Конспект урока окружающего мира 1 класс Где живут белые медведи?
Урок окружающего мира в 1 классе на тему
«ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?»
Семёнова Валентина Юрьевна,
учитель начальных классов,
СОШ №3 г.Сланцы
Цель урока: Обучающая: Сформировать представление о разнообразии природы Земли; познакомить с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром.Развивающая: Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы.Воспитывающая: Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре, интерес к географическим областям и животному миру Земли.УУД: Регулятивные: выделять и осознавать то, что уже знают и что ещё нужно узнать;Познавательные: делать простейшие выводы о взаимосвязи между живой и неживой природой;Личностные: уважительно относиться к мнению других ребят, формировать своё мнениеКоммуникативные: участвовать в диалоге со сверстниками; отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других.
Оборудование: учебник и рабочий лист, иллюстрации с изображением животных (лиса, ёжик, рыбы, пингвин, белый медведь, заяц) и мест их обитания (лес, льды, водоём);глобус; демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Севера; иллюстрации животных Южного и Северного полюса, 5 конвертов с изображением животных и птиц Арктики и Антарктиды, презентация, рыбки разных цветов.
Ход урока
Анализ
Учитель
Ученики
Оргмомент
Психологический настрой
Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно.Нас оно торопит в класс,Вновь урок у нас сейчас!Ребята! Представьте, что на нас солнышко льет свои теплые лучики, под ними мы все становимся добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.
ВВЕДЕНИЕ ЗНАНИЙа) Постановка учебной проблемы
Приём создания проблемной ситуации №2.Задание на столкновение противоречивых мнений.Игра «Кто, где живёт»
На доске иллюстрации с изображением животных (лиса, заяц, ёжик, рыбы, пингвин, белый медведь,) и мест их обитания (лес, льды, водоём). - Расселите животных по месту их обитания.
Часть детей расселили пингвина и белого медведя на одну льдину.
Другие говорят о том, что пингвины и белые медведи не могут жить вместе (читали в книгах)
Побуждение к проблеме
-Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем?
Не знаем, куда расселить пингвина и белого медведя.
Проблема
- Какой будет тема нашего урока?
(Учитель фиксирует тему на доске
«ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?»)
Где живут белые медведи и пингвины?
б) Поиск решения
Чтобы поближе познакомиться с жизнью белых медведей, мы отправимся в экспедицию. А для этого нужно знать, куда мы отправляемся. На столах у вас стоят глобусы.
- Скажите, какого цвета макушка у глобуса?
Белая
- Если перевернуть глобус вместе с подставкой вверх ногами, то, что мы увидим?
Белую шапку
Тоже белую макушку Белое
- Так обозначены два полюса – Северный и Южный.
(Поместить картинку на доску)
- Как вы думаете, что обозначает белый цвет?
Цвет снега
Зиму
Снежинки
- Действительно, летом и зимой здесь всё бело от снега.
(Идёт мультимедийный демонстративный ряд иллюстраций с изображением неживой природы Севера)
- Сейчас мы с вами отправимся туда и исследуем эти районы.
-Как вы думаете, какая погода будет на полюсах?
Холодно
- Прежде, чем отправиться в путешествие нам нужно срочно вооружиться всем необходимым. Выполните задание 1 в рабочих листах.-Что из этих предметов нам понадобится для путешествия на Северный и Южный полюс? Обведите карандашом, то, что понадобится в путешествии.
Дети обводят шапку,
пуховик, варежки, лыжи, снегоход
-Ребята, как вы думаете, надо ли будет снимать тёплую одежду, если мы окажемся на Южном полюсе?
Нет, потому что там тоже холодно
Физминутка
Встаньте все около своих парт.Руки в стороны – в полётОтправляем самолёт.Правое крыло вперёд,Левое крыло вперёд,Раз, два, три, четыре,Полетел наш самолёт.
Групповая форма работы с источником
- Итак, наше путешествие продолжается. Как приспосабливаются животные к таким суровым погодным условиям, мы узнаем, исследуя эти районы. (Поместить на доску слово ИССЛЕДОВАНИЕ)
- Работать будем с текстом учебника. Вы будете внимательно читать текст про себя. После этого ответите на вопросы, доказывая своё мнение словами из текста. Помните, что работать надо дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы.
Основные правила работы в группе.
Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
Выслушать мнение каждого.
Найти общее решение.
Выбрать выступающего.
