План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме Юмор и сатира в произведениях Н.Н.Носова



Тема урока: « Сатира и юмор в рассказе Н.Носова «Бенгальские огни»

Ход урока:

Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
- Поделимся улыбками друг с другом!
Эти красивые, замечательные улыбки для своих друзей как подарки!
Ведь именно улыбка поможет нам сегодня на нашем уроке, и именно улыбка, ребята, и будет визитной карточкой наступившего урока.
КАРТИНКА ! УЛЫБКА
- Посмотрите на эту лучезарную улыбку, и, может быть, она заставит сегодня наш хмурый день сделаться солнечным и ясным!

- А в дорогу с собой на урок мы возьмём вот эти замечательные слова:


Без шуток и песен мир тесен!



Вхождение в тему. Практическая работа в группах: пробуем создавать смешное.
1) Беседа
- Скажите, а когда человек улыбается?

- Давайте подытожим – человек улыбается, когда ему радостно, хорошо и светло на душе от чего-то.
КАРТИНКА ! (Фома и Ерёма)
- А вот посмотрите, со мной на урок пришли два брата – герои русского фольклора – Фома и Ерёма. Они очень смешные, кстати, они очень любят расспрашивать, задавать такие нелепые вопросы, которые предполагают такие же нелепые и смешные ответы. Вот послушайте один их такой разговор:


Фома спрашивает Ерёму:
- Скажи, брат, а почему когда охотник стреляет – он закрывает один глаз?
А Ерёма отвечает:
- Так ежели он закроет другой глаз- он вообще ничего не увидит!
____________________________________________________________
Фома спрашивает Ерёму:
- Скажи, брат, а почему в море вода солёная?
- Как же не быть морской воде солёной – отвечает Ерёма – когда в ней селёдки плавают!






- Вы улыбаетесь? Почему? Вы ожидали такой ответ?
( присутствует эффект неожиданности)

2) Самостоятельная работа учащихся в группах.

Вот сейчас я вам предлагаю побыть в роли Фомы и Ерёмы. У вас в группах есть листочек - это диалог, разговор. Вопрос Фомы у вас уже записан, а ответа Ерёмы нет. КАРТИНКА ! (Диалог Фомы и Ерёмы)
Читаем –
Фома спрашивает Ерёму:
- Скажи, брат, а почему цапля всё время на одной ноге стоит?
А Ерёма отвечает:_______________________________________



- Попытайтесь создать очень смешной ответ. Пофантазируйте, как бы Ерёма ответил на этот вопрос?
Проверка: учитель читает вопрос Фомы, а дети озвучивают свои варианты ответов.
- Какой вариант ответа показался вам наиболее смешным и оригинальным?
- А теперь послушайте тот истинно настоящий ответ, который был в разговоре:

Фома спрашивает Ерёму:
- Скажи, брат, а почему цапля всё время на одной ноге стоит?
А Ерёма отвечает:
- Да ежели она вторую ногу поднимет, то на чём же она стоять будет?

- Замечательно, верно? Смешно? Смешно!
- Молодцы, ребята, вы показали свою оригинальность. Я не ожидала таких интересных ответов.
- А вот скажите, вам понравилась роль писателей, точнее писателей- юмористов?

- А как вы думаете, легко ли создавать смешное? Вам сейчас легко было это делать?
- Да, ребята, конечно, создавать, творить, да ещё так, чтобы всем было смешно и интересно – это задача не из лёгких, надо прямо сказать.
- А сейчас оцените свою деятельность на данном отрезке урока. Поставьте в листочек успеха- если ты считаешь, что внёс достаточный вклад в работу группы- знак плюс, если нет, то минус.
- Посмотрите на себя со стороны и оцените себя правильно.

