Описание опыта педагогической деятельности «Овладение опытом исследовательской деятельностью младшими школьниками в образовательном процессе»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 городского округа город Урюпинск









Описание опыта педагогической деятельности

«Овладение опытом исследовательской деятельностью младшими школьниками в образовательном процессе»













Подготовила
учитель начальных классов
ДЕВЯТКИНА ВЕРА ВИКТОРОВНА.






2014 г.

Содержание работы.

Введение.
Глава 1. Психолого – педагогические основы организации учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе.

Глава 2. Описание педагогического опыта педагогического опыта по организации исследовательской деятельности младших школьников в образовательном процессе.
Условия возникновения и становления опыта
Подготовительный этап
Методики развития общих исследовательских умений и навыков младших школьников.
Самостоятельная исследовательская практика младших школьников.
Результативность функционирования опыта.

Заключение.
Список литературы.
























Введение
Актуальность темы.
Важно понимать, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой, это необходимо каждому человеку. Универсальные умения и навыки исследовательского поведения требуются от современного человека в самых разных сферах жизни. В наши дни профессия научного работника или исследователя стала массовой. Людей, занятых наукой, теперь десятки миллионов. Творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии.
Темпы и содержания происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире, где востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные.
Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приёмов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Всё это в будущем станет основой для организации научно – исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Цель.
Апробировать роль учителя в качестве наставника, сопровождающего развитие научно – исследовательской деятельности учащихся, формирование и развитие исследовательского поведения учеников, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную научно – исследовательскую деятельность.
Задачи.
1. Изучить материалы научно – исследовательской литературы с целью ведения занятий, позволяющих учащимся выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать.
2. Апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся научно – исследовательской деятельности с тем, чтобы создать условия выбора учащимися разных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями.
3. Выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности.

Объект исследования.
Обучение младших школьников приёмам исследовательской деятельности.

Предмет исследования.
Процесс формирования исследовательской деятельности младших школьников.



I. Психолого – педагогические основы организации учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе.

Теоретическая база опыта.
В ходе многочисленных, специальных экспериментов, направленных на изучение особенностей исследовательского поведения людей и животных, неоднократно было доказано, что исследовательское поведение следует рассматривать как неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа. Он выполняет важнейшую функцию – функцию развития. Исследовательское поведение характерно для всех живых существ, и чем выше уровень психической организации, тем выше уровень развития поисковой активности. Наиболее эта способность ярко проявляется у человека не только в борьбе за выживание, сколько в творчестве.
«Постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями». Так считали В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко. Известный швейцарский психолог Ж.Пиаже постоянно подчёркивал, что «часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие».
Профессор педагогики Уильямс Херд Килпатрик разработал широко известную в мировой педагогике проектно – исследовательскую систему обучения. Суть её заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителями выполняли проект, решая какую – либо практическую задачу. Включаясь, таким образом, в практическую деятельность, они овладевали новыми знаниями. Он считал важным показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Изучив материалы научно – методической литературы, в своей деятельности я использую рекомендованную А.И. Савенковым систему тренинговых знаний, позволяющих учащимся выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать. В качестве методологии психолого – педагогического сопровождения взяла основы, предложенные А.М. Каменским и Н.Ю. Пахомовой. Н.А. Краля разработал алгоритмизированные этапы исследований в зависимости от вида, они легли в основу структурирования занятий в творческой мастерской.

Обучение путем исследований в современной образовательной практике один из самых эффективных способов познания окружающего мира ребенком.
Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской работы с детьми в методическом отношении является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую практику. В этом деле самый трудный первый шаг. В связи с этим возникает вопрос, с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения.
Во-первых, необходимо учитывать, что это наиболее экономичные способы передачи подрастающим поколениям обобщенного и систематизированного опыта человечества.
Во-вторых, использование исследовательских методов обучения дает большой образовательный эффект лишь при умелом их сочетании с репродуктивными методами. Круг исследуемых детьми проблем может быть существенно расширен, их глубина станет значительно большей при условии умелого использования на начальных этапах детских исследований репродуктивных методов и приемов обучения.
Третьим, и не последним, обстоятельством является то, что использование исследовательских методов добычи знаний, даже в ситуации открытия «субъективно нового», часто требует от ребенка незаурядных творческих способностей, которые объективно не могут быть развиты настолько, насколько это необходимо для освоения информации.
Развитие познавательных потребностей и интересов ребенка во многом зависит от того, насколько он вовлекся в собственный творческий исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний.
Стремление ребенка к познанию естественно, оно обусловлено биологически. Ребенок приходит в мир с генетически предопределенным желанием его познать и его необходимо научить этому, не сталкиваясь с практикой противоборства.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере. Исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Исследование чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей. Исследовательская деятельность более свободна, не регламентирована какими-либо внешними установками. Ее не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез.
Под исследовательскими умениями и навыками следует понимать умение видеть проблемы, умение задавать вопросы, умение выдвигать предположения, умение давать определение понятиям, умение классифицировать, умение и навыки наблюдения, умение и навыки проведения экспериментов, умение делать выводы и умозаключения, умение и навыки структурирования материала, умение и навыки работы с текстом, умение доказывать и защищать свои идеи.
Педагог играет немаловажную роль в выполнении исследовательской деятельности учащихся: контролирует, направляет, помогает.
Приобщение детей к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребёнка, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности детей и даёт им возможность приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. И пусть дети не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.
Всё выше сказанное легло в основу моей работы по организации научно – исследовательской деятельности младших школьников в форме научно – исследовательского общества.

