД 11. Государство защищает ребенка от всех форм жестокого обращения со стороны родителей и других лиц.
СЛАЙД 12. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.
СЛАЙД 13. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, мнения, получать и передавать информацию.
- Вот несколько основных положений. Кто из вас запомнил название документа?
СЛАЙД 14. Конвенция о правах ребенка.
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
- Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Это рассказ А.П.Чехова «Ванька». У вас на партах лежат листочки с отрывком из этого произведения. Прочитайте и подчеркните строчки, в которых говорится о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время.
Самостоятельная работа
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок их ний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
Обсуждение. Какие права были нарушены?
(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)
У каждого человека есть не только права, но и обязанности.
соблюдать правила личной гигиены;
помогать старшим;
добросовестно учиться.
Я предлагаю вам рассмотреть рисунки, обсудить их в парах, определить, на каких рисунках нарушаются права ребенка, а на каких нет.
Объясните свой выбор.
Чтобы вы лучше запомнили ваши права, ребята подготовили стихи:
ТОВАРИЩИ ДЕТИ!Будьте бдительны!ПРАВА СВОИ ЗНАЙТЕ,ХОРОШИМИ ЛЮДЬМИ РАСТИТЕ!!!
В Конвенции каждый найдётНа вопрос ответ: Помни!Ребёнком считают того,Кто не достиг восемнадцати лет.
Сколько бы ни былоВ мире детишек.Черных и белых, девчонок, мальчишекВсе их права и ценны и равны.Взрослые! Вы уважать их должны.
Богатство твоей страны – это ТЫ!Должен любой президент понимать:Лишь там превращаются в правду мечты,Где детям готовы всё лучшее дать.
Вовочки и Леночки, Андрюшки и Аришки –Каждый день рождаются девчонки и мальчишкиПользуются с первых дней правами своими –Ведь с пелёнок человек получает имя.
ПОМНИ!Куда бы ты ни пришёл,Любой государственный дядяДела иные отложит в столТвоих интересов ради!
Я расту на радость маме,Но приходится признать,Чтоб Я вырос лучшим самым,Как мне много нужно знать!
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
В каком международном документе записаны права детей?
Какие основные права вы запомнили?
Кто является ответственным за обеспечение прав ребенка?
ВЫВОД: Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. Взаимопонимание, уважение друг к другу – единственный способ решения всех конфликтов. Помните об этом, ребята.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь. Право на образование. Право на отдых и досуг. Право на индивидуальность. Право свободно выражать свои взгляды. Право на специальную охрану и защиту. Право на заботу и воспитание родителями. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
КОНКУРС № 1 Викторина “Права литературных героев” 1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? ОТВЕТ - «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси- лебеди» 2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища?
ОТВЕТ - «Заюшкина избушка», «Три поросенка»
3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? ОТВЕТ - «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
4. В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями, и из-за этого происходит много неприятностей.
ОТВЕТ - «Гуси лебеди»
5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом?
ОТВЕТ - «Айболит»
6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? ОТВЕТ – «По щучьему велению, по моему хотенью»
7. В какой сказке нарушены права, охраняющие материнство и детство? ОТВЕТ – «Сказка о царе Салтане» 8. В какой сказке главный герой отказался воспользоваться своим правом на получение образования? ОТВЕТ – «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка)
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний. Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия. Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Самостоятельная работа
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок их ний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
Самостоятельная работа
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок их ний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
Самостоятельная работа
Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..
«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок их ний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»
«Кроссворд»
1
2
3 5
4
6
7
8
9
10
По вертикали:
Согласно ст.29 Конвенции о правах ребёнка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребёнка и его …
Ст. 31 Конвенции признаёт право ребёнка на отдых и …
5. Кто, согласно ст.18 Конвенции, несёт основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка?
6. Право ребёнка на что закреплено в ст. 28 Конвенции?
8. Неотъемлемое право ребёнка на что закреплено в ст.6 Конвенции?