Актуализация имеющихся по теме знаний. Объявление темы, целей и задач урока.
- Итак, ребята, сегодня мы продолжаем наше путешествие по страницам книг весёлых и смешных. Продолжаем разгадывать тайны смешного в детских книжках.
А помогает нам в этом «чистокровный детский юморист» продолжите
- Н.Н.Носов.
- Он как будто разговаривает с нам с помощью своих статей, писем и размышлений.
Давайте снова обратимся к ним.
- Как называются размышления Н.Носова? /Тайны юмора и сатиры/
КАРТИНКА ! (Тайны юмора и сатиры)
- Вот о чём мы размышляли, когда читали эту статью.
- По определению Н.Н.Носова что такое сатира и юмор? /Это разные формы смешного в литературе/
- Чем они разные? /Юмор- это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира – это осмеивание с оттенком негодования/
- Так какая же наша сегодня основная задача? В чём она заключается? /учиться определять тип текста, отличать юмор от сатиры/
- Да, ребята, мы будем учиться различать признаки юмора и сатиры, т. е. в чём же разница между этими формами смешного в литературе?

Работа с текстом Н.Носова «Бенгальские огни» с последующим заполнением таблицы «Юмор и Сатира».
1) Беседа по размышлениям Н.Носова.
- Вчера на уроке литературного чтения, с каким произведением Н.Носова мы с вами познакомились?
- Откройте учебник на странице 160. Озвучьте тему сегодняшнего урока /название и автора/
- Точнее она звучит так: «Тайны юмора и сатиры в произведениях Н.Н.Носова».
-Смеялись ли вы, перечитывая дома текст произведения?
- Скажите, а какой человек мог написать такое произведение, что, читая его мы улыбаемся, смеёмся? Как по вашему? /добрый, весёлый, интересный, умный, талантливый и т.д./
-Да, ребята, вы угадали, Н.Н.Носов был интересный, добрый, любящий детей человек с необыкновенным чувством юмора.
- Вы, наверное, догадываетесь, почему этот писатель так много знал и умел в своей жизни? /он опробовал множество разных профессий/
- Да, ребята, и в своих книгах он старался многому научить ребят. Ведь посмотрите, сколькому можно научиться, читая произведения Н.Носова? Чему, например?
/варить кашу, делать инкубатор, изготавливать бенгальские огни и многое другое/
- В сказочной трилогии о Незнайке писатель пишет о таких серьёзных вещах, как воздухоплавание, ракетостроение, т.е. как строятся и летают воздушные шары и ракеты и о многих других интересных вещах.
- Какой вывод из всего этого можно сделать? /Читая книги Носова можно стать умными, много знающими, интересными людьми.

2) Устная работа по содержанию текста (определение жанра, типа текста)

- Итак, перед нами произведение Н.Носова «Бенгальские огни». Давайте определим жанр этого произведения.
- Вот у нас заместители литературных жанров./Появляется таблица/
КАРТИНКА !
Заместители литературных жанров
- Сказка
- Рассказ
- Басня
- Стихотворение

- Вы сейчас посовещаетесь в группах и покажете модель заместителя этого жанра.
И подумайте, как это доказать.
/ Это рассказ, потому что мало героев, события происходят в очень короткий срок, небольшое по объёму /
- Молодцы, ребята, а теперь поставьте в листочек успеха отметку, если вы правильно всё ответили.
Тип текста..
- Итак, подумайте, ребята, а как бы вы ответили на вопрос « О чём говорится в рассказе?»/о новогодних приключениях двух мальчиков, которые готовились хорошо и весело встретить Новый год/
- Кто же был виновником всех этих приключений? /Мишка/
- Какие эпизоды рассказа показались вам особенно смешными? / изготовление огней, выбор ёлки, Мишкина пропажа, и др./
- Давайте определим тип текста этого рассказа: юмористический или сатирический?
- Обсудите в группах: если юмористический- поднимите красный прямоугольник, а если сатирический - поднимите синий прямоугольник. / Дети поднимают красный./
- Так, вы единодушно утверждаете, что рассказ юмористический?! И никто не поднял синий прямоугольник?! Тогда его подниму я. Буду вам во всём противоречить! Вы так, а я так! /Учитель поднимает синий прямоугольник/
- Как же нам разрешить наше противоречие? Я думаю, что все отгадки прячутся в тексте. Давайте поглубже проникнем в содержание текста, поищем там ответы на наши вопросы. Но прежде, чем приступить к работе, предлагаю вам отдохнуть. А поможет нам в этом песенка из кинофильма «По секрету всему свету». Давайте вместе с Дениской Кораблёвым споём и немножечко подвигаемся.

