Урок по литературе Душевная щедрость учительницы в рассказе В.Г. Распутина Уроки французского
Тема урока: В. Г. Распутин «Уроки французского». Душевная щедрость учительницы. Её роль в жизни мальчика.
Цели урока:
1. Образовательная:
показать на примере рассказа, какое значение имеет душевная доброта, щедрость, отметить роль учительницы в жизни мальчика, показать ее душевную чуткость, раскрыть смысл названия рассказа; обучать навыкам характеристики литературного героя. 2. Развивающая: формировать навыки анализа текста произведения; учить кратко излагать текст; развивать навыки работы с текстом.
3. Воспитательная: воспитание любви и уважения к учителям.
Методы: словесный, репродуктивный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, работа с учебником.
Технологии: проблемного, дифференцированного, игрового обучения, работа в парах, компьютерная презентация.
Оборудование: портрет В. Г. Распутина, иллюстрации, рабочие листы, разноцветные жетоны, компьютер, презентация.
Ход урока.
Элементы
урока /
Методы и приемы работы на уроке Учитель
Учащиеся
I. Оргмомент.
Создание
психологического настроя на работу; организация обучения в парах. - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я рада вас видеть сегодня на уроке. Работать мы будем в парах. За верные, правильные, четкие, полные! ответы на задания пара будет получать жетон.
Количество жетонов за урок – ваша оценка. За нарушение дисциплины один жетон забирается. Помните о правилах работы в парах! Желаю успехов!
- Открываем тетради, оформляем работу: дата, классная работа. Оставьте строку для темы урока.
Оформление работы
II. Повторение пройденного ранее.
Слайд 1
(верный вариант ответа)
Слайд 2 (верный вариант ответа)
III. Актуализация ранее изученного
Слайд 3
4. Основная часть урока.
Слайд 4
Работа с учебником
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Вступительное слово учителя.
- Каким должен быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Учитель – это обычная профессия или призвание? Легко ли быть учителем? На все эти вопросы ищет ответ Валентин Григорьевич Распутин в своем рассказе «Уроки французского».
На прошлых занятиях мы рассмотрели, как нелегко жилось главному герою вдали от родных, и увидели, как в этом ребенке уже так рано проявились такие важные качества личности, как самостоятельность, умение постоять за себя, желание учиться. Но кто знает, сохранились бы в его характере такие черты, как доброта и порядочность, если бы рядом не оказалось вовремя надежного друга и наставника в лице его учительницы французского языка и классного руководителя Лидии Михайловны.
- Эпиграфом к уроку я взяла слова русского писателя Л.Н.Толстого «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».
Ребята! Сегодня мы поговорим с вами (задачи урока)
Также мы с вами постараемся раскрыть смысл названия рассказа «Уроки французского».
Работа в парах
Разгадать кроссворд
Название игры, в которую играли ученик и учительница?
Какое чувство постоянно испытывал мальчик?
Что покупал герой на выигранные деньги?
Что прислала мальчику учительница?
Что прислала учительница в обеих посылках?
Что помогло узнать отправителя первой посылки?
Беседа с учащимися
- Как зовут главного героя рассказа?
- Почему рассказ называется автобиографическим?
- Давайте вспомним, в какое время происходят события рассказа?
- Почему герой учится не в своей деревенской школе, а в райцентре?
Герой рассказа сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы. Какие уроки получает он в этой компании?
Викторина (проверка на знание текста)
1) Кто был "главарем" ребят, играющих в "чику"?
2) На что тратил мальчик выигранные деньги? Почему он не продолжал играть после того, как "зарабатывал" рубль?
3)Когда герою пришла посылка с едой( макаронами, гематогеном, сахаром), как он понял, что посылку прислала не мать?
4) Что такое "пристенок"?
5)Что было в посылке, которую Лидия Михайловна прислала из Кубани?
6)Почему Лидия Михайловна уехала из школы?
7)Когда и где герой играет в "чику" и в "пристенок"?
8)Почему герой отказывался принимать еду от Лидии Михайловны?
9)Как герой учился в новой школе?
10)Что побуждало мальчика играть на деньги?
Взаимная проверка (обмен тетрадями), выставление отметок в тетради.
а) фронтальная беседа по прочитанному (отвечают пары)
- Думаю, серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек, получал только уроки подлости, жесткости, злобы. Но, к счастью, находятся люди, которые проявляют сердечность, теплоту, доброту.
- Кто же в рассказе противостоит злу?
- На слайде мы видим Лидию Михайловну Молокову, послужившую прототипом героини рассказа.
Словарная работа.
Прототип (напечатано на доске) – первоначальный образец. Реально существовавшее лицо, послужившее источником для создания литературного образа.
- С чьих слов идет описание учительницы?
Как мальчик описывает внешность Лидии Михайловны в начале рассказа?
