Конспект логопедического занятия: Дифференциация звуков [д]- [т] в словах, предложениях и связной речи

Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков
[д]- [т] в словах, предложениях и связной речи"


Цель:
Развитие и закрепление моторики артикуляционного уклада.
Сравнение и выделение отличительных и общих моментов в артикуляционном укладе данных звуков.
Различие звуков в слогах, словах, предложениях.
Развитие звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия данных звуков: нахождение места звука в словах.
Обогащение словарного запаса словами на тему «Профессии».
Воспитывать усидчивость, трудолюбие.
Оборудование: картинка мальчика, изографы, карточки для сравнения артикуляции, картинки со схемами, мяч, картинки с профессиями, слова пословицы, индивидуальные карточки для детей, карточки с буквами Д и Т, цветные карандаши, тетради.
Ход урока
1. Посмотрите, кто к нам сегодня снова пришел на занятие?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Дима Лентяйкин
Почему его так зовут, помните? Он снова пришел посмотреть, как вы трудитесь. Посмотрите, он пришел с каким-то письмом. Но мы его прочтем позже. А сейчас начнем работать.
2. Посмотрите на изографы. Разгадайте их (дом, трактор).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Назовите первые звуки в этих словах. (Д-Т)
3. Какой буквой обозначается звук Д? Т?
4. Сравнение по артикуляции.
В каком положении находятся губы, когда мы произносим звуки Д и Т?  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Язык направлен вверх или вниз? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
А воздушная струя теплая или холодная?
Каким цветом мы обозначаем звуки Д, Т? (синим) Почему? (это твердые согласные)
Голосок работает или спит? (Д – работает, Т – спит)
Чем же эти 2 звука отличаются?
Сегодня мы будем учиться различать звуки Д и Т.
5. Я вам буду произносить слова, а вы, если услышите звуки Д или Т, поднимите соответствующую букву: Удочка, уточка, катушка, кадушка, душ, тушь, подул, стук, подруга, нарядный, страна, дело, тело.
6. Следующее задание такое: запишите первую букву каждого слога.
Да, ды, ту, дро, тла, две, тми, тру, для.
Проверим, какие вы записали буквы. (д, д, т, д, т, д, т, т, д)
7. На доске развешаны картинки. Вам нужно закрасить квадратик, соответствующий месту звука Д или Т в слове-названии картинок. Карандаш какого цвета нам понадобится? (синего)
Названия картинок: бант, топор, торт, утка, дыня, кеды.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Проверим задание.
8. Сейчас будьте внимательны. Закончите слова, добавив слог да или та (устно):
коф__
горо__

во__
лопа__

приро__
просту__

порося__
звез__

добро__
ребя__

боро__
холо__

9. Работа по карточкам. Возьмите карточку зеленого цвета. Вставьте пропущенные буквы Д или Т в слова: боро_а, _у_очка, с_рела, свис_ок, по_руга, по_боро_ок, запла_ка.
Проверка: борода, дудочка, стрела, свисток, подруга, подбородок, заплатка.
10. Физминутка с мячом. Игра «Кот Всё-Наоборот». Если ему скажешь: «Большой дом», он говорит: «Маленький дом». Что ответит Кот, если ему сказать:
Богатый человек –  Толстое дерево –  Жидкий суп –  Короткая лента –  Грязная посуда –  Острый нож –  Быстрый шаг –  Молодое дерево –  Темная комната –  Теплый ветер –
11. Запишите слова в 2 столбика по наличию Д или Т:
Ветка, ведро, посуда, труба, радуга, стук, трава, двери.
Проверка:
ведро
ветка

посуда
труба

радуга
стук

двери
трава

12. Работа по карточкам.
А сейчас посмотрите карточку белого цвета. Вам нужно отгадать, какое слово «сломалось». Допишите эти слова.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Проверка: градусник, таблетки, ткань, нитки, молоток, долото.
Посмотрите на доску. Работники каких профессий здесь изображены? (доктор, портной, строитель). У кого есть карточка с названием предмета, который подходит для доктора, портного, строителя?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Проверка: доктору – градусник, таблетки; портному – ткань, нитки; строителю – молоток, долото.
13. Работа по карточкам.
На синей карточке – игра «Четвертый лишний». Нужно вставить пропущенные буквы Д или Т и в каждой строчке найти и подчеркнуть «лишнее» слово:
Воро_а, ве_ка, о_уванчик, пар_а.
Пого_а, моло_ок, ве_ро, о_еяло.
_ру_но, _ож_ался, _абуре_, _рак_ор.
Проверка:
Ворота, ветка, одуванчик, парта.
Погода, молоток, ведро, одеяло.
Трудно, дождался, табурет, трактор.
14. А сейчас прочитаем письмо Димы Лентяйкина. У него в конверте какие-то слова.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Кто догадался, что получится из этих слов? (пословица). Как вы понимаете смысл этой пословицы? Запишите ее в тетрадь по памяти.
Проверка:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
15. Итог. Что нового узнал сегодня Дима Лентяйкин и вы? Какие звуки учились различать? Что мы о них можем сказать?



























Конспект логопедического занятия:
«Дифференциация К - Г (К’– Г’)»
Цели и задачи:
-Учить различать звуки и буквы К-Г, К’-Г’ устно и на письме.
-Совершенствовать фонематические процессы, речеслуховую память, обогащать словарный запас.
-Совершенствовать способности к переключению внимания;
- Совершенствовать навыки контроля и самоконтроля.

Оборудование: схема акустико-артикуляционного образа звука, карточки-опоры для букв К, Г «гусь», «клюв»; толковый словарь, компьютер, раздаточный материал.