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: «Как делаются открытия?» Эйнштейн ответил: «А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие». Конечно, это была лишь шутка. Но, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл. Ведь дело не в том, чтобы «не знать». Знать надо! А дело в том, чтобы «сомневаться», не брать на веру все, чему учили. Вдруг появляется человек, которого не останавливают привычные представления. Вот он и делает открытие. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Однако в школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. И по-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.
Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Деятельность исследователя - деятельность творческая, а сам исследователь, безусловно, - творец.
И не имеет значения, чем он занимается: изучает законы развития живых организмов, пишет картины или разрабатывает новые компьютеры.
Стремление и способности к исследовательскому поведению - это некая универсальная характеристика творца.
Одно из самых распространенных определений творчества - определение по продукту или результату. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового.
Как видим, удовлетворительное определение творчества отсутствует. Но есть характеристики творчества, ориентируясь на которые, мы можем ставить вопрос о диагностике и развитии творческих способностей.
Одна из характеристик творческого потенциала личности - креативность. Известный специалист по разработке тестов для оценки уровня ее развития американский психолог Е.П. Торранс пишет: «Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». При ее оценке учитывают обычно четыре параметра: продуктивность, или «беглость», гибкость, оригинальность и разработанность. Творчеству можно и нужно учить. Естественно предположить, что формирование и развитие качеств, которые и обеспечивали бы успех детей в творчестве можно рассматривать как специальную педагогическую задачу.
Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Поэтому задания должны составлять систему, позволяющую формировать как потребность в творческой деятельности, так и развивать все многообразие интеллектуальных и творческих возможностей ребенка.
Творческая деятельность - деятельность исследовательская, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается. Но все же, несмотря на это, специалисты в области изучения исследовательского поведения пытались и пытаются выработать приемы и алгоритмы, которые позволяют отыскивать истину.
II. Описание педагогического опыта педагогического опыта по организации исследовательской деятельности младших школьников в образовательном процессе.
Условия возникновения и становления опыта.
МБОУ СОШ №5 – одна из школ г. Урюпинска. Недалеко от школы находится Экологический центр, школа искусств, библиотека. Дети имеют возможность посещать внешкольные учреждения дополнительного образования. Контингент учащихся социальными слоями. Следствие этого – различный уровень интеллекта школьников, хотя в большинстве семей создаются условия для развития способностей детей.
Процесс формирования информационной культуры у младших школьников включает в себя, в первую очередь, развитие умения искать информацию, творчески подходить ко всем вопросам.
На основе анализа литературы передо мной определились задачи: формировать и развивать исследовательское поведение младших школьников.
Подготовительный этап.
Реализацию этих задач я начала с подготовительного этапа.
Я провела анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательской деятельности детей и готовности родителей к сотрудничеству.
Оказалось, что 18 человек (70% родителей), разделяют мнение о развитии творческих способностей учащихся и выступают "за апробирование проектно-исследовательской деятельности", 19% родителей (5 человек) придерживаются мнения "мне всё равно, лишь бы не были перегружены дети", и 3-е родителей (11% - З человека) отстранились от анкетирования,
Анализ результатов показал, что родители понимают необходимость формирования творческих навыков учащихся. Значит, при создании творческих мастерских учитель может рассчитывать и на помощь родителей, но при этом продумать формы сотрудничества.
Чтобы найти пути и средства реализации поставленной цели, я продумала следующие вопросы, на которые требовалось дать ответы в первую очередь:
1. На каком содержательном материале, и через какие формы работы МОЖНО наиболее ПОЛНО реализовать задачи? (помочь ученику сориентироваться в выборе, показать разные виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)
2. Какими учебными и вспомогательными материалами можно обеспечить работу? (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)
3. Какие виды деятельности возможны в работе? (Например, использование методов анализа; проведение эксперимента, наблюдения; работа в паре, группе, индивидуально; логическое рассуждение)
4. Какова доля самостоятельности ученика в работе, в чем он может проявить инициативу?
5. Какие критерии позволят учителю и ученику оценить успехи? (наблюдение активности на занятиях; беседы с учащимися, родителями; анализ работ учащихся; тестирование)
6. Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса (анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы после выполнения каждого вида работ)
7. Чем может завершиться для ученика занятие в мастерской, какова форма отчетности? (тестирование; исследовательская работа; реферат)