Вопросы для первой группы: Прочитайте текст на стр.121.Чем покрыта большая часть Северного Ледовитого океана?2.Какой полюс расположен в этом районе?
Задание для второй группы:Внимательно рассмотрите рисунок на стр.12. На них изображена жизнь на Северном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану:1.Где вы побывали?2.Что увидели вокруг?3.Какие звери и птицы вам встретились?[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Несмотря на то, что вы видите на фотографиях, белые медведи совсем не белого цвета. Их шерсть бесцветная, так как шерстинки полые и прозрачные. Они отражают свет и кажутся белыми..
Вопросы для третьей группы: Прочитайте текст на стр.131.Как называется один из холодных районов Земли?2.Какой полюс расположен в этом районе?
Задание для четвёртой группы:Внимательно рассмотрите рисунок на стр.13 На них изображена жизнь на Южном полюсе. Расскажите о том, что увидели по плану:1.Где вы побывали?2.Что увидели вокруг?3.Какие звери и птицы вам встретились?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
У пингвинов нет гнёз, поэтому своё яйцо они высиживают по очереди на лапах, накрывая его складкой жира.
.
Учащиеся получают задания для работы в группах:
Отчёт групп
1 группа рассказывает о Северном полюсе. В верхней части доски размещают названия СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС АРКТИКА
2 группа дополняет рассказ о Северном полюсе, рассказывают о животных Арктики. На доске появляются иллюстрации с изображением животных.
3 группа рассказывает о Южном полюсе. В нижней части доски размещают названия ЮЖНЫЙ ПОЛЮС
АНТАРКТИДА
4 группа дополняет рассказ о Южном полюсе, рассказывают о животных Антарктиды. На доске появляются картинки с изображением животных.
Физминутка
На дворе у нас мороз
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём;
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Там садимся на пенёк,
И опять у нас урок. (Дети садятся за парты.)
Работа в группах
Представьте, что апельсины – это маленькие модели Земли. Найдите на них Северный и Южный полюс.
Каждой группе даётся апельсин и флажки. Каждая группа показывает на «моделях» Северный полюс и Южный полюс.
ВОСПРОИЗВЕ-ДЕНИЕ ЗНАНИЙ
Самостоятельная работа с самопроверкой
- Проверим ваши знания с помощью игры «Да-Нет». Задание №2 в рабочих листах.Я буду читать предложение, если согласны с тем, о чём говорится, то рисуете кружок, если вы не согласны, то рисуете треугольник.- Арктика – это Северный полюс.- В Арктике тёплая погода.- Антарктида – это Южный полюс.- Белые медведи живут в Арктике.- Пингвины тоже живут в Арктике.
(Сравнивают ответы с эталоном)
Практическая работа в группах
Детям раздаются конверты с изображениями животных и птиц и пано Арктики и Антарктиды. Задание. Выбрать нужных животных того или иного района Земли и приклеить их на пано.
Две группы работают с пано Антарктиды, две группы работают с пано Арктики.
Далее работы вывешиваются на доску.
А теперь рассмотрите изображение белого медведя.
- Назовите приспособление, которое помогает ему маскироваться и незаметно подкрадываться к будущей жертве.
Белая шерсть
Рассмотрите смешной рисунок. Какое приспособление помогает белому медведю легко передвигаться по льду?
Специальные щёточки на подошвах лап
Возврат к вопросу проблемной ситуации
- Можем ли мы поместить вместе медведя и пингвина на одну льдину? (обращается к картинкам, с которыми работали вначале урока)
Нет
Учитель размещает белого медведя на Северный полюс, а пингвина – на Южный полюс.
Итог урока
Наше путешествие завершилось.- О каких холодных районах Земли мы узнали?
Северный полюс и Южный полюс
- Чем похожи эти районы?
Там всегда холодно
- Где живут белые медведи?
На Северном полюсе в Арктике
Рефлексия
У учащихся у каждого на парте изображения 4 разноцветных рыбок, обозначающих следующее:
Оранжевая – было интересно
Зелёная – очень понравилось
Красная – не понравилось
Синяя – было трудно
нужно выбрать рыбку и приклеить на лист бумаги. У каждой группы свой лист.
Дети выбирают нужную для себя рыбку и приклеивают на лист, затем листы от каждой группы вывешиваются на доску.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
Задание №1. Представьте, что вы отправились в путешествие к Северному или Южному полюсу. Обведи синим карандашом то, что понадобится в путешествии.
Задание №2. Согласен - , не согласен – .
A descriptionA description...Заголовок 315