Ход занятия
Организационный момент.
Работа по теме.
Акустико-артикуляционный образ звуков. Связь с буквой.
- Составьте слово по первым звукам слов:
горка, укроп, семья
-Какое слово получилось? (гусь)
-На какую букву похож гусь? (карточка-опора для буквы Г – «гусь»)
-Какой первый звук в слове гусь?
-Дайте характеристику звука Г (по схеме акустико-артикуляционного образа звука)
-Какая пара у звука Г? Почему?
-Дайте характеристику звука К (по схеме акустико-артикуляционного образа звука)
-На что похожа буква К? (карточка-опора для буквы К – «клюв»)
-Назовите главное отличие звуков: г - звонкий, к – глухой.
-Как вы определили? (при произношении звука Г – горлышко дрожит, при произношении звука К - нет)
-Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? (различать звуки и буквы К, Г) Для чего? (чтобы правильно их писать и не путать)
Детям предлагается сделать карточки-опоры для букв Г и К.

Дифференциация звуков и букв К, Г в изолированном виде, в слогах, словах.
1) Игра «Внимательные ушки» (с обязательным нахождением звука в слове, контролем работы голосовых связок по горлышку).
-Определите, какой звук в словах и покажите карточки-опоры с буквой К или Г.
Грибы, крыша, котик, груша, рукава, ягоды, радуга, нога, сапоги, салфетка.

2) Игра «Шифровальщики»
-А сейчас давайте зашифруем слова и запишем только буквы К или Г (с обязательным нахождением звука в слове, контролем работы голосовых связок по горлышку).
Голубь, крыша, кошка, грибы, гагара, кенгуру, груша, ягоды
(г, к, к к, г, г г, к г, г, г)
Сверьте запись с записью на доске. Расшифруйте слова.

Чтение слоговой таблицы.
ГА – КА – ГА
ГО – КО – ГО
ГУ – КУ – КУ
ГЫ – ГЫ – КЫ
КИ – ГИ – КИ
КЮ – ГЮ – КЮ
ГЁ – КЁ – ГЁ
Чтение хором, по цепочке, сверху вниз, снизу вверх, выборочно; находим слоги с мягкими согласными, с твердыми согласными. Обращается внимание детей на четкое произнесение звонких и глухих согласных.

4) Запишите слоги под диктовку.
Га, гю, ку, кы, ге, ку, гё, кя, гы.
-Обведите в кружок букву К – коричневым цветом, Г – простым карандашом.
-Проверьте запись (читает логопед)
-Скажите, сколько слогов со звонкой согласной, сколько с глухой.
-Прочитайте слоги со звонкой согласной, с глухой согласной.
-Читаем по цепочке.

5) Физминутка.
Утром встал гусак на лапки
Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх вдох-выдох.)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо.)
Приседанье сделал справно, (Приседания.)
Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо.)
Поскорей за парту плюх! (Присели.)

6) Разложите картинки в две группы: с буквой К в первую, с буквой Г во вторую.
Предметные картинки: утка, трясогузка, гусь, сорока, снегирь, скворец, клёст.
У каждого ученика по одной картинке, дети выходят по одному к доске.
-Какое можно подобрать обобщающее слово для этих картинок? (Птицы)
-Ребята у меня тоже есть картинка. Кто скажет, как зовут эту птицу? (Трясогузка)
-К какой группе отнесем картинку?
-Почему? (звуки К и Г находятся в одном слове)
-А вы раньше слышали об этой птице? Давайте посмотрим, что же в словарике про неё написано.
Дети делятся на две подгруппы: первая подгруппа ищет в толковом словарике, вторая – в компьютерной программе.
Трясогузка – это небольшая птица отряда воробьиных с постоянно покачивающимся длинным узким хвостом.
-Скажите, какое слово самое трудное из представленных птиц? Разделите это слово на слоги.
-Как вы думаете в каком слове звук К находится на 1 месте, на 2-м, на 5-м; звук Гь – на 4 месте (Задание выполняется с использованием цифрового ряда).
-А какая картинка подходит к схеме? (красный, синий, синий, красный - утка)

7) Игра «Чего не стало?»
Сначала учитель-логопед убирает по одной картинке, затем все картинки.
- Вспомните слова со звуком К, со звуком Г.

8) Корректурная проба.
- В течение 5 минут зачеркните букву Г, обведите в кружок букву К; посчитайте количество букв.
Трясогузка.
Трясогузка стройная и грациозная. Спинка и бока у нее серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья чёрные, блестящие, украшенные по краям белыми пёрышками.
Прилетает трясогузка ранней весной, когда на реках и озёрах еще лежит лёд.
Свои гнёзда трясогузки обычно устраивают в кустах по берегам рек и ручьёв. Ведь вблизи воды им легче раздобыть корм и себе и птенцам. Комары, мотыльки, мошки, бабочки, жуки любимая еда трясогузок.
В конце лета становится холоднее, насекомые прячутся, и трясогузки, соединяясь в небольшие стайки, улетают в Африку и Южную Азию.
(количество букв: Г – 12, К – 27)

Итог занятия.
Оцените свою работу на уроке в «Карте самонаблюдений».
