Для того, чтобы научить ребёнка искать и находить, ему необходимо вначале объяснить, что такое наука, как люди делают научные открытия, как рождается истина. Поэтому я провела анкету следующего содержания:
1. Какие науки ты знаешь?
2. Кто такой учёный?
3. Каких учёных ты знаешь (по книгам, по фильмам, по рассказам)?
4. Какими качествами должен обладать учёный? Подчеркни и продолжи: быть пожилым, любознательным, красивым, терпеливым, порядочным, честным, храбрым, умным, наблюдательным, добрым,...
5. Назови имена учёных, которые жили (живут) в твоей стране, городе, области.
6. Хочешь ли ты быть учёным, исследователем? Почему?
7. Какое открытие ты мечтаешь сделать?
При перечислении изучаемых наук дети называют все предметы, поэтому в список любимых попадают и чтение, и физкультура, и рисование. Из опрошенных детей первоначально 85% не имели чётких представлений о науке, её основных признаках, задачах и методах. Среди любимых наук 72% моих учеников назвали математику и окружающий мир.
В основном (57%) дети отмечают, что «учёные - это умные, наблюдательные люди, которые открывают что-либо новое, ранее никому неизвестное и исследуют это». Многие (32%) считают, что «учёные - это люди, которые изучают природу». Не знают, кто такие учёные 2% детей. Были и такие определения: «Учёный - это человек, который изучает новые предметы, повышает свои знания», «Учёный - это изобретатель». Среди основных качеств учёных были названы любознательность, наблюдательность, ум. Дети называют имена учёных, которые слышали по телевидению или от учителя в связи с рассказом о каком-то открытии, но знания эти очень ограниченные.
60% детей в моём классе хотели бы связать жизнь с наукой: «Учёным быть интересно», «Хочу быть учёным потому, что на земле много неоткрытого», Однако дети понимают, что занятия наукой не только связаны со славой и успехом, но и с некоторой степенью риска, с неудачами: «Я не хочу быть учёным, потому что это опасно».
Дети мечтают: «открыть новые планеты», «найти новые обитаемые планеты», «вывести говорящих животных», «изобрести лекарства от всех болезней», «найти оставшихся в живых динозавров»

Методики развития общих исследовательских умений и навыков младших школьников.
В плане развития исследовательских навыков очень важен вопрос о том, следует ли требовать, чтобы ребенок, начиная собственное исследование, четко сформулировал проблему, то есть определить, что будет исследовать, а потом уже начинал действовать. Реальный процесс творчества – это попытка сделать шаг в неизведанное. Поэтому и сама формулировка проблемы часто возникает лишь тогда, когда проблема уже решена. Но даже взрослый исследователь, начиная поиск, далеко не всегда осознает, зачем он это делает, и уж тем более не знает, что он найдет в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с ребенком, следует проявлять гибкость и не требовать ясного осознания и формулирования проблемы, четкого обозначения цели. Это положение принципиальное в деле формирования и развития навыков исследовательского поведения.
Творчество будет обеднено, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель. Поэтому с ребенка не всегда следует требовать ясного словесного оформления проблемы исследования.

Задания для развития умения видеть проблемы
Умение видеть проблемы – интегральное свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
Рассмотрим некоторые из таких заданий:

