Путешествие по Казахстану урок — игра
«Путешествие по истории Казахстана» урок - игра
(История Казахстана)
Предмет: История Казахстана 6-7 класс
Цель: воспитание любви к своей стране
Задачи: развивать умение применять ранее полученные знания,
развивать навыки работы в команде,
воспитание уважительного отношения к истории, культуре, традициям, национальному достоянию государства,
Оборудование: слайды с таблицами, вопросами, флажки, музыкальное сопровождение
Играют 2 команды учащихся 6 и 7 –го класса. Командам дается время на обдумывание ответа.
Первой отвечает та команда, которая раньше поднимает флажок.
3 раунд для капитанов команд.
Знакомство с жюри.
1 - раунд
Темы: Баллы:
Животные Казахстана 100 200 300 400
Кухня 100 200 300 400
Птицы Казахстана 100 200 300 400
Цвета 100 200 300 400
Животные Казахстана:
100 – Животное, способное к тебеневке (овца, баран)
200 – Называют «кораблем пустыни» (верблюд)
300 – Зверек, который набивает запасы зерна за щеки (хомяк)
400 – Зверек, часто встающий на задние лапы «столбиком» и издающий резкий свист (суслик)
Кухня:
100 – Жаренные в масле кусочки дрожжевого теста (баурсаки)
200 – Напиток, сделанный из кобыльего молока (кумыс)
300 – Блюдо, изготавливаемое в день весеннего равноденствия и состоящее из 7-ми компонентов (Наурыз – коже)
– Засушенные, солоноватые кусочки кислого молока (курт)
1.3 Птицы Казахстана:
100 – Птица, являющаяся символом гордости (орел)
200 – Символ мира (голубь)
300 – Птица – олицетворение любви и верности (лебедь)
400 – Птица, которая согласно народному поверью, возвещает о начале восточного Нового года (петух)
Цвета:
100 – Какого цвета флаг Республики Казахстан? (голубой)
200 – Какого цвета была одежда сакского воина, найденного в кургане «Иссык»? (золотой)
300 – Какого цвета флаги мусульманских государств? (зеленый)
400 – Цвет фламинго, обитающих на озере Тениз? (розовый)
2 - раунд
Темы: Баллы:
Юрта 400 500 600 700
Месяцы 400 500 600 700
Одежда 400 500 600 700
Города 400 500 600 700
2.1 Юрта:
400 – Купол юрты (шанырак)
500 – Самая большая юрта (12 – канатная)
600 – Материал, используемый для утепления юрты (войлок, кошма)
700 – Самое почетное место в юрте (торь)
2.2 Месяцы: (необходимо давать ответы на казахском и русском языках)
400 – В этом месяце звучит 1-ый звонок (қыркүйек – сентябрь)
500 – В переводе с персидского языка, название этого месяца означает «Новый день, Новый год» (наурыз – март)
600 – Месяц, в котором отмечают День Победы (мамыр – май)
700 – Название этого месяца созвучно с названием столицы Татарстана (қазан – октябрь)
2.3 Одежда:
400 – Свадебный головной убор невесты (саукеле)
500 – Маленькая шапочка с узором, обтягивающая темя (такия, тюбетейка)
600 – Одежда, которую девушки одевали поверх платья – койлек (камзол)
700 – Мягкая обувь, пошитая из кожи (ичиги, мәсі)
2.4 Города:
400 – Духовный центр тюрков (Туркестан)
500 – Оборона этого города, против монгольского нашествия, длилась 6 месяцев (Отрар)
600 – Близ этого города расположен мавзолей Кок – кесене (Сыгнак)
– Город, где были обнаружены 7 буддийских храмов (Семей)
3раунд «Блиц – опрос»
1 команда:
Валюта Казахстана (тенге)
Крупнейшее море Казахстана (Каспий)
Крупный город на юго- востоке Казахстана (Алматы)
Первый казахстанский космонавт (Т. Аубакиров)
Праздник, отмечаемый 16 декабря? (День Независимости)
Ядовитые пауки, обитающие на юге Казахстана (каракурты, тарантулы)
Казахский национальный струнный инструмент (домбра)
Северный сосед Казахстана (Россия)
2 команда:
Язык межнационального общения в Казахстане (русский)
Напиток из верблюжьего молока (шубат)
Высокогорный каток на юго- востоке Казахстана (Медео)
Шахтерская столица Казахстана (Караганда)
Безбородый обманщик из казахских сказок (Алдар Косе)
Космодром в Казахстане (Байконур)
Главная река Восточного Казахстана (Иртыш)
Автор «Слов назидания» (Абай)
Итоги. Награждение команд.