Конспект логопедического занятия
Оглушение звонких согласных


Цель. Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания, упражнять учеников в проверке сомнительных согласных.
1. Рассмотреть и назвать предметные картинки (попарно):
а) чашка ложка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
б) ветка – лодка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В каждой паре слов выделить третий звук:
а) в обоих словах слышится (произносится) ш;
б) в обоих словах слышится (произносится) г. Сравнить написание рассмотренных слов.
Выяснить в беседе, что оглушение звонких согласных ж и д в словах ложка, лодка объясняется соседством глухого согласного к. Если устранить это соседство,' звуки зазвучат звонко, без искажения: ложечка, лодочка. Прояснению согласных способствует соседний гласный (е, о).
Оглушение может происходить с любым из парных звонких согласных. В этом случае звонкий согласный произносится как его парный глухой согласный (см.табл.):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Рассмотреть примеры оглушения звонких согласных в словах (когда за звонким следует глухой согласный):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. В середине слов чашка, ветка встретились два глухих согласных: шк, тк. Чтобы убедиться в том, что здесь нет противоречия между произношением и правописанием, обратимся за помощью к тем же гласным: чашечка, веточка.
4. Проверить сомнительные согласные в словах:
-Лавка
-полоска 

...-Шубка
-селедка

-Матрешка
-обложка 

-Тетрадка
-сказка

-Плитка
-крышка

5. Прочитать; подобрать проверочные слова; записать, вставляя пропущенные согласные:
Стоит избу-ка на курьих но-ках. В ка-ке дождевая вода. Собака спит в бу-ке. На этой гря-ке растёт морко-ка. На опу-ке зеленеют берё-ки. На выру-ке поспела сла-кая малина. Бегут по доро-ке доски да но-ки. (Лыжи.)


Конспект логопедического занятия
Дифференциация звуков "с" и "ц" в словах и предложениях

Цели:
Совершенствование навыков дифференциации звуков и букв С-Ц в устной и письменной речи.
Совершенствование фонематических процессов, навыков звукобуквенного анализа и синтеза; развитие внимания, памяти.
Уточнение и активизация словаря.
Оборудование: Зеркала, картинки, в названии которых есть звуки С-Ц, карточки с буквами С-Ц, фишки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Ученики стоят у двери. Логопед на ухо перечисляет звуковые цепочки каждому ученику и просит их запомнить. Ребенок проходит на свое место.
Каждый ученик называет с места свою цепочку.
Пример:
А-О-У-Ы
К-Г-Д-Ф. и т. д.
Логопед: что вы сейчас произносили?
Ученики: звуки.
2. Повторение темы: “Гласные, согласные звуки. Их дифференциация”.
Логопед напоминает о различии при образовании гласных и согласных звуков (о наличии или отсутствии преграды).
3. Дыхательное упражнение.
Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперёд. Задержать дыхание. Сконцентрировать дыхание на середине ладошки (ощущение “горячей монетки). Медленный выдох на звук У. Выдыхая, одновременно рисуем перед собой обеими руками геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
а) Звуком Э поём мелодию песни “В траве сидел кузнечик”.
б) Упражнения для губ, языка: “Улыбочка”, “Трубочка”, массаж кончика языка (покусывание) , “Маляр”,   “Лошадки”.
4. Повторение новой темы Различение звуков и букв С-Ц.
Логопед:
Птичка крылышками замахала и тихонько пропищала: пис-пис- писсссс.
Хозяйка цыплят не нашла и искать пошла цып-цып-цып-ццц.
Ребята, как птичка пропищала? Писс.
Как хозяйка цыплят звала? Цып.
Сообщение темы урока.
Логопед: Сегодня мы будем продолжать учиться различатьсогласные С-Ц. Возьмите зеркала и произнесите эти звуки С, Ц. Чем они похожи? Чем звуки отличаются?
Как образуется звук С?
При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в “улыбке”. Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при звуке “И”. При этом струя воздуха направляется на передние зубы.
Когда произносим звук “С” струя воздуха плавная и холодная.
Как образуется звук Ц?
При этом звуке зубы обнажены в “улыбке”, сближены или сомкнуты. Струя воздуха идет одновременно на кончик языка и передние зубы. Кончик языка, упираясь в нижние зубы, резко спинкой поднимается к небу и также резко опускается. Струя воздуха прерывается: происходит смычка. Воздушная струя толчкообразно подаетсяна передние зубы. Это можно ощутить тыльной стороной ладони.
Струя воздуха холодная и трется о передние зубы.
Дифференциация С, Ц в слогах, словах.
а) Воспроизведение слоговых рядов:
Ас-ас-ац
Ацл-ацл-асл