Это говорит о неравнодушном отношении учительницы к своему делу.)- Как держалась Лидия Михайловна в классе?
- Как реагирует Лидия Михайловна, увидев в первый раз синяки у своего ученика?
- Как Лидия Михайловна выяснила причины случившегося? (Внимательно рассматривает героя. Вместо наказания разговор становится спасением. Она пытается все выяснить шуткой. Подленького Тишкина она спокойно осаживает. Она понимает, что мальчик ее обманывает, и решает разобраться после уроков.) Какие чувства испытывает герой?
- Как меняется интонация учительницы во время разговора после уроков?- Что пообещал мальчик Лидии Михайловне? (Не играть больше на деньги).- Почему главный герой нарушает слово не играть на деньги? («В те дни мне пришлось совсем плохо…», «мне все время хотелось есть…».)
- Почему Л. М. заставила заниматься героя дополнительно? (Она решила таким образом отвлечь его от игры, от избиений. Будучи взрослым, рассказчик это понимает).- Какие чувства испытывает герой, оказавшись в квартире учительницы в первый раз? (Стыд, неловкость, стеснение.)
- Как Лидия Михайловна занимается с мальчиком?
- Что она предлагает своему ученику после занятий?
- Принимает ли мальчик ее приглашение поужинать? Почему?
- Как реагировала Лидия Михайловна на отказы мальчика ужинать?
- Какое качество учительницы в этот момент проявляется? (милосердие, сострадание)
- Как вы понимаете слово «милосердие»?
- От кого однажды получил мальчик посылку?- Почему Володя не взял посылку с продуктами?
- Как он догадался, от кого посылка? (гематоген и макароны).
- Сразу ли учительница призналась, что это она отправила мальчику посылку?
- Как она объяснила свое желание помочь мальчику?
- Почему Лидия Михайловна решилась на игру со своим учеником?
- Как ведет себя учительница во время игры? (Она подыгрывает ученику для того, чтобы тот выиграл)- Разве может учитель играть на деньги? (Нет, но Лидия Михайловна сделала это из добрых намерений).
- Какое вы дадите определение ее поступку? (Он был человечным, милосердным).
ФИЗМИНУТКА
в) Рассказ от лица учительницы:А давайте послушаем, что расскажет сама Лидия Михайловна. Рассказ от лица Лидии Михайловны (читает учитель):
«Когда я впервые увидела этого мальчика, я поняла, что он очень страдает. Мне хотелось не просто накормить его, а сделать все, чтобы исчезли из его глаз эти чувства тоски и одиночества. Игра в замеряшки была единственным способом помочь ему. Вот почему я решилась на этот риск».
- Кто неожиданно становится свидетелем их игры?
- Как вела себя Лидия Михайловна при появлении директора? (Во время прихода директора вела себя строго, не теряя чувства собственного достоинства.)
- А как назвал поступок учительницы директор школы Василий Андреевич?
- Согласны ли вы со словами директора, что это «преступление, растление, совращение»?
- Почему Л. М. не объяснила свой поступок директору? (Не разобравшись, обвинил в самых страшных грехах. Он бы ничего не понял – не такой человек).– Каким в рассказе описывается директор школы?
- Какой прием использует автор в описании Л. М. и директора? (противопоставление).
- Какие качества личности Лидии Михайловны вы особенно ярко почувствовали?
(На доску вывешиваются картинка с яблоками , на которых напечатаны качества Л. М.: смелость, доброта, порядочность, сострадание, милосердие).
- Как вы думаете, почему все качества Л. М. я написала на рисунках с яблоками?
- Какие новые черты Л. М. открывает послесловие? (выдержка, чувство ответственности, ничем не выдала своего душевного состояния, всю «вину» взяла на себя).
- Итак, попробуем дать ответ на вопрос. Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога, как сказал директор? (Конечно, можно сказать, что она поступила непедагогично. Конечно, можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы – «…преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё…». Но если знать, что учительница решилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем - желание помочь голодному ученику выжить в прямом смысле этого слова. Стремление помочь очень способному ученику не скатиться на дно, не опуститься до воровской жизни, а, наоборот, помочь ему раскрыть свои способности.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ПОСТУПКА УЧИТЕЛЬНИЦЫ?
Ответы учащихся…
- О роли учителя в судьбе героя рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»,
- о значении доброты и душевной щедрости в жизни человека.
Работа в РБ-
рабочий лист
чикаголод
молоко
посылка
макароны
гематоген
Володя, но это только в фильме, а в рассказе речь идет от первого лица.
автор рассказывает о событиях, которые произошли с ним
послевоенный 1948 год).
В деревне, где жила его семья, была только начальная школа. Чтобы учиться дальше, надо было перебираться в райцентр
уроки жестокости, злобы, зависти
1)Вадик2)На молоко, потому что ему вполне хватало этих денег на молоко3)В деревне где его мать нет таких продуктов4)Это игра, в которую играла Лидия Михайловна, она начала играть в нее, потому что видела как голодает ребенок, и хотела ему хоть чем-то помочь5)Гематоген, макароны, сахар6)Потому что ее уволил директор школы, за то что она играла в игру "пристенок"7)В чику он начал играть в сентябре , за огородами.8)Он был гордый, и не хотел принимать помощи от других людей, в том числе от Лидии Михайловны. Принимал помощь только от своей матери.9) учился на 5.10) У него была болезнь малокровия, от этого у него кружилась голова, поэтому ему сказали чтобы он пил молоко.
учительница французского языка Лидия Михайловна) (портрет учительницы)
(стр. 103 «Она сидела перед мной аккуратная вся, умная и красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре…» стр. 108 «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; стр. 99 «Она входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания».
Спокойно, уверенно. Говорила она немного, правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации
(стр. 100 чтение по ролям «Ну вот, сказала Л. М., открывая журнал. – Сегодня среди нас есть …А говорит - упал». Роли: Л. М., мальчик, Тишкин, автор).Врет, но неумело, его терзают противоречивые чувства: стр. 101 «А что, интересно, скажу я»…но так домой ехать нельзя»).(стр. 102 «Это правда, что ты играешь на деньги?- сразу начала она. Л. М. начала разговор слишком громко, как показалось мальчику. Когда она поняла, что мальчик попросту голодает и тратит выигранные деньги на молоко, то молча, внимательно рассматривает мальчика; стр. 103
Интонация ее голоса становится задумчивой. Разговор для мальчика становится спасением. «И все-таки на деньги играть не надо, - задумчиво сказала Л. М.
(стр. 108 «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся…)
Готовность помочь кому-нибудь или простить из сострадания, человеколюбия).
В нем проявилось не только упрямство, но и чувство собственного достоинства.) Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику) Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
(стр. 119 « Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич….).(стр. 101 «Директор, Василий Андреевич, так и спрашивал провинившегося..»Директор сух, прямолинеен, резок, невнимателен к людям. Ко всем подходит с одной меркой. Директор «допрашивал» провинившихся до тех пор, пока они не заплачут, «лишь после этого он успокаивался». Он не способен понять ребенка и сопереживать ему, для него важна лишь видимость честности и справедливости.)
В основе поступка - милосердие и доброта. Можно бесконечно говорить о них, а можно взять и помочь конкретному человеку, как это сделала учительница. А результат ее поступка налицо – из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Василий Андреевич не захотел увидеть этого.
IV. Практическая часть Итак, попробуем дать ответ на вопрос. Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога, как сказал директор? Конечно, можно сказать, что она поступила непедагогично. Конечно, можно согласиться с мнением директора, что поступок учительницы – «…преступление. Растление. Совращение. И ещё, ещё…». Но если знать, что учительница решилась на это не ради забавы, а ради спасения жизни ребенка, то ее поступок выглядит совсем по-другому. В нем - желание помочь голодному ученику выжить в прямом смысле этого слова. Стремление помочь очень способному ученику не скатиться на дно, не опуститься до воровской жизни, а, наоборот, помочь ему раскрыть свои способности.
В основе поступка - милосердие и доброта. Можно бесконечно говорить о них, а можно взять и помочь конкретному человеку, как это сделала учительница. А результат ее поступка налицо – из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Василий Андреевич не захотел увидеть этого. Ответы учащихся
V. Проблемно-практическая часть
- Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского?
-Какое главное слово в названии рассказа?
- Какие уроки преподал нам Валентин Распутин? Как вы думаете, чему учит этот рассказ?
Итак, «Уроки французского» - уроки жизни, мужества, доброты. (Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во – вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь
Этот рассказ учит людей состраданию и тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище.
Рефлексия. Подведение итогов Урок подошёл к завершению. Обратимся к задачам урока.
Какое значение имеет душевная доброта, щедрость?
Роль учительницы в жизни мальчика, показать ее душевную чуткость, раскрыть смысл названия рассказа.
Удалось ли нам их решить?
Слово учителя.
Не будь равнодушным.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
И. Фомина
- Наш урок я хочу завершить словами Л. Н. Толстого «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его»
Спасибо всем за работу на уроке! Ответы учащихся.
Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь).Этот рассказ учит людей состраданию и тому, что надо не просто сочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище.
Я понял (а), что…
Я узнал (а)…..
Я сделал для себя открытие…
Мне было не совсем понятно…
VIII. Дифференцированное домашнее задание
Слайд 8
Отметка «5»: Написать сочинение-рассуждение «Какую роль в жизни мальчика сыграла учительница?»
Отметка «4»: Продолжи предложение «Данный рассказ заставил меня задуматься о…
Отметка «3»: ответить на вопросы в учебнике стр 123.