ФИЗМИНУТКА!
/звучит музыка, дети подпевают и выполняют танцевальные движения/
После физминутки учитель напоминает детям предстоящую задачу:
- Итак, ребята, наша цель на данный момент –
КАРТИНКА ! (Стих)
Постараться рассмеяться
Ведь смеяться не грешно.
Рассмеявшись, разобраться
Почему нам так смешно

3) Чтение текста с элементами пересказа и драматизации.

/Группы получают задание на карточках/

Перед чтением учитель даёт установку:
- Постарайтесь внимательно присмотреться к героям, прислушаться, как и что они говорят, как ведут себя.

1группа – выразительное чтение 1части текста «С чего всё началось»
КАРТИНКА ! (Изготовление огней)

2группа – инсценировка 2 части текста «Изготовление огней»

КАРТИНКА ! (В лесу. Ёлку нашли!)

3группа - пересказ с элементами драматизации 3 части «В лесу»

КАРТИНКА! ( Друг везёт Мишку на ёлке )

4группа – чтение с элементами драматизации 4 части «Травма»

КАРТИНКА! (Ребята возле ёлки)

Заключительную часть текста обыгрывается всем классом.
(Перед чтением каждой части текста на экране появляется картинка с иллюстрацией, изображающей события читаемой части.)

4)Заполнение таблицы «Юмор и сатира»
- Итак, что вы можете сказать о каждом из героев? Каким автор изображает Мишку? / весёлым, неунывающим, смешным, несерьёзным и т. д./
- А каким представляется вам его друг? /Серьёзным, ответственным и т. д./
-А над кем вы больше смеялись в рассказе? /над Мишкой/
- Автор осмеивает Мишку? /Да/
- Это добрый смех? /Да/
- Давайте заполним таблицу в разделе «Юмор»

/На доске таблица: Юмор / Сатира
Смех- . / Смех-..
Автор-.. / Автор- .
Черта характера, которую осмеивает автор, вредна:
.. / ..
/Вызванный ученик записывает в таблице, в разделе «Юмор»: смех – добрый»/
- С каким отношением автор осмеивает Мишку гневным или сочувственным?
/ с сочувственным, с иронией. Запись в разделе «Юмор» - сочувствует./
- А почему Мишка был буквально захвачен идеей, сделать бенгальские огни?
Зачем они были та ему нужны?
- Хорошо, тогда так, Можно ли за что-то осуждать Мишку? Достиг ли он своей цели? /Мишка хотел похвастать перед ребятами/
-Это плохая черта характера? Вредна ли она для него лично? /Да. Делается запись в разделе «Юмор» - для героя./

- Итак, мы пришли к выводу , что рассказ юмористический. Все признаки юмора на лицо! Но я продолжаю настаивать на присутствии в рассказе признаков сатиры и сейчас мы вместе попробуем их найти.
- Тогда я вас немножечко обращу вот на что: Почему Мишка так старался, чтобы никто из ребят не вспомнил про бенгальские огни и выдумывал всё новые и новые фокусы?
- Почему, когда ребята вдруг вспомнили, он так растерялся и внезапно покраснел?
/Стало стыдно/
- Скажите, а вот то, что Мишка пригласил ребят, а сам так и не убедился будут или не будут гореть огни – этот смех автора добрый? /нет, здесь уже чувствуется негодование автора/ Запись в таблице: смех - гневный
- В каких словах чувствуется, что автор осуждает Мишку? / Дети читают: «Что же ты, ребят пригласил, а никаких огней не будет?»/
/Запись в разделе «Сатира» - осуждает/

- А черта характера вредна только для Мишки? Вот давайте посмотрим, что нам хочет сказать Н.Носов? Давайте ещё раз сравним мальчиков с кого надо брать пример, а с кого не стоит? /С Мишки брать пример не стоит, а его друг очень хороший мальчик/

- Но почему-то Мишка вам всё равно нравится, ведь скажите честно?
- Значит, эта черта характера вредна не только для героя, но и для других лиц, т. е. для читателя?/Запись в таблице: вредна для читателя/
- Вот мы и нашли признаки сатиры в нашем рассказе. Так что же у нас получается?
Что в рассказе присутствуют и признаки юмора и признаки сатиры?
- Попробуйте-ка изобрести новую модель типа этого рассказа. /Дети пытаются изобрести новую модель рассказа/
- Покажите, что у вас получилось? /Выходит ученик и показывает модель, наложив красный прямоугольник на синий/
- Что получилось? \Юмористическая сатира/ А точнее юмористический рассказ с элементами сатиры (мягкой сатиры).

Итог урока.

- Задумайтесь, пожалуйста, зачем Н.Носов написал этот рассказ? Чему он хотел научить ребят в этом рассказе? /чтобы дети, смеясь над своими недостатками, избавлялись от них/

- Вот мы и пришли к ответу на вопрос «Зачем нужна сатира?»/Сатира помогает человеку увидеть его недостатки и исправиться/
- надеюсь, что рассказы Н.Носова будут полезны и вам, ребята!

IV. Домашнее задание. Рефлексия.

- Ребята, дома постарайтесь сравнить рассказы В.Драгунского и Н.Носова т. е. найти в них общее и различное.

- Итак, поставьте в листочек успеха отметку, если вы всё правильно отвечали.
- переверните листочки – здесь столбики интереса и веселья. Если вам было интересно на уроке, поставьте отметку сверху столбика интереса, а если не очень, то по середине столбика, а если же не интересно, то внизу столбика и точно также поставьте свою отметку на столбике веселья.
- Лично я тоже сейчас сделаю свою оценку – мне было очень интересно и весело. Вы меня покорили своим чувством юмора и оригинальностью.

- И в конце нашего урока мне хотелось бы сказать вот что:
Улыбайтесь! Улыбайтесь больше! От этого жизнь ваша будет светлее и радостнее. Смех лечит! Смех заставляет нас иначе смотреть на нашу жизнь, оберегает нас от постыдных поступков, а значит, делает нас лучше! И люди становятся добрее и терпимее друг другу.
Давайте вместе, дружно прочитаем слова (на экране).

КАРТИНКА! (Стих)

Давайте смеяться,
Давайте дружить,
Давайте учиться
И весело жить!
- И гостям у нас есть пожелание! /Мальчик читает наизусть пожелание/
Вам же, гости мы желаем
С шуткой, юмором дружить.
На Руси всегда умели
Посмеяться, пошутить!
- Урок окончен. Спасибо всем за урок.















































































































































































































































ПАСПОРТ УРОКА
(ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)
Учитель: Габитова Людмила Петровна
Стаж: 21 год
Урок: Литературное чтение, 3 «а» класс. УМК «Гармония».
Цель: - тренировать умение распознавать признаки юмора и сатиры,
определять тип текста (юмористический или сатирический)
и жанр произведения;
- формировать навыки ролевого и выразительного чтения;
- развивать творческое воображение и речь учащихся;
- развивать артистические и творческие способности детей;
тренировать чёткость артикуляции;
- воспитывать чувство юмора и способствовать формированию
нравственных качеств.
Оборудование :
1. магнитофон, аудиокассета;
2. DVD магнитофон, диск; телевизор;
3. карточки-тесты, карточки-модели заместителей
литературных жанров;
4. картинный план к рассказу Н.Н. Носова «Бенгальские
огни».
Тип урока – тренировочный;
Структура урока.
Создание эмоционального настроя.
Практическая работа в группах: пробуем создавать смешное.
Актуализация знаний по теме.
Работа с текстом рассказа Н.Носова «Бенгальские огни»
с последующим заполнением таблицы «Юмор/Сатира».
5. Итог урока.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
Характеристика класса.
В классе 17 человек.
Мальчиков – 11 человек.
Девочек – 6 человек.
УО – 100%
КО – 58.8%
СОУ – 58.8%