По горизонтали:
3. Кто, если не родители, согласно ст.18 Конвенции несут ответственность
за воспитание ребёнка?
4. Вставьте пропущенное слово в ст.29: «Государства-участники
соглашаются в том, что воспитание ребёнка должно быть направлено на воспитание … к окружающей природе».
7. Согласно ст.28 Конвенции начальное образование является бесплатным
и … (каким?).
9. Согласно ст.18 Конвенции государства принимают все необходимые меры
с целью защиты ребёнка от всех форм физического и …(какого?) насилия.
10. Какая организация в 1989 году приняла и выработала Конвенцию о правах ребёнка?
Ответы: 1. Талантов. 2. Досуг. 5. Родители. 6. Образование. 8. Жизнь.
3. Опекуны. 4. Уважения. 7. Обязательным. 9. Психологического. 10. ООН.
«Анкета для учащихся»
1. Что такое право?
2. Какие права есть у тебя?
3. Достаточно ли прав у детей? (да, нет, не знаю)
4. Какую роль играют права в жизни человека?
(очень большую, не очень большую, маленькую, никакой, не знаю)
5. Можешь ли ты добиться, чтобы твои права уважали?
(да, нет, не всегда, не знаю)
6. Какие черты характера помогают человеку добиваться уважения
своих прав?
7. Как защищаются права ребёнка в нашей стране?
(хорошо, плохо, никак, не знаю)
8. Какие права ты считаешь самыми важными для человека?
9. Кто больше всего нуждается в защите своих прав?
10. Что бы ты мог (ла) сделать для защиты прав других людей или
своих?
11. Какие права ты включил(а) бы в школьную конституцию, если
бы её составляли?
12. Как ты считаешь, в каком возрасте надо говорить детям о
правах ребёнка?
«Анкета для учащихся»
1. Что такое право?
2. Какие права есть у тебя?
3. Достаточно ли прав у детей? (да, нет, не знаю)
4. Какую роль играют права в жизни человека?
(очень большую, не очень большую, маленькую, никакой, не знаю)
5. Можешь ли ты добиться, чтобы твои права уважали?
(да, нет, не всегда, не знаю)
6. Какие черты характера помогают человеку добиваться уважения
своих прав?
7. Как защищаются права ребёнка в нашей стране?
(хорошо, плохо, никак, не знаю)
8. Какие права ты считаешь самыми важными для человека?
9. Кто больше всего нуждается в защите своих прав?
10. Что бы ты мог (ла) сделать для защиты прав других людей или
своих?
11. Какие права ты включил(а) бы в школьную конституцию, если
бы её составляли?
12. Как ты считаешь, в каком возрасте надо говорить детям о
правах ребёнка?
Малая конституция класса, или Кодекс чести
Ученик имеет право:
- на откровенное выражение своего мнения относительно жизни класса и
школы, не унижая при этом чьё-либо достоинство;
- открытую оценку своих знаний по каждому предмету в соответствии со своими знаниями и умениями;
- отдых в перерывах между уроками;
- помощь учителей в овладении знаниями;
- уважение своей личной жизни и достоинства;
- участие во внеклассных и внешкольных делах;
- поощрение за успехи в учёбе и общественной деятельности;
- участие в планировании жизни классного коллектива;
- охрану труда и здоровья во время учебно-воспитательного процесса.
Ученик обязан:
- уважать взгляды, свободу и достоинство окружающих его людей:
сверстников и взрослых;
- достойно вести себя в классе, школе и за её пределами;
- овладевать знаниями и практическими навыками;
- участвовать в общественно-полезном труде;
- беречь имущество класса, исправлять причинённый вред;
- ходить в форме и быть опрятным;
- дежурить в классе, школе, столовой;
- ответственно относиться к выполнению поручений классного руководителя
и актива класса;
- приходить в школу своевременно, не опаздывая на зарядку;
- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих товарищей;
- своевременно заполнять дневник и выставлять оценки по предметам;
- аккуратно пользоваться библиотечным фондом школы;
- заполнять ежемесячно своё портфолио.