Ас-ац-ас
Асл-ацл-ацл

Ас-ац-ац
Ацл-асл-асл

б) Преобразование слогов, слов.
Ас-ац
Са-ца
Цок-сок
Цвет-свет

Ос-оц
Со-цо
Цел-сел
Цапля-сабля

Ус-уц
Су-цу
Бац-бас
Цветик-светик

Ис-иц
Сы-цы
Цена-сена
Бутсы-бусы

в) Логопед: Устный диктант слов. Ребята, поднимите карточку с буквой, если в слове содержится соответствующий звук. (Цифры, циркуль, станция, ступеньки, насос, акация, стадион, умница, скромник.)
г) Логопед: Поднимите карточку с буквой С, обведите её указательным пальцем, нарисуйте её в воздухе, напишите её в тетради. Поднимите карточку с буквой Ц, обведите её указательным пальцем, нарисуйте её в воздухе, напишите в тетради.
Вот какая буква Ц. С коготочком на конце. Коготок-царапка, Как кошачья лапка.
Дифференциация С Ц в слогах, словах на письме.
д) Индивидуальная работа по карточкам.
Логопед: Ребята, вставьте пропущенные буквы с или ц в слова.
Насо, зая, пылесо, скворе, кузне, матро, ква, ледене, колоде, боре, пару.
Хлеб-хлебниа, суп-супниа, конфета-конфетниа, сахар-сахарниа, сухарь-сухарниа.
Логопед: Как можно объединить некоторые слова? Назовите их обобщающим словом. (Посуда.)
Проверяем.
Логопед: Напишите названия картинок: цыпленок, сосна, цапля, сова.
Проверка в парах.
Логопед: Какое слово лишнее? Почему? (Сосна.)
5. Физминутка.
Во дворе стоит сосна, К небу тянется она. Тополь вырос рядом с ней, Быть он хочет подлинней.
(Стоя на одной ноге, дети потягиваются- руки вверх, потом то же, на другой ноге.)
Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал.
(Наклоны корпуса вперед-назад.)
Будем вместе приседать - Раз, два, три, четыре, пять.
(Приседание.)
Мы размялись от души иза парты поспешим.
(дети садяться за парты.)
6. Закрепление изученного. Работа у доски
Логопед: Назовите картинки (картинки с изображением птиц) и разложите их под буквами С и ц. (Дети выполняют задания на местах и у доски.) Как можно разложить на две группы эти картинки? Каким, одним словом можно назвать картинки? (Птицы.) Запишите под диктовку слова с буквами С Ц в первый столбик, с букваой С во второй столбик. Определите на слух место изучаемых звуков в словах: Цапля, синица, сойка, скворец, сова, снегирь, сверистель.
Развитие чувства ритма.
Логопед: Ребята, послушайте стихотворение и добавьте в рифму недостающее слово (подчеркнуто для учителя) с учетом стихотворного размера.
Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики Сегодня посмотри! Как розовые яблоки На ветках снегири.
7. Физминутка: Выполняется стоя. Логопед произносит слова. Если в слове есть звук С, дети разводят руки в стороны, если Ц хлопают в ладоши.
Овца, часы, кольцо, компас, сосна, пыльца, сыр, полотенце, колесо, кусты. (Дети садятся).
8. Итог
Логопед:ребята, вы сегодня проговаривали слоги и слова, производили замену звуков и букв в слогах и словах, раскладывали картинки.
Зачем мы это всё делали?
Дети:
Мы учились различать звуки и буквы С и Ц.























Конспект логопедического занятия.
Тема: Дифференциация [ч] –[щ] в словосочетаниях и предложениях.

Цели: 1) развитие кинестетической  и кинетической основы движений руки;
           2) развитие зрительного восприятия;
           3) развитие мелкой моторики;
           4) дифференциация [ч] –[щ] в словосочетаниях и предложениях;
           5) упражнение в словообразовании качественных прилагательных от существительных;
           6) упражнение в согласовании числительных с существительными;
          7) упражнение в образовании действительных причастий настоящего времени, согласовании причастий с существительными;
          8) упражнение в спряжении глаголов в настоящем времени;
          9) упражнение в словоизменении существительных  Им.п. в В.п.;
          10)обогащение словаря;
          11) развитие памяти.
Оборудование: карточка с наложенными контурами изображений 4 щенков; мяч; предметные картинки - ключ, бочка, кисточка, чемодан, удочка, щётка; демонстрационные картинки – щука, лещ.
Ход занятия
Упражнение для развития кинестетической основы движений рук.
«Лягушка»
     Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний пальцы согнуть, прижать к середине ладони (рот). Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальцев.
Упражнение для развития кинетической основы движений рук.
«Мышка – чистюля»
Мышка мылом мыла лапку
(одной рукой «мыть» другую),
Каждый пальчик по порядку
(указательным пальцем дотронуться
до каждого пальца другой руки).
Вот намылила Большой
(всеми пальцами сначала правой,
затем  левой руки «намыливать» большой палец),
Сполоснув его водой.
Не забыла и Указку,
Смыв с него и грязь и краску
(аналогичные движения
с указательными пальцами).
Средний мылила усердно,
Самый грязный был, наверно
(аналогичные движения со средними пальцами).
Безымянный тёрла пастой,
Кожа сразу стала красной
 (аналогичные движения с безымянными пальцами).
А Мизинчик быстро мыла:
Очень он боялся мыла
(быстрыми движениями «намыливать» мизинцы).
Петя принёс домой пищащего щеночка. Кого принёс Петя домой?
Словообразование прилагательных от существительных.
Кормили щеночка пищей, приготовленной на молоке. Какой пищей кормили щеночка? (молочной пищей)
И  пищей, приготовленной из овощей. Какой пищей кормили щеночка? (овощной пищей)
Чистили щеночка щёткой. Чем чистили щеночка?
Согласование числительных с существительными.
Щеночек рос, у него появились друзья. Посчитай, сколько  щенков играет на участке. Для этого обведи каждого щенка простым карандашом. (1 щенок, 2 , 3 , 4 щенка. На участке играет 4 щенка.)
Образование действительных причастий настоящего времени, согласование причастий с существительными.
Однажды  щенки решили погулять у маленького дубка. И вот наш щенок отправился в путь.  По пути ему встретилось много интересного. Назови , что увидел щенок, по образцу: читать, ученик – читающий ученик.
Качаться, ветки. Стучать, двигатель. Мчаться, машина. Скучать, человек. Чихать, котёнок. Печатать, станок. Лечить, врач. Начинать, учитель. Скучать, женщина. Трещать, сучья. Кричать, человек.
Словоизменение существительных Им.п. в В.п.
Шёл щенок по тропинке и дошёл до речки. в этой реке водится рыба, в названии которой есть звук [ щ].  (лещ, щука)
Назови хищную рыбу. Скажи, какая рыба водится в речке? (В речке водится хищная щука и лещ.)
Щука и лещ любят играть в прятки: они прячут различные вещи, а потом их ищут.
Назови вещи, которые прячут щука и лещ. (ключ, бочка, кисточка, чемодан, удочка, щётка)
Логопед убирает 1 картинку, ребёнок отвечает: Щука и лещ ищут ключ (бочку, кисточку, чемодан, удочку, щётку).
Спряжение глаголов в настоящем времени. (с мячом)
        Пошёл щенок дальше и вдруг услышал как щебечут птички. Он сказал :
- Я восхищаюсь щебетанием птичек.
- Ты восхищаешься щебетанием птичек.
 - Он восхищается щебетанием птичек.
- Она восхищается щебетанием птичек.
- Мы восхищаемся щебетанием птичек.
- Вы  восхищаетесь щебетанием птичек.
- Они  восхищаются щебетанием птичек.
Отправился щенок дальше. И вскоре дошёл до места встречи. Послушай стихотворение о щенках. Дома его нужно выучить, а на следующем занятии рассказать наизусть.
Четыре щенка.
Раз в роще зелёной, у крошки-дубка назначили встречу четыре щенка.
Щекотит  высо
·кая травка бока, резвятся на воле четыре щенка.
Тут им повстречалась большая река, и в ней искупались четыре щенка.
«Теперь хорошо б полакать молока», - решили под вечер четыре щенка.
«Прощай! До свиданья! До встречи! Пока!» -
Домой возвращались четыре щенка.







