«Возникновение государства в Египте»
(всемирная история)
Итжанова Карлыгаш Айтбековна
учитель истории и основ обществознания
СОШ им. А. Ибраева
Предмет: История древнего мира 6 класс
Цель: сформировать представление о возникновении государства в Египте
Задачи:
1) познакомить с географическим положением Египта, дать представление о зарождении государственности у египтян;
2) активизировать познавательные возможности учащихся, способствовать запоминанию и аудированию изучаемого материала, учить извлекать новые знания из текста учебника;
3) способствовать формированию интереса к предмету.
Методы и приемы:
Устный - рассказ, объяснение материала;
Печатно – словесный - работа с терминами и понятиями, составление опорного конспекта;
Наглядный – демонстрация презентации урока.
Оборудование:
1. Учебник «История древнего мира» 6 кл. /Тулебаев Т., Кусаинова Р., Дакенов М./ «Атамура», 2006
2. Атлас и контурные карты по «Истории древнего мира» 6 кл.
3. Компьютер, проектор.
4. Презентация урока.
Тип урока: изучение нового материала.
Организационный. Приветствие, проверка отсутствующих.
Объяснение нового материала.
Слайд 1 «Карта Египта».
Ознакомление с природными условиями на
берегах Нила.
Египет расположен на северо – востоке Африки, по этой земле протекает самая большая и длинная река в мире – Нил.
Показать территорию Верхнего и Нижнего Египта. Показать пороги и дельту Нила.
Главное природное богатство Египта – камень.
В русле Нила добывают золото, гранит, полудрагоценные камни.
На побережье реки густо рос папирус.
Слайд 2 «Земледельческие работы».
Разлив Нила продолжался с июня до ноября. Египтяне верили, что за первым порогом существует охраняемая змеей пещера, где живет бог Хапи, который поочередно наклоняет сосуды водой.
Как вы думаете, в каком месяце начиналась пахота? Какие условия необходимы для роста растений?
Люди занимались земледелием, земля была удобрена, светило солнце, достаточная влажность позволяла получать хороший урожай.
Благодаря труду людей Египет в 4 тысячелетии до н.э. превратился в цветущую страну.
Прочитаем «Хвалебную песнь египтян Нилу». Почему египтяне поют хвалебную песню реке.
Появление классов (эксплуататоров и эксплуатируемых).
Вожди племен захватывают власть в свои руки и решают все вопросы единолично. Вождям необходимо расширять свои владения, им нужно еще большее количество телохранителей, стражей и воинов и рабов. Такна смену первобытнообщинному строю пришел рабовладельческий строй. Вожди племен стремятся укрепить свою власть и стать царями.
Физминутка.
Слайд 3 «Образование единого государства».
Первоначально в Египте, в 4 тысячелетии до н.э. было около 40 государств, конечно, они были маленькими по территории, во главе каждой был правитель со своей армией, между государствами постоянно происходили войны. Постепенно из этих государств осталось лишь два крупных – Южное царство (белая корона) и Северное царство (красная корона).
