Конспект занятия «Изготовление брелка-сувенира «Крыса»» 
	Муниципальное образовательное 
учреждение дополнительного
образования детей «Дом детства и юношества города Галича Костромской области»
 Конспект занятия
 «Изготовление брелка-сувенира «Крыса»
По программе объединения «Волшебный мир бисера»
(по разделу «Новогодняя мастерская»)                                                                                         
Автор: Волкова Нина 
Викторовна
 педагог
 дополнительного образования
Дома детства и юношества 
г. Галича 
руководитель объединения
мастерская «Умелые  руки»			 
2010год.
                                Тема занятия:
	«Изготовление брелка-сувенира «Крыса»».
	Раздел программы: «Новогодняя мастерская».
	Занятие проводится с детьми 2-го года обучения, начальный школьный возраст 8-9 лет.
	Тип занятия: самостоятельное применение знаний, умений, навыков.
	Изделие: брелок-сувенир «Крыса».
	Цель занятия: повышение знаний детей через  декоративно – прикладное творчество – бисероплетение –самостоятельного подбора цветового исполнения изделия 
	Задачи:
обучающие - формирование умений и навыков плетения на проволоке с использованием различных техник плетения; правильного чтения схемы плетения;
развивающие – развитие творческого мышления, самостоятельного подбора цветового мсполнения изделия, а также развития любознательности; 
воспитательные – воспитание аккуратности и внимательности при выполнении изделия из бисера, воспитание в детях любви к природе, животным.
	Форма обучения на занятии: фронтальная.
Каждый учащийся работает на своем рабочем месте и изготавливает одно и то же изделие.
	Методы обучения:
словесные: рассказ о восточном гороскопе, беседа, объяснение темы и разбор схемы;
наглядные: демонстрация плакатов с изображением животных в порядке чередования сменяемости годов цикла, готовых образцов, карточки со схемой на каждую.
Материалы и инструменты
(учебно-методическое и материально-техническое оснащение занятия):
1.ножницы;
2.медная проволока;
3.готовый образец;
4.схема;
5.салфетка для бисера;
6.бисер.
	Задания для самостоятельной работы учащихся на занятии:
1.рассмотреть готовый образец;
2.прочитать правильно схему изделия;
3.подобрать бисер для изделия по цвету;
4.плетение изделия в технике параллельного плетения и под руководством педагога использования игольчатого и петельного плетения.		
               Ход занятия.
	1.Вводная часть:
-Здравствуйте, ребята. Наше занятие я хочу начать с загадки:
		Если лес укрыт снегами,
		Если пахнет пирогами,
		Если елка в дом идет,
		Что за праздник? / Новый год/
-А кто скажет, почему я загадала именно эту загадку? Вот сегодня мы и поговорим о предстоящем празднике.
-Какой год идет к завершению сейчас?
-Какой год наступит вслед за настоящим? Восточная астрология отмечает годы 12-летними циклами. Название каждого года соответствует определенному животному, которых 12.Существует несколько легенд и сказок, с некоторыми из них я вас сейчас познакомлю. Например: индийский сказ.
В 5 веке до нашей эры в небольшом княжестве, находящемся у подножия Гималаев, на границе современных государств Индии и Непала, родился Будда. С детства он приводил в изумление своими способностями учителей. Жизнь ему сулила радости и наслаждения. Но когда Будде исполнилось 29 лет, он встретился по воле богов со старцем сгорбленным под тяжестью лет, больным проказой, с мертвецом и монахом-отшельником, и Будда задумался о причинах зла и страдания.
В течение 45 лет он проповедовал о пути, ведущем к постижению истины. И вот однажды Будда призвал всех зверей посетить его в первый день Нового года и обещал наградить пришедших правом безраздельного владения каким-либо одним годом. Из всех зверей лишь 12 пришли к Будде. Самым расторопным оказался зверекА кто это был я думаю вы скажете сами, когда дадите правильный ответ на загадку:
		Эта маленькая крошка
		Рада даже хлебной крошке,
		Потому что дотемна
                    В норке прячется она./Крыса/.
-А теперь я расскажу еще совсем маленькую сказку, которую придумал монгольский народ. Она объясняет почему 12-летний цикл начинается именно с года Мыши.
Итаксказка «Как верблюд лишился своего года», хотя поначалу первый год цикла достался именно ему. А произошло следующее: верблюд и мышь поспорили, кому владеть первым годом и решили - тому, кто увидит первым луч солнца. Верблюд лег головой на восток, а мышь, сев ему на макушку, стала смотреть на запад, в ту сторону, где находились высокие горы. Солнце еще не успело показаться из-за горизонта, но отблеск лучей уже был виден на западных склонах. Мышь увидела его первой и закричала об этом. Ей и достался первый  год цикла.
Вот мы и выяснили, что  первый год- год Мыши (еще его именуют годом Крысы), но ведь существуют, как я вам сказала в двенадцатилетнем цикле и еще 11 лет и каждый год имеет свое имя.
Сейчас мы ознакомимся с небольшой книжкой- стихотворением. Каждая страничка нашей книги будет соответствовать какому-то году, а это иллюстрации нашей книги /на стене висят плакаты с изображением животных/.
		Год цепляется за год,
Время движется вперед-
Без конца уходит вдаль,
 Как огромная спираль.
Вид спирали той таков:
Это множество витков, 
Где один другому вслед
Шествуют 12 лет.
Каждый год имеет свой
Личный символ, знак живой.
И никто из этих знаков
Меж собой неодинаков.
Чтобы ближе их узнать,
Нужно книжку прочитать 
Эта книжка с ними нас 
Познакомит сей же час.
	/показываю на иллюстрации поочередно/
				1.Мышь /крыса/:
			Книжку Мышь нам открывает
			Из 12 зверей
Самый мелкий успевает
К нам прийти других быстрей
Мышь запаслива. И в норку
Тащит зерна, тащит корку.
			/Кто родился в этот год,
 Жить не может без хлопот/.
				2.Бык:
			Лишь расстанемся мы с Мышкой,
			Видим: чередою лет
			К нам с сопеньем и одышкой
			Бык идет за Мышкой вслед.
			Он трудяга, этот Бык,
			Бык лениться не привык.
			/Кто родился в год Быка, 
			Труд любил во все века./
				3.Тигр:
			За Быком приходит Тигр,
			Чтоб хозяйничать весь год.
			Заводила шумных игр-
			Он кошачий, но не кот.
			Он вынослив, энергичен
			И главенствовать привычен.
			/Тот, кто в этот год рожден, 
			Властной силой награжден./
				4.Кролик /кот/:
			С Тигром срок пришел проститься,
			Кролик около дверей,
			В двери лапками стучится-
			Открывай ему скорей.
			Он удачливый счастливчик
			Общий баловень, любимчик.
			/Кто родился в этот год,
			Тот везде друзей найдет/.
				5.Дракон:
			Кролик место уступает,
			Потому что знает он:
			В Новый год к нам прилетает
			Яркий, сказочный Дракон.
			Осмотрительный, степенный,
			Лишь с друзьями откровенный.
			/Кто родился в этот год,
			Смотрит далеко вперед/.
				6.Змея:
			Год Дракона завершится,
			Следом - в блестках чешуя-
			Тихо, вкрадчиво струится
			К нам красавица Змея.
			Кто ее ругает нрав,
			Без сомнения, не прав,
			/Тот, кто в этот год рожден,
			Симпатичен и умен/.
				7.Лошадь:
			На дворе, снежком, укрытом,
			Только змейка уползет,
			Лошадь в землю бьет копытом,
			Лошадь пашет и везет.
			Популярней Лошадей 
			Нет животных и людей
			/Кто родился в этот год,
			За собой друзей ведет/.
				8.Овца:
			Лошадь средь зимы ускачет
			Вдаль от нашего крыльца
			Новый год, а это значит,
			Что приходит к нам Овца.
			Элегантна и прелестна
			И капризами известна.
			/Тот, кто в этот год рожден, 
			Тонким вкусом награжден/.
				9.Обезьяна:
			Год пройдет, и Обезьяна
			Прыгает среди двора.
			И играет постоянно,
			Обезьянья жизнь- игра.
			Симпатичны нам изъяны
			Хитрой, ловкой Обезьяны.
			/Кто родился в этот год,
			Тот ко всем найдет подход/.
				10.Петух:
			Вот уже и Обезьяна
			Убегает во весь дух
			Это вовсе и не странно-
			Принимает год Петух.
			Очень горд и разнаряжен,
			Он напорист и отважен.
			/Для рожденных в год такой
			Незнаком любой покой/.
				11.Собака:
			Уступил Петух без драки
			Место, чтоб возглавить год,
			Стражу верному, Собаке,
			Наступил ее черед.
			Справедливей нету знака,
			Чем отважная Собака.
			/Кто рожден под этим знаком,
			Силой духа награжден/.
				12.Свинья:
			После всех зверей ступая,
			Принимает год Свинья.
			Она- доверчивость слепая
			И не видит, где обман.
			И всегда со всеми дружна,
			И всегда кому-то нужна.
			/Кто рожден под этим знаком,
			Видим доброе во всем/.
			Начинай сначала книжку-
			Повстречаешь снова Мышку,
			Да и всех других зверей
			Снова встретишь у дверей.
			Ты и в жизни им: «Привет!»-
			Скажешь раз в 12 лет.
	-Считается, что эти животные обладают способностью наделять своими или присущими им чертами людей, рожденных в их году. Популярность этого календаря на Востоке очень велика. Зная год рождения, можно без труда определить характер человека. Вот здесь рядом с плакатами я повесила и таблицу к Восточному календарю и характеристики людей рожденных под зоологическим названием года, можно почитать в переменку. На сегодняшнем занятии будем плести сувенир-брелок «/Крыса/».
		2.Основная часть.
	-Сегодня на занятии мы будем плести из бисера  брелок- сувенир «Крыса» в подарок к Новогоднему празднику.
-Что нам потребуется для работы?	
+Бисер, салфетка, медная проволока, схема, образец изделия, ножницы.
-Для чего нам нужна салфетка? Как правильно она должна лежать?
+Салфетка нужна, чтобы бисер не рассыпался. Лежать она  должна от края стола на длину вытянутой руки от локтя.
-Какие правила техники безопасности мы должны помнить при работе с бисером?
+Проволоку обрезаем кусачками (ножницами), обрывать или перекусывать зубами нельзя с целью предотвращения травматизма. Ножницы (если используем их) должны быть воткнуты в бабину или же лежать рядом с ней в сомкнутом виде, передавать из рук в руки кольцами вперед, концы сомкнуты.
		Последовательность изготовления брелка-сувенира «Крыса».
-Сувенир из бисера плетется на одной проволоке размером приблизительно 70-80 см. Изделие плетется в комбинированной технике (петельное, игольчатое, параллельное). Хвост - начальный этап работы выполняется в технике игольчатого
плетения, также в этой же технике изготавливается часть лапки. Ушко и стопа лапки изготавливается в технике петельного плетения (на каждой парте представлены принципиальная схема и готовый образец, также на доске увеличенная схема, по которой идет разбор схемы коллективно).
-Что обозначает стрелка на схеме?
+Направление работы- плетения изделия.
-Плетение начинаем с хвоста в технике игольчатого низания. Затем приступаем к плетению туловища мыши в технике параллельного плетения. После выполнения 5 ряда туловища изготавливаем лапку в комбинированной технике. Нанизать на один конец 4 бисерины основного цвета и 3 бисерины другого цвета, пройти этим же концом проволоки через 4 бисерины основного цвета этого набора. Проволоку подтянуть. У вас должна получиться лапка из 4 бисеринок основного цвета и петельки из 3 бисеринок другого цвета. Симметрично выполняем также вторую лапку. Затем плетем 7 рядов в технике параллельного низания и выполняем вторую пару лапок, также как и первую пару. Далее плетем по схеме в технике параллельного низания 4 ряда и изготавливаем ушки в технике петельного плетения симметрично, далее плетем по схеме, из кончиков проволоки формируем усик(помощь педагога), закрепляем проволоку. Обрезаем лишнюю проволоку.
	/Самостоятельное выполнение работы./  
		3.Подведение итогов.
-Итак, на сегодняшнем занятии выполнили подарочное изделие- сувенир-брелок «Крыса». Вспомним сколько и какие виды техник плетения при выполнении поделки мы использовали?
+ 3 вида техник: петельное, параллельное, игольчатое.
-Занятие подошло к концу. Приводим рабочие места в порядок, ссыпаем бисер по цветам в отдельные пакетики и убираем в коробку, салфетки положим в корзиночку. До свидания.
	Занятие рассчитано на 2 урока (1,5 часа). 			
	4. Используемая литература
Схема плетения брелка «Крыса» авторская работа
«Энциклопедия для девочек» раздел «Твои звездные календари»
Журнал «Читаем, учимся, играем» № 7 2001 год	
ФђЗаголовок 1ФђЗаголовок 2ФђЗаголовок 3ФђЗаголовок 4ФђЗаголовок 5ФђЗаголовок 6ФђЗаголовок 7ФђЗаголовок 8ФђЗаголовок 915