Конспект логопедического занятия
«Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Слого- ритмическая структура слов»

Цели: показать детям смыслоразличительную и фонетическую роль ударения; тренировать их в произнесении и определении ударного гласного звука в словах.
1) Логопед демонстрирует детям две картинки с общей подписью «На столе кружки».
Дети молча читают подпись. Логопед просит показать картинку, соответствующую подписи. Дети читают вслух предложение, в котором слово кружки произносится то как кружки, то как кружки.
Изменение значения слова логопед связывает с перемещением ударения.
Ученики наблюдают звучание этих слов и убеждаются в том, что ударный гласный произносится более гроико и длительно, чем безударные гласные: кружки: кружки. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Так же рассматривается второе предложение. Я плачу. Я плачу.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2) В подтверждение вывода о смыслоразличительной роли ударения рассматриваются пары слов:
замок замок; хлопок хлопок;белки белки; полки полки; вънитал вычитал; скачки скачки. Устно составляются предложения и выделяется ударный гласный в слове.
Прочитать двустишия; объяснить, почему строки не рифмуются, хотя последние слова в них пишутся одинаково. «Рожь» мы пишем с мягким знаком. С этим я давно знаком.
Уродились густые хлеба Будет много душистого хлеба.
3) Прослушать стихи, запомнить значение слов-омографов:
Я сборник карт. От ударения
Зависят два моих значения.
Захочешь превращусь в название^
Блестящей шелковистой ткани я.
(Атлас атлас)
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис ирис)
Мы для пильщика подставка,
Мы для кучера сиденье,
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье
Осторожней будешь с нами,
Забодаем мы рогами.
(Козлы козлы)
На последующих занятиях проверяется усвоение этих слов.
4) Отгадать загадки; запомнить место ударения в словах-отгадках:
На бахче у нас растет, Как разрежешь сок течет, Свеж и сладок он на вкус, Называется... (арбуз).
Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую, Обжигают с давних пор. Называюсь я... (фарфор).
Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется всё... (алфавит).
5) Устный диктант по теме «Ударные гласные». Логопед раздает детям наборы гласных букв. Услышав слово, ученики роговаривают его слитно (т.е. без деления на слоги), но с успением голоса на ударном гласном, поднимая соответствующую гласную букву.
а) Логопед подчеркнуто произносит ударный гласный, но без деления слова на слоги:
малина, порядок, голуби, голубчик, восемь,ракета, ворот-ЦК, поэзия, воротничок, стрекоза, стрекозка, прыгалки, шрыгун, утята, утенок, веселый.
б) Слова произносятся в обычной манере, без утрированного подчеркивания ударного гласного:
картон, бумага, продукты, магазин, пионер, телефон, этакий, выполнил, береза, этот, телеграф, алфавит, крапива, арбуз, каталог, фарфор, простыня, библиотека.
6) Логопед диктует слова из предыдущих заданий. Ученики записывают только ударные гласные (через занятую).
7) Прочитать и записать текст. В словах-омоформах указать ударные гласные:
За дверью слышны голоса. У Зины сегодня нет голоса. Эти горы высоки. На склоне горы пасется стадо. Мы знаем реки нашей Родины. Вдоль берега реки бежит тропинка. Загорели наши ноги. Мне не вытянуть ноги. Ворона меньше ворона. Подбери полы да вымой полы. Я мою мою младшую сестру.
8) Рассмотреть пары слов. Устно составить словосочетания или предложения:
руки руки 
мелок мелок 
озёра озера

вёдра ведра 
мою мою 
таю таю

9) Графический диктант: текст записывается одними ударными гласными: Текст:
Осенью часто идут дожди.
о а у и

Вода размыла дороги. 
а ы о

Вязнут ноги в глине. 
я о и

Трудно добираться в школу. 
у а о

ПТИЧИЙ ДОМИК
У нас такой обычай: Чуть выпадет снежок Дощатый домик птичий Повесим на сучок. Над домиком дощатым С утра до ночи гам. Как весело крылатым, Порхающим гостям!
10) У детей наборы предметных картинок (от 8 до 12) и цифры 1; 2; 3, которыми обозначается место ударного слога в слове. Сгруппировать картинки в три столбца:
1

3

сумка 
арбуз 
сапоги

валенки... корзина... телефон...
11) «Узнай свое имя». Логопед отстукивает ритм (ударный слог громче). Встают те дети, чьи имена соответствуют услышанному ритму:




Схемы слого-ритмической структуры слов
Двухсложные слова
1) Назвать картинку. Отхлопать слоги: ударный слог громкий хлопок, безударный негромкий. Ударный слог более протяжный, а потому после громкого хлопка нужна некоторая пауза.
2) Рассмотреть схемы, «прочитать» их, т.е. отхлопать:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3) Разложить картинки в соответствии со схемами.
4) Данные ниже слова записать под схемами в два столбца с проговариванием и отхлопыванием ритма (они записаны на доске). Особенно важно в подобных упражнениях вырабатывать у детей опыт наблюдений за перемещением ударения в группах однокоренных слов, не привлекая на этом этапе внимания учеников к безударным гласным:
лампа, заяц, медведь, рыба, рыбак, весна, зима, зимний, кусок, четверг, белка, море, морской, салют, река, речка;
кружок, круглый, вторник, второй, повтор, волны, волна, сказал, сказка, скажу, синий, синел, среда, средний, белый, белил, чёрный, чернеть, варит, повар, вёсла, весло...
Трехсложные слова
5) Данные на доске слова записать под схемами:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
а) прогулка, девочка, карандаш, беседа, горизонт, овощи, ворона, пятница, воробей, командир, газета, яблоки, деревня, молоко, огород, капуста, улица, машина, одежда, пироги, однажды, пшеница;
б) словари, словечко, вишенка, вишнёвый, выскочил, скакалки, проскакал, угроза, погрозил, прыгуны, грозные, рассказал, сказочка, сказали, выучил, ученик, разучим, овощной, овощи, березняк.
6) Графическая запись текста, данного на доске ели на карточке (каждое предложение с новой строчки).

Текст на доске: 
Запись в тетрадях:

Плетёт паучок сети. 
хХххХХх

Сплёл, притаился: 
X ххХх ...

«Попадёт муха большая наемся».
 

Летела мимо птичка-синичка.
 

Задела сети паучка.
 

Паучок думает:
 

«Большая муха попалась».
 
















Конспект логопедического занятия "Корень. Однокоренные слова"
Цели урока:
уточнить представления о понятиях “однокоренные слова”, “корень”;
развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова;
воспитывать аккуратность.
Ход урока
Организационная часть.
Долгожданный дан звонок, Начинаем свой урок.


) Прослушать тексты. Отметить слова, имеющие одинаковый корень.
Родник родит речку, а река льётся-течёт через всю найму матушку-землю, через всю Родину, кормит народ. Зы глядите, как это складно выходит:родник, Родина, народ. Все эти слова как бы родня.
(К. Паусповский)
КАК РАСТУТ СЛОВА?
Как-то много лет назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым Был он только словом. Это слово, слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада. Вот еще посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идет. Очень интересно Гулять в саду словесном!
(Е. Измайлов)
2) Близки ли по значению следующие пары слов?
корова телёнок лошадь жеребёнок свинья поросёнок овца ягнёнок
Могут ли они считаться родственными словами, если не имеют одинакового корня?
3) Указать корень в словах:
гора горе горел вода водил
рисовал рисовый шипеть шиповник
Близки ли по значению слова каждого ряда? Являются ли они родственными, хотя имеют одинаковые по написанию и произношению корни-«близнецы»?
4) Выписать группы родственных слов:
а) подводный, приводить, водитель, водяной, водянистый, заводной, перевод, водичка, проводник, водовоз;
б) горевал, загорел, пригорок, горцы, горестные, горит, горный, пригорюнился, гористая, погорельцы, выгорит.
5) Выписать те словосочетания, которые допустимы в речи: маслить маслом; старый старик; варить варенье; делать
дело; работатьработу; угощать гостя; петь песни; жарить жаркое; писать письмо; начинать сначала; закончить до конца; откусить кусочек; ясно объяснить; виться вьюном; ходуном ходить; красить краской; криком кричать; глазеть глазами; белить белилами; знать не знаю; точить точилкой; косить косой.
6) Вставить пропущенные слова с тем же корнем, что у выделенных слов:


Скоро сказка ... , да не скоро дело .... Хватит тебе, молодцу, горе .... Не впервой волку зиму .... Молодое растет, а старое .... На ... и рак рыба. Всё живое хочет ....
7) Прослушать стихотворение Е. Измайлова. Найти родственные слова в тексте.
Висит сосулька чистый лед.
Никто сосульку не сосет.
А леденцы не изо льда,
И в рот их можно взять всегда.
Пора назвать нам, наконец,
Сосулькой сладкий леденец.
Тогда сосульку ледяную
Мы тоже переименуем.
И пусть вдоль крыш и над крыльцом
Повиснет много леденцов,
А в магазинах для ребят
Сосульки будут нарасхват.
Почему поэт предлагает переименовать сосульки в леденцы?
8) «Каверзные вопросы»:
§   Почему не шипит шиповник?
§   О чем горюет гора?
§   С кем не водится водица?
§   В какой ложке ложь?
§   Как рисовать рисом?
§   Куда окунули окуня?
§   Разве у каждой из столиц сто лиц?
Сложные слова
1) Прочитать стихотворение и указать:
а) родственные слова;
б) сложное слово, составленное из двух корней:
Жил да был на свете пар,
С виду был он сед и стар,
Но с кипящею водой
Он плясал, как молодой.
Он из чайников струился,
Над кастрюлями клубился,
Никаких полезных дел
Делать вовсе не умел.
Жило-было слово ход
В слове выход, в слове вход,
В слове ходики стучало
И в походе вдаль шагало.
Так и жили пар и ход.
Жили врозь они, но вот
Вместе их соединили
По воде они поплыли.
Паром ходит пароход,
В паре ходят пар и ход.
(Е.Измайлов)
2) Выделить в сложных словах корни (дугой) и соединительную гласную е или о между корнями (кружком):
паровоз, полотёр, самолёт, вертолёт, ледокол, пылесос, сталевар, сенокос, мышеловка, бурелом, сухостой, книголюбы, пчеловоды.
3) Найти в тексте сложные слова; указать, из каких корней они образованы:
На Волге начался ледоход. Вчера был снегопад. Пчеловод показал нам пасеку. Уже начался сенокос. Красив осенний листопад. Лесорубы вернулись домой. Издалека слышен шум водопада. Рыболов проверил удочки. Пешеход прошёл пять
километров. Мореплаватель открыл новый остров. Путешественники рассказали о дальних странах.
4) Указать в тексте сложные слова:
Семеро в отделе
все при деле! Пустовед
поправлял берет. Пустотёс
заострял вопрос. Пустомол
наполнял котёл. Пустодел
горделиво глядел. Пустолей
призывал: «Быстрей!». Пустовар
нагонял жар. Пусточёт
вел всему учёт...
К небу дым густой, А котел пустой!
(В. Иванов)
Каким одним словом можно заменить все названные в 5тихотворении сложные слова?

























Конспект логопедического занятия
"Словообразование. Образование новых слов с помощью приставок"
Цели урока:
уточнить представления о понятие “приставка”;
развитие умения распознавать, подбирать и выделять приставки в словах;
воспитывать умение слушать других учеников.
Ход урока

Организационная часть.
Долгожданный дан звонок, Начинаем свой урок.

1) Назвать противоположные действия, используя приставок от-, вы(с перекидыванием мяча); составить с некоторыми из них словосочетания.
приклеить отклеить 
внести вынести

принести ... 
вложить ...

привязать ... 
впустить ...

привыкнуть ... 
влезть ...

пристегнуть ... 
вкатить ...

привезти ... 
влететь ...

2) Сходны или различны по значению приставки в этих Ионах?
придвинул пододвинул 
искупал выкупал

ны мазал измазал 
построил выстроил

/и,/гладил отгладил
напугал испугал

3) Какими приставками (за-, от-) можно выразить начало; а какими конец действий, обозначенных данными ниже глаголами: гремел, сиял, шумел, стучал, цвел, смеялся.
5) Записать словосочетания, подобрав к глаголу соответствующую приставку из данных ниже:
в-, из-, под-, за-, пере-, на-, рас-, с-:
-бежать в комнату; -ставить стул;
-писать письмо; -брать грибов;
-вязать рану; -колоть орех-
-бить гвоздь; -кутать куклу;
-качаться на качелях; -путать буквы.
6) Записать, выбрав подходящее по смыслу слэво:
Машина ... мимо дома.
К нам в гости ... бабушка. (приехала, проехала)
Самолет совершил ....
В Москве пассажиры сделают ....(посадку, пересадку)
С деревьев ... листья.
Птицы ... на юг. (улетают, слетают)
7) Под карточками со словами расположить в 2 столбца подходящие по смыслу[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]глаголы из данных ниже:
пробил прибил промерз примерз
прошил пришил проколол приколол
Устно составить предложения с этими словосочетаниями.
8) Выписать в две колонки слова с приставками:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
подложил, подвинул, подушка, подножка, подорожник, поделил, подумал, подоконник, подружился, подул, пододеяльник, подлокотник, подремал, подрезал, подровнял, подрался, подавился, поддакивать, подаватью
9) Чем различаются слова:
оклик отклик 
опечатки отпечатки

поделка подделка 
оговорка отговорка

поставка подставка
подсказка присказка

Составить с ними словосочетания.






































Конспект логопедического занятия
Образование слов при помощи суффиксов
Логопедическое занятие по теме: Образование слов при помощи суффиксов.
Цель занятия: развивать у учащихся навыки словообразования при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также суффиксов, с помощью которых можно образовывать названия лиц по роду деятельности.

1) Прослушать текст Н. Сладкова:
Всё лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.
Как изменится смысл текста, если из выделенных слов убрать суффиксы?
2) Какое из слов является «лишним»?
избушка, садик, крылечко, деревцо, окно, дворик, скамеечка, дверца.
3) Какие из слов не только называют предмет, но и указывают на его величину? В какой части слова заключено значеие величины? лесенка, река, болотце, ручища, прудик, ножичек, сапожищи, куст, домина, дынька, бусы, речонка, клюв, туфелька, шнурочек, забор, ямина, мешок, зерно, книжица, паучи-ще, мост.
4) Используя суффиксы, образовать от данных существительных слова со значением очень маленький и очень большой.
Образец: человек человечек человечище,
кулак ... ... 
рука ... ...

плечи ... ... 
нос ... ...

сапог ... ... 
усы ... ...

голос ... ... 
глаза ... ...

клюв ... ... 
нога ... ...

волосы ... ... 
хвост ... ...

5) Составить словосочетания из слов, данных ниже: оглянулся, огляделся (кругом, назад); раскинул, раскидал (игрушки, руки); непонятная, непонятливая (ученица,задача); волнующая, волнистая, взволнованная (линия, музыка, сестра).



















Конспект логопедического занятия "Обобщение знаний о составе слова".
Цель занятия:
- закрепить знания детей о частях слова;
- развитие навыков морфологического анализа и синтеза слов,
- формирование навыков словообразования при помощи суффиксов и приставок;
- развитие монологической речи учащихся;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Ход урока

1) К данным ниже схемам подобрать из книг слова соответствующей структуры по образцу:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Поднос подруга кони
переезд... зацветёт... стучу...
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
дружок подоконник девочка
гордость... прочитал... горка...
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
причёска ледоход птицеферма

прогулка...снегопад... коневоды...
2) Самостоятельная работа.
Данные на доске (на карточке) предложения записать графически, отражая состав слов.
Образец: Кустик сбросил последние листочки.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Солнышко растопило тонкий ледок. Небо затянули осенние тучи. Голоса птиц наполнили весенний лес. Сосульки свисают с крыш. Распугали птиц утренние заморозки. Старик починил рыболовную сеть. Вяз озяб, и дуб замерз, насквозь продрогли ёлки.
3) В данной ниже юмореске выделить сложные слова (имеющие два корня):
О ПОГОДЕ
По прогнозам синоптиков, в будущем году ожидаются зима, весна, лето и осень. Возможны кратковременные осадки, продолжительные дожди, кое-где грозы, снегопады, метели, оттепели. В некоторых районах земного шара землетрясения и извержения вулканов. В остальных районах гололед, ледоход, листопад, перелёты птиц, суховей, сухостой, бурелом, сенокос, ледостав...
Среднегодовая температура в пределах нормы.
(По материалам «Клуба ДС» Литературной газеты)
Примеры детского юмора для чтения и обсуждения
Мама, давай ты будешь Баба-Яга, а я твой ягненочек?
Перед сном ищет свою пижаму: Где моя переодежда?
Сейчас осень?.. Но уже потихонечку зимеет, зимеет...
Я рано проснулся, потому что быстро спал.
Ночью кашлял, утром шепотом: Мама, у меня звук пропал.
Сколько тебе лет?
Как же я скажу, если у меня на руках варежки?
«ЛУНОЧЬ»
Стихи Таня знала еще до того, как научилась читать. Особенно она любила стихотворение Лермонтова: «По небу полуночи ангел летел».
Позже, когда Таня уже ходила в школу, она однажды обратилась к отцу:
А что такое, папа, все-таки «луночь»?
Какая «луночь»? удивился отец.
Ну та, по которой летел ангел. Помнишь: «По небу, по луночи ангел летел...»
(В.Келер)
СТУПЕНЕК
Таня очень любила ходить с мамой в лес по ягоды. Однажды девочка залезла на пенек и закричала:
Мама! Что это на чем я стою?
Это пенек, отвечает мама.
Почему пенек, а не ступенек, если я на него ступаю?
(В. Келер)























Конспект логопедического занятия
Интонационное обособление фразы, обозначение границ предложений: повествовательная интонация; вопросительная интонация; различные оттенки восклицательных предложений.
Цель: научить интонировать восклицательные предложения, различать предложения по их интонации, употреблять знаки препинания в конце восклицательных предложений.
1.Орг. этап Перед вами план работы урока. Мы должны его выполнить. Будем внимательными и активными и обязательно справимся.
1.словарная работа; 2. работа с постановкой знаков препинания в конце предложения; 3.минутка чистописания; 4.Физминутка; 5.задания из конверта; 6.домашнее задание; 7.итог урока. 2. Словарная работа. Отгадайте загадку % У: На сене лежит, Сама не ест и другим не даёт. Д: Собака У: Что означает слово собака? (домашнее животное семейства псовых, родственное волку, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке.) У: Что можно ещё сказать об этом слове? (Состоит из 3 слогов, ударение падает на второй слог, безударная гласная о) У: Найдите это слово в своём словарике, рядом запишите его в системе СУО. У: Прочитайте пословицы и поговорки с этим словом, вставьте пропущенные буквы, докажите. Собака верный дру.. человека. Собака (на) сене. Не замахивайся палкой и собака не залает. Ласковая собачонка и во сне хв..стом виляет 3.Минутка чистописания Со Ба Ка У: Обратите внимание на соединение букв, самую красивую букву подчеркните. 4. Тема урока Повторение знаний о предложении. У: Что такое предложение? Из чего состоит предложение? Что ещё знаем о предложении? (слова в предложении связаны по смыслу; первое слово в предложении пишется с большой буквы; в конце предложения ставится. ? !) У: составьте предложение со словом собака по схеме. I___     _____     ______
У: Чего не хватает в схеме? (.?!) У: Когда ставим точку? (составить предложение) У: Вопросительный знак? (составить предложение) У: Восклицательный знак (составить предложение) У: Прочитаем правило на стр.114 и сравним его со стихотворением У последней Точки На последней строчке Собралась компания Знаков препинания. Прибежал Чудак- Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит. -Ура! Домой! Караул! Разбой! Притащился кривокосый Вопросительный знак:- Кто? - Откуда? Кого? Как У последней Точки На последней строчке Собралась компания Знаков препинания.
Прибежал Чудак- Восклицательный знак. Никогда он не молчит, Оглушительно кричит. -Ура! Домой! Караул! Разбой! Притащился кривокосый Вопросительный знак:- Кто? - Откуда? Кого? Как? 5.Физминутка 6.Задание из конверта У: А вы хотите узнать, как зовут собаку? У вас на парте есть листочки с заданием, поставьте правильно знаки препинания, заполните таблицу. № предложения        .        ! 1                             +        - 2                             +       + 3 4 5 6 7 8 У нас есть собака мы зовём её Черныш наша собака весёлая и умная вчера она погналась за котом кот оказался храбрым и поцарапал собаке нос Черныш испугался и убежал теперь Черныш боится кота вот трусишка
У: Почему вы поставили восклицательный знак в последнем предложении? У: Как ещё можно определить какой знак нужно поставить? Вам поможет упр.198 У: Что вам помогло угадать, кто из детей сказал какое предложении? (выражение лица) У: прочитайте упр.199. А теперь поменяйте точку на восклицательный знак, что изменилось? 7. Итоги урока У: Оцените свою работу на уроке (с помощью смайликов) У: Что нового вы узнали? У: Что бы вам хотелось узнать подробнее?






Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315