В 3000 г. до н.э. царь Южного царства захватил Северный Египет и так образовалось единое Египетское государство. Царь - завоеватель хотел одеть на голову обе короны, но на одну голову 2 шапки не оденешь! Поэтому мастера сделали корону, которая объединяла в себе обе короны. Слайд 4.
Теперь царей стали называть фараонами.
Первого фараона объединившего Египет звали Менесом (Мина). На побережье Нила было построено укрепление названное «Белой стеной». Позже здесь построили первую столицу Египта – Мемфис.
Теперь это было единое, мощное государство, которое начало захватывать соседние государства – Нубию на юге, страны Синайского полуострова на востоке.
Слайд 5. Закрепление:
Где находится Египет?
Главная река Египта?
Покажите пороги и дельту Нила.
Какие растения росли на побережье Нила?
Чем занимались в основном египтяне?
Какой строй прищел на смену перобытнообщинному?
Когда произошло объединение государства?
Как звали первого фараона?
Как называлась первая столица государства?
Слайд 6. Рефлексия:
Заполнение таблицы «Я узнал(а)…»
«Мне удалось…»
«Самым интересным сегодня было…»
«Труднее всего было…»
Итоги. Оценки.
Д/З: §4. (Нарисовать корону объединенного государства. В конт. карте выполнить задания по теме Древний Египет)
«Экономические и социальные права и свободы»
(основы обществознания)
Итжанова Карлыгаш Айтбековна
учитель истории и основ обществознания
СОШ им. А. Ибраева
Предмет: Основы обществознания 9 класс
Цель: учащиеся поймут и осознают содержание и значимость таких экономических и социальных прав как право собственника, право на предпринимательскую деятельность, право на свободу труда, отдыха, охрану здоровья, жилище и образование.
Задачи:
Дать представление о видах экономических и социальных прав, их содержании, сущности и значимости;
Продолжать развивать навыки анализа изученного материала, рассуждения, применения своих творческих способностей при передаче информации;
Воспитание умения работать в коллективе, слушать мнение других, уважать друг друга, соблюдать культуру общения.
Оборудование: учебник, хрестоматия, лепестки ромашки, карточки с проблемными ситуациями, тесты.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы: фронтальный опрос, работа в группах, индивидуальная работа.
I. Организационный. Приветствие, проверка отсутствующих.
II. 1. Игра «Цветик – семицветик».
Напишите название профессии, которую вы хотите освоить в будущем (составление цветка).
Каждый из вас мечтает занять достойное место в нашем обществе: получить образование, работу, заниматься любимым делом, полноценно питаться, красиво одеваться, а главное быть уверенным в завтрашнем дне. И эти права нам дает Основной Закон нашего государства.
Конституция - главное право
Для того, кто на свет нарожден,
И крепка и могуча держава
Свято чтящая этот закон.
Конституции новой страницы
Это значимость нашей судьбы –
Все чего мы сумели добиться,
Все что стоило тягот борьбы
Это данность высоким итогам
Подтверждает гражданское «Да!»
Что права человека не могут
Попираться никем, никогда.
2. Блиц – опрос:
- Как называется глава учебника, которую мы изучаем?
- Как называется II раздел Конституции?
- Что отражает этот раздел?
- Что такое право?
- С какими группами прав мы уже ознакомились?
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с экономическими и социальными правами и свободами, их содержанием и сущностью.
III. Новый материал.
Упорядочение класса на 2 макрогруппы и распределение материала в микрогруппах:
1 группа – Право собственника.
2 группа – Предпринимательская деятельность.
3 группа – Право на свободу труда, право на отдых.
4 группа – Право граждан на жилище, охрану здоровья, право на образование.
Самостоятельное изучение и подготовка презентации нового материала в микрогруппе.
Составление плана объяснения материала и передача информации по возвращению в макрогруппу.
Запись на доске социально – экономических прав.
Решение проблемных ситуаций.
IV. Закрепление. Решение тестов.
V. Итог. Выставление оценок.
Д/з: §37