Задание «Посмотри на мир чужими глазами».
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем - способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
Я предлагаю несложное упражнение. Читаю детям неоконченный рассказ:
«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги»
Далее я предлагаю детям продолжить рассказ. Но сделать это необходимо несколькими способами. Например, представив, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь себя водителем грузовика, едущего по дороге, или летчиком, отправляющимся в полет, мэром города, вороной, сидящей на дереве, зайчиком или лисичкой в лесу.
Аналогичных рассказов можно придумать множество, и, используя их сюжеты, учу детей смотреть на одни и те же явления и события с разных точек зрения.
Предлагаю несколько заготовок для таких упражнений:
«В четвертом классе просто «эпидемия» - все играют в космических пришельцев»
Предлагаю детям продолжить рассказ, оценив эту ситуацию с позиций учителя, школьного психолога, директора школы, одноклассника этих ребят, одного из космических пришельцев, компьютера, на котором набраны тексты писем пришельцам, и др.
«Второй класс всю первую четверть осваивает новые компьютерные игры. Ребята активно обмениваются дискетами с новыми игровыми сюжетами. Постоянно спорят, рассказывают друг другу об успехах, достигнутых в них»
Предлагаю детям продолжить рассказ, оценив эту ситуацию с позиций учителя информатики, школьного психолога, одноклассника этих ребят, вороны, живущей в пятом классе в «живом уголке», студентов педагогического университета, пришедших в школу на практику, воробьев, чирикающих за окном, и др.
В ходе выполнения этих заданий очень важно стремиться к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. На первых порах следует воздерживаться от критики, не скупиться на похвалы и отмечать наиболее яркие, интересные, оригинальные ответы. Естественно, что у части детей они будут неизбежно однотипны. В дальнейшем упражнения подобного рода позволят развить у детей способности мысленного перемещения.
Естественно, что от такого простого, условного передвижения на месте другого человека, живого или даже неживого объекта еще бесконечно далеко до способности талантливого творца, называющейся сверхчувствительностью к проблемам, но первые шаги в этом направлении мы уже сделали.
Задание «Составьте рассказ от имени другого персонажа».
Прекрасным заданием для развития умения смотреть на мир «другими глазами» являются упражнения на составление рассказов от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов. Задание детям формулируется примерно так:
«Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним), человеком определенной профессии. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни».
Эту работу можно сделать письменной, предложив детям написать сочинение, но хороший эффект дают и устные рассказы. При выполнении этого задания поощряю самые интересные, самые изобретательные, оригинальные детские ответы. Отмечаю каждый неожиданный поворот сюжетной линии, каждую черточку, свидетельствующую о глубине проникновения ребенком в новый , непривычный для себя образ.

Развитие умений выдвигать гипотезы
Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, и даже такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления.
Дети часто высказывают самые разные гипотезы по поводу того, что видят, слышат, чувствуют. Множество интересных гипотез рождается в результате попыток поиска ответов на собственные вопросы.
Гипотеза – это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Рассмотрим кратко: как рождаются гипотезы; какими они бывают; как их строить; какие упражнения существуют для развития способностей выдвигать гипотезы.
Итак, гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез – основа исследовательского творческого мышления. Гипотезы позволяют открывать новые возможности, находить новые варианты решения проблем и затем в ходе теоретического анализа, мысленных или реальных экспериментов оценивать их вероятность. Таким образом гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны.
Ценность предположений, даже самых нелепых, провокационных идей, в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений.
В умении вырабатывать гипотезы можно специально потренироваться.
Задание «Давайте вместе подумаем»:
Как птицы узнают дорогу на юг?
Почему весной появляются почки на деревьях?
Почему течёт вода?
Почему дует ветер?
Почему бывают день и ночь? и др.
Какими могут быть гипотезы в данном случае: «Может быть, птицы определяют дорогу по солнцу и звездам?», «Наверное, птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.), они указывают им направление полета», «Птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «Допустим, что птицы находят теплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолете или на корабле?»
Бывают и совершенно иные, неправдоподобные гипотезы, их обычно называют провокационными идеями. В нашем случае это может быть, например, такая идея: «А если птицы точно находят дорогу на юг потому, что они ловят специальные сигналы из космоса».
Для того, чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. При каких условиях это применимо?
Делая предположения, мы обычно используем следующие слова:
Может быть Предположим Допустим

Развитие умений задавать вопросы
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы, и если их от этого систематически не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве. В процессе исследования, как и любого познания, вопрос играет одну из ключевых ролей. Можно сказать, и это не будет преувеличением, что познание начинается с вопроса. Термины «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация» обозначают нетождественные, но весьма близкие, тесно связанные между собой понятия. Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, по сравнению с вопросом проблема имеет более сложную структуру, образно говоря, она имеет больше пустот, которые нужно заполнить.
Значение детских вопросов в образовательной деятельности переоценить невозможно. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа, таким образом, пробуждая потребность в познании, приобщая его к умственному труду.

Какими могут быть вопросы.
Вопросы можно поделить на две большие группы.
Уточняющие: верно ли, что; надо ли создавать; должен ли Уточняющие вопросы могут быть простыми и сложными. Сложными называют вопросы, состоящие фактически из нескольких вопросов. Простые вопросы можно поделить на две группы: условные и безусловные. Приведу примеры: Правда ли, что у тебя дома живет попугай? – простой безусловный вопрос. Верно ли, что если котенок отказывается от еды и не играет, то он болен? – простой условный вопрос.
Встречаются и сложные вопросы, которые можно разбить на несколько простых. Например: «Будешь ли ты играть в компьютерные игры с ребятами или тебе больше нравиться играть одному?»
Восполняющие вопросы. Они обычно включают в свой состав слова: «где», «когда», «кто», «что», «почему», «какие» и др.
Эти вопросы также могут быть простыми и сложными.
Например: Где можно построить спроектированный тобой дом? – перед нами простой, направленный на выполнение недостающего знания вопрос.
Кто, когда и где может построить этот дом? – пример сложного вопроса.
Сравнение.
Сравнение также может быть отнесено к приемам определения понятий. Оно позволяет выявить сходство и различие предметов. Люди во все времена, желая понять, как устроена вселенная, прибегали к приему сравнения. Особенно активно используются сравнения в художественных текстах.
Пример сравнения я использую в работе с детьми для тренировки умения работать с понятиями. Например, предлагаю подобрать сравнение для таких объектов:
лампа; автомобиль;
гиппопотам; книга;
слон; телескоп;
лось; велосипед;
жилой дом; дерево.
Например, гиппопотам – похож на корову или лошадь. Или, например, слон, словно большая живая гора; он как огромный паровоз; или как большой мячик на толстых ногах с тоненьким хвостиком; он серый, как осеннее небо
Это задание можно немного видоизменить, например, с кем или с чем можно сравнить:
Непослушного ребенка;
Маленького котенка;
Осеннее дерево;
След, оставленным автомобилем.

Загадки как определения понятий
Важным средством развития умений давать определения понятиям у младших школьников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки – это ее определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения. Его определяющая часть.
Вот несколько примеров загадок-определений:
Щеки красные, нос белый Раскололся тесный домик
В темноте сижу день целый На две половинки
А рубашка зелена, И посыпались в ладони
Вся на солнышке она Бусинки - дробилки
(редиска) (горох)

Кафтан на мне зеленый, Цветет он майскою порой,
А сердце, как кумач. Его найдешь в тени лесной.
На вкус, как сахар, сладок, На стебельке. Как бусы в ряд,
А сам похож на мяч. Цветы душистые висят
(арбуз) (ландыш)

Отцвел желтенький цветок Стоят в поле сестрички;
Остался беленький пушок Желтый глазок, белые реснички.
(одуванчик) (ромашки)

Заворчал живой замок, Сердитый недотрога
Лег у двери поперек, Живет в глуши лесной.
Две медали на груди, Иголок очень много,
Лучше в дом не заходи! А нитки ни одной.
(собака) (еж)

Хорошим заданием для развития умения давать определения понятиям и при этом развивающим продуктивность, оригинальность, гибкость мышления может стать задание сочинения загадок, в том числе и юмористических.
Приложение «Загадки»

Какими понятиями должны овладевать дети.
Какими понятиями должны овладевать дети в процессе собственной исследовательской практики. С точки зрения развития культуры мышления и исследовательской деятельности важно, чтобы дети овладели такими понятиями, как «явление», «причина», «следствие», «событие», «обусловленность», «зависимость», «различие», «сходство», «общность», «совместимость», «несовместимость», «возможность», «невозможность» и др.
Без умения владеть этими понятиями, нет, и не может быть абстрактного мышления. Овладеть ими нельзя без исследования живых фактов и явлений, без осмысления того, что видишь своими глазами. Для этого надо учить ребенка переходить от конкретных предметов и отдельных фактов к абсолютному обобщению.

Развитие умения классифицировать
Исследование и познание мира не сводится только к восприятию предметов и явлений, чувственному отражению. Оно предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков..
Классификацией называют операцию деления понятий по определенному основанию на непересекающиеся классы. Один из главных признаков классификации – указание на принцип деления.
Классификация устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы. Классификация придает нашему мышлению строгость и точность.
Классификация может быть простой, а может быть и многоступенчатой, разветвленной. Например, расклассифицируем знаки, которыми обычно пользуется человек для сообщения информации другим людям, на группы: буквы, цифры, иероглифы, символы. В свою очередь, буквы можно поделить на кириллические, латинские, арабские; цифры – на римские и арабские; иероглифы – на китайские, японские, корейские; символы – на математические, музыкальные и др.
Классифицируя предметы и явления внешнего мира, и тем более обучая этому детей, следует понимать и постоянно помнить, что с точки зрения диалектики иногда нельзя установить резкие разграничительные линии. Поэтому каждая классификация относительна, приблизительна.

Задание «Четвертый лишний».
Четыре карточки содержат изображения: яблока, груши, банана, помидора. Естественно, что если классифицировать по основному признаку, то потребуется объединить фрукты: яблоко, груша, банан и отделить и отделить овощ – помидор. Это правильный, но не единственно верный вариант. Мы можем расклассифицировать эти предметы с детьми и по их цвету, тогда яблоко и помидор могут попасть в одну группу (например, оба красные), а банан и груша в другую – они желтые. Можем классифицировать эти предметы по форме: яблоко, груша и помидор по форме близки к шару, банан – имеет другую форму. Оснований для деления можно найти множество, и, давая детям задания на классификацию, следует развивать у них и способность к такой важной операции, как комбинаторика. Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности.

Задания на развитие умений классифицировать «продолжи ряды» Например, полезные ископаемые – это уголь, нефть, руда, алмазы и др.
Игрушки - ____________________________________________
Люди - _______________________________________________
Животные - ___________________________________________
Можно также придумать другие классификации.

Развитие умений наблюдать
Наблюдение - самый популярный и самый доступный метод исследования, применяемый в большинстве наук. Постоянно используется наблюдение человеком в повседневной жизни. Оно служит ценнейшим и совершенно незаменимым источником получения разнообразных сведений о мире.
Наблюдением называют вид восприятия, характеризующийся целенаправленностью. В научной практике наблюдение как метод исследования характеризует еще и то, что в ходе него могут использоваться различные приборы и приспособления – телескопы, микроскопы, измерительные приборы и др.
Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность. Ее еще называют сестрой внимательности. Наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Почему ребенок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Происходит это потому, что его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует внешний мир, для восприятия ему необходимы интеллектуальные действия. Он анализирует объект, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. В научном и художественном творчестве умение наблюдать тесно связано с умением видеть проблемы.

Упражнения на развитие внимания и наблюдательности
Ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Это может быть яркая интересная игрушка, книга и др. лучше, если этот предмет ярко окрашен и имеет много деталей, такой предмет и его детали воспринимаются и запоминаются легче.
Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу детей вспомнить и назвать все его детали. Затем вновь предъявляю детям этот же предмет и коллективно беседуем о том, что мы назвали, а что не заметили и не назвали, что осталось за пределами создавшегося у детей мысленного образа этого предмета.
Следующий этап упражнения – нарисуем изученную вещь по памяти. Желательно воспроизвести и общие внешние характеристики предмета, и все его детали. Это упражнение надо повторять периодически, постоянно меняя предметы для наблюдения.

Задание «Парные картинки, содержащие различия» для развития внимания и наблюдательности.


Умение наблюдать, а также синтетическое мышление хорошо развивают задания, подобные тому, что представлены на рисунке.
Задача детей разобраться в хитросплетениях линий и найти, какие предметы изображены на этих рисунках.


Задание «Найдите ошибки художника»
Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками. Их можно с успехом использовать для развития умения наблюдать.
Понаблюдайте, определите и нарисуйте, на какие простые геометрические фигуры похожи различные животные, птицы и рыбы.
Возьмем хорошо знакомые предметы простой формы, например: кубик, мячик, книжку, собранную пирамидку. Задание – посмотрите и нарисуйте в таблице, как будет выглядеть каждый из этих предметов сверху, слева и справа.
Следующее задание – найдите несколько осенних листьев (клен, береза, дуб или др.). Подумайте и скажите, на что похож каждый из них. Обведите их по контуру в тетради. Опишите каждый из них словами как можно подробнее. Аналогично можно использовать камешки и др.
Рассмотрим предметы, находящиеся вокруг нас. Найдите среди них: все предметы красного цвета, все круглые предметы,
все мягкие предметы. Я прошу детей нарисовать их.

Развитие умений создавать тексты.
Учиться писать отчеты о своих исследованиях очень важно. Научный текст – ткань сознания. И как на ткани видны некачественные переплетения или обрывы нитей, дыры, непропечатанный или плохо вытканный рисунок, так и в научном тексте явно просматриваются все изъяны мышления автора. Написание текстов с изложением результатов собственных исследования – лучший способ самоконтроля и развития научного мышления.
Методика работы с текстом. Рассмотрим практические задания, позволяющие подготовить учащегося к проведению теоретических исследований, вооружить его доступными умениями работы с источником информации. Основная задача здесь – умение находить главное и второстепенное, факты, подтверждающие идеи.
Разобьем процесс знакомства с текстом на несколько относительно автономных этапов.
Первый этап – беглый обзор текста, его общий просмотр. Здесь объясняю ребенку, что не следует читать книгу «вслепую».
При знакомстве с книгой сначала необходимо составить о ней общее представление. Это можно сделать несколькими способами:
полистать книгу, рассмотреть все иллюстрации;
познакомиться с оглавлением;
в книгах учебных и научных есть введение, где обычно автор дает краткий анонс содержания основных разделов и глав;
почитать отдельные куски текста, которые случайно привлекли внимание.
Второй этап – «задать себе вопросы по поводу текста»
Получив общее представление о содержании текста, полезно поставить вопросы по поводу излагаемых в них проблем. Например:
Насколько мне это интересно?
Что мне известно об этой проблеме?
Какие идеи вынесены в заголовки?
Что нового я смогу узнать?
Эти вопросы помогут сделать чтение более активным.
Третий этап – чтение. Глубокое знакомство с текстом.
Четвертый этап – «выделить главное и второстепенное». выделение главной идеи на основе прочитанного текста – не такое простое дело, как это кажется на первый взгляд.
Пятый этап – «резюме». Оценить уровень содержательности текста.

Методика «Продолжи исследование»
Еще одна методика, позволяющая включить детей в процесс собственного исследовательского поиска.
Выписываем из научно-популярных журналов и газет отрывки статей и предлагаем детям продолжить работу в направлении, указанном в отрывке. Отрывок выступает как площадка для старта детских исследований.
Требуется собрать материал по этой теме: в энциклопедиях, словарях, научных и научно-популярных книгах; сделать собственное наблюдение, провести эксперименты. Затем надо все обобщить, сделать необходимые умозаключения.
Каждый ребенок выбирает себе отрывок и начинает работу. Когда работа завершена, мы заслушиваем каждого ребенка и обсуждаем доклады. Тому, чей доклад признан лучшим, предлагается выступить в роли научного редактора сборника научных трудов нашего класса.
Возможен и интересен также другой вариант, когда всем детям в классе выдается один и тот же отрывок. Направления поиска могут быть очень разными. При подведении итогов в этом случае ярче заметны самые глубокие, самые оригинальные разработки.

Самостоятельная исследовательская практика
младших школьников.

Задания, рассмотренные выше, позволят детям приобрести некоторый опыт в методике поисковой активности младших школьников, но рассчитаны они в основном на игры в исследования. Временные рамки этих занятий ограничены, а исследовательскую активность ребенка ограничивать не стоит. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. С первого класса я развиваю у учеников стремление к самостоятельному открытию новых знаний, творческие способности, логическое мышление, исследовательские умения, необходимые каждому человеку для того, чтобы он мог успешно проявить себя в современной жизни.
Я провожу маленькие исследования, связанные с детским жизненным опытом. Тему выбираю близкую, интересную и увлекающую ребёнка этого возраста, т.к. исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Желание что – либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.
Темы исследований могут быть разные. Их можно условно разделить на 3 основные группы.
Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Эти исследования требуют большой изобретательности. В качестве предметов детских наблюдений и экспериментов могут выступать практически все объекты: и сами люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевленные предметы.
Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что можно увидеть в фильмах или прочитать в книгах, и др.
Исследования начинаются с 1 класса на уроках окружающего мира. Дети с удовольствием исследуют свою семью. Узнают, почему у родителей такая фамилия, какие родственники у них есть, составляют в рисунках и фотографиях « древо жизни» своей семьи. Во 2 классе ребята продолжают работу над исследованием, создают сочинения – миниатюры о своих питомцах, пишут доклады, рефераты. Все это подготавливает их к формированию умений и навыков исследовательской деятельности. Начиная с 3 класса, мои ученики уже с большим интересом выполняют довольно сложные проекты и исследования. Они фактически могут рассматриваться как следующая ступень исследовательского обучения. В помощь им дается памятка «Мое исследование» .
Учащиеся уже составляют свою родословную. Многих увлекает поиск источников происхождения своей фамилии. Дети исследуют данную проблему через опрос взрослых, книги, ищут информацию в Интернете и выступают на уроке с докладами, рефератами, презентациями. Составляя родословную, ученики узнают о своих родственниках, в годы великой отечественной войны сражавшихся на фронтах или работающих в тылу. Пишут доклады на тему: «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи». Работа продолжается и в четвёртом классе. На уроках русского языка дети пишут сочинения на тему: «Моя семья», «Субботний вечер у нас дома», «День моей мамы».
В большинстве случаев исследовательская деятельность только начинается в классе, а продолжение требуется во внеурочное время. При написании исследовательской работы «Душистая веточка сирени» использовался не только материал из книг, энциклопедий и Интернета, большую роль сыграли воспоминания семьи ученицы.
На уроках русского языка обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность при изучения слова с различных точек зрения (лексической, этимологической, орфоэпической и т.д.). Эту работу необходимо сделать интересной, творческой, высокоэффективной, такой, чтобы у детей глаза светились от радости, чтобы у каждого была возможность проявить свою фантазию, творчество, испытать чувство победы над ошибками. Поэтому провожу урок в форме «научной конференции». Это и урок по тему «Многообразие словарей, использование их на уроке русского языка», и внеклассное занятие - исследование «Урок доброты», «Исследование слова «сердце». Учащиеся самостоятельно и в группах проводят исследования, учатся добывать знания, применять их на практике, работать с различными словарями.
Ещё одной особенностью образовательной системы является использование технологии проектной деятельности, которая позволяет учителю успешно руководить исследовательской деятельностью учащихся.
Проект – это открытая и динамичная форма организации учебной деятельности. Система проектов даёт ученику большую степень свободы, возможность проявить интерес к тому, что он выбрал в качестве предмета изучения, вырабатывать и отстаивать собственную позицию и систему взглядов, развивая критическое мышление.
К проекту как методу исследовательской деятельности я обращаюсь с детьми с1 класса. Проект «Подарок бабушке на День Рождения», «Во что играли наши бабушки», «Счастье» своими руками», «Повар и лекарь в одной кожуре».
Результаты хорошо видны во время защиты детьми собственных работ. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость.
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Выполненные работы рецензируются учителями на методических объединениях, где ученик может получить совет для улучшения работы. Для оценки результатов и присуждения дипломов формируется жюри. В его состав входят: администратор школы, педагоги и учащиеся, проекты которых занимали призовые места на предыдущих конкурсах. В работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Время представления проекта не более 5-7 минут. Кроме того, отмечаются работы по номинациям: за самый интересный эксперимент, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, за самое научное исследование и т. д.
Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников.



Результативность использования исследовательской деятельности в
образовательном процессе.

Выполнение учебных исследований и проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, воспитать в условиях реальной действительности граждан открытого общества: деятельных, знающих, инициативных и способных применять в повседневной жизни те знания, которые получили в школе.
Возможно, ученик не станет большим учёным. Но первые свои опыты и исследования запомнит на всю жизнь, ведь эти знания он добывал самостоятельно. Умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Выполняя исследования, мои ученики (и сильные, и слабые) имеют возможность развивать лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
В ходе работы я выделила положительные стороны проведения исследований и хочу ими поделиться :
-у ребёнка есть возможность самостоятельно детально исследовать выбранную им тему;
- он учится задавать конкретные вопросы и моделировать исследование по-своему;
-учится вести регулярные записи в дневнике исследования;
-учится работать с источниками информации;
-использует в своей работе вновь приобретённые знания и навыки; -учится навыкам общения посредством написания ключей к вопросам и представления своей работы ;
- учится планировать, осуществлять и анализировать свою деятельность;
- работа над исследованием индивидуальна и даёт широкие возможности для развития фантазии, проявления творчества.
Исходя из вышесказанного, замечу, что это очень интересная работа, но требует от учителя большой подготовки, огромного желания искать и подбирать интересный материал, много времени на претворение своих идей в жизнь и проведение с детьми индивидуальных занятий. Но если желаемый результат достигнут, то появляется непреодолимое желание творить, искать новые идеи и создавать новые проекты.









Заключение.
В моей работе решался ряд задач. Решая первую задачу, мы проанализировали литературу и выявили сущность исследовательской деятельности, характеристики исследовательского обучения.
Решая вторую задачу, мы апробировали комплекс приёмов и методик обучения учащихся научно – исследовательской деятельностью. В нашей работе используется методика А.И.Савенкова.
Решая третью задачи, мы выявили эффективность результата исследовательской деятельности.
Данные моей работы доказывают и подтверждают необходимость занятий с младшими школьниками исследовательской деятельностью.




























Литература.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. – 2-е изд., исправл. и дополн. Самара: Издательство «Учебная
литература», 2006. 208 с.
Подьяков А.Н. Общие представления об исследовательском поведении и
его значении.// Журнал «Исследовательская работа школьников» № 1, 2002.
Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический
сборник. – М.: Народное образование, 2001.
Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника
приобретать знания. – Ярославль, 2002.
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения
школьников. – М., 2004.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – С. Пет., 2000.
Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. – М.: Высш. шк., 1990.
Новожилова М.М., С.Г. Воровщиков. Как корректно провести удобное
исследование. – М. 2008.
Криволап Н.С. Исследовательская работа школьников. – Минск, 2005.
Осипова Г.И. опыт организации исследовательской деятельности
школьников: «Малая Академия наук». – Волгоград. Учитель, 2007.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315