Проектная деятельность учащихся 5 — 6 классов на уроках обществознания для повышения качества образования
"Проектная деятельность учащихся 5 - 6 классов на уроках обществознания для повышения качества образования"
Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания. Для реализации данной задачи я использую на уроках обществознания проектный метод. Свое предназначение как учителя вижу в том, чтобы учить детей всему тому, что способствует развитию свободного и системного мышления, формирует у них умения и навыки исследования, и в том, чтобы при этом учиться самой, ведь, как говорил Д.И.Писарев, «всякое настоящее образование есть самообразование». Проектная методика позволяет реализовать эти цели. Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном процессе обеспечивает формирование ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной.
Актуальность темы.
Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается. Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность. Выводы и предложения, сделанные ребятами в своих работах, становятся материалами для обсуждения. В настоящее время я нахожусь на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного проекта. Но первые выводы очевидны: метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.
Цель проектного обучения создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
Задачи:
теоретически и экспериментально обосновать необходимость внедрения проектного метода в школьное обучение;
определить педагогические условия использования проектной деятельности в образовательной среде школьников;
выявить степень обученности проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса;
апробировать методику работы над проектом в условиях среднего и старшего звена.
Проекты побуждают учащегося к целеполаганию, овладению общеучебными умениями, проявлению интеллектуальных способностей, проявлению коммуникативных качеств, отработке навыков работы в группе, выстраиванию отношений. Совместная деятельность дает широкие возможности как учителю, так и учащемуся выстраивать субъект-субъектные отношения.
Виды проектов. Мною была изучена методическая литература по вопросу создания проектов. Были определены виды проектов, которые можно применить для создания мини – проектов:
исследовательские проекты (требуют продуманной структуры, чётко обозначенных целей, обоснования актуальности, приближены к подлинно научному исследованию);
коммуникационные проекты (при их реализации происходит сбор информации о каком-либо объекте, их анализ и собственные выводы);
творческие проекты (не требуют строго продуманной структуры, их содержание зависит от интересов и творческих способностей авторов);
игровые проекты (это игра, в результате которой создаётся новый продукт, например, заседание редакционной коллегии ученого совета на уроке обществознания с целью выпуска газета «Наука и вымысел»);
практико-ориентированные проекты (их результат имеет конкретное общественно-полезное значение: организация выставки творческих работ, выпуск школьной газеты, сценарий школьного вечера)
Исходные теоретические позиции проектного обучения:
1) в центре внимания учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.
Системы действий преподавателя и учащихся. С целью выделения систем действий преподавателя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Раскрою сущность взаимосвязи обучающего и обучающегося.
Взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе
Стадии
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
1. Разработка проектного задания
1.1 Выбор темы проекта
Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся
Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме
Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта
Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения
Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися
Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения
1.2 Выделение подтем в темах проекта
Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора
Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую
Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта
Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)
1.3 Формирование творческих групп
Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности
Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды
1.4. Подготовка материалов к исследовательской
работе
Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу
Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.
Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом
1.5. Определение
форм выражения
итогов проектной
деятельности
Преподаватель принимает участие в обсуждении
Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.
2. Разработка
проекта
Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся. стимулирует их деятельность
Учащиеся осуществляют поисковую деятельность
3. Оформление
результатов
Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность
Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
4. Презентация
Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)
Докладывают о результатах своей работы
5. Рефлексия
Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки
Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.
Желательна групповая рефлексия
Критериями оценки являются достижение и цели проекта, достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.
Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности
Используя метод проекта, я остановилась на мини - проектах, т.к. на уроке уч-ся ограничены временем 30-35 мин., а при подготовке дома нагрузка по другим предметам так же требует времени.
Что такое мини – проект? Это любое самостоятельное дело, которое предполагает:
постановку цели
выполнение работы за 35 минут
конкретный результат представленный в итоге (текст, изделие, действие)
4. Таблица мини – проектов в 5 – 6 классе на уроках обществознания.
Тема урока
Тема проекта
Виды проектов по доминирующей деятельности
Продукт деятельности
5 класс
1
Значение изучения общества для человека.
Зачем изучают общество?
коммуникационный
2
Философия как наука.
А, зачем живешь ты?
коммуникационный
плакат
3
Этика как наука о морали и нравственности.
Берегите друзей (правила общения с другом)
практико -ориентированный
памятка -советы
4
Логика как наука о правильном мышлении
Я готов объяснить свое увлечение.
коммуникационный
выступление-реклама любимому увлечению
5
Психология как наука о душе.
Я работаю - психологом.
игровой
план рассадки учащихся в классе
6
Социология как наука о социальных группах.
Социология. Создание эмблемы класса.
творческий
эмблема
7
Законы – общепринятые и обязательные правила для всех граждан.
Правила управления и законы подчинения.
практико -ориентированный
памятка -советы
8
Обобщающий урок
Урок самоуправления в 5 «К» классе
игровой
разработка урока, определение социальных ролей
6 класс
9
Сферы жизни общества.
Анализ сказки «Двенадцать месяцев»
исследовательский
статья в газету «Сказка ложь, но».
Плакат.
10
Загадка человеческой природы.
Я ученый «Происхождение человека- наука и вымысел»
Исследовательский
(с использованием выхода в интернет)
выпуск стенной газеты «Наука и вымысел»
11
«Волшебство» человеческого сознания.
«Бывают люди-растения, люди –звери, люди – боги»
«Какими личностями в истории России можно гордиться»
практико -ориентированный
Рассказ. Сказка.
Презентация.
12
Разнообразие человеческих дел»
«Моя будущая профессия»
практико -ориентированный
Фотовыставка.
13
Богатство человеческого духа.
«Мое мировоззрение»
исследовательский
Выставка рисунков.
14
Проблема смысла жизни.
«Мозаика смысла жизни»
практико -ориентированныйвы
Выставка презентация творческих работ.
15
Законы писаные и неписаные.
«Золотое правило нравственности»
практико -ориентированный
правила
16
Взгляд человека на мир.
Анализ мифов, связь с современной наукой
игровой
выпуск стенной газеты «Наука и вымысел»
17
Встречи и ссоры разных людей»
«Встречи и ссоры разных людей
практико -ориентированный
Творческие работы
18
Правила совместной жизни людей.
Создание социального плаката «Поведение за гранью нормы»
практико -ориентированный
плакат
19
Начало мира людей – семья.
Социализация личности
практико -ориентированный
Творческая работа
20
Умение быть самим собой.
Реклама кубанских продуктов.
практико -ориентированный
рекламная листовка
21
Слова и дела патриота
«Патриоты Росссии»
практико -ориентированный
Презентация.
5. Самооценка проекта.
Каждому ученику необходимо уметь оценивать свою работу. Оценка мини – проекта занимает 4-5 минут в конце урока. Ее может делать один ученик или это делается коллективно по плану, который перед глазами учащихся.
1 Какая тема была выбрана для проекта?
2 Главный результат проекта.
3 Какая цель была поставлена?
4 Достигнута ли цель в сравнении с результатом? (ДА или НЕТ)
5 Что в проекте удалось, а что не получилось?
6 Как помогли тебе одноклассники и, как ты им помог?
7 Вызвал ли удовлетворение выполненный проект?
Класс
1ч.
2 ч
3ч.
4ч.
год
5
60 %
60 %
70%
70%
70%
6
70%
80%
80%
85%
85%
Анализируя результаты качества преподавания обществознания в 55-6 классах, позволили сделать вывод - применения методов проектов позволило повысит качество образования по предмету обществознание.
Таким образом работа по проектному методу обучения привела к положительным результатам повешения качества образования в 6 "а" классе. И позволила мне составить:
Общие методические рекомендации педагогам по руководству проектной деятельностью
1. Старайтесь делать так, чтобы дети как можно больше действовали самостоятельно и независимо.
2. Не сдерживайте инициативы.
3. Не делайте за ученика то, что он может сделать сам, или то, чему он может научиться.
4. Избегайте прямых инструкций.
5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6. Помогайте учиться управлять процессом мышления:
- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
- развивать навыки самостоятельного, оригинального решения проблем.
7. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему.
Список литературы.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2001.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.
Сальникова Т.П. Педагогические технологии. - М.,2005.
Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. - М.: Сентябрь, 1996.
Intel. Обучение для будущего: Учебное пособие. – М., 2005.
Ястребцева Е.Н. Пять вечеров. – М., 1998.
Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.//Директор школы, 1998, № 4.
Масленникова А. Образовательные системы – обзор исторически сложившихся подходов. //Директор школы, 2004,№8.
Гузеев В.В. Образовательные технологии. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. //Завуч, 2004,№6.
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе, 2003, №6.
Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». //Практика административной работы в школе, 2004, №5.
Землянская Е. Учебные проекты в экономической подготовке школьников.// Народное образование, 2006, №1.
Приложения.
«Человек существо биосоциальное»
Коллективные проекты 5 класс
Листовка – призыв.
«Мы выбираем ЗОЖ!»
Коллективные и индивидуальные проекты.
«Мозаика смысла жизни»
Индивидуальные проекты.
«Жизненный путь»
Индивидуальные проекты.
«Сферы жизни общества»
Коллективные проекты.
«Человек среди людей»
Коллективные и индивидуальные проекты.
Тема урока
Тема проекта
Виды проектов по доминирующей деятельности
Продукт деятельности
5 класс
1
Значение изучения общества для человека.
Зачем изучают общество?
коммуникационный
6 класс
2
Загадка человеческой природы.
Я ученый «Происхождение человека - наука и вымысел»
Исследовательский
(с использованием выхода в интернет)
выпуск стенной газеты «Наука и вымысел»
3
Законы писаные и неписаные.
«Золотое правило нравственности»
практико -ориентированный
правила
4
Взгляд человека на мир.
Анализ мифов, связь с современной наукой
игровой
выпуск стенной газеты «Наука и вымысел»
5
Начало мира людей – семья.
Создание социального плаката «Начало мира людей – семья»
практико -ориентированный
плакат
Широкое распространение идей проектирования, изначально сложившихся в технических отраслях знаний, способствовало их включению и в образовательную сферу. Проектирование, на наш взгляд, можно рассматривать как особый вид активности, основанный на умении человека мысленно создавать модели того, что должно быть, воплощать их в жизнь. «Проектная деятельность – это всегда стремление изменить несовершенную действительность (настоящее) и тем самым приблизить более совершенное, с точки зрения авторов проектирования, будущее» Она невозможна без педагога, так как по ходу действия участники проекта усваивают новые знания, виды активности, учатся творческому взаимодействию.
учебный проект – это педагогическая технология, сочетающая в себе исследование и эксперимент.
Цель проекта, с точки зрения педагога: приобретение новых знаний, умений и личностное изменение учащегося. Для ребенка: самостоятельная несколько этапов работы над проектом:
Погружение в проект. На этом этапе формулируется тема проекта, которая определяется учащимися-исследователями самостоятельно или педагогом, создающим стимул к самостоятельной деятельности для разрешения определенной проблемы. После того, как тема сформулирована, в ней выделяются подтемы, так происходит сужение, уточнение проблемы проекта. На начальном этапе выявляется значимость темы, таки образом появляется мотивация к разрешению проблемных вопросов.
Планирование деятельности. На данном этапе формируются творческие группы, выдвигаются варианты решения проблемной ситуации, формулируются цели и задачи проекта, создается план совместных действий, определяется форма конечного результата. Задача учителя консультировать учащихся, снабжать учебно-методическим материалом, что обеспечит полноту проблематики проекта.
Самостоятельная работа над проектом. Каждый учащийся выполняет свою конкретную задачу, происходит обмен информацией с другими участниками проекта, если возникает необходимость, то ребенок обращается за консультативной помощью к преподавателю.
Презентация конечного результата по проекту. На данном этапе происходит анализ деятельности коллективом и предъявляется способ решения проектной проблемной ситуации. Учащиеся повествуют о ходе работы над проектом, о способах решения проблемы, об идеях, которые возникли во время работы над проектом, обосновывают эффективность своего метода решения вопроса и демонстрируют итог работы. В качестве финального продукта могут выступать макеты, рисунки, чертежи, фото и видео коллажи, сценарии, сами спектакли, газеты и вебсайты и многое другое. Реализация данного этапа способствует самоутверждению, повышению самооценки ребенка, формирует навыки публичного выступления, развивает аналитические способности учащегося.
Этап рефлексии. Сам замысел проекта, ход работы, результаты, оценка конечного продукта деятельности, система отношений между участниками проекта, субъективные и объективные причины удач и неудач, перспективы использования результатов проектной работы и дальнейшее развитие проекта подлежат рефлексии.
Очень важным является реализация всех этапов учебного проекта, поскольку они в целом позволяют учащемуся наполнить свою деятельность личностным смыслов, проявить себя активным субъектом познания, развить творческие и коммуникативные способности.
реализация учебного проекта.
Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. - М.: Академия, 2005. – 288 с. - с.32
5ђЗаголовок 115