Технологическая карта урока литературы в 6 классе Образ детства в рассказе Распутина Конь с розовой гривой
Технологическая карта урока
Учитель: Бекешева Ольга Викторовна
Класс: 6 Время проведения:
Предмет: литература
Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2014 г
Название раздела, темы: Произведения русских писателей 20 века
Тема урока: «Образ детства в рассказе В.Распутина «Конь с розовой гривой»
Цель урока: навык анализа прозаического произведения.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с рассказом Распутина «Конь с розовой гривой», как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки аналитического чтения, выразительного чтения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков, но также поступков и действий других людей; развитие моральной готовности искать в человеке положительное, объяснять причины нравственных ошибок. На примере судеб героев рассказа и образов героев прививать детям чувство ответственности за семью и своих близких.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: учебник, раздаточный материал.
Литература: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Межпредметные связи: история, обществознание
Ресурсы сети Интернет:
Еремина О.А. Уроки литературы в 6 классе ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Издательство «1 сентября» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
План урока
Методы обучения
Формируемые УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Организация начала урока
Словесный, метод мотивации учебной деятельности
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;
регулятивные: саморегуляция
Психологический настрой детей на урок.
-мы прочитали, мы готовы, мы ждем возможности подумать и высказать, мы умеем работать вместе.
Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
1.Сквозной элемент урока
Работа в микрогруппах в процессе подготовки заданий, индивидуальная работа в процессе ответа, коллективная работа в процессе распределения учебных задач
регулятивные: саморегуляция в распределении учебного времени, саморегуляция в процессе сбора учебного материала ( решается задача: создавать письменный вариант ответа или нет – оценивание собственного умения устной речи)
Основная регулятивная функция – распределение времени, организация внимания, корректирование логических выводов, направление логики развития суждений на уроке
Учебная деятельность, связанная анализом поставленной учебной задачи, формулированием ответа на поставленный вопрос, сбор аргументирующего материала, сжатие аргументирующего материала, аналитическое и комментирующее аудирование выступления бучающихся.
2.Мотивация к учебной деятельности
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся
познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД: основы возрастной психологической идентичности путём попытки ответить на проблемный вопрос
регулятивные УУД: целеполагание
. Проблемный вопрос:
- Какое оно – наше детство?
-Почему вы задумались? В чем особенность этого вопроса?
Проблемный вопрос:
Подумайте, как ответ на этот вопрос связан с нашим уроком, который по посвятили рассказу В.Распутина?
Попытка формулирования, анализа, сопоставления.
Попытка построить развернутый ответ на поставленный вопрос. Цели получить развернутый откорректированный ответ нет.
Формулируют предполагаемую тему занятия
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
Проблемный, метод групповой организации деятельности учащихся
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные УУД: целеполагание
Задание: Детство у всех разное, но оно у всех есть и нам предстоит выяснить: какое оно было у Распутина, что заставило его написать рассказ, какие впечатления легли в основу. Похожи ли эти впечатления на наши?
Целеполагание.
Сформулируйте тему нашего урока. Придумайте свой заголовок урока.
Отвечают на вопросы.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Определяют тему урока. Распределяют задания внутри группы. Постановка учебной задачи на этот урок самими обучающимися.
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе работы с предложенными учебными задачами и в процессе усвоения материала. Организация обратной связи.
1. Проверка домашнего задания
Словесный, познавательный, эвристический
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.
личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.
регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.
Задание многосоставное: рассмотреть ряд вопросов, осуществить аналитическое чтение с подбором аргументации – цитатами ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1). На занятии учитель домашнее задание в традиционной форме не проверяет: его функция констатирующая – подготовленность детей выясняется в ходе урока
Выясняют степень готовности друг друга в непосредственном общении на уроке, при распределении заданий. Распределяют задания, выясняют отношения, продумывают план « спасения» команды ( группы), в случае неподготовленности одного члена ( перераспределение заданий, консультация по теоретическим понятиям компенсационного характера).
3.Мини-исследования в группах.
Задание группы № 1
1.Как вы думаете, в какую эпоху происходят события рассказа, если мечтой всех деревенских детей был пряник? Докажите примерами из текста и то, что это была действительно мечта, желанное лакомство.
2. В рассказе много героев с интересными характерами. Опишите характер, привычки мужа тетки Васёни –Левонтия. Докажите примерами из текста.
3. Мы уже знаем, как определять отношение автора к своим героям: уважительное, восхищенное, сочувствующее, гневное, юмористическое и т.д. и находить этому доказательства. Оцените отношение автора к Левонтию по одному эпизоду: по эпизоду его пьяного плача. Найдите доказательства в этом отрывке.
Задание группы № 2.
1.Подумайте и скажите, что такое экономика отдельной семьи? Из чего она( эта экономика) состоит? Составьте экономический «портрет» семьи тетки Васёни. Оцените: всё у них правильно или нет? Докажите это примерами из текста.
2. Подумайте и скажите, если бы вы были частью семьи Левонтия и Васёни, что бы вас в ней - в этой семье радовало, а что огорчало? Что бы в ней хотели изменить?
3. Детям в семье Левонтия и Васени непросто. Дайте оценку детям в этой семье: их воспитанности или наоборот, доброте или наоборот, простосердечию или наоборот. Докажите примерами из текста.
Задание группы № 3.
1.В рассказе много героев с интересными характерами. Опишите характер, привычки тетки Васёни. Докажите это примерами из текста.
2. Правильно ли сказать, что Левонтий – пьяница, плохой отец и муж? Выскажите свое мнение и докажите примерами из текста.
3. Друзья главного героя рассказа – левонтьевские ребятишки своеобразные. Подумайте и скажите: хотели бы вы себе таких друзей или нет? Обязательно скажите, почему и докажите примерами из текста.
Исследовательская работа.
Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.
Физ. минутка (пауза релаксации)
личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.
коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.
Активно выполняют физические упражнения
Этап контроля
Проблемный, метод фронтальной организации учащихся, метод групповой организации учащихся
личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Учитель руководит рассмотрением ответов по плану: сначала все первые вопросы и задания, все вторые и все третьи: так сохраняется логика темы урока и общая логика рассуждений.
Отвечают на поставленные вопросы, подбирая аргументирующую базу и оперируют ею, корректируют чужие ответы. Оценивают чужие ответы с точки зрения полноты, справедливости суждений, фактической точности.
Этап 5. Закрепление и коррекция полученных знаний
Фронтальная работа. Технология мозгового штурма.
Индивидуальная работа на личный результат
личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор
регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.
познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.
коммуникативные УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач
Корректирование сделанных исследований. Подведение к выводам по уроку. Углубление темы проблемными вопросами.
Представьте, что вы Санька – приятель главного героя, один из левонтьевских ребятишек. Опишите его примерный костюм.
Вспомните, какие слова встречаются в речи Саньки. По каким из них его можно узнать?
Действие рассказа происходит красивых местах, на реке. Найдите описание природы. Действие рассказа передается словами, глазами мальчика. Как вы думаете, почему в рассказе описание красивой природы ( а описывает её, получается, мальчик) впервые встречается только в этом эпизоде?
Как бы определили тему рассказа? Что является главной темой изображения? Что заставило автора написать этот рассказ? Когда он его написал?
Отвечают на вопросы, ищут аргументирующие цитаты в тексте, активизируют знание текста, восстанавливают детали.
Этап 6. Подведение итогов урока
1.Обобщение
Индивидуальная работа
Личностные: соотносить работу, полученные впечатления от общения с художественным произведением с собственным жизненным опытом, оценивать сюжет произведения, судьбу героев со своей собственной , видеть в вымысле логику жизни
Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со сверстниками
Предлагает детям по впечатлениям от прочитанного составить записи: продолжить незаконченные предложения.
Детство – это ..
Детские радости – это .
Чтобы ребенок был счастлив, нужно ..
Для моего счастья нужно
2.Самооценка
Самоанализ
Анализ работы учащихся.
Самооценка работы на уроке. Заполнение рефлексивного листка по результатам работы, проделанной на уроке. Оценить уровень своей работы на уроке, выбрав только один вариант. Пометить его карандашом.
Где я?
Работал много и плодотворно, предлагал идеи, хоть и не очень правильные. Работал в команде.
Работал сам, много, плодотворно и так настойчиво, что другие не успевали ничего сказать из своих мыслей.
Пытался сделать, пытался быть полезным своей команде и кое-чего достиг.
Пытался сделать, несколько раз, честно старался, но как-то результат невелик.
Кое-что делал, но особенно не старался.
Не понял ничего, не успевал понять, что от меня хотят. Один раз даже разозлился.
3.Домашнее задание
Словесный, наглядный
Фронтальное и Дифференцированное домашнее задание.
1.Дочитать рассказ. ( для всех)
2. Подготовить видеопрезентацию образы детей в русской живописи.
3.Написать мини-сочинение «Мой друг Санька»
4. Составить словарь Саньки
Записывают
задания в дневники.
4.Рефлексия
Метод контроля,
познавательно-рефлексивный
регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?
Итоговый комментарий.
Беседа по вопросам.
Повторное обращение к рефлексивному листку. Указать желаемый результат на следующем уроке-семинаре. Пометить его